Методическая разработка занятия Движение по азимуту. Выход по азимуту на КП. Практические приемы

Тема 2. Ориентирование.
Занятие 35 (2.12.1): Движение по азимуту. Выход по азимуту на КП.
Практические приемы
Группа: сборная клуба. 6-10 классы
 Цель:
Подготовка команды спортсменов к соревнованиям.
Задачи:
1. Обучающие – изучить способы движения по азимуту.
2. Развивающие – развить навыки применения измерительных приборов для:
определения сторон горизонта и азимута,
измерения расстояния по карте,
измерения длины пути.
3. Воспитательные: выработать осознанное чтение карты местности для безопасности и сохранения здоровья.
Тип урока: Изучение нового материала.
Формы проведения:
урок-путешествие;
объяснение в ходе эвристической беседы понятий «ориентирование», «горизонт», «стороны горизонта», «азимут» с использованием и изображений на экране;
в процессе проведения практических работ отработка умений работать с компасом;
определение направлений азимутов на предметы в кабинете, на рисунке раздаточного материала;
измерение расстояний на местности шагами и на карте и с помощью масштаба,
практические приёмы движения по азимуту на клубном дворе.




ПЛАН УРОКА 
1. =Повторение по теме «Масштаб».
=Цель урока и задачи для учеников.
=Объяснение понятия «ориентирование».
2. =Определение сторон горизонта – по компасу.
=Ориентирование по местным признакам.
=Определение сторон горизонта на плане местности и карте.
3. Азимут. Способы движения на соревнованиях.
4 Практика движения по азимуту в пределах кабинета. Теория движения на соревнованиях.
5. Азимут на плане местности при помощи транспортира.
6. Измерение расстояний.
7. =Правила применения расстояния и азимута на соревнованиях.
=Практика на приклубном участке
Используемые материалы и оборудование:
Компасы
Транспортир демонстрационный
Транспортиры раздаточные
Мультимедийное оборудование  
Карты приклубной территории, карты Сосновки, другой раздаточный материал 
ХОД УРОКА
1. Повторение по теме «Масштаб»
Ребята, в воскресенье мы пойдем в поход к озеру в Сосновке. Сегодня на уроке мы с вами совершим воображаемый поход-путешествие, таким образом, подсчитаем точно, сколько километров мы пройдем в воскресенье.
Найдем на карте Сосновки нашу базу «Бурвестник», найдем остановку «Мост», мы вспомним те тропы, по которым мы уходим к озеру, покажем дорогу, по которой мы возвращаемся на нашу базу.
Давайте узнаем, сколько км надо пройти, если будем двигаться по маршруту «Мост» - «Буревестник» - озеро Сосновское – стадион – «Буревестник» - «Мост». Что для этого надо сделать?
(Ответы учеников)
(Посмотреть на масштаб карты, линейный перевести в именованный, измерить линейкой расстояние, умножить на именованный масштаб).
Наша команда разделится на 4 группы. Раздвинем столы, сядем поудобнее.
А теперь выполните задание № 1.
=Переведите численный масштаб (масштаб карты) 1:75000 в именованный.
Рассчитайте расстояние по отрезкам пути.
Проверка выполненного задания.
1.1. Цель урока и задачи для учеников.
- Если тема сегодняшнего занятия «Изучение движения по азимуту», какие цели мы можем себе поставить на это занятие? Чему вы должны научиться?
Учитель:
У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать? Каждому человеку в жизни необходимо научиться ориентироваться, т. е. определять свое местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов.             Умение ориентироваться в пространстве  одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно  знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. д. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.
Но чтобы идти в поход, надо уметь ориентироваться на местности и по карте. Поэтому основная цель сегодняшнего урока научиться:
1) ориентироваться на местности по азимуту, узнать какие способы для этого существуют
2) научиться определять расстояние на местности.

