Технологическая карта урока по литературе в 6 классе. Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг»
Технологическая карта урока по литературе в 6 классе
Система усложняющихся заданий при изучении рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»
№ Тема Форма деятельности учащихся Самостоятельная работа дома Самостоятельная работа в классе Творческая работа
1 И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей Составление характеристики мальчиков Подготовить доклад о сборнике «Записки охотника»;
Знать биографию писателя;
Выучить наизусть одну историю мальчиков
Работа с таблицей характеристики мальчиков;
Чтение наизусть историй
Сопоставительная характеристика Павлуши и ИльюшиНаписание сочинения «С кем из мальчиков я бы хотел дружить»
2 Мастерство И.С. Тургенева. Роль пейзажа в рассказе Беседа о роли пейзажа в рассказе Написание сочинения Сопоставительный анализ ночного и утреннего пейзажа.
Работа с изобразительными средствами Дома учащиеся читают рассказ «Бежин луг». Каждый на выбор учит наизусть одну любую историю, рассказываемую мальчиками. Дополнительное задание - подготовить биографию И. С. Тургенева и историю создания «Записок охотника».
Ученики рассказывают то, что готовили дома. Затем им даётся задание самостоятельно составить таблицу, в которой будет характеристика крестьянских мальчиков, опираясь на текст произведения. В таблице должны быть столбцы: имя, возраст, внешнее описание, рассказываемая история, поведение во время какого-либо происшествия. Данный вид работы предполагает третий уровень самостоятельности. По окончании работы происходит коллективная проверка.
Слушаем истории, выученные наизусть. Затем учащиеся должны в тексте найти, какие слова присутствуют в речи детей, и привести примеры. Например:
В речи мальчиков можно заметить просторечные и диалектные слова. Диалекты:“откентелеева” (откуда), “на-поди, напредки (наперёд, сначала), “боча” (бондарь, ремесленник, изготовляющий бочки).
Просторечия:“хоша” (хоть), “перетрусился”(испугался), “эфто” (это), “слышь” (слышишь), “шти” (щи), “хрестьяне” (христиане – крестьяне”, “испить” (выпить, напиться), “зачнётся” (начнётся), “куды” (куда), “запужала” (напугала), “авось” (всё равно).
Дальше дети самостоятельно сопоставляют характеристику двух героев: Павлуши и Ильюши. Работа должна быть оформлена в виде таблицы. Пример:
Вопросы Павлуша Ильюша1.Какие истории рассказывает? О «предвидении» (затмении) в Шаламове, о бочаре Вавиле и крестьянах Шаламова, о голосе Васи из речки О домовом, про оборотня, про покойного барина, о гаданье в родительскую субботу,' об антихристе (Тришке), о лешем и мужике, о водяном
2.Откуда дети узнали эти истории? Он рассказывал лишь о том, что видел или слышал сам
Он слышал и запоминал рассказы самых разных людей, с необычайной жадностью ловил любые подобные рассказы и разговора взрослых.
3.Как мальчики сами относятся к своим рассказам? Рассказ о прошедшем, напрасном страхе вызывает добродушную усмешку. Он пытается во всем разобраться сам и думает напряженно, всегда приходя к конкретным решениям С верой, страхом и убежденностью в том, что все так и было. Он запоминает и верит!
4.Как относится к рассказам своих товарищей? Пытается понять, разобраться в причинах и, в конечном счете, возмущается этой «нечистью», («И зачем эта погань в свете развелась?») Постоянно хочет уточнить, исправить чужой рассказ, показать, как много он знает (и кто такой Тришка, и какой бывает леший). Это ревнивый хранитель традиций
5.Как реагирует на странные явления природы после каждого рассказа? Многое, что пугает мальчиков (голос цапли, куличков), его не пугает, потому что он знает, что это такое, и потому не только сам не боится, но и успокаивает товарищей. В непонятном для себя старательно пытается разобраться. Его желание разо браться очень быстро переходит в действие: припомним, как стремительно помчался он за волками; любознательность и решительность, а не только смелость стоят за каждым из его поступков Он с увлечением и необычайной быстротой подхватывает любой разговор на «странную» тему. В его рассказах мы видим не только чрезвычайно целеустремленную память, но и увлеченность всем этим фантастическим миром, бурную и с детства определенным образом направленную фантазию
6.Высказывает ли автор свое отношение к мальчикам? Согласны ли вы с ним? Отношение автора к Павлуше заключено в первом описании этого мальчика, но не только в нем. Автор «невольно любовался Павлушей», когда тот вернулся из погони за волками. О согласии учеников с автором мы знаем. Все почти всегда симпатизируют Павлуше Автор не выражает таких симпатий Илюше, но и у этого мальчика, как ни странно, находится гораздо больше сторонников, чем предполагает учитель. Особенно много сочувственных реплик слышишь от девочек: «Он так много помнит», «Такой слабый, а историй знает больше всех...»
