«Использование метода интеллект-карт на уроках русского языка с целью формирования познавательных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС ООО».


Отдел управления образованием Динского района Краснодарского края
Педагогический опыт
Тема:
«Использование метода интеллект-карт на уроках русского языка с целью формирования познавательных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС ООО»
Автор: Шкурко Инна Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
БОУ СОШ № 29
МО Динской район
Ст. Новотитаровская2014г.
Содержание
1. Целостное описание работы…………………………………………………….............................3 2.Интеллект-карта как метод формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся…………………………………………………………………………………………..5
2.1 История создания интеллект-карт..………………………………………………………………5
2.2. Достоинства интеллект-карт…………………………………………………..............................6
3. Методика создания интеллект-карт……...………………………………………………………..7
4. Рекомендации по составлению интеллект-карт………………………………............................10
5.Применение метода интеллект-карт в образовании……………………………………………..12
5.1. Групповая работа обучающихся (изучение нового материала)……………………………...12
5.2. Групповая работа обучающихся (обобщение темы)……………………………………….…13
5.3. Аннотирование………………………………………………………………………………….13
5.4. Конспектирование………………………………………………………………………....……15
6. Критерии оценивания…………………………………………………………………………….15
7. Технология опыта……………………………………………………………………………...…16
8. Заключение …………………………………………………………………………………….....18
9. Библиографический список……………………………………………………………...………19
1. Целостное описание опыта работы.
Сведения об авторе опыта:
Шкурко Инна Николаевна, БОУ СОШ № 29, педагогический стаж 17 лет, преподаваемый предмет – русский язык и литература, специальность преподаватель русского языка и литературы, контактный телефон 8 -918-250-10-51.
Тема опыта:
«Использование метода интеллект-карт на уроках русского языка с целью формирования познавательных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС ООО»
Условие возникновения, становления опыта.
С сентября 2012 г. БОУ СОШ № 29 в пилотном режиме реализует стандарты ФГОС основного общего образования. Государственные стандарты общего образования нового поколения требуют, чтобы ученик мог сам ставить и решать проблемы, понимать для чего учится, быть мотивированным, уметь общаться, оценивать себя и других, а ещё добывать информацию, затем думать над ней, анализировать, обобщать и систематизировать. Эти требования обозначены короткой аббревиатурой – УУД. Теоретико-методологической и научно-методической основой программы развития УУД является культурно-исторический и системно - деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин).
В литературе можно встретить два подхода к определению УУД.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» понимается, как умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Карабанова О.А., доктор психологических наук, дает такое понятие: «универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению».
Одной из особенностей УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они:
- носят надпредметный, метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.
Универсальные учебные действия направлены на решение важных практических задач. Они признаются фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
К основным функциям УУД относятся:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Практическая новизна данной работы состоит именно в том, что она поможет повысить эффективность процесса обучения. Предложенные в данной работе методические рекомендации могут быть использованы учителями-словесниками на уроках русского языка в школе.
В Программе ФГОС ООО обозначено, что в сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Для выполнения поставленных задач необходим учёт уровня когнитивного развития учащихся. В настоящее время уровень когнитивного развития, существенно отличающийся у разных учеников, никак не учитывается при организации учебного процесса. Это одна из причин многих учебных затруднений.
Учащийся воспринимает информацию, поступающую к нему от учителя и от учебных текстов, с помощью имеющихся в его распоряжении когнитивных схем. Эти схемы индивидуальны и достаточно сильно отличаются у разных детей. Они делают доступной для восприятия только ту часть информации, для приёма которой у ученика есть подходящие когнитивные средства. Остальная информация либо полностью игнорируется, либо частично искажается, поэтому восприятие учебной информации очень похоже на детскую игру в испорченный телефон. В результате по различным причинам ученик может не понять некоторую часть учебного материала.
