Презентациия Формирование общеучебных универсальных действий у младших школьников на уроках русского языка
Формирование общеучебных универсальных действий у младших школьников на уроках русского языкаВыпускная квалификационная работаЛьдоковой Натальи
Актуальность исследованияНачальное образование – это основа формирования всей учебной деятельности ребёнка. Успешность и результативность обучения обеспечивает формирование общеучебных умений и навыков, которые необходимы младшему школьнику как для его общего развития, так и на следующей ступени школьного обучения.
Проблема исследованияНе смотря на богатый накопленный материал и многообразие научных подходов в изучении вопросов формирования общеучебных умений и навыков у учащихся, современная школа ещё не в полной мере реализует комплексный подход в этом процессе, что обозначает проблематику исследования.
Цель, объект, предмет исследованияЦель: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования общеучебных универсальных действий младших школьников на уроках русского языка.Объект: процесс формирования общеучебных умений младших школьников.Предмет: педагогические условия формирования общеучебных универсальных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка.
Гипотеза исследованияЭффективность формирования общеучебных универсальных действий младших школьников на уроках русского языка может быть обеспечена, если: внедрить в систему уроков русского языка метод моделирования;обеспечить учебное сотрудничество школьников в группах;применять интерактивные технологии обучения.
Методология исследования1) Общетеоретические методы: анализ научной литературы и нормативных документов, обобщение, сравнение, систематизация, классификация, синтез теоретических позиций, взглядов, оценок, педагогическое проектирование, моделирование систем и процессов обучения. 2) Эмпирические и статистические методы: наблюдение, анкетирование, диагностика, тестирование, экспертное оценивание, математическая обработка результатов, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент.
Образовательный процесс в начальной школе нацелен на формирование УУД младших школьников, на достижение личностных и метапредметных результатовФормирование УУД должно происходить с учётом возраста детей. Так более успешно формируются понятия, навыки саморегуляции, развитие эмоционально-смысловой ориентации и других компонентов и уменийОбщеучебные умения -составной и взаимосвязанный компонент УУД, формирующий способность успешно усваивать новые компетентности и организацию процесса усвоения новых знаний
Практическая часть исследованияБАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:МОУ «Цильнинская средняя общеобразовательная школа». Эмпирическую выборку составили учащиеся первых классов «А» и «Б» в количестве 40 человек. ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:1- констатирующий, 2 - формирующий, 3 - контрольный.
Результаты диагностики на констатирующем этапеУровень учебно-организационных умений младших школьниковУровень учебно-интеллектуальных умений младших школьников
Результаты диагностики на констатирующем этапеУровень учебно-коммуникационных умений младших школьниковУровень учебно-информационных умений младших школьников
Формирующий экспериментПрограмма повышения уровня ОУД младших школьников: внедрение метода моделирования; обеспечение учебного сотрудничества в группах; применение интерактивных технологий обучения. Разработанные в соответствии с методами задания применялись на уроках русского языка в 1 «А» классе – экспериментальной группе. Их внедрение способствовало возникновению устойчивой мотивации к участию в заданиях и в обучении, дети стали активнее, более открыты к общению, стали проявлять повышенную организованность и познавательную активность.
Результаты повторной диагностики на контрольном этапеУровень учебно-организационных умений младших школьников после педагогического экспериментаУровень учебно-интеллектуальных умений младших школьников после педагогического эксперимента
Результаты повторной диагностики на контрольном этапеУровень учебно-коммуникационных умений младших школьников после педагогического экспериментаУровень учебно-информационных умений младших школьников после педагогического эксперимента
Выводы исследованияВ результате проведённого эксперимента подтвердилась гипотеза о том, что эффективность формирования общеучебных универсальных действий младших школьников на уроках русского языка может быть обеспечена, если: внедрить в систему уроков русского языка метод моделирования; обеспечить учебное сотрудничество школьников в группах; применять интерактивные технологии обучения. Программа развития ОУД с использованием разработанных рекомендаций показала свою эффективность и может быть использована в практике начальной школы.
Спасибо за внимание!