7.Объем рассказа историй? Кратко (лаконично) излагает свою речь, без повторов Илюша применяет ораторский приём обилием повтором, которые исходят из желания мальчика утвердить слушателей.8.Знаки препинание в тексте рассказов? У Павлуши нет ни одного вопросительного предложения, ни одного восклицания, ни одного многоточия.
Но все это есть в речи у Ильюши: знаки, которые передают эмоциональный накал речи, налицо, вплоть до многоточий – они предполагают, что в это время речь, очевидно, прерывалась многозначительной паузой.
Делаем вывод, что каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний. Павлуша не рассказывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства. Илюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность.
Учащимся задаются вопросы:
- В чем еще раскрывается их характеры детей? (в поступках – это еще один способ раскрытия характера).
- Что можно сказать о Косте, исходя из его рассказа? (Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру)- Кто является главным знатоком поверий? (Ильюша)
- Что говорится о Павлуше в конце рассказа? (Погибает)
- Как вы думаете, почему Тургенев сделал своими героями детей, а не взрослых? Потому, что они более открыты и свободны в своих мыслях, чем взрослые. Они мечтают, верят в чудеса и нечисть. Но уже в своем возрасте они знакомы с трудностью крестьянской жизни, с работой, невзгодами и несправедливостью. Данный вид работы предполагает первый уровень самостоятельности.
На дом учащиеся получают задание написать сочинение на тему: «С кем из мальчиков я бы хотел дружить».
Следующий урок посвящен роли пейзажа в рассказе, который, как известно, не всегда нравится учащимся, так как, по их мнению, он «удлиняет» произведение, отвлекает от сюжета. Прежде всего, нужно вспомнить, что такое пейзаж.
Пейзаж – это художественное описание картины природы. Описывая природу, писатель показывает ее особенности, красоту и величие. Но он не просто описывает природу. При этом он выражает свое отношение к ней, передает свое настроение, раскрывает мысли и чувства, помогает понять настроение своего героя.
Рассказ «Бежин луг» начинается лирическим пейзажем, проникнутым чувством радости жизни, - описанием «прекрасного июльского дня». Выразительно читаем эту картину. Затем даем всему классу задание снова обратиться к тексту, внимательно всмотреться в него и определить какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в описании пробуждения летнего утра.
Делаем вывод, что, показывая пробуждение раннего утра, писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.
Выбираем в тексте олицетворения, метафоры и эпитеты: «Свежая струя пробежала по моему лицу»; «еще нигде не румянилась заря»; «бледно- серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья»; « и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею»; «не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня ... сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света... Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы: мне навстречу чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой принеслись звуки колокола...». Записываем их в тетрадь, разделив листок на три колонки.
Получается, что в тексте преимущество отдается олицетворению и метафорам, так как Тургенев хотел показать читателям сам процесс пробуждения и оживления природы.
Утро проходит, природа оживает и наступает летний день. Учащимся дается такое же задание по выявлению изобразительных средств в данном эпизоде. Дети перечитывают отрывок и записывают в тетради, что в этой картине у Тургенева явно преобладает изобразительный эпитет в сочетании с метафорой. Каждый эпитет выделяем в этом отрывке вместе с существительным и глаголом, которые он определяет, и выписываем в тетрадь: «Был прекрасный июльский день... небо ясно: утренняя заря ... разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, но светлое и приветливо лучезарное - мирно всплывает ... свежо просияет ...хлынули играющие лучи и весело и величаво ... поднимается могучее светило».
Делаем вывод, что в описании летнего дня преимущественно используются эпитеты, потому что автор ставит себе цель показать богатство красок озаренной солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления от нее.
Усложняем задачу при анализе ночной картины в рассказе. Детям дается задание выписать в таблицу отдельно, какие изобразительные средства употребляет автор в описании. Работа должна выглядеть примерно так:
Сравнение Метафора Олицетворение Эпитет
«Ночь приближалась
и росла, как грозовая туча»; «кусты словно
вставали вдруг из
земли перед самыми моими ногами». «Отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота»; «с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «сердце у меня сжалось». «На дне ее (лощины) торчало стоймя несколько белых камней, - казалось, они сползлись туда для тайного совещания». «Ночная птица пугливо нырнула в сторону»; «вздымался угрюмый мрак»; «в застывающем воздухе»; «странное чувство», «угрюмый мрак».
Прочитав приведенный отрывок в классе и подчеркнув в нем все слова и выражения, передающие тревогу заблудившегося человека ввиду надвигающейся ночи, учащиеся убеждаются, что в данном случае писатель не столько озабочен изобразить природу, сколько выