Конспект урока на тему Танковые войска Красной Армии в Сталинградской битве


Тема урока: Танковые войска Красной Армии в Сталинградской битве
Тип урока:   урок изучения нового материала
Цель урока:  Выделить основные этапы Сталинградской битвы. Дать характеристику состояния танковых войск Красной Армии и их роли в Сталинградской битве.
Метод обучения: частично-поисковый, репродуктивный
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая
Средства обучения:
Барятинский М.Б. Сталинградская битва/М.Б. Барятинский. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007 – 96 с.
Строительство и боевое применение советских танковых войск в годы Великой Отечественной войны./О.А. Лосик [и др.]. – М.: Воениздат, 1979. - 414 с.
Широкорад А.Б. Танковая война на Восточном фронте/А.Б. Широкорад. - М.: Вече, 2009. - 448 с.
Оборудование: мультимедийный проектор, дополнительная литература, тетрадь, рабочие листы.
Развитие универсальных учебных действий (УУД)
Личностные:
Соотношение прошлого с настоящим, выработка своей позиции о роли Сталинградской битвы в истории России и мира;
Продолжение формирования патриотизма и гордости за историю своей страны.
Познавательные:
Умение поставить задачу, работать с дополнительной литературой, таблицей, владеть различными видами пересказа.
Умение выделять главное, сравнивать факты, делать выводы.
Умение высказывать суждения, задавать уточняющие вопросы, слушать друг друга, распределять работу при совместной деятельности, организовывать работу в группе.
Регулятивные:
Целеполагание;
Прогнозирование своих ответов;
Планирование деятельности в группах.
Коммуникативные:
Умение участвовать в коллективном диалоге, интегрироваться в группу сверстников, сотрудничать с одноклассниками и учителем.
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время, мин.
ОргмоментПриветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учеников и присутствующих. Приветствуют учителя, проверяют готовность места, настраиваются на работу. 1
Актуализация, целеполагание, мотивация (Вызов) Ребята, как Вы понимаете данные слова, что они говорят о ситуации на советско-германском фронте? Как вы думаете, в каком году происходили данные события? Предположите, о чем будет наш сегодняшний урок? «Задача состоит в том, чтобы при сдерживающих действиях группы армий «Центр» на севере добиться падения Ленинграда и установления наземной связи с финнами, а на южном фланге фронта добиться прорыва в район Кавказа, придерживаясь при всем этом первоначальных принципов относительно Восточного похода. Осуществление этой цели должно производиться не одновременно по всему фронту, а только по отдельным участкам и в соответствии со сложившейся обстановкой в итоге зимних боев, а также в соответствии с имеющимися в распоряжении силами и средствами и транспортными условиями. Поэтому первоначально необходимо объединить все имеющиеся силы для проведения главной операции на южном участке с целью уничтожить противника за Доном, чтобы затем захватить нефтяные районы в пределах Кавказа и пути через Кавказ»? (Слайд1)
Что Вы знаете о Сталинградской битве и участия в ней советских танковых войск из прошлых классов? Что бы Вы хотели узнать сегодня на уроке?
Высказывают свою точку зрения, предполагают тему урока, вспоминают все, что они знают о Сталинградской битве.
Заполняют в таблице ЗХУ графу «знаю» (у себя в тетрадях).
Формулируют вопросы к графе «хочу знать» и записывают. 2
Изучение нового материала и его закрепление (осмысление)
Итак, тема сегодняшнего нашего урока «Танковые войска Красной Армии в Сталинградской битве».
Давайте вспомним, каковы предпосылки Сталинградской битвы?
Сталинградская битва началась 17 июля 1942 г. и продолжалась до 2 февраля 1943 г. Наряду с другими родами войск Красной Армии в этом сражении весомый вклад внесли советские танкисты. Бронированные машины использовались в разведке (легкие и средние танки), качестве противотанковых средств на различных этапах битвы (тяжелые танки), танки прикрывали наступающую пехоту в бою, они являлись средством транспортировки пехоты в бою и на марше (танковые десанты). В итоге советские бронетанковые соединения превратились в самостоятельные подразделения, которые уже могли самостоятельно выполнять сложнейшие боевые задачи, как в наступлении, так и в обороне.
Как же развивались события в ходе Сталинградской битвы и какую роль сыграли советские танковые войска в данном сражении? Для ответа на данный вопрос нам нужно поделиться на 4 группы.
Каждой группе нужно выполнить определенное задание.