Информационный обмен на уроке очень часто напоминает разговор слепого с глухим. И как следствие, учащиеся испытывают существенные затруднения в систематизировании, сопоставлении, обобщении и интерпретации информации, содержащейся в готовых информационных объектах;
Часть учащихся не умеет выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); испытывает затруднения в составлении таблиц, схем, диаграмм…
Анализ имеющейся ситуации и ситуации желаемой показывает возникшее противоречие: когнитивные затруднения учащихся не учитываются в традиционном обучении, а формирование познавательных УУД согласно требованиям ФГОС должно учитывать уровень когнитивного развития каждого ученика. Поэтому и возникла необходимость в использовании методов такой образовательной технологии, которая позволила бы управлять процессом формирования познавательных УУД, адаптируя содержание, методы, организационные формы и средства обучения к когнитивным возможностям каждого ребёнка. Одним из таких методов является метод интеллект-карт. Его я решила применить для формирования познавательных УУД на уроках русского языка.
2. Интеллект-карта как метод формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся.
В книге «Преобразованная сила» писатель Э. Тоффлер определил цель образования уже ближайшего будущего: «Грамотным в будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек, который знает, как научиться тому, как следует учиться».
В целях повышения качества образования, мотивации учебной деятельности, развития интеллектуальных и творческих способностей у обучающихся я применяю в своей педагогической деятельности разные современные технологии. В своей работе я хочу рассказать о внедрение в урочной деятельности новый педагогический метод – «ментальные карты» или «интеллект-карты».
2.1.История создания интеллект-карт
В основу этого метода положены ментальные карты (Mindmaps), разработка английского психолога Тони Бьюзена известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления и профессора Санкт-Петербургского университета Бершадской Елены Александровны. С теоретическими вопросами данного метода можно познакомиться на сайте Михаила Евгеньевича Бершадского.
Понятно, что данный способ работы с информацией в тех или иных вариациях или под другими названиями существовал еще задолго до Тони Бьюзена. Но тем не менее именно Тони Бьюзен стал популизатором идеи интеллект-карт, как эффективного способа работы с информацией.
Ниже приводу отрывок из книги Тони и Барри Бьюзенов «Супермышление» (в оригинале «Themindmapbook»), в которой описывается история создания этой технологии.
 
Тони: «В свое время на втором курсе университета я как-то зашел в библиотеку и спросил, нет ли у них книг по теории мозга и о его практических возможностях. Библиотекарь, не раздумывая направила меня в отдел медицинской литературы!Я начал читать все, что мог найти, из специальной литературы. Это, как мне казалось, могло пролить свет на следующие основные вопросы, которые поставил перед собой:
Как научиться учиться?
Какова природа моего мышления?
Каковы прием эффективного запоминания?
Каков путь к творческому мышлению?
Как овладеть техникой скорочтения?
Каковы современные достижения в сфере развития общего мышления?
Имеется ли возможность разработать новые приемы эффективного мышления или, быть может, одну всеобъемлющую прикладную теорию?
Со временем я понял, что более эффективной и производительной работы мозга можно добиться, если дать возможность его потенциальным способностям работать совместно, в помощь друг другу, нежели применять их как отдельные «инструменты».
Простейшие, на первый взгляд, приемы вносили самую впечатляющую лепту. Например, простое комбинирование двух кортикальных способностей, а именно речи и восприятия цвета, позволило мне коренным образом пересмотреть свой подход к конспектированию. Конспектирование с добавлением всего двух цветов в графику представления материала более чем в два раза улучшило мнемонические характеристики моих конспектов и, что еще важнее, внесло элемент развлекательности в процесс учебы».
Отрывок из книги Тони и Барри Бьюзенов «Супермышление»
Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга: во-первых, сам нейрон выглядит как мини-интеллект-карта, во-вторых, мысли на физическом уровне отображаются как деревья “биохомических” импульсов.
Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.
При ознакомлении с текстом, прослушивании лекций, выполнении творческих проектных работ (на первоначальном этапе) как правило, работает левое полушарие мозга, отвечающее за логическое мышление. Однако правое полушарие, отвечающее за образное мышление и интуицию, может очень здорово помочь в усвоении нового материала. Как же заставить его работать вместе с левым? Как раз в этом и помогают мне данные карты. Они сочетают в себе элементы как логического, так и образного мышления, при их изучении работают оба полушария. Результат их применения - гораздо лучшее усвоение материала, лучшая воспроизводимость полученных знаний, развитие образного мышления, цепкая память.Т.Бьюзен создал интеллект-карты- инструмент, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся: «Создавая интеллект-карты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации».                                                      
Что же такое ментальные карты?
Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:
«Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.
«Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт. 
«Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.
2.2. Достоинство интеллект-карт.
 Метод интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:
Адаптироваться к условиям ГИА.
Задействовать оба полушария головного мозга.
Повышать работоспособность.
Формировать общеучебные умения и навыки:
запоминание информации при быстром и полном обзоре темы;
конспектирование или составление аннотаций письменных;
создание конспектов лекций, докладов, выступлений;
написание докладов, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработка проектов, презентаций.
Осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности.
Улучшать все виды памяти.
Развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность.
Формировать орфографические и пунктуационные навыки.
Обогащать словарный запас.
Повышать результативность.
Данный метод дает возможность учителю:
Повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся.
Развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности.
Активизировать деятельность.
Изучать личность обучающихся, выявлять причины их когнитивных затруднений.
 Корректировать знания.
Для сравнения приведём наиболее распространённые способы презентации информации, используемые в учебном процессе.1. Простое повествование – пересказ содержания чего-либо; описание каких-либо событий, действий, явлений. 2. Письменное изложение – конспектирование – линейная по времени запись поступающей информации, структурированной каким-либо образом. Ни один из названных традиционных способов изложения и фиксирования информации не соответствует процессам, реально протекающим в мозге. Так, при любом конспектировании за многословием текста теряются ключевые слова, даже если они выделены цветом или графикой. Тратится время на фиксирование несущественных фактов, усложняется запоминание. Обилие текста не обеспечивает стимулирование творческого потенциала воображения, как бы красочно и ярко ни был оформлен конспект.В дальнейшем при последующих обращениях к конспекту тратится время на поиски ключевых слов или фраз, на систематизацию и обобщение изложенного материала.Интеллект-карта имеет ряд преимуществ перед традиционной, линейной формой представления информации: • легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа в виде яркого графического образа;
• внимание концентрируется не на случайной информации, а на существенных вопросах;
• чётко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи находятся ближе к центру, а менее важные – на периферии;
• быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится информация за счёт её разноцветного и многомерного представления; 
• структурный характер карты позволяет без труда дополнять её новой информацией (без вычёркиваний, вырезаний, вставок и т.п.);
• отсутствие границ карты стимулирует эвристику.Кроме этого, процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.Составляя интеллект-карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют сообразный с их природой (индивидуальный) способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у учащихся в процессе деятельности. Используя технологию mindmap, учитель сможет так организовать учебный процесс, что результатом его станет достижение целей, поставленных стандартом.
Широкий спектр возможностей технологии mindmap, представленный выше, делает её эффективным инструментом не только для формирования компетентностей учащихся, но и для мониторинга уровня их сформированности.Главное достоинство метода - его универсальность. Предложенная методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.
3. Методика создания интеллект-карт.
Для того чтобы составить ментальную карту, необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется
в центре листа.

От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которыхпишутся слова, ассоциирующиеся с ключевымипонятиями, раскрывающими центральную идею.

От веток первого уровня при необходимости отходят ветки
2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи, написанные на
ветках 1-го уровня.

 
По возможности используем максимальное количество цветов,
для рисования карты.

Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую
графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.

 
При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные
понятия на разных ветках.

Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы.

4. Рекомендациям по составлению интеллект-карт
1. Устраняйте ментальные блокад
Добавляйте пустые линии.
Случилось временно столкнуться с ментальной блокадой, просто добавьте одну или более пустых линий к своей интеллект-карте. Это озадачивает мозг необходимостью заполнить оставленный пробел через какое-то время и настроите себя к скорейшему «подключению» к его неисчерпаемому источнику ассоциаций.
Задавайте себе вопросы
Путем поиска ответов на вопросы мозг аккумулирует знания. Это способствуете скорейшему устранению ментальных блокад.
Пополняйте карту рисунками
Новые рисунки, включенные в интеллект-карту, способны стать «спусковым крючком» для новых ассоциаций и облегчить задачу вспоминания.
