Читательская конференция По страницам детских журналов с использованием кейс-метода
Урок литературного чтения в 3 «Б» МБОУ СОШ №35 19.04.2016г.
«Читательская конференция с использованием кейс-метода.
Детские журналы.»
Учитель Давыденко Н.В.
Метод CASE STUDY развивает следующие навыки:
Аналитические: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично.
Практические: проблема, представленная в кейсе, способствует формированию на практике навыков использования экономической теории, методов и принципов.
Творческие: очень важны творческие навыки для нахождения альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.
Коммуникативные: среди них можно выделить такие, как умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
Социальные: в ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.
Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного.
Методика каждого этапа.
1. Подготовка учителем и учащимися:
На этом этапе учитель проводит логический отбор учебного материала, формулирует проблемы. При отборе материала учитывает, что: учебный материал большого объема запоминается с трудом; учебный материал, компактно расположенный в определенной системе, облегчает восприятие; выделение в обучаемом материале смысловых опорных пунктов способствует эффективности его запоминания.
2. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся с кейсом:
Учащиеся на данном этапе работают с учебно–методическим обеспечением, дополнительной литературой, анализируют предложенные ситуации. При всей простоте названного этапа требуется большое искусство учителя, чтобы стимулировать интерес учащихся к самостоятельной работе, активизировать их учебную деятельность. В процессе самостоятельной работы к учащимся применяем самые различные методы и приемы обучения, в том числе и традиционные.
3. Проверка усвоения изученного материала. Так как учащиеся самостоятельно по кейсу изучают новый материал, часто возникает потребность в проверке его усвоения. Методы проверки могут быть традиционными (устный фронтальный опрос, взаимопроверка, ответ по карточкам и т.д.) и нетрадиционными (тестирование, рейтинг и т.д.)
4. Работа в микрогруппах занимает центральное место в кейс – методе, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того, как учащиеся разделены на малые группы для работы, они начинают самостоятельную работу.
Принципы организации самостоятельной совместной работы учащихся в малых группах:
Принцип сотрудничества: ( совокупность совместной и индивидуальной деятельности; самостоятельная работа дома как опережающее обучение и работа непосредственно на занятии).
Принцип коллективизма: ( работа каждого адресована не учителю, а всем учащимся).
Принцип ролевого участия: (добровольность при выборе ролей; удовольствие от сыгранной роли; тактичность в смене ролей).
Принцип ответственности: (отвечает материал урока ученик не учителю, а одноклассникам; контроль гласный; обучаем учащихся методам самоконтроля и самооценки).
Для эффективной работы малыми группами соблюдаются правила:
общность проблемы для всех;
общность требований (для этого, особенно на первых порах, создаем группы примерно равных возможностей);
количество человек в группе – не более 5–ти (для эффективной работы каждого);
выделение лидера (формального или неформального);
создание контролирующей группы (например, экспертов);
гласность работы во всех группах и коллективное обсуждение
Цели урока
Педагогические:
повторить, обобщить и систематизировать пройденный материал, полученный в разделе «Из детских журналов»;
расширить читательский кругозор учащихся подробным знакомством с детскими изданиями периодической печати;
прививать любовь к чтению, художественной литературе;
развивать память, мышление, внимание, устную речь детей;
развивать творческие способности детей
-Помочь учащимся повторить и обобщить полученные знания раздела .
-Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
-Познакомить с печатным изданием журналом «Мурзилка».
-Научить ориентироваться на страницах журнала и находить информацию.
- Используя персональный компьютер Macintosh научить выходить в интернет и через поисковую систему зайти на сайт журнала «Мурзилка» (http://www.murzilka.org/ ) .
- Сравнивать журнал на печатном носителе и в электронной версии.
-Оценивать результаты своей деятельности.
Здоровьесберегающие:
-Создать благоприятный психологический климат в классе, с помощью активных заданий, игр. Организовать профилактику утомления по средствам переключения на разные виды и формы деятельности. Использовать организовать работу в группах
Тип урока:
Решение учебной задачи с помощью кейсов. Систематизации и обобщения знаний и умений.
Планируемые результаты (предметные)
Проявляют интерес к чтению., вырабатывают элементы коммуникативного, социального и учебно- познавательного мотивов изучения литературного чтения. Умеют планировать работу на уроке; умеют пользоваться индивидуальным компьютером для нахождения необходимой и полезной информации по заданной теме; ориентируются в журнале и на сайте журнала ; отвечают на вопросы учителя полным ответом .
