Методическая разработка урока по литературе Формула жизни Андрея Платонова 7 класс


УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ
Тема: Формула жизни Андрея Платонова. Рассказ «Юшка».
Цель:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по рассказу «Юшка»
Задачи:
Составить «формулу жизни» писателя
Расширить словарный запас учащихся
Воспитывать человеческие качества: сострадание, сочувствие, умение понимать и принимать любого человека
Развивать речь, внимание, воображение
ХОД УРОКА:
Учитель:
Сегодня у нас с вами заключительный урок по рассказу Андрея Платонова «Юшка».
И начать урок я хотела бы вот с такой характеристики творчества писателя:
1 слайд
«Творчество Андрея Платонова позволяет прикоснуться к жизни «обнажённым сердцем». Платонов не учит этому, а просто верит в торжество человеческого в человеке, в победу разума и добра».
Мы вернёмся к этим словам в конце урока. А пока запишем тему урока
2 слайд
(Формула жизни)
А как вы понимаете это выражение? Что такое формула?
(некое числовое или буквенное выражение, позволяющее найти или вычислить что-либо)
И, как вы думаете, в формуле, которая позволит определить человеческую жизнь, её основные, главные пути, её составные части, что должно стоять во главе угла?
3 слайд
(желание жить, любовь к жизни).
Любовь к жизниЖелание жить

Формула жизни А.Платонова
И, действительно, вспомните, что слабый, больной Юшка, страдающий от человеческой жестокости, но убеждённый в необходимости жить, несёт в себе великую силу любви к жизни и, наверное, именно поэтому достоин самого глубоко уважения и искренней любви.
Беседа по прочитанному рассказу.
Итак, главный герой рассказа – Юшка. Автор даёт подробный литературный портрет Юшки.
Задание
Расскажите и прочитайте.
(«Он работал в кузнице…. Всю жизнь одну и ту же пару»)
Учитель:
Давайте найдём слова, с помощью которых можно охарактеризовать Юшку.
(сначала проговорим, потом на слайде)
4 слайд
(слабый, жалкий, неказистый, невзрачный, тихий, скромный, незаметный, кроткий)
Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом.
Вопрос:
А как ощущает себя Юшка в окружающем его мире?
Как относятся к нему дети?
(Дети терзали его)
Работа над словом
5 слайд
Как вы понимаете слово «Терзать»? Давайте подберём к нему синонимы:
(мучить, издеваться, истязать, изводить)
Вопрос:
Почему же дети, которые только начинают жить и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку?
Чего они ждут от него?
(Их удивляло, что Юшка ничего не отвечает им, не обижается и даже не закрывает лицо. Они не понимали, почему он не ругает их, не берёт хворостину и не погонится за ними, как это делали все взрослые. Дети хотели, чтобы он рассердился на них, ответил им злом и развеселил их. Но он не трогал их и молчал. И тогда они старались сделать ему больнее, толкали и смеялись над ним).Вопрос:
Как к Юшке относятся взрослые, более мудрые, чем дети, люди?
(Дети повторяют поступки старших, которых Юшка раздражает своей непохожестью на них. Злое горе или обиду они переносили на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила к ещё большему ожесточению. И даже Даша, жалевшая Юшку, говорила ему : «Лучше бы ты умер». Люди хотели, чтобы Юшка походил на них. И их раздражало то, что он оставался самим собой, раздражала его молчаливая кротость).Работа над словом:
6 слайд
Давайте остановимся на слове «кротость», повнимательнее посмотрим на него и подберём к нему синонимы
(беззлобность, покорность, смирение, безропотность, безответность)
Вопрос:
Как вы думаете, прав ли Юшка, когда говорит Даше «Меня, Даша, народ любит»?
А как вы относитесь к словам Даши «Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие! Любят-то они тебя по сердцу, да бьют по расчёту»?
Учитель
Юшка на возражения Даши ответил : «Они меня без понятия любят. Сердце в людях бывает слепое».
Задание
Расскажите, как вы понимаете слова «Сердце в людях бывает слепое»
Учитель:
7 слайд
«Слепое сердце» - самое худшее, что может быть в человеке. Такой человек не испытывает уважения и жалости к другим людям. Такой человек видит только собственную выгоду, до других ему нет дела.
Вывод
Щелчок
«Слепое» сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.
Работа над словом
8 слайд
Разберёмся в слове «сострадание», подберём синонимы.
(жалость, сочувствие)
Вопрос
Как вы думаете, может ли слово «сострадание» войти в формулу жизни?
(Добавить)
9 слайд
Любовь к жизни состраданиеЖелание жить

