Педагогический инновационный исследовательский проект «Формирование универсальных учебных действий у учащихся 1-2 классов через реализацию программы внеурочной деятельности «Мир деятельности».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МИАССКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16»









ИННОВАЦИОННЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Формирование универсальных учебных действий у учащихся 1-2 классов через реализацию программы внеурочной деятельности «Мир деятельности».






Автор: Барышникова Наталья Анатольевна
учитель начальных классов МОАУ «МСОШ №16»
Миасского городского округа















Миасский городской округ
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ

1.Краткая аннотация инновационного исследовательского проекта
с. 3

2.Обоснование необходимости инновационного проекта
с. 4- 6

3. Цели и задачи инновационного проекта
с. 7- 8

4. Основное содержание инновационного проекта
с. 9- 13

5. Ресурсы
с. 14

6. Партнеры
с. 14

7. Целевая аудитория
с. 14

8. План реализации инновационного проекта
с. 15 - 17

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект
Результаты экспериментальной работы
с. 18 - 24

10. Перспективы дальнейшего развития инновационного проекта
с. 23

11. Литература
с. 24-25

12. Приложения
с. 26





























1.Краткая аннотация инновационного исследовательского проекта


Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).
Курс «Мир деятельности» для 1
·4 классов общеобразовательной школы направлен на устранение разрыва в формировании УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС
Проект призван исследовать динамику уровней сформированности знаний по программе «Мир деятельности», эффективность надпредметного курса «Мир деятельности» в формировании универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных) у младших школьников по сравнению с образовательной программой «Школа 2100».












2.Обоснование необходимости инновационного проекта

Федеральный государственный образовательный стандарт, о котором говорится в послании президента РФ Д. Медведева федеральному собранию с инициативой "Наша новая школа", можно назвать «новыми глазами» образования, поскольку именно в формате стандарта зафиксированы требования государства и общества к целям образования. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Также нельзя не понимать, что за процесс формирования универсальных действий, начиная с первого класса, становится ответственным учитель.
К сожалению, новыми стандартами не предусмотрены материалы (таблицы, бланки, оценочные листы и т. д.) для фиксирования показателей диагностики формирования и развития метапредметных и личностных результатов. Что затрудняет отслеживание показателей развития школьника на протяжении всего обучения в начальной школе.
При составлении рабочей программы учитель вынужден самостоятельно определять круг формируемых универсальных учебных действий, место и сроки их формирования. Чаще всего это приводит к отсутствию системы формирования универсальных учебных действий, стихийному и формальному подходу.
Именно поэтому, сегодня учитель начальных классов переосмысляет свой педагогический опыт и ставит перед собой вопросы: Как обучать детей? Как формировать умение учиться? Что значит уметь учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью педагогов, родителей в совершенствующихся механизмах формирования универсальных учебных действий посредством внеурочной деятельности.
Недостатки в практике формирования общеучебных и деятельностных умений младших школьников объясняются наличием объективно складывающихся противоречий:
- между потребностью поиска эффективных способов формирования общеучебных и деятельностных умений младших школьников и недостаточной изученностью данной проблемы;
- между возможностями внеучебной деятельности и недостаточном использовании практико-ориентированных средств формирования общеучебных и деятельностных умений;
- Между необходимостью работать в условиях ФГОС и недостаточностью практического опыта.
Как отмечено в докладе Минобрнауки РФ «О реализации Национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” в 2011 году», «авторы учебников часто по-своему внутри одного УМК трактуют одно и то же положение ФГОС». Например, разные педагоги по-разному понимают, что означает термин «цель» деятельности, и получается, что мы учим детей «тому, не знаем чему».
Особенно остро встает проблема формирования универсальных учебных действий посредством внеурочной деятельности в начальной школе, а конкретнее: уметь учиться, уметь самостоятельно осваивать новые знания, умения и способности, организовывать свою учебную деятельность, рефлектировать ее, контролировать и оценивать.
Назрела необходимость создания теоретической базы для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования


















