ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ «ОТ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ «СВТ. ТИХОНА ЗАДОНСКОГО»
ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ №4 (30.03.2012)
ПО ТЕМЕ «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧЕНИКА В СФЕРЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА».
Учитель: Васильева С. В.
ЕЛЕЦ – 2012

Отличительные для нашего времени изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Современному ученику недостаточно просто получить определенную сумму знаний, умений и навыков. Время требует от него умения самореализовываться, саморазвиваться, максимально использовать свои потенциальные возможности, мыслить творчески, выходя за рамки одного предмета.  В связи с этим обновляющейся школе потребовались новые  методы обучения (деятельностные,  игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные).         В  образовательных стандартах второго поколения подчёркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающихся определённой суммы знаний, но и на развитие  личности, познавательных и созидательных способностей.       Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.       Концепция компетентностного подхода в российском образовании – идея сравнительно новая.       Компетентностный подход имеет много точек соприкосновения с системой развивающего обучения.       Сама же необходимость перехода не вызывает сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования является изменение результата: выпускник должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим», что и призван обеспечить компетентностный подход.Ценностно-смысловая компетенция - это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые установки для своих действий и поступков, принимать решения.       Формирование ценностно-смысловой компетенции – очень важное условие становления личности, развития её качеств. Уроки иностранного языка, в частности, английского – благодатная почва для этого, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий нас мир во всех его проявлениях. Учащиеся овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков. Вот несколько примеров подобных заданий.       9 класс. Тема «Права человека. Бедность: причины и следствия».       Учащиеся ведут дискуссию, отвечая на вопрос «Как бы ты решал проблему бедности, если бы ты разрабатывал целевые программы и определял приоритеты в этой области?» 8 класс. Тема «Телевидение в нашей жизни».       Задание. Ты – член дискуссионной группы, находящейся на связи с телепередачей на тему «Насилие на телевидении». Вырази свою точку зрения по этой проблеме.       В практике педагогической работы учитываются индивидуальные особенности учеников, их способности и склонности. Чтобы результат обучения был действительно качественным, ученик должен двигаться по индивидуальной образовательной траектории.Если интересы ученика выходят за пределы программного материала в плане лексики и грамматики, кроме того он интересуется историей, учитель разрабатывает для него индивидуальную траекторию обучения.Овладение общекультурной компетенцией позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, необходимость которого с каждым годом всё возрастает, выработать у себя толерантность. Вот тематические задания, которые можно выделить как типичные.     10 класс.  Тема « Семья. Семейные праздники и традиции».  В рамках компетентностного подхода предлагается рассмотреть взгляд современного человека на праздники – от языческих (Ивана Купалы) до христианских (Рождество Христово, Пасха).Задание. Прочти интервью, взятое у разных людей. Реплики перемешаны. Определи, кому принадлежат слова. Охарактеризуй их отношение к празднику Рождества. Что ты знаешь о праздновании Рождества в католической (англиканской) традиции?       Тема «Семейный обед».  Прослежены общекультурные традиции приёмов пищи с первобытных времён до современности. Учащиеся узнают об исторически сложившихся обычаях поведения за столом в викторианской Англии. Задание.  Прочти текст и сделай сообщение по двум вопросам:         -Отношение к детям во время семейных трапез в викторианской Англии.         -Отношение детей к этим обедам.         -Как ты думаешь, изменились ли отношения между членами семьи во время семейных обедов в настоящее время? Каковы ваши семейные традиции за столом?         Огромную духовную ценность несут в себе пословицы и  поговорки. Дети имеют возможность познакомиться с большой группой английских пословиц, к которым они с интересом подбирают русские эквиваленты, убеждаясь, что разные народы разными словесными образами, часто имеющими исторические корни, выражают одни и те же идеи.The early bird catches the worm. Кто рано встает, тому Бог подает.A friend in need is a friend indeed. Друг познается в беде.Man proposes, God disposes. Человек предполагает, а Бог располагает.When in Rome, do as the Romans do. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. и т.д Безусловно, важны уроки и мероприятия в игровой и развлекательной форме приобщающие детей к обычаям и традициям страны изучаемого языка, праздник английской поэзии и др.         Большой потенциал может быть заложен в мероприятиях ,проводимых в рамках Недели иностранных языков. Цель данной Недели- повысить интерес к стране изучаемого языка, обогатить словарный запас учащихся лексикой, выходящей за рамки программного материала; углубить знания обычаев и традиций разных исторических периодов Великобритании, о жизни и быте разных слоёв общества в разные исторические эпохи, об истории королевских династий. Уроки английского языка стали строиться с широким применением компьютерных технологий, учащиеся вовлекаются в исследовательскую и проектную деятельность. Качественная результативность уроков значительно повысилась. В будущем планируется проведение уроков английский+ география, история, литература ; латинский ,греческий языки+ история и т.д. Будущее школы – это не отдельно взятые предметы, а включение учащихся в создание межпредметных исследовательских проектов, в ходе которых решаются предметные интегрированных задачи. «Кто выбирает друзей для подростка: родители или он сам», « Местное рукотворное чудо» ( 10класс); «Что нужно учитывать при выборе карьеры?», «Есть ли будущее у клонирования?», «Как интернет влияет на твою жизнь?» (11класс) -вот названия некоторых проектов, выполняемых учащимися  на уроках английского языка. После изучения определенного блока уроков учащиеся выходят на такой вид деятельности, как электронный проект. Ребята работают в сотрудничестве по поиску информации в сети Интернет, отбору и переработке материала, созданию компьютерных презентаций. С каждым годом количество  и качество проектов растет, так как учащиеся успешно осваивают не только компьютерные технологии выполнения проекта, но и умеют находить, анализировать, адаптировать информацию на английском языке. Очень важно  то, что посредством иностранного языка дети раскрывают свою личность, мысли, побуждения и мечты. Компетентностный подход- это технология интерактивного обучения, т.е. обучения во взаимодействии. Я использую различные приемы моделирования ситуаций реального общения и организую работу учащихся в паре, в группе. Работая в группе,  сильные учащиеся помогают слабым, а слабые учащиеся не испытывают страха за невыполненное задание, так как вместе с другими учащимися ребенок сможет его выполнить. Ребенок лучше запоминает материал, если обсуждает его со сверстниками, учится доказывать свою точку зрения, учится высказываться аргументировано. Личностно-ориентированные технологии, обучение в сотрудничестве, ролевые игры  предполагают учет индивидуальных особенностей ребенка, способствуют развитию его интеллектуальных способностей, а, следовательно, являются здоровьесберегающими технологиями.Обучение иностранному языку даёт достаточно возможностей для формирования информационной компетенции учащихся. К примеру, работая над написанием эссе на тему «Личность, которой я восхищаюсь», учащиеся 8 класса пользуются Интернетом, где есть масса биографических сведений о жизни знаменитых людей.       Информационные  технологии заняли прочное место в процессе обучения. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них индивидуализация обучения и интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышение познавательной активности и мотивации.      Работа над  коммуникативной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную.  Прежде всего, каждый человек должен уметь заявить о себе: представить себя, сообщить о себе определённые сведения, заполнить анкету, на старшей ступени обучения написать резюме и деловое письмо.       Обучение английскому языку – взаимосвязанная система начальной, средней и старшей ступеней, поэтому переход с одной ступени на другую не является для ребёнка стрессом. Учащиеся с удовольствием учат язык, поскольку в процессе работы находят применение своим талантам и склонностям. На каждой ступени обучения выстраивается учебный процесс так, чтобы дать детям возможность реализовать себя.Сегодня перед учителем иностранного языка стоят следующие задачи: 1) Усилить практическую направленность образования: достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков.2)  Расширить применение интерактивных и коммуникативных форм работы; приблизить изучаемый материал к проблемам повседневной жизни.3)  Развить навык самостоятельной работы учащихся.4) Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.5) Поддерживать и развивать талантливых и одарённых детей, строить работу по индивидуальным учебным планам и индивидуальной образовательной траектории.6) Развить у обучающихся навык рефлексии.      Задачей школы и учителя является  создание таких условий, которые бы обеспечивали "запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения успеха.

Литература:
Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык 5-9 классы. М, «Просвещение», 2011 г.
Программа курса английского языка «Еnjoy English» 2-11 классы. М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева. Обнинск: издательство «Титул», 2011 г.
http://vk350.ucoz.ru/publ/stati_uchitelej_krasnogvardejskogo_rajona/formirovanie_osnovnykh_kompetencij_uchashhikhsja_na_urokakh_anglijskogo_jazyka/2-1-0-13