Всегда помните о безграничной ассоциативной способности мозга
Подобный ментальный подход позволяет избавиться от приобретенных предубеждений и комплексов в отношении собственных мыслительных способностей.
2. Совершенствуйте достигнутое
Пересматривайте свою интеллект-карту
Исследования показывают, что эффективность запоминания изучаемого материала меняется в соответствии со строго определенной кривой, построенной относительно шкалы времени.
После часа работы над интеллект-картой в идеале следует повторно возвращаться к ней через следующие промежутки времени:
•       через 10-30 минут;
•       спустя сутки;
•       спустя неделю;
•       спустя месяц;
•       спустя 3 месяца;
•       спустя б месяцев.
Придерживаясь этого графика, интеллект-карта становится частью долгосрочной памяти.
Проверяйте свою способность к вспоминанию информации содержащейся в интеллект-карте
При повторной работе с интеллект-картой, рекомендуется быстро набросать проверочную карту (тратя на это не более 5-7 минут), кратко резюмирующую все, что можно вспомнить из основной.
Когда идет проверка исходной интеллект-карты мозг пребывает в прочной зависимости от внешнего стимула состоящего в том, что пересматриваемая информация узнается почти мгновенно и не несет в себе элемента новизны. Проверочная карта позволяет проверить, что мозг в состоянии вспомнить в отсутствие внешнего стимула. После этого можно сравнить проверочный результат с исходной интеллект-картой и исправить ошибки, несоответствия или заполнить пробелы.
3.Подготовьтесь перед работой с интеллект-картами
Подготовьте себя с точки зрения соответствующего внутреннего расположения к работе
Воспитывайте в себе позитивное отношение к работе с интеллект-картами. Позитивное отношение помогает раскрепостить мозг, увеличить вероятность возникновения спонтанных ассоциаций, способствует физическому комфорту, улучшает восприятие и располагает к ожиданию позитивных результатов от работы. Преимущества, которые дарит позитивное отношение, безусловно, отражаются на качестве создаваемых интеллект-карт. В связи с этим очень важно подходить к любой задаче, связанной с их составлением, сугубо позитивно, даже если выполнение задачи происходит в традиционно «негативных» условиях.
Копируйте образы, которые видите вокруг себя
При всяком удобном случае копируйте в порядке тренировки интеллект-карты, созданные другими людьми, объекты видимого мира, произведения искусства. Это необходимо затем, что мозг приспособлен учиться посредством копирования с последующим созданием новых образов или понятий на основании скопированного.
Не пасуйте перед неудачами
Многие испытывают разочарование, когда созданные интеллект-карты не отвечают их исходным ожиданиям. В таких случаях следует проанализировать свою интеллект-карту с позиций позитивизма и принять решение продолжить работу над улучшением непонравившейся интеллект-карты
Любите абсурд
Особенно на начальной, самой творческой, стадии создания интеллект-карты следует записывать и/или зарисовывать все «абсурдные» и «бредовые» идеи, давая возможность новым идеям пустить от них ростки. Это связано с тем, что идеи, на первый взгляд абсурдные и бредовые, далекие от нормы, впоследствии оказываются переворотом в науке, а переворот далек от нормы по определению.
Настройте себя на создание красивых интеллект-карт
Это естественно, что мозг настроен на красоту. Поэтому чем красивее созданная интеллект-карта, тем более созидательно она используется ее и тем лучше вспомнится информация, содержащаяся в ней.
4. Подготовьте материалы и принадлежности, с которыми вам предстоит работать
На подсознательном уровне человек склонен воспринимать сенсорный импульс позитивно или негативно в зависимости от того, насколько тот или иной объект субъективно привлекателен для него. Бумага, ручки. карандаши, фломастеры, а также принадлежности для организации и хранения документов - все должно быть самого высокого качества, радовать глаз и, самое главное, обеспечивать желание работать.
5. Подготовьте свое рабочее место
Подобно письменным принадлежностям, рабочее место и окружающее его пространство могут вызывать отрицательную, нейтральную или положительную peакцию. Поэтому окружающая обстановка должна радовать глаз и доставлять ощущение комфорта.
Следите за тем, чтобы в комнате, в которой вы работаете, была нормальная температура
Отдавайте предпочтение естественному освещению
При естественном освещении менее всего напрягаются глаза и более точным является восприятие таких визуальных параметров, как цвет, форма, толщина линий и относительные размеры изображаемых объектов.
Следите за тем, чтобы комната, в которой вы работаете, хорошо проветривалась
Кислород является одним из важнейших компонентов, из которых складывается система жизнеобеспечения мозга. Свежий воздух обеспечивает оптимальное количество кислорода для питания вашего мозга, в результате чего улучшается острота восприятия и производительность мыслительной работы.
Обставьте комнату так, чтобы она отвечала вашим представлениям об идеальном месте для интеллектуальной работы
Следите за тем, чтобы ваши стул и стол были самого высокого качества, а их конструкция позволяла занимать удобную позу за столом. Правильная поза обеспечивает оптимальный Приток крови в мозг, что ведет к более острому восприятию и более высокой производительности умственного труда. Кроме того, хороший дизайн и эстетическая привлекательность используемой вами мебели доставляют желание работать.
Следите, чтобы окружающие предметы обстановки доставляли эстетическое наслаждение
 Поскольку учеба нередко ассоциируется с наказанием, многие подсознательно превращают свое рабочее место в тюремную камеру. Создайте себе место для работы, к которому вы бы стремились, даже если никакой иной цели его использовать у вас в данный момент нет (пара любимых репродукций на стенах, оригинальный коврик на полу).
Работайте под приятную музыку или в тишине — как предпочитаете.
5.Применение метода интеллект-карт в образовании как средства формирования   УУД обучающихся очень разнообразно:
Мозговой штурм
Аннотирование
Конспектирование
Написание сочинения, доклада, реферата
Презентация
Групповая работа обучающихся
5.1. Групповая работа обучающихся (изучение нового материала)
1 этап:
Обзорное чтение, просмотр изучаемого материала (оглавление, название разделов и параграфов, содержащиеся выводы, иллюстративный материал)
Определение объёма материала, оценивание уровня его сложности
Свободное извержение ассоциаций по теме занятия
Построение индивидуальных интеллект-карт
Обсуждение первичных представлений о теме
Составление предварительной интегральной интеллект-карты
2 этап:
Индивидуальное анонсное чтение элементов текста
Дополнение индивидуальных интеллект-карт
Обсуждение результатов анонсного чтения
3 этап:
Обстоятельное индивидуальное чтение пропущенных фрагментов текста
Дополнение индивидуальных интеллект-карт
4 этап:
Чтение наиболее сложных фрагментов текста
Завершение индивидуальных интеллект-карт
Групповое обсуждение выявившихся проблем и их разрешение
Завершение коллективной интеллект-карты и коррекция индивидуальных карт
5.2. Групповая работа обучающихся (обобщение темы)
1 этап:
Индивидуальное свободное извержение ассоциаций, связанных с изучаемой темой, поставленной проблемой
Построение каждым участником собственной интеллект-карты
2 этап:
Обсуждение интеллект-карты в малых группах
Составление групповой интеллект-карты
Составление первой редакции коллективной интеллект-карты
3 этап:
Повторное извержение ассоциаций каждым участником группы
Коррекция индивидуальных интеллект-карт
4 этап:
Обмен идеями, редактирование групповых интеллект-карт
Подготовка второй редакции коллективной интеллект-карты
5 этап:
Сравнение карт двух редакций
Построение финальной редакции
Коллективный анализ интеллект-карты
Принятие решения либо о завершении исследования, если его цель достигнута, либо о продолжении работы с составлением её плана.
5.3. Аннотирование
Аннотирование – это способ индивидуального усвоения информации при работе с различными текстовыми источниками.
1 этап:
Просмотр источника информации (титульный лист, аннотация и оглавление, содержание, иллюстративный материал)
Определение:
собственного отношения к источнику информации
центрального образа интеллект-карты, её главных веток, которые часто совпадают с названиями разделов или глав
времени на работу с данным источником информации
объёма текста для проработки
определение цели
2 этап:
Обзорное чтение
Определение объёма материала
Оценивание уровня его сложности
Свободное извержение ассоциаций по теме занятия
Построение индивидуальных интеллект-карт
Обсуждение первичных представлений о теме
Составление предварительной интегральной интеллект-карты, отражающей структуру изучаемого текста
3 этап:
Индивидуальное анонсное чтение элементов текста
Обсуждение результатов анонсного чтения и обогащение коллективной интеллект-карты
Дополнение индивидуальных интеллект-карт
4 этап:
Обстоятельное индивидуальное чтение фрагментов текста, пропущенных на предыдущих этапах
Дополнение индивидуальных интеллект-карт
5 этап:
Чтение наиболее сложных фрагментов текста
Завершение индивидуальных интеллект-карт
Групповое обсуждение выявившихся проблем и их разрешение
Завершение коллективной интеллект-карты и коррекция индивидуальных карт
5.4. Конспектирование
Конспектирование - это изложение собственных мыслей обучающихся по какому-либо вопросу. Это может быть:
Подготовка устного выступления (доклада, реферата), презентации
Написание эссе, сочинения, статьи
Подготовка к различным формам контроля: семинару, зачёту, коллоквиуму, экзамену
1. Подготовительный этап.
Определение цели работы, количества затраченного времени
Написание центрального образа будущей интеллект-карты (тема выступления, статьи, экзаменационный вопрос)
2. Основной этап:
Кратковременное извержение ассоциаций
Определение основных веток (идей) карты
Построение интеллект-карты
Полученная карта наглядно отражает представления, имеющиеся у ученика о предмете (теме) размышления.
Интеллект-карты можно рисовать не только от руки, но и создавать при помощи следующей компьютерной программы: ConceptDraw MINDMAP Professional v 4.5.
Преимущества данного метода:
1.Из 100% информации, предложенной на уроке, ученик услышит 75%, 50% запомнит, а 25% воспроизведёт. 25% - это очень мало.  Интеллект –карты позволяют практически использовать все каналы восприятия информации.
2. Интеллект-карты, по сравнению с конспектированием, позволяют экономить от 50 до 95% времени на этапе записывания информации, свыше 90% – на этапе ее восприятия.
6. Критерии оценивания интеллект-карт:
При анализе интеллект-карт оценивается наличие:
яркого, объемного центрального образа;
чёткой разветвлённой структуры, построенной на основе ключевых слов и ключевых фраз;
ассоциаций, наполняющих структуру;
рисунков, символов, смайликов, побуждающих ассоциирование;
блоков, подчёркивающих структуру;
связей между элементами структуры.
Далее отмечается:
полнота или бедность содержания интеллект-карты, выраженные количеством ключевых слов и ключевых фраз;
богатство и разнообразие или практическое отсутствие ассоциаций, выраженных наличием заполненных ответвлений разного уровня;
наличие позитивной или негативной эмоциональной составляющей, проявляющейся в цвете, форме, символах и деталях интеллект-карты.
7.Технология опыта.
Обучаю составлению постепенно: сначала совместное составление, затем работа в группе, в паре и, наконец, индивидуальная работа дома.
Что мы делаем на уроке?
Основные ветки будущей интеллект-карты: морфологические признаки, грамматическое значение, синтаксическая роль. Ключевые ветки задали нам структуру интеллект-карты. Затем, учащиеся заполняли каждый из признаков через систему подобранных мною заданий. Расшифровку ключевых признаков на карте мы отображали добавлением соответствующих ответвлений. Следующую ветвь и ее подвиды учащиеся определяли в парах с помощью проблемной ситуации, но уже на другом уроке. Так постепенно выстраивалась интеллект-карты.
Например, 5класс тема урока «Правописание - и-ы после ц». С помощью карты определяемтему, цели урока, анализируем материал и делаем выводы.
- Прочитайте слова. Подумайте, по какому признаку можно их объединить или разделить?
- Как думаете, какая орфограмма нас будет интересовать? Почему?
- Значит, тема нашего урока… (правописание и-ы после ц)
- Чему должны научиться на уроке?
- По какому принципу слова с гласной И после Ц разделили на две группы?
- Когда после Ц пишется И?
- От чего зависит написание гласной Ы после Ц?
- Почему в отдельную группу выделены следующие слова: цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц.
Далее сравниваем выводы учащихся с правилом в учебнике и закрепляем материал на практике.
Интеллект-карты эффективны при проверке теоретического материала. С помощью мультимедийного проектора на экран вывожу схему, например, по теме «Лексика» 5класс, прошу учащихся объяснить понятия по вариантам: 1в.- антонимы, 2в.- синонимы, 3в.- омонимы и для всех вариантов – паронимы. Учащиеся быстро и правильно воспроизводят материал.
Таким образом использовать интеллект-карты можно на разных этапах урока при изучении или закреплении материала; для составления планов пересказов текста;
для обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор.
Эффективно использовать карты при подготовке к ОГЭ и ГИА, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным, можно составлять целые блоки-карты, группируя по заданиям. Например, «Правописание приставок», «Правописание суффиксов» и др.)
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.
Создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.
Например:
темы на уроках истории содержат много материла: различные исторические факты, даты, сведения об исторических личностях, что является сложным для усвоения и запоминания учащимися. Но с помощью мыслительных карт можно запомнить и классифицировать большое количество информации. Например, по теме “Великая Отечественная война” можно нарисовать карту, где ветвями первого порядка будут являться основные сражения, Сталин, Блокада Ленинграда, Гитлер и т.д.;
на уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т.д.;
на уроках биологии можно составлять карты по темам: “Птицы”, “Растения”, “Животные”, “Системы организма человека” и т.д.
Учащиеся могут, как сами составлять интеллект-карту, так и с помощью учителя. Учителю лучше заранее самому составить свою интеллект-карту, чтобы не забыть те или иные важные моменты при изучении темы. 
8.Заключение.
Как показал опыт, использование этого метода позволяет проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее, а главное - эффективнее для самих обучающихся.
Считаю, что применение интеллект-карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить ее. Мыслительные карты помогают развивать критическое мышление, память и внимание, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.
Использование этого метода способствует:
1. Обучению. Избавляет от огромного количества лишней работы. Хорошая помощь при подготовке к экзаменам. На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольший эффект получается при последующем воспроизведении;
2. Концентрации. Внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения. Не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания;
3. Запоминанию. На запоминание ученик затратит значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке. У учеников возникает как бы «видение» информации внутренним мысленным взором;
4. Мышлению. Мышление становится более четким и гибким. Творческие способности также активизируются.
Метод обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом ее элементов. Свернутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. С помощью интеллект-карты обучающиеся не только учатся пересказу, но и учатся выделять ключевые слова, моменты систематизировать, группировать. При работе с текстом с помощью карты учащиеся учатся сворачивать и разворачивать информацию; запоминать ее благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; видеть все элементы текста.
Таким образом, внедрение метода интеллект-карт в практику преподавания русского языка и литературы способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета. Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно учащийся усвоил информацию, как ее структурировал и связал ее элементы между собой.
В заключение мне хочется отметить, что использование ментальных - карт на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Ментальные - карты не могут заменить учителя и учебник, поэтому этот метод необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»  
Библиографический список.
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.:ИОСО РАО, 1994. - 228с. 
2. Бершадский М.Е., Бершадская Е.А. / Применение методов «MindMaps» для повышения информационной компетентности обучаемых [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://bershadskiy.ru/ 3. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с
4. Бьюзен Б., Бьюзен Т. Супермышление. – М.: Попурри, 2008. – 208 с. 5. Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам. – Минск.:Росмэн-Пресс, 2007. - 120 с.
6. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М. : Дрофа, 2007.
7. Карабанова О.А. Универсальные учебные действия. http://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no =12250
8. Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. Спб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. М.: Сфера, 2010, 188с.
9. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009. – 367 с.
10. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М., Современный урок. Инновационные уроки. – Учитель, 2007.
11. Мирзоев, С.С. / Активизация познавательного интереса учащихся.// Биология в школе №6 – Интеллект – карты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm
12. Программное обеспечение для онлайн – карт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mindmeister.com13. Щеняева Н.В. Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка», код доступа http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/master-klass-%C2%ABprimenenie-metoda-intellekt-kart-na-urokakh-russkogo