3. Цели и задачи инновационного проекта

Я задалась вопросами: «Как формируется умение учиться в рамках надпредметного курса «Мир деятельности»? Что значит уметь учиться с позиций автора курса Петерсон Л.Г? Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся? Есть ли существенная разница между механизмом формирования УУД по любой образовательной программе и курсом «Мир деятельности», направленного на системное, целенаправленное развитие УУД.
Чтобы ответить на вопросы, я поставила перед собой цель – продемонстрировать эффективность надпредметного курса «Мир деятельности» в формировании универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных) у младших школьников.
Для реализации поставленной цели мною были выдвинуты следующие
задачи:
Изучить теоретический материал, составляющий содержание программы «Мир деятельности» (цели, механизмы, способы)
Апробировать надпредметный курс «Мир деятельности» с целью формирования универсальных учебных действий на экспериментальном классе
Апробировать новый диагностический инструментарий курса «Мир деятельности», позволяющий количественно и качественно выражать достигнутые уровни универсальных учебных действий и их динамику.
Применять усвоенные УУД на любых предметных уроках, проводимых в технологии деятельностного метода, формируя, таким образом, надпредметные умения.
Цель и задачи исследования позволили нам выдвинуть следующую гипотезу: курс «Мир деятельности» способствует эффективному формированию метапредметных результатов, что отвечает требованиям ФГОС
Предметом исследования стал процесс формирования универсальных учебных действий в условиях реализации программы внеурочной деятельности.
Объект исследования – уровень сформированности универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленных задач исследования и проверки гипотезы использовался комплекс методов: теоретический анализ литературы по проблеме; наблюдение; анкетирование родителей, тестирование учащихся; беседы с учащимися; системный анализ результативности методов обучения по программе «Мир деятельности»; сравнительный анализ результатов образовательной деятельности.
















4.Основное содержание инновационного проекта

База исследования: опытно-экспериментальное исследование проводилось на 2-д классе, контрольный - 2-а класс. Классы работают по стандартам 2-го поколения, где, согласно ФГОС, формируются все УУД. Во 2-д классе в рамках внеурочной деятельности введен курс «Мир деятельности», где построена система работы по построению теоретической базы для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений.
2-а класс работает по образовательной Программе «Школа-2100».
В данном эксперименте при апробации механизмов формирования и диагностики личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС выделены следующие этапы:
На констатирующем (К) этапе эксперимента организуется положительное самоопределение его участников, подготовка педагогических кадров к экспериментальной деятельности, проводится диагностика УУД учащихся экспериментального класса и контрольного класса, организуется первичная апробация учебно-методических, технологических и дидактических средств, фиксируются возникающие противоречия и выявляются их причины.
На проектировочном (П) этапе эксперимента предполагается организовать педагогическую деятельность по написанию рабочей программы надпредметного курса «Мир деятельности» (на основе авторской) для формирования универсальных учебных действий и умения учиться в целом у учащихся начальной школы
На формирующем (Ф) этапе эксперимента проводится апробация учебно-методических, технологических, дидактических, диагностических и организационных средств, контроль результатов экспериментальной деятельности. Прежде чем измерить результат (в том числе, и УУД), его надо сформировать: нельзя измерить то, чего не существует.
Данный цикл экспериментальной деятельности осуществляется при апробации учебно-методических, технологических, дидактических, диагностических и организационных средств реализации ФГОС на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон для каждой возрастной ступени обучения.(1-2 класс)
Курс «Мир деятельности» рассчитан на 32 часа в год с рекомендованной периодичностью занятий 1 раз в неделю, может быть использован для обучения младших школьников во всех типах образовательных учреждений, как в урочное, так и во внеурочное время».
Курс «Мир деятельности» состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий:
организационно-рефлексивная линия (14 часов) – у учащихся формируются первичные представления об учебной деятельности, её цели и результате, а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении отдельных предметов;
коммуникативная линия (7 часов) – учащиеся знакомятся со структурой и способами общения, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, и приобретают положительный опыт их применения;
познавательная линия (4 часа) – вырабатываются установки к организации учащимися своей самостоятельной работы при выполнении домашнего задания;
ценностная линия (7 часов) – у учащихся формируются первичные представления о ценностях жизни, об истинных и ложных ценностях, материальных и духовных ценностях.
Для формирования и развития системы универсальных учебных действий необходима интеграция надпредметного курса с содержанием уроков. В ходе изучения данного курса дети знакомятся с понятиями: «цель», «результат», «алгоритм», «эталон», учатся организовывать два основных шага деятельности:
Первый шаг: «Что я не знаю?»;
Второй шаг: «Сам нахожу способ и делаю то, что раньше не получалось». Также дети осваивают коммуникативные действия: сотрудничество в паре, в группе, учатся выражать свои мысли в различных речевых высказываниях. Применяют регулятивные умения: осознанно осуществляют пробное учебное действие, фиксируют свои индивидуальные затруднения по результатам выполнения «пробного» действия, формулируют причины затруднений как свои конкретные проблемы, и, исходя из этого, формулируют цели предстоящих учебных действий и др.
Все материалы для проведения комплексной диагностики и ее обработки входят в оборудование к надпредметному курсу «Мир деятельности» и доступны для каждого учителя. Обработка результатов диагностики происходит в автоматическом режиме. Главным результатом проведения диагностики является получение рекомендаций по планированию дальнейшей работы, связанной с формированием универсальных учебных действий у учащихся, как индивидуально для каждого ученика, так и для класса в целом. Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года как в ходе проведения обычных уроков, так и в рамках курса «Мир деятельности», а итоговый
· на уроках по курсу «Мир деятельности». Результатом контроля (текущего и итогового) должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности.
Комплексная диагностика сформированности УУД учащихся, которая включает в себя следующие процедуры:
Для выявления уровня освоения формируемых универсальных учебных действий проводилось входное и итоговое тестирование, составленное Л.Г. Петерсон, и представляет собой набор вопросов и варианты ответов.
Тестирование позволяет определить, на каком уровне сформированности метапредметных знаний и умений находится каждый ученик класса.
Результаты тестирования обрабатываются автоматически. Учитель заносит количество баллов, полученных учеником по каждому вопросу, и получает электронный отчет об уровне прохождения теста каждым ребенком и классом в целом с методическими рекомендациями по коррекции своей работы (с указанием конкретных вопросов и тем, по которым следует проводить коррекционную работу). В конце года программа выдает динамику уровней сформированности знаний по программе «Мир деятельности» (рис.1). Подчеркнем, что основная цель диагностики не контроль, а помощь в необходимой коррекции своей работы.
Рис.1

Рис.3
выполнение учащимися практической работы – диагностика формированности надпредметных умений;
наблюдение педагога – диагностика сформированности надпредметных умений; (позволяет определить уровень организационно-рефлексивных коммуникативных умений класса) (рис 2.):
0 Учащийся не выполняет предъявляемые критерии
1 Учащийся выполняет предъявляемые критерии только с помощью учителя
2 Учащийся выполняет предъявляемые критерии самостоятельно

Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. Так, технология деятельностного метода для организации «открытия» нового универсального знания в развитом варианте включает в себя последовательные шаги (рис 3.). Шаги 2
·5, 9- всегда выполняется на уроках; шаги 6
·7 - на последующих предметных уроках; шаги (1,8) –в зависимости от содержания, может выполняться как на предметных уроках, так и на уроках курса МИД.
Рис 3







5.Ресурсы

Временные – продолжительность проекта 4 года (1-4 класс)
Информационные – Программа Л.Г.Петерсон «Мир деятельности», 1-4 классы, М. – Издательство «Национальное образование», 2012; АРМ учителя, комплекс презентаций «Мир деятельности» - 1-4 класс-М. – Издательство «Национальное образование», 2012
Экспертные – система диагностики, разработанная в программе EXCEL, рекомендуемая автором программы «Мир деятельности»
Человеческие (кадровые) – учитель, обладающий базовой ИКТ-компетентностью, прошедший курсовую подготовку по технологии деятельностного метода.
Финансовые – средства образовательных учреждений, для приобретения учебных пособий для учащихся, дидактических материалов.


Партнеры

1)Администрация образовательного учреждения – реализация данной программы заложена в образовательную программу школы, учебный план, план работы школы на учебный год.
2)Родительская общественность - организация текущего контроля за выполнением домашних заданий, применение сформированных УУД на практике как в стандартных так и нестандартных ситуациях.

7. Целевая аудитория


Участники проекта: учащиеся начальной школы с 1 по 4 класс. Мной проект реализован в 1-2 классах во внеурочной деятельности.

8. План реализации инновационного исследовательского проекта


этапы
сроки реализации этапа
намеченные мероприятия
ответственный за каждое мероприятие

1 этап

август – сентябрь 2012г
Изучение форм работы по формированию "общих способов деятельности", "надпредметных действий" у детей младшего школьного возраста.
Барышникова Н.А



Изучение программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир деятельности» (автор Петерсон)ю
Барышникова Н.А.








2 этап

1 неделя октября 2012
Написание рабочей программы на основе авторской по курсу «Мир деятельности» (Л.Г. Петерсон).
Барышникова Н.А.


На протяжении учебного года
Наблюдение педагога – диагностика формированности надпредметных умений.
Барышникова Н.А. Лисконог И.А


октябрь 2012– май 2013, 1 класс
Реализация программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир деятельности».
Барышникова Н.А.


ежедневно
Использование ТДМ в учебном процессе, создание условий для выполнения учащимися на каждом уроке всего комплекса УУД.
Барышникова Н.А


1-а класс ежедневно,
1-д 1 раз в неделю
Апробирование учебно-методических, технологических и дидактических средств формирования УУД в 1-а начальной школы по образовательной системе «Школа 2100...», 1-д класса при работе с курсом «Мир деятельности».
Барышникова Н.А,
Лисконог И.А.


Январь, 2013


Апрель, 2013
Провести в 1-д классе экспериментальную входную
и итоговую диагностику уровней сформированности УУД.
Барышникова Н.А.

3 этап
2-а класс ежедневно,
2-б и 2-д 1 раз в неделю
Апробировать учебно-методические, технологические и дидактические средства формирования УУД во 2 классах начальной школы по образовательной системе «Школа 2100...». и 2-д классе при работе с курсом «Мир деятельности».
Барышникова Н.А,
Лисконог И.А.


Входная диагностика
начало учебного года
октябрь 2013
итоговая диагностика конец учебного года, май 2014
Провести в экспериментальном 2-д классе входную и итоговую диагностику уровней сформированности УУД.
2-а только итоговую диагностику в конце года.
Барышникова Н.А.



Апрель 2014
Анализ работы за 2года (сравнение результатов с контрольным 2-а классом).
Барышникова Н.А.



















9. Ожидаемые результаты и социальный эффект


Работа в условиях реализации программы внеурочной деятельности «Мир деятельности» будет способствовать наиболее успешному формированию надпредметных знаний младших школьников.
Учащиеся приобретут знания о способах выполнения УУД
Позитивный рост у учащихся не только в усвоении предметного содержания, но и возросший познавательный интерес, развитие личностных качеств и отношений внутри коллектива
Повышение доверия родителей к школе, формирование у них представления о целях ФГОС
На заседаниях кафедры учителей начальных классов активизируется методическая деятельность в направлении развития инновационных подходов в обучении.

В ходе реализации проекта в течение двух лет мной получены следующие результаты, демонстрирующие эффективность реализуемой программы:
1-д класс (работа проводилась по курсу «Мир деятельности»)

1-а класс (где не реализуется программа «Мир деятельности".

Вывод: в 1- д классе формирование УУД идет более быстрым темпом, нежели в 1-а классе. Это объясняется, на мой взгляд, системой целенаправленной работы по курсу «Мир деятельности».
Эксперимент продолжили во 2 классе. Во 2-д также формировали УУД согласно стратегии курса «Мир деятельности»
Итог 2 года эксперимента выражен в таблицах, приведенных ниже.


2-д класс 2-а класс




На окончание 2 класса во 2-д классе на диаграмме прослеживается рост уровня выше среднего (с 15% до 60%), планка низкого уровня упала до 10%. Итоговая диагностика имеет положительную динамику роста уровня формирования УУД. Входное тестирование во 2-д классе показало 0 % – высокого уровня на сентябрь 2013 года, а в итоговом –5 % высокого уровня (апрель 2014). Невысокий процент роста объясняется резко выросшими требованиями к умениям, недостаточностью объема коррекционной индивидуальной работы и малым опытом работы педагога с этим курсом. Коррекция в работе учителя будет продолжена в 3 классе.
Умения детей усложнились, практически все дети знают, что значит учиться, владеют умением работать в паре, группе. Учащиеся понимают, как проводить контроль и коррекцию самостоятельных работ, знают алгоритм самооценки. Адекватную самооценку осуществляет большая часть класса. Дети после выполнения пробного действия вербально фиксируют затруднение по шаблону, определяют причину и ставят соответствующую цель.
На конец 2 года обучения во 2-а классе высокого уровня нет совсем, низкий опустился до отметки 24%. Основная масса детей имеет средний уровень (54%).
Данные цифры убедительно доказывают, что курс «Мир деятельности» эффективно формирует УУД младших школьников.












10. Перспективы дальнейшего развития инновационного проекта


Данная работа будет продолжена до окончания детьми начальной школы (до мая 2016), так как учитель располагает методическим обеспечением, демонстрационным материалом, эталонами, владеет технологией деятельностного метода.
На будущий набор первоклассников планируем увеличить количество классов-комплектов, работающих по данному курсу. Для этого провести курсовую подготовку педагогов, ознакомить с результатами работы по указанному курсу. Провести мастер-класс на основе уроков по курсу «Мир деятельности»
Разработать планирование работы с родителями на основе Дидактической системы деятельностного метода обучения и надпредметного курса «Мир деятельности» по всей начальной школе (1-4 класс). Реализация этого планирования позволит сплотить коллектив родителей, смотивирует родителей к совместной деятельности со школой
На школьном сайте планируем размещать консультации для родителей «Как помочь ребенку научиться выполнять самостоятельно домашнее задание», видеоуроки для родителей по курсу «Мир деятельности»









11. Литература


Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя /Под редакцией Асмолова А.Г.- М.: Просвещение, 2010

Гусева Е.А. Система мониторинга психического развития учащихся и психологического состояния педагогов / В сб.: «Школа 2000». Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Приложение к выпуску № 5. – М.: УМЦ «Школа 2000», 2005.
Климанова Л.Ф. Универсальные учебные действия обучающихся: примеры формирования / Л. Ф. Климанова
Лазарев В.С. Становление и развитие учебной деятельности в развивающем обучении // В сб.: «Развивающее образование: Нерешенные проблемы развивающего образования». – М. С. 50–51.
Методическое пособие: «Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения “Школа 2000...”» / Под ред. Л.Г. Петерсон.
· М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2010.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». // Вестник образования, № 4, 2010.
Нормативная база реализации образовательной системы «Школа 2000...». Всю нормативную базу можно скачать на сайте www.sch2000.ru.
Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000» / Построение непрерывной сферы образования. Монография.
· М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.
Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения "Школа 2000..." / Л. Г. Петерсон
Петерсон Л.Г. Мир деятельности. Методические рекомендации к надпредметному курсу.// М.: Национальное образование, 2011
Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2006.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности.
· М.: УМЦ «Школа 2000...», 2008.
Примерная основная образовательная программа для образовательных учреждений, использующих образовательную систему Л.Г. Петерсон («Школа 2000»), здесь: /documents_letters/
Системы типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий: комплексные работы для определения метапредметных результатов образования у учеников 1 и 2 классов (Титаренко Н.Н., Ашмарина В.Н., Пинженина С.В.); диагностика способностей в русле мыследеятельностной педагогики (Глазунова О.И., Иванова Е.Ю.), психологические исследования развития познавательной деятельности (Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст/ Семаго Н.Я. Семаго М.М.: Айрис-пресс, 2005) и др.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение,2011 Приложение
Вариант диагностического инструмента, предлагаемого автором программы в качестве входного и итогового тестирования
Ф.И. ученика___________________________________класс______________
школа___________________________

Вопросы

*
Сколько месяцев в году?
10 месяцев
12 месяцев
24 месяца

1
Как ты понимаешь, зачем ученику нужны знания?
Чтобы стать умнее, успешно преодолевать трудности
Только для того, чтобы успешно закончить школу
Они помогут сделать мир лучше

2
Правильно пронумеруй шаги, которые помогут ученику понять, что он не знает:










3
Правильно пронумеруй шаги, которые помогут ученику самому открыть новое знание:






4
Зачем надо ставить цель на уроке?
Чтобы успеть выполнить все задания
Чтобы понять объяснение учителя
Чтобы знать, какой результат надо получить на уроке

5
Что поможет ученику самому открыть новое знание на уроке?
Знания, уже известные ученику
Дополнительные источники информации (Интернет, словарь, энциклопедия)
Материалы и инструменты (тетрадь, линейка, циркуль, бумага)

6
Зачем ученику нужен эталон?
Чтобы записать новое знание (правило, алгоритм), которое он открыл на уроке
Чтобы запомнить новое знание
Чтобы иметь опору для выполнения домашнего задания и самостоятельной работы

7
Выбери главную цель ученика при выполнении домашнего задания.
Получить хорошую оценку
Повторить и научиться применять новые знания
Получить одобрение родителей

8
Правильно пронумеруй шаги по выполнению домашнего задания (1, 2, 3, 4, 5, 6).







9
Какая главная цель ученика при исправлении ошибки?
Понять причину ошибки для того, чтобы больше её не допускать
Получить хорошую оценку
Исправить в тетради неверное решение на правильное решение

10
Представь, что ученик допустил ошибку. Как ему исправить её, чтобы ошибка больше не повторялась?
Правильно пронумеруй шаги алгоритма исправления ошибки (1, 2, 3, 4, 5, 6).





11
Зачем ученику подробный образец?
Только для того, чтобы узнать правильный ответ
Чтобы самому определить место ошибки и исправить её
Чтобы самому правильно выполнить задание

12
Соедини роли «автора» и «понимающего» с их целями при общении.



АВТОР


ПОНИМАЮЩИЙ






13
Какое настроение поможет ученику в учёбе?
Рабочее
Спокойное
Грустное
Праздничное

14
Соедини имя ученика с тем качеством, которое ему помогает в учебной деятельности.

При выполнении заданий Семён всегда старается с ним справиться без посторонней помощи.
Мише интересно узнавать новое, он читает энциклопедии, рассказывает в классе о новых знаниях.
При выполнении любого задания Лиза понимает, какой результат она хочет получить. Она доводит дело до конца.


15
Умеешь ли ты учиться?
Да
Нет
Не знаю












13PAGE 15


13PAGE 142715





СОБИРАЮ
ПОРТФЕЛЬ


ПОВТОРЯЮ
ПРАВИЛА

ВЫПОЛНЯЮ
ЗАДАНИЕ САМ

ГОТОВЛЮ МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

ЧИТАЮ ВНИМАТЕЛЬНО ЗАДАНИЕ


ПРОВЕРЯЮ СЕБЯ


ПОВТОРЯЮ ЗАДАНИЕ

МОЙ
РЕЗУЛЬТАТ + ИЛИ ?


НАХОЖУ И ПОВТОРЯЮ НУЖНОЕ ПРАВИЛО

ВЫБИРАЮ И РЕШАЮ
2 ПОХОЖИХ ЗАДАНИЯ


ИСПРАВЛЯЮ ОШИБКУ,
ПРОГОВАРИВАЯ ПРАВИЛО

ПРОВЕРЯЮ ПО ОБРАЗЦУ

Точно передать свою мысль

3. Написать рассказ

4. Правильно понять автора

2. Выслушать автора

СЕМЁН

МИША

ЛИЗА

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ


ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ



15