Формула жизни А.Платонова
Учитель
Юшка искренне верит в то, что люди любят его. Мы понимаем, что ему живётся очень тяжело. Но есть место, где он вольнее начинает дышать. Это место – природа. На природе Юшка чувствует себя гораздо лучше, чем среди людей. У него нет необходимости скрывать здесь свою любовь к живым существам.
(зачитать отрывок: «Уйдя далеко…пахнущий влагой и солнечным светом)Учитель:
Вот ещё одно качество, которое, безусловно, следует вписать в формулу жизни: любовь ко всему живому
9 слайд
Любовь к жизни состраданиеЖелание жить

Формула жизни А.Платонова

Любовь ко всему живому
Учитель:
И вот вдруг произошло то, чего все так ждали: Юшка осерчал.
Работа над словом:
10 слайд
Что значит «осерчал»?
(рассердился, разозлился, разгневался, возмутился)
Вопрос:
Почему Платонов выбирает именно глагол «осерчал»?
(трудно представить тихого, безответного Юшку разгневанным или негодующим, поэтому мягкое «осерчал»)
Вопрос
Что же произошло с Юшкой, почему он осерчал?
(прочитать по ролям)
Учитель
11 слайд
Юшка осознаёт свою ценность в этом мире «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен».
И вот произошло то, чего хотели люди: Юшка осерчал и ушёл из жизни.
Вопрос
А что же люди?
Что изменилось в жизни людей после его смерти?
(без Юшки стало жить людям хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди них, потому что не было безответного Юшки)Работа над словом
12 слайд
Глумление – издевательство, надругательство.
Вопрос
Так неужели весь смысл жизни Юшки сводится к тому, чтобы принимать злобу и глумление на себя?
Когда и почему вспомнили снова о Юшке?
(Теперь душа Юшки жила в тихой, кроткой девушке, приёмной дочери)
Учитель
Не стало Юшки, но осталась новая жизнь.
Платонов считал, что главное предназначение всего живого «из смерти работать жизнь».
Я думаю, это обязательно надо занести в формулу жизни.
13 слайд
Любовь к жизни состраданиеЖелание жить

Формула жизни А.Платонова
Любовь ко всему живому Из смерти работать жизнь
Юшка выполнил своё предназначение, и теперь нам хорошо понятны его слова «Я тоже всему свету нужен».
Значит, способен что-то изменить даже тихий, безответный Юшка.
Он с любовью к людям очень отличался от них. Даже когда все они хотели убить его, он не переставал их любить. К сожалению, таких людей не так много.
Платонов, несомненно, любит своего героя, жалеет его, но оставляет нам, читателям, право самим сделать выводы.
Вопрос
А какие же выводы можете сделать вы, прочитав этот рассказ?
Как вы думаете, если жить по формуле Андрея Платонова, можно стать настоящим человеком? А что в вашем понимании – настоящий человек?
Учитель
Конечно, хотелось бы, чтобы Юшка остался жив, чтобы люди оценили по достоинству его душевную красоту, чтобы они пришли к пониманию, что
14 слайд
«человечество – одно дыхание, одно живое тёплое существо. Больно одному – больно всем. Умирает один – мертвеют все».
А теперь вернёмся к словам, которые читали в начале урока.
15 слайд
О каком сердце мы говорили на уроке? (слепое) А с каким сердцем советует жить Платонов? Пусть это тоже станет составной частью формулы жизни.
«Творчество Андрея Платонова позволяет прикоснуться к жизни «обнажённым сердцем». Платонов не учит этому, а просто верит в торжество человеческого в человеке, в победу разума и добра».
16 слайд
Любовь к жизни состраданиеЖелание жить

Формула жизни А.Платонова
Любовь ко всему живому Из смерти работать жизнь
Обнажённое сердце
Итог
Как же следует жить, чтобы не было мучительно больно в конце жизни?
17 слайд
Домашнее задание:
Письменно ответить на вопрос: Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?