Личностные результаты:
Вырабатывают элементы коммуникативного, социального и учебно- познавательного мотивов изучения литературного чтения.
УУД :
-Овладение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов. Умение выделять существенную информацию из текстов. Использование таких видов чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое.
-Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте.
-Работа с информацией, представленной в разных форматах
УУД (метапредметные))
– Логические: умеют осуществлять сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по признакам; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; строить рассуждения.
-Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
Основное содержание темы, понятия и термины : журнал, раздел, рубрика, обложка, поисковая система, сайт, закладка.
Образовательные ресурсы: учебник, журнал «Мурзилка»,детские журналы, кейсы индивидуальный компьютер Macintosh , http://www.murzilka.org/ , СМАРТ.
Ход урока
1.Организационный этап.
Учитель. Добрый день, дорогие гости! Нам приятно видеть вас на нашем уроке литературного чтения. Пусть этот день принесет и взрослым, и детям радость общения, наполнит сердца благородными чувствами.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
-Давайте вспомним, как назывался раздел в учебнике литературного чтения который мы с вами изучали?
«Из детских журналов»
Сегодня мы с вами будем применять полученные знания на практике. Прочитайте тему урока
Путешествие по страницам журнала «Мурзилка»
3. Актуализация знаний.
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
О ком эти строки из стихотворения С. Я. Маршака?
Что разносит почтальон в своей толстой сумке в каждый дом? Перечислите.
- Первый детский журнал вышел во Франции, около 340 лет назад, в России – около 240. В настоящее время в нашей стране печатается много журналов для детей.
Где мы можем найти эти журналы?
- А вы уже догадались о чем мы будем говорить сегодня на нашем занятии?
Сообщение темы урока
-Сегодня мы познакомимся с детскими журналами, попытаемся составить свой детский журнал
– Как вы понимаете слово ЖУРНАЛ?
Давайте прочитаем в словаре Сергея Ивановича Ожегова значение этого слова.
Журнал – это периодическое издание в виде книжки, содержащее статьи и художественные произведения разных авторов.
– Слово журнал пришло к нам из французского языка, в переводе означает дневник, газета.
– Как вы понимаете периодическое издание?
(Периодическое издание – это значит, что журналы выходят периодически, например, 1 раз в неделю, 1 раз в месяц, 1 раз в квартал (квартал – это 3 месяца)
4. Обобщение и систематизация знаний
У каждого человека есть лицо. И у каждого журнала тоже есть лицо. Это его обложка. Сейчас вам надо будет собраться в группы (по рядам) и, пользуясь только информацией с обложки журнала, как можно подробней рассказать о журнале .
Журнал «Мурзилка» занесен в книгу рекордов Гиннесса. Он признан изданием для детей с самым длительным сроком существования.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
б) Работа на сайте журнала «Мурзилка»
(работа в парах)
Несмотря на то, что Мурзилке уже исполнилось 87 лет, он идет в ногу со временем и освоил интернет. И даже сделал свой сайт.
-Как нам попасть на сайт журнала?
(работа с опорами)
На рабочем столе найдем значок Googl
Откроем поисковую систему Яндекс
Наберем в строке поиска слово Мурзилка
Зайдем на сайт по адресу: www.murzilka.org
Найдем вход на главной страничке сайта
Рассмотрим закладки.
-зайдя, в какую закладку можно найти свежий номер журнала?
(изба-читальня)
Откройте электронную версию нашего журнала. У вас открылись все рубрики журнала, на которых мы с вами побывали в печатном издании журнала.
Я вижу, что вам интересно путешествовать по страницам, как печатного журнала, так и электронного журнала. Здесь действительно много интересного можно найти. Есть чем заняться.
Сейчас мы проведем экскурсию по выставке.
Экскурсия: Презентация
(слайд )
–В далёком 1924 году собрались писатели и художники и решили выпускать журнал для детей. Сказано – сделано: написаны рассказы, стихи, нарисованы картинки. Но названия у журнала пока нет. Думали, спорили, гадали. И кому-то вспомнились популярные книжки о весёлых приключениях маленьких лесных человечков, которые странствуют по свету. Среди множества крохотных существ был озорник и проказник по имени Мурзилка. Он весёлый, находчивый, любознательный, иногда озорной – одним словом, ровесник своих читателей. Дети полюбили его, доверяют ему свои тайны, ждут от него совета, хотят поговорить по телефону, зовут в гости. Они верят в то, что существует на свете добрый, понимающий Мурзилка. Что ему можно довериться, можно однажды броситься к нему в самую трудную минуту: «Помоги, Мурзилка!» Этому журналу около 80-ти лет. Несмотря на «почтенный» возраст, журнал с каждым годом становится красочнее и интереснее по содержанию. В журнале имеются постоянные рубрики, которые наполнены интересным материалом.