Итак, выслушаем ответы групп, оценим также их деятельность, и сделаем записи в тетради по ходу объяснения.
Для закрепления материала ответим на познавательное задание и проблемно-познавательное задание. Отвечают на вопрос: «В результате неудач в Крыму и под Харьковом войска южного и Юго-Западного направлений понесли большие потери и оказались крайне ослабленными. Противник значительно улучшил свое положение и получил благоприятные условия для планируемого им крупного наступления. После поражения советских войск под Харьковом и Воронежем противник полностью овладел инициативой и теснил части Красной армии, обладая не малым перевесом».
Изучают материалы дополнительной литературы и пакета, обсуждают, выбирают выступающего, слушают в группе его выступление, дополняют, формулируют краткую запись.
Выступления представителей групп перед  классом, предложения по записи в графу «узнал».
Записи в таблицу ЗХУ в графу «узнал» в соответствии с поставленными вопросами и дополнениями учителя.
Оценивают в карточке взаимооценки.
Отвечают на задания 2
15
15
2
Подведение итогов урока
(Рефлексия) Итак, ребята, что нового сегодня Вы узнали о Сталинградской битве и участия в ней советских танковых войск?
Я убедился в том, что вы хорошо усвоили материал новой темы. Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы. Особенно хотелось бы отметь работу (Ф.И. учащихся)…, которые получают оценки хорошо и отлично. Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди.
У кого возникли вопросы по теме урока? Отвечают, что нового узнали. Заполняют таблицу ЗХУ.
Выслушивают учителя, обсуждают оценки, задают вопросы, если не понятно что – либо…
5
Домашнее задание Записи в тетради. Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя. 3
План урока:
1. Оборона на дальних и ближних подступах к Сталинграду.
2. Оборона Сталинграда.
3.Подготовка к контрнаступлению.
4.Контрнаступление Красной Армии и разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом.
ПЗ: Почему основное назначение и функции советских танковых войск изменялись на протяжении всей Сталинградской битвы?
ППЗ: Сравните контрнаступление советских танковых войск под Сталинградом и Москвой?
Задания для групп
1 группа
Оборона на дальних и ближних подступах к Сталинграду (Барятинский М.Б. Сталинградская битва/М.Б. Барятинский. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. - стр. 24 - 30, читать).Каковы планы немецкого командования в летней кампании 1942 г.?
Каковы цели и задачи ставило советское командование перед Красной Армией в 1942 г.?
Какие танковые соединения были задействованы в Сталинградской битве со стороны Красной Армии и вермахта?
Проследите на карте действия советских танковых соединений в обороне на дальних и ближних подступах к Сталинграду.
Назовите основные итоги и результаты обороны танковыми войсками Красной Армии на дальних и ближних подступах к Сталинграду.
Дополнительные материалы
Директива 41(отрывок):
«Зимняя операция в России приближается к концу. Благодаря выдающемуся мужеству и готовности идти на жертвы солдат Восточного фронта удалось достигнуть крупнейшего оборонительного успеха немецкого оружия. Противник понес исключительно тяжелые потери в людском составе и в материальной части. Стремясь развить кажущиеся начальные успехи, он широко использовал в эту зиму главные силы резервов, предназначавшихся для позднейших операций. Как только метеорологические условия и характер местности создадут благоприятные предпосылки, немецкое командование и войска, используя свое превосходство, должны захватить всвои руки инициативу, чтобы навязать противнику свою волю.
При этом должна преследоваться следующая цель: окончательное уничтожение оставшейся еще в распоряжении Советов живой оборонной силы и захват максимального количества важнейших военно-хозяйственных центров. Для достижения этой цели будут привлечены все силы, имеющиеся в распоряжении немецких вооруженных сил и армий союзников. При этом должна быть гарантирована при любых обстоятельствах охрана оккупированных территорий на западе и севере Европы, особенно морских побережий.
Общий замысел:
Задача состоит в том, чтобы при сдерживающих действиях группы армий «Центр» на севере добиться падения Ленинграда и установления наземной связи с финнами, а на южном фланге фронта добиться прорыва в район Кавказа, придерживаясь при всем этом первоначальных принципов относительно Восточного похода. Осуществление этой цели должно производиться не одновременно по всему фронту, а только по отдельным участкам и в соответствии со сложившейся обстановкой в итоге зимних боев, а также в соответствии с имеющимися в распоряжении силами и средствами и транспортными условиями. Поэтому первоначально необходимо объединить все имеющиеся силы для проведения главной операции на южном участке с целью уничтожить противника за Доном, чтобы затем захватить нефтяные районы в пределах Кавказа и пути через Кавказ.
Окончательная блокировка Ленинграда и захват Ингерманландии».
2 группа
Оборона Сталинграда. (Барятинский М.Б. Сталинградская битва/М.Б. Барятинский. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007 – стр. 31-37).Какова обстановка в районе Сталинграда к сентябрю 1942 г.?
Расскажите о тактике советских танковых войск в уличных боях Сталинграда?
Какие примеры подвигов советских танкистов Вы можете привести?
Каковы результаты обороны Сталинграда с сентября по ноябрь 1942 г. и какой вклад внесли советские танковые войска?
Дополнительные материалы
Из газеты «Красная звезда», 19.09.1942 г. «ОЖЕСТОЧЕННЫЕ БОИ ЗА СТАЛИНГРАД»:
«Обстановка в районе Сталинграда принимает все более острый и напряженный характер. Идут бои за город. Не считаясь с огромными потерями в технике и живой силе, враг упорствует в своем стремлении пробиться сквозь боевые порядки наших частей и захватить Сталинград. Он бросает в бой все свои войска, спешно подтягивает резервы и организует серию непрерывных атак на наши позиции. Непрерывностью своих атак германское командование стремится измотать силы наших обороняющихся войск, не дать им возможности перегруппироваться для контрманевра. Особенно ожесточенные бои происходят на северо-западной окраине города. Здесь сражение приняло характер кровопролитных уличных схваток. Борьба идет за каждый дом. Немцы приложили много сил для того, чтобы захватить один важный район и отсюда прорваться по долине ручья к берегу Волги. Намеченное направление удара они подвергли массированной авиационной обработке. Однако наши бойцы стойко выдержали атаки с воздуха, остались на своих рубежах и вступили в бой с наземными войсками врага. Два полка пехоты и 100 немецких танков, перешедшие в наступление, были остановлены и отброшены. Наши артиллеристы и минометчики уничтожили 26 танков и 49 автомашин с мотопехотой врага. Только после того как немецкой авиации удалось поджечь ряд зданий, наши подразделения вынуждены были несколько отойти, но затем в течение дня они вернули часть оставленных позиций. Столь же напряженные бои разгорелись на другом участке в районе одной высоты. После того, как на эту высоту в течение 40—45 минут было сброшено несколько сот бомб, 50 немецких танков двинулись на штурм. В результате ожесточенного боя немцы потеряли 22 танка, но им все-таки удалось овладеть высотой, с которой можно контролировать несколько переправ в центре города. Захват немцами этой высоты значительно ухудшил положение наших частей, действующих на данном участке. Вследствие этого нескольким ротам немецких автоматчиков при поддержке танков удалось прорваться дальше. Многие немецкие автоматчики были наряжены в красноармейскую форму, а вражеские танки окрашены под цвет наших танков и имели наши опознавательные знаки. Защитники Сталинграда стали вести упорные бои по уничтожению прорвавшихся вражеских групп и предприняли ряд настойчивых контратак в направлении высоты. После пятичасового ожесточенного боя Н-ская гвардейская часть при поддержке авиации и артиллерии сбила немцев с высоты и вновь захватила ее. Это оказало свое влияние на ход боев на соседних участках, где положение также было восстановлено. Позже немцы несколько раз атаковали потерянную высоту, но все их атаки были отбиты гвардейцами, которые уничтожили несколько сотен гитлеровцев и отстояли свои позиции. Несмотря на невероятно трудные условия боев с численно превосходящим врагом, защитники Сталинграда, выдерживающие яростные удары немцев с земли и с воздуха, стойко и самоотверженно обороняют славный город. Они наносят фашистам огромные потери. Артиллеристы Н-ской части отразили несколько танковых атак неприятельских танков. Они подбили и сожгли 20 немецких танков. Командир орудия сержант Голамазов вывел из строя 6 танков и, кроме того, разбил 6 автомашин с грузом. Орудийный расчет сержанта Поломашного прямой наводкой разбил 4 танка и шестиствольный миномет. 3 танка расстрелял прямой наводкой молодой артиллерист Абрамов. На одном участке два наших небольших подразделения были окружены врагом. Мужественные воины, полные решимости биться до последнего патрона, организовали круговую оборону. Были моменты, когда противник вплотную подходил к их окопам, но они отбивали его. Сержант Коваль остался в окопе и тогда, когда над ним появился немецкий танк. Как только танк тронулся дальше, Коваль изловчился и бросил связку гранат и сжег машину. Так дрались подразделения весь день. Вечером связисты Вологин и Дмитриев направились в штаб части. Они пересекли вражеское кольцо, доложили командованию о состоянии подразделений и опять вернулись. Еще один день, всячески экономя боеприпасы, дрались бойцы в полном окружении. На третий день они были освобождены подоспевшим подкреплением. В последние два дня значительно повысилась активность нашей авиации. Советские бомбардировщики и штурмовики совершили несколько удачных налетов на коммуникации немцев, препятствуя им подтягивать резервы и подкрепления к городу. Однако значительно измотанный, истекающий кровью противник еще не потерял наступательной способности. Он рвется в город, желая поскорее овладеть им. Задача наших войск — во что бы то ни стало отбросить врага от Сталинграда».
3 группа
Подготовка к контрнаступлению (Широкорад А.Б. Танковая война на Восточном фронте/А.Б. Широкорад. - М.: Вече, 2009. – стр. 234 – 240.)Когда началась и закончилась подготовка плана контрнаступления Красной Армии под Сталинградом? В чем заключалась его суть?
Какие мероприятия были проведены для осуществления успешного контрнаступления под Сталинградом?
Каково соотношение бронетанковых сил Красной Армии и вермахта к началу контрнаступления?
Какую роль должны сыграть советские танковые войска в предстоящей операции?
Дополнительные материалы
Из приказа НКО СССР № 325 от 16 октября 1942 г. «О боевом применении танковых и механизированных частей и соединений» (отрывок):
«Приказываю в боевом использовании танковых и механизированных частей и соединений руководствоваться следующими указаниями.
I. Боевое применение танковых полков, бригад и корпусов
1. Отдельные танковые полки и бригады предназначаются для усиления пехоты на главном направлении и действуют в тесном взаимодействии с ней как танки непосредственной поддержки пехоты.
2. Танки, действуя совместно с пехотой, имеют своей основной задачей уничтожение пехоты противника и не должны отрываться от своей пехоты более чем на 200 - 400 м.
В бою танковый командир организует наблюдение за боевыми порядками своей пехоты. Если пехота залегла и не продвигается за танками, командир танковой части выделяет часть танков для уничтожения огневых точек, препятствующих продвижению нашей пехоты вперед.
3. Пехота для обеспечения действия танков должна подавлять всей мощью своего огня, а также огнем орудий сопровождения противотанковые средства противника, разведывать и очищать минные поля, помогать танкам преодолевать противотанковые препятствия и заболоченные участки местности, бороться с немецкими истребителями танков, решительно следовать за танками в атаку, быстро закреплять рубежи, захваченные ими, прикрывать подвоз танкам боеприпасов и горючего и содействовать эвакуации аварийных танков с поля боя.
4. Артиллерия до выхода танков в атаку должна уничтожить противотанковые средства обороны противника. В период атаки переднего края и боя в глубине обороны противника подавлять по сигналам танковых командиров огневые средства, мешающие продвижению танков, для чего артиллерийские командиры обязаны руководить огнем артиллерии с передовых подвижных наблюдательных пунктов из радийных танков. Артиллерийские и танковые командиры совместно устанавливают сигналы вызова и прекращения огня артиллерии.
5. При появлении на поле боя танков противника основную борьбу с ними ведет артиллерия. Танки ведут бой с танками противника только в случае явного превосходства в силах и выгодного положения.
6. Наша авиация своими действиями расстреливает противотанковую оборону противника, воспрещает подход к полю боя его танков, прикрывает боевые порядки танковых частей от воздействия авиации противника, обеспечивает боевые действия танковых частей постоянной и непрерывной авиаразведкой.
7. Танковым экипажам атаку проводить на максимальных скоростях, подавлять интенсивным огнем с хода орудийные, минометные, пулеметные расчеты и пехоту врага и умело маневрировать на поле боя, используя складки местности для выхода во фланг и тыл огневых средств и пехоты противника. Лобовые атаки танками не проводить.
8. Отдельные танковые полки и танковые бригады являются средством командующего армии и его распоряжением придаются стрелковым дивизиям как средство их усиления.
9. Отдельные полки танков прорыва, вооруженные тяжелыми танками, придаются войскам как средство усиления для прорыва обороны противника в тесном взаимодействии с пехотой и артиллерией. По выполнении задачи прорыва укрепленной полосы тяжелые танки сосредоточиваются в сборных районах в готовности к отражению контратак противника.
10. В оборонительном бою танковые полки и бригады самостоятельных участков для обороны не получают, а используются как средство нанесения контрударов по частям противника, прорвавшимся в глубину обороны. В отдельных случаях танки могут быть зарыты в землю в качестве неподвижных артиллерийских точек, засад или для использования вместо кочующих орудий.
11. Танковый корпус подчиняется командующему фронтом или армией и применяется на главном направлении в качестве эшелона развития успеха для разгрома и уничтожения пехоты противника».
4 группа
Контрнаступление Красной Армии и разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом (Широкорад А.Б. Танковая война на Восточном фронте/А.Б. Широкорад. - М.: Вече, 2009. – стр. 246-275).Покажите на карте направления ударов советских танковых частей в период окружения немецко-фашистских войск под Сталинградом. Какая главная задача была возложена на танковые войска Красной Армии?
Проследите на карте боевые действия танковых соединений Красной Армии в период отражения деблокирующего удара котельниковской ударной группы немецко-фашистских войск. Какова была роль советских танковых частей в данной операции?
По карте проследите направления наступления танковых войск советской армии в период заключительного этапа Сталинградской битвы. Как изменилась основная функция советских танковых подразделений в отличии от предшествующих операций?
Каковы результаты контрнаступления Красной Армии под Сталинградом? Выполнили ли советские танковые войска возложенные на них задачи?
Дополнительные материалы
Из книги «Сталинградская битва. Хроники, люди, факты». ТРЕТИЙ ЭТАП КОНТРНАСТУПЛЕНИЯ ЛИКВИДАЦИЯ ОКРУЖЕННОЙ ПОД СТАЛИНГРАДОМ ГРУППИРОВКИ ПРОТИВНИКА 10 января — 2 февраля 1943 г.:
«Окруженная в районе Сталинграда группировка противника (6А, часть сил 4ТА) в ходе боев в декабре 1942 г. понесла потери до 80 тыс. чел. К январю 1943 г. численность группировки составляла до 250 тыс. чел. Пространственные характеристики территории, удерживавшейся окруженной группировкой, обеспечивали артиллерии Донского фронта осуществлять огневое поражение войск на всю глубину построения обороны противника. Резервы были полностью израсходованы, запасы материальных средств оставались незначительные. Подача запасов по воздуху, организованная германским командованием, была нарушена, а после потери противником аэродромов Тацинская, Морозовский, Чернышковский, Котельниково, Зимовники, Сальск и реализации мер по осуществлению воздушной блокады окруженной группировки — практически сорвана. Донской фронт (62, 64, 57, 21, 65, 24, 66А), осуществлявший подготовку к наступательной операции с целью ликвидации окруженной группировки, к 10 января 1943 г. имел в своем составе сд — 39, сбр — 10, тбр — 4, тп —12; для огневого поражения противника в составе группировки имелось: гвардейских тяжелых минометных бригад — 5, гвардейских минометных полков — 14, минометных полков — 10, артиллерийских полков — 89.Замыслом операции предусматривалось:
нанесением рассекающих ударов расчленить окруженную группировку и уничтожить ее по частям;
главный удар нанести войсками 65А и смежных флангов 21 и 24А в направлении юго-вост. нп Вертячий — завод «Красный Октябрь»;
другой удар нанести смежными флангами 64 и 57А в направлении Варваровка — Басаргино;
силами 66А и 62А нанести удары по сходящимся направлениям вост. нп Кузьмичи —Городище и Бобров — Городище.
Для введения германского командования в заблуждение относительно места сосредоточения основных усилий были организованы и проведены демонстративные действия, имитировавшие создание крупной группировки войск за левым флангом 24А в районе Самофаловка. На направлении главного удара было создано превосходство в силах над противником по численности боевых войск в 3 раза, по танкам в 1,2 раза, по орудиям и миномета в 15 раз.
8 января германскому командованию был предъявлен ультиматум с предложением прекратить сопротивление и капитулировать. Ультиматум был отклонен. Противник рассчитывал, связав сражением войска Донского фронта, не допустить их переброски на Северный Кавказ для действий против основных сил группы армий «А». 10 января после 55-минутной огневой подготовки, в которой участвовали артиллерия и авиация, войска Донского фронта перешли в наступление. К исходу дня на направлении главного удара оборона противника была прорвана на глубину 6—8 км, к исходу 12 января войска 65А вышли к р. Россошка, продвинувшись на 10—12 км. Одновременно на направлении другого удара войска 64А и 57А вклинились в оборону противника на 6—8 км. В течение паузы 13—14 января войска Донского фронта провели частичную перегруппировку сил и, нарастив усилия, 15 января возобновили наступление. Рубеж обороны противника, для которого он использовал средний оборонительный обвод, был прорван, и войска противника начали поспешный отход к Сталинграду.
17 января войска 64, 57, 21, 65, 24А вышли на рубеж Воропоново — хут. Гончара — Большая Россошка — южн. нп Самофаловка, на котором встретили упорное сопротивление противника. С утра 22 января наступление после четырехдневной подготовки было возобновлено. Оборона противника по внутреннему оборонительному обводу после нескольких огневых ударов была 25 января прорвана. К исходу 26 января войска 21А и 62А соединились в районе Мамаева кургана.
Группировка противника была расчленена на северную (район Сталинградского тракторного завода и завода «Баррикады») и южную (в центральной части города).
31 января прекратила сопротивление южная группировка. Вместе с войсками сдался в плен командующий 6А генерал-фельдмаршал Паулюс. 2 февраля после очередного огневого удара прекратила сопротивление северная группировка.
Таким образом, 2 февраля 1943 г. в результате наступательной операции Донского фронта, являвшейся основным содержанием третьего этапа контрнаступательной операции группы фронтов на сталинградском направлении, группировка войск противника (6А, часть сил 4ТА), окруженная в районе Сталинграда, была полностью ликвидирована. В ходе операции было уничтожено 22 дивизии противника. Только в плен нашими войсками было взято более 91 тыс. солдат и офицеров. Эти потери были для германских вооруженных сил невосполнимы. Противник лишился отборных,
имевших большой боевой опыт соединений, укомплектованных хорошо обученным личным составом, обладавшим высокой психологической устойчивостью, что позволяло сохранять боеспособность войск в течение длительного времени, несмотря на безнадежность положения и неизбежность поражения в боях в окружении.
Одновременно с периодом подготовки и проведения третьего этапа контрнаступательной операции на сталинградском направлении войска на внешнем фронте окружения подготовили и провели наступательные операции, являвшиеся непосредственным продолжением операций второго
этапа контрнаступления.
2 января 1943 г. войска Южного фронта (2 гв. А, 51, 28А) и левого фланга Юго-Западного фронта (5ТА, 5УдА) перешли в наступление, нанося несколько рассекающих ударов в общем направлении на запад. Успешно развивая наступление, к исходу 16 января войска вышли на рубеж: 5ТА — иск. Скосырская — Крылов; 5 УдА — иск. Крыло — Николаевская; 2 гв. А — иск. Николаевская — Багаевская — р. Маныч — сев.-вост. нп Веселый; 51А — сев.-вост. нп Веселый, Пролетарская; 28А — иск. Пролетарская — Дивное. Создалась угроза выхода войск левого крыла Юго-Западного фронта через открытый левый фланг в тыл армейской группы «Фреттер-Пико», оборонявшейся в полосе Чертково — Скосырская. Войска Юго-Западного фронта начали преследование поспешно отходившего противника. Одновременно войска левого крыла Южного фронта перешли на левый берег р. Маныч и отбросили противника до рубежа Красный Маныч — Богородицкое. К исходу 24 января войска Юго-Западного и Южного фронтов вышли на рубеж Старобельск — сев. г. Ворошиловград — р. Северский Донец — Каменск — устье р. Калитва — устье р. Северский Донец (при впадении в р. Дон) — р. Дон — Багаевская — зап. нп Красный Маныч — Богородицкое.
Карточка ЗХУ
Знаю Хочу узнать Узнал
Оборона на дальних и ближних подступах к Сталинграду. Оборона Сталинграда. Подготовка к контрнаступлению. Контрнаступление Красной Армии и разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом. Карточка взаимооценки работы групп. (Поставь плюс или минус, если считаешь, что данные пункты есть или отсутствуют в работе группы.)
ф.и. ученика(цы)____________________________________
Группа Узнали новое Доступно Грамотно подготовлены хорошо Ничего нового Непонятно Слабо подготовлены
Оборона на дальних и ближних подступах к Сталинграду. Оборона Сталинграда. Подготовка к контрнаступлению. Контрнаступление Красной Армии и разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом.