Конспект урока по русскому языку в 4 классе по учебнику М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко на тему:«Представляем еще одну часть речи. Обобщение наречий»
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по учебнику М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.
Тема урока: Обобщение наречий..
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Цель: закрепить умение находить наречия среди других частей речи; обучить образованию наречий, грамотному их написанию, уточнить значимость наречий в нашей речи.
Задачи: 1.Совершенствовать навык правописания наречий, находить особенности как части речи.
2. Развивать речь учащихся, дикцию, внимание, мышление и воображение.
3. Воспитывать аккуратность, добросовестное отношение к предмету.
4. Следить за осанкой учеников, положением тетради и ручек при письме; развивать у школьников мышцы рук и координацию движений
Оборудование: плакат и карточки с заданием "Четвертое лишнее", плакат"Образование наречий".
Оформление доски: 1.Название темы урока. 2.Наглядность( Красная Шапочка и ромашки с разными частями речи). 3.Плакаты .
План урока:
1.Вводный этап урока. Организационный момент.
а)речь учителя.
2. Проверка домашнего задания.
3.Закрепление.
а)беседа; в) сообщение темы и задач урока; в)нахождение наречий среди других частей речи.
4.Актуализация опорных знаний. а) работа по учебнику; б) беседа.
Физкультминутка.
в) работа в парах.
5.Повторение изученного материала.
а)практическая деятельность( самостоятельная работа); б) беседа.
6.Итог урока.
а)беседа.
7.Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся, классного помещения.
- Ребята, посмотрите всё ли у вас готово к уроку ? Учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш и линейка.
II. Проверка домашнего задания(упр.141)
-Теперь проверим домашнее задание.
-Какие 6 наречий вы нашли в тексте из упражнения 141 на стр. 64 учебника? ( ответы детей: громко, одновременно, вверх, долго, сначала, потом).
-Назовите словосочетания с наречиями.( громко скомандовал, одновременно поднялась, поднялась вверх, долго провожала, сначала летели).
-Молодцы!
-Дежурные собирают тетради с домашней работой.
1. Гимнастика для рук.
-Сейчас проведем гимнастику для рук.
Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли.
Отталкиваем тучки.
- Откройте тетради, запишите число , классная работа.( Учитель следит за осанкой учеников и положением тетрадей : угол страницы тетради , на которой выполняется запись, смотрит в середину груди ученика).
III.Закрепление .
1.Беседа:
Тема нашего сегодняшнего урока: Обобщение наречий. Мы закрепим умение находить наречия среди других частей речи; научимся грамотно записывать их.
-Ребята, посмотрите на доску. Давайте поможем Красной Шапочке собрать букет из наречий. На доске слова разных частей речи, нам нужно собрать только слова -наречия.( На доске слова разных частей речи: рано, стирать, быстро, громко, парта, налево, веселый, сзади, весело, летела, издалека).
-Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правило, что же такое наречие?
-На какие вопросы отвечает наречие?
-К каким частям речи чаще всего относят наречия?
-Есть ли окончания у наречий? (нет) Почему?
-Молодцы, вспомнили! А теперь приступим к работе!( Дети выходят к доске и собирают наречия в букет Красной Шапочке и маркером выделяют суффиксы).
-Какие части речи остались ? .(Имя сущ., имя прилаг., глагол).
Давайте и им дадим определение.
IV.Актуализация опорных знаний.
1.Работа по учебнику .
-Ребята, пожалуйста, откройте учебник на стр. 64, найдите упражнение 142. Прочитайте задание.(Ученик зачитывает).
-Запишите упражнение 142, постройте словосочетания с наречиями и запишите их. Вам поможет справочное бюро. Выбирая слова, помните о связи по смыслу.( Учитель приглашает ученика к доске, остальные делают запись в тетрадке).
-Какие наречия- антонимы? Вспомним определение .
Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным значением.
Физкультминутка.
"Хомка-хомка..."
2.Работа в парах. Игра "Четвертое лишнее" (Детям предлагаются карточки. Одно из наречий в каждой группе слов лишнее, не соответствующее смыслу глагола. Задача детей- соотнести наречия с глаголом и зачеркнуть лишнее наречие.).
Р а б о т а т ь - быстро, издалека, плохо, медленно.
П и с а т ь - аккуратно, чисто, громко, разборчиво.
И г р а т ь- весело, пешком, долго, дружно.
С к а з а т ь- вежливо, ощупью, громко, правильно.
Ч и т а т ь- быстро, вслух, вручную, выразительно.
С п а т ь - крепко, скоро, долго, спокойно.
На доске данные слова написаны на плакате. Затем один ученик из пары выходит к доске и вычеркивает лишнее наречие.
V.Повторение изученного материала.
Самостоятельная работа. Образование наречий.
Учитель вывешивает плакат.( Дети работают самостоятельно в тетрадках)
а) От данных слов образуйте наречия с суффиксом о. Выделите суффикс. Подчеркните все ошибкоопасные места.
Быстрый, чистый, сильный, ловкий, свежий, ленивый.
б) От данных слов образуйте наречия с суффиксами е.Выделите суффикс.
Легкий, мягкий, излишний ,тягучий, искренний.
Учитель опрашивает учеников.
- Ребята, какой части речи мы посвятили наш урок?
-Давайте еще раз вспомним, что такое наречие?
-Какие правила написания наречий вы узнали?( сколько н пишется в прилагательном, столько н будем писать и в наречии).
VI.Итог урока.
- Наш язык очень богат. По частоте употребления наречия занимают 6-ое место после существительных, глаголов, местоимений, предлогов и прилагательных. Наречия часто используют поэты, так как они придают речи образность и выразительность.
В заключение хочется привести слова П.С.Пустовалова: «Без наречий утратились бы живописность, эмоционально-экспрессивная окраска, точность авторских характеристик». Согласны ли вы с этим высказыванием?
- Все молодцы, хорошо поработали на уроке!
Учитель ставит отметки ученикам. Раздает фишки.
Домашнее задание: стр.65, упр.144.
-Ребята, вам нужно прочитать отрывок из дневниковой записи. Переписать в тетрадь , решая орфографические задачи и отмечая орфограммы. Найти наречия и отметить их.
Урок окончен.