Журнал «Мурзилка» занесен в книгу рекордов Гиннесса. Он признан изданием для детей с самым длительным сроком существования.
(слайд)
– Мы отправляемся в гости к «Весёлым картинкам».
В 1956 году был открыт журнал «Весёлые картинки», Это детский юмористический журнал. В нём вы найдёте сказки, забавные приключения, загадки, игры.
Главными героями журнала стали маленькие весёлые человечки — Незнайка, Чиполлино, Буратино. Однако их оказалось маловато, и решено было придумать ещё двоих. Так на свет появились Карандаш — художник с волшебным карандашом вместо носа: всё, что он нарисует, в ту же секунду оживёт, и Самоделкин, у которого вместо носа винтик, ручки-ножки — пружинки, сам он весь железненький и за одну секунду может всё что угодно починить.
– Вы поняли, что каждый журнал имеет своё лицо, свои рубрики, своего хозяина. В «Мурзилке» – это Мурзилка; в «Весёлых картинках» это Карандаш и Самоделкин
Деление на творческие группы. Работа с кейсами.
Содержание кейса .
Проблема : Нужно ли читать журналы?
1этап Рассмотрите внимательно журнал,
обсудите коллективно ответы на вопросы.
2 этап Вопросы для обсуждения:
1.Название журнала _________________________
2.Издательство _____________________________
3.С какого времени выпускается журнал, периодичность ____________________________________________________
4.Постоянные рубрики журнала:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Приложения журнала______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 этап Презентация журнала.
Представляем вашему вниманию детский
( познавательно- развивающий, познавательно-развлекательный, научно-познавательный журнал) «_________________________________»
В журнале подобран ___________________ _____________________ материал для ребят от _____ до _____ лет. Мы рекомендуем обязательно посетить следующие
рубрики:____________________________________________________________________________________________________________________
и читать журнал постоянно , так как такие издания_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-содержит разносторонний , интересный, познавательный , веселый материал
-можно назвать дополнением к учебным пособиям по литературе(окружающему миру), как домашнее чтение
4 этап «Мы создаем журнал !»
1.Название.
2.Главный персонаж
3.Обложка.
4.Название рубрик
5.Ответственные лица(руководитель, фотограф, корректор,редактор, художник…)
Рефлексия
– Понравилось ли вам создавать журнал?
– Хотите ли вы продолжить эту работу?
– У нас будет возможность создать свой классный детский журнал, где мы будем размещать наши творческие работы.
- Выберите ответ, который наиболее соответствует вашему мнению.
ЭТО РАЗВЛЕКАЕТ
ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЭТО НЕ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО
ЭТО НЕ ИНТЕРЕСНО, НО ПОЛЕЗНО
ЭТО ВЕСЕЛО
Домашнее задание.
Подготовить материал для создания детского журнала
“Мурзилка “ Тошка и компания”
“Свирелька” и “Свирель” “Вини-Пух”
“Микки-Маус”, “Том и Джерри”“Барби & С”
“Журнал сказок” “GEOленок”
“Простоквашино” “Муравейник” “Миша”.“Внучок” “Читайка”.
ЭТО РАЗВЛЕКАЕТ
ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЭТО НЕ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО
ЭТО НЕ ИНТЕРЕСНО, НО
ПОЛЕЗНО
ЭТО ВЕСЕЛО
Содержание кейса
Тема: «По страницам детских журналов»
Проблема :
Нужно ли читать журналы?
1этап.Рассмотрите внимательно журнал,
обсудите коллективно ответы на вопросы.
2 этап Вопросы для обсуждения:
1.Название журнала _________________________
2.Издательство _____________________________
3.С какого времени выпускается журнал, периодичность ____________________________________________________
4.Постоянные рубрики журнала:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Приложения журнала______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 этап Презентация журнала.
Представляем вашему вниманию детский
( познавательно- развивающий, познавательно-развлекательный, научно-познавательный журнал) «_________________________________»
В журнале подобран ___________________ материал для ребят от _____ до _____ лет.Мы рекомендуем обязательно посетить следующие рубрики ____________________________________________________________________________________________________________________
и читать журнал постоянно , так как _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 этап «Мы создаем журнал !»
1.Название.
2.Главный персонаж
3.Обложка.
4.Название рубрик
5.Ответственные лица (руководитель, фотограф, корректор,редактор, художник…)