«Применение технологии “Клубный час” для эффективной социализации дошкольника в образовательном учреждении в условиях перехода на ФГОСДО»
«Применение технологии “Клубный час” для эффективной социализации дошкольника в образовательном учреждении в условиях перехода на ФГОСДО»
Воспитатель:
Трефилова А.И.
МБДОУ № 89
г. Мурманск
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольного образования и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования — важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.
Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника. ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155 г.) в требованиях к образовательной программе дошкольного образования определяет её, как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста (п. 2.3.). Поэтому в нашем дошкольном учреждении встал вопрос о выборе методов и технологий эффективной социализации дошкольника. Наше дошкольное учреждение заинтересовала технология «Клубный час». Данная технология является авторской технологией Гришаевой Н. П. ст. научным сотрудником института социологии РАН. Преимущества данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное — огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства. Технология состоит в том, что дети могут в течение одного часа свободно перемещаться по ДОУ, «заходить в гости» в кабинеты педагогов, в любые группы, музыкальный и физкультурный залы, где им будут предложены увлекательные занятия и игры. Через час по звуковому сигналу ребята возвращаются в свои группы, где обсуждают осуществление детских планов.
Невозможно реализовать педагогическую технологию без четкого определения целей данной работы, а именно:
Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.
Учить детей ориентироваться в пространстве.
Воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим.
Учить проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
Учить планировать свои действия и оценивать их результаты.
Учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты.
Поощрять попытки ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям.
Приобретать собственный жизненный опыт (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.
Творческая группа детского сада пришла к единому мнению, что необходимо создать инновационный проект по применению педагогической технологии «Клубный час» (Приложение 1). Целью данного проекта является апробация и внедрение педагогической технологии «Клубный час» в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения. Создание модели работы по направлению социального развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Актуальность заключается в том что, несмотря на острую потребность, в системе образования наблюдается дефицит технологий, направленных на социализацию, воспитание личности ребенка.
Новизна заключается в том, что внедрение педагогической технологии «Клубный час», которая способствует социализации дошкольников, послужит более эффективному решению задач социально-коммуникативного развития, заявленных во ФГОС ДО.
Практическая значимость проекта заключается в том, что при проведении «Клубных часов» организуются различные виды деятельности, способствующие развитию мышления, воображения, фантазии и детского творчества. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, принятия решений, выражения своих чувств и мыслей.
Клубный час проводится каждую пятницу с 10.00 до 11.00. В клубном часе принимают участие дети 4 групп (старшие и подготовительные). С января к ним присоединились дети из 3 средних групп. Разработано тематическое планирование проведения «Клубного часа» в соответствии с ситуациями месяца с января по май. Разработаны сценарии проведения Клубных часов:
Предполагаемые результаты:
Повышение качества образовательной деятельности: — использование педагогами современных технологий социализации, развития саморегуляции поведения дошкольников;
-развивающая предметно-пространственная среда в учреждении способствует эффективной социализации дошкольников;
— повышение показателей развития и комфортности детей в образовательном пространстве ДОУ (по результатам педагогической, психологической диагностики);
— повышение показателей удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности ДОУ.
Достижения образовательного учреждения по инновационной деятельности.
С родителями: Родители больше узнали про инновационную деятельность, поняли, что она заключается не только в проведении Клубного часа. Участвуют в реализации технологии «Клубный час». Стали больше проявлять интерес к жизни своих детей в детском саду, чаще выходить на сайт и следить за новостями о мероприятиях. Принимают активное участие работе секций. Появилось понимание, что все делается во благо детей. Родители старших дошкольников стали уважительнее относиться к воспитателям.
С детьми: Дети привыкли к необычным мероприятиям. Клубный час стал уже традицией. Старшие воспитанники стараются соблюдать правила поведения, нарушителей среди них практически не бывает. Первые самостоятельные передвижения воспитанников групп были не особо удачными — многие бегали, ходили по саду хаотично, путаясь в помещениях. К 3 Клубному часу ситуация улучшилась, нарушителей стало меньше, движение стало более осознанным и целесообразным. Старшие дошкольники проявляют инициативу в подготовке к Клубному часу. Самостоятельно распределяют ролей в сюжетных играх, организуют и проводят мастер- классы, готовят презентации и сообщения (вместе с родителями). Во время клубного часа дети учатся самостоятельно планировать свои действия, становятся самостоятельными. Данная технология развивает у дошкольников навыки свободного общения с окружающими. Дети становятся эмоционально отзывчивыми, готовыми к совместной деятельности.
Достижения педагогического коллектива:
1. Назначены ответственные за реализацию технологии, которые осуществляют ежемесячное планирование деятельности, анализ, и представляли отчет о проделанной работе на заседаниях Методического Совета.
2. Проведены семинары для педагогов по знакомству с технологиями эффективной социализации дошкольников
3. Проведены групповые, общие родительские собрания, на которых представили план работы по инновационной деятельности, раскрыли суть технологии «Клубный час»
4. Разработано тематическое планирование по технологии «Клубный час», которое можно использовать в качестве основы для работы на следующий учебный год.
5. Распространение опыта работы.