1.3. Объяснение понятия «ориентирование»
Кто из вас знает, что означает понятие «ориентирование»?
Выводится на экран – определение.
«Ориентирование – это определение своего местоположения относительно сторон горизонта».
2. Определение сторон горизонта
Какие стороны горизонта вам известны? (север, юг, восток, запад).
(Вычерчивание сторон горизонта на листе)
Какие промежуточные стороны горизонта вы знаете? (С-З, С-В, Ю-В, Ю-З). Кроме этих существуют С-СЗ, ССВ и т.д. А теперь проверим как запомнили промежуточные стороны горизонта.
Задание: Подпиши промежуточные стороны горизонта. (Ответ: С-З, Ю-В, Ю-З)
2.2. Ориентирование по местным признакам
Ребята, а как можно определить стороны горизонта по местным признакам? (Могут быть ответы: по солнцу, звездам, мху на деревьях).



Показ слайдов на экране и объяснение педагога:
а) ориентирование по солнцу.


В наших (средних) широтах Солнце:
в 7 утра бывает на востоке
в 10 ч. – на юго-востоке
в 13 ч. – на юге
в 16ч. – на юго-западе
в 19 ч. – на западе.
А теперь, ребята, выполните задание в карточке.
Задание: Если ранним утром отправились в поход в С-направлении, в какую сторону возвращаться обратно?
б) ориентирование по Полярной звезде.
Найти ковш Большая Медведица из семи ярких звезд.
Мысленно отложить на продолжение линии между крайними звездами ковша еще 5 таких отрезков. Здесь находится Полярная звезда.
Полярная звезда всегда находится на северной стороне горизонта.
в) лесные ориентиры (на экране текст, чтение которого сопровождается показом соответствующих примеров на таблице.













Текст на экране:
1) С северной стороны деревья, камни обильнее покрыты лишайниками, грибками.
2) У отдельно растущего дерева крона гуще с южной стороны.
3) Муравейники располагаются с южной стороны деревьев; южный скат муравейника пологий, а северный – крутой.
4) Ягоды и фрукты раньше краснеют с южной стороны.
5) Снег быстрее подтаивает на южных склонах.
Ребята, в походе обязательно проверьте эти ориентиры на практике.
2.3. Определение сторон горизонта на плане местности и карте
На планах направление на С обозначают стрелкой С-Ю. Если на плане нет стрелки, то считается, что верхний край плана северный, нижний - южный, правый – восточный и левый – западный.
Определите:
а) в каком направлении находится дом и дерево, если азимут дерева 90 градусов.
б) холм, если его азимут 0 градусов
Начертите схему их расположения на плане местности.

А теперь для закрепления навыка определения сторон горизонта на плане местности выполните в карточке задание . (Выдается карточка, но азимуты там не отмечены. Школьники определяют самостоятельно азимуты при помощи транспортира. Затем они получают карточку для проверки своих знаний. Процесс самоанализа занимает еще минут 5 урока)

3. Компас.
Но для точного определения сторон горизонта на местности необходим компас. Его магнитная стрелка всегда показывает на север.
а) рассматривание компаса
б) показ слайд-шоу на экране. Внешний вид различных компасов, применяемых в навигации, геодезии, военном деле, старинные.

Компас с магнитной стрелкой был изобретен в Китае и впервые упоминается в 692 г. Он позволяет ориентироваться в любом месте и в любое время. Для этого компас необходимо установить в горизонтальном положении так, чтобы его стрелка не касалась корпуса и, поворачивая компас, совместить конец стрелки с указателем «С» (север). Такое положение означает, что компас сориентирован.
в) Практическая работа с компасом
Учитель помогает сориентировать компас на парте.
Определите в какую сторону по компасу обращены в классе:
а. доска
б. окна
в. дверь
г. стенд на стене
3.2. Азимут
На компасе изображены цифры. Это градусы, по которым можно определить азимут.
а) Определение этого понятия выводится на экран: «Азимут – это угол, измеренный в градусах, между направлением на север и направлением на объект, отсчитываемый по часовой стрелке.
б) Рассматривание на экране схемы с изображением сторон горизонта и соответствующие им градусы .
4. Теория движения. Ориентирование по азимуту в условиях соревнования.
При прохождении трассы по намеченному пути можно прибегать к различным приемам. Возможность использовать описанные ниже приемы для отыскания КП также сильно влияют на выбор пути:
бег по азимуту. Применяется, когда нет каких-либо достаточно надежных ориентиров.
бег по азимуту с упреждением. Используется,
· например, когда вы бежите по азимуту к извилине ручья. Упершись в ручей вы не будете точно знать слева от вас извилина или справа. Если же при движении к ручью заведомо отклониться чуть правее, то на ручье извилина будет однозначно слева.
бег в "мешок". Зная, что вы обязательно упретесь в определенные ориентиры, вы можете значительно увеличить скорость, не уделяя чрезмерно много внимания на работу с компасом и чтение карты.
бег по линейным ориентирам. Позволяет значительно реже обращаться к помощи компаса. К тому же более длинный путь по линейным ориентирам зачастую оказывается наиболее быстрым за счет возможности двигаться на высокой скорости.
бег по опорным ориентирам. При выборе пути следования из множества ориентиров выбираются наиболее надежные, весь маршрут разбивается на небольшие отрезки, соединяющие эти ориентиры и на остальные незначащие детали внимание не обращается. В результате получается значительная экономия времени так как отпадает необходимость останавливаться у каждого ориентира и находить его на карте.
по азимуту с чтением карты. Если местность насыщена множеством однообразных мелких объектов и нет возможности выбрать опорные ориентиры, применяется метод скрупулезного вчитывания в карту с точным движением по азимуту.
5. Азимут на плане местности при помощи транспортира.
Группы рисуют свои планы маршрутов. Они определяют азимуты и расстояния.
Проверяют, поменявшись своими карточками.
6. Измерение расстояний на местности
В начале урока мы с вами посчитали по карте с помощью масштаба расстояние нашего маршрута в Сосновке
А как можно измерить расстояние на местности?
Ваши предложения?
(Ответ: мерной лентой, шагами). Можно использовать среднюю длину своего шага. Для определения средней длины шага отмерим рулеткой 10м. Пройдем. Получили 20 шагов. Значит средняя длина шага 0,5 метра. Далее надо определить среднюю скорость движения, т.е. посчитать, сколько сделаете шагов за 1 минуту. Например, 100 шагов, а если в 1 м два шага. Значит, средняя скорость движения V=50 м/мин.
 Задание.
Нахождение азимута по плану. 1. Определить направление на север. 2.От точки стояния провести условно линию, совпадающую с направлением на север, а другую линию на предмет местности. 3.Определить с помощью транспортира значение азимута, двигаясь почасовой стрелке.
  Рефлексия.
Практика на приклубном участке.

Соревнование
На какие КП можно выйти по зимуту?
(раздаются карты приклубного участка с отмеченными КП. )
Школьники применяют различные способы движения по азимуту в мини –соревнованиях. Время прохождения маршрута засекается по секундомеру.

Измерение расстояния на местности. Практика.
Глазомерный способ измерения расстояния.
Измерьте расстояние до ближайшего КП шагами.
Измерение рулеткой.
Работа с масштабом. Вычисляем расстояние по масштабу

Кто был точнее? Как удобнее? Нужен ли навык определения расстояний?
(Мы оставляем флажок, который удален от крылечка клуба на 100 метров)
Флажок на 100 метров от порога – наша постоянная тренировка глазомера.

Шагаем по свежему снегу.

Нарисуйте фигуру, используя следующие данные( шагами на снегу): 1: 10 000масштаб: в 1 см -100м 1.Направление (Н)-СВ, расстояние(Р)=300м, Азимут(А)= ? 2.Н-ЮВ, Р=300м, А= ? 3.Н - З, Р=400м, А= ?  4.Н - Ю, Р=500м, А= ?  5.Н –В, Р=400м, А= ? 6. Н-С, Р=500, А= ?


Учитель  
1.На какую сторону горизонта указывает окрашенная стрелка компаса? 2. Какая сторона горизонта находится напротив востока? З. В какую сторону горизонта вытянуты кольца на пнях? 4. С какой стороны на деревьях растет мох? 5. С какой стороны муравьи строят муравейник? б. В какой стороне восходит Солнце?
Итог: Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал?












Технологическая карта урока № 33 Движение по азимуту. Отклонение при движении по азимуту.
Тип урока
Урок первоначальных предметных умений

Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся



Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная



Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности


1. Знакомит с понятиями «ориентирование, «горизонт», «стороны горизонта».
Презентация «Ориентирование»
Определение сторон горизонта, основных и промежуточных румбов
Умение ориентироваться на местности, определять стороны света по компасу, солнцу и часам, основным признакам местности, полярной звезде, знакомство с курвиметром. Формирование навыков работы с транспортиром для определения азимута
Работа в группах по составлению задач на определение азимута
Формирование умения ориентироваться на местности,
Тест по теме Условные знаки Масштаб
Взаимопроверка расчётов в задании
Работа с картой, компасом, определение направления, азимута, измерение расстояний по карте


2. Ориентирование на местности по Солнцу, звездам, Луне, местным признакам.
Учитель демонстрирует слайды презентации Ориентирование
Умение ориентироваться на местности, определять стороны света по компасу, солнцу и часам, основным признакам местности, полярной звезде,
Схематично отображают в своих записях правила ориентирования по местным признакам. солнцу





3. Ориентирование при помощи компаса.
Учитель знакомит с правилами работы с компасом
.
Работают с компасом и картой, ориентируя её на север





4. Знакомство с понятием «азимут».

Формирование навыков движения по азимуту
Работают с компасом, определяют азимут
Формирование умения работы с компасом




5. Определение азимута по плану местности при помощи транспортира.

Формирование навыков работы с транспортиром для определения азимута
Работают с транспортиром, определяют азимут
Формирование умения работы с транспортиром




6. Измерение расстояний на местности.
Знакомит с правилами работы с масштабом
знакомство с масштабом, правилами измерений расстояний по карте
Работают с линейкой, нитью, измеряют расстояние по карте, длину пути.
Формирование умений измерения расстояния на местности по карте




7. практика на приклубном участке
Определение азимута движения, прохождение расстояния, определенного в задании.
Умение определять азимут и расстояние при помощи пар шагов
Работа в паре по прохождению маршрута
Формирование умения сотрудничать при выборе правильного решения
Взаимопроверка расчетов в задании
Работа с картой, компасом, определение направления, азимута, измерение расстояний по карте


Подведение итогов урока










Литература
Материалы в сети Интернет
1.  Федеральный институт педагогических измерений ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
2.  Русское Географическое Общество ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). 
3.  Geografia.ru ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). 
4.  Murzim.Ru ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). 
5.  Выжить.ру ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). 


Приложение.
Карточки для работы на уроке:
Практическая работа «Отработка умений работать с компасом»:
Если ранним утром отправились в поход в С-направлении, в какую сторону возвращаться обратно?
Убедитесь, что Полярная звезда в пяти измерениях от Большой Медведицы

определение направлений азимутов на предметы в кабинете, на рисунке раздаточного материала
Определите:
а) в каком направлении находится дом и дерево, если азимут дерева 90 градусов.
б) холм, если его азимут 0 градусов
Начертите схему их расположения на плане местности.





Закрепление понятия АЗИМУТ:
Работа с карточками
1

2. Индивидуальные задания.
Начертите класс, сориентируйте по сторонам горизонта. Напишите азимуты на предметы.

измерение расстояний на местности шагами и на карте и с помощью масштаба
Задание:
Измерьте 10 метров в клубе.
Пройдите это расстояние.
Посчитайте сколько метров в паре ваших шагов.
Запомните и запишите результат.
практические приёмы движения по азимуту на клубном дворе
Каждый получает карточку и выполняет действия:
Пройти по азимуту 30 градусов 20 метров
пройти по азимуту 35 градусов 20 метров
пройти по азимуту 0 градусов 20 метров
пройти по азимуту 350 градусов 20 метров
Карточки дублируются, тем самым вычисляется правильность пары, хотя действуют они поодиночке.



Рисунок 6Рисунок 7Рисунок 5Рисунок 7Рисунок 9Рисунок 10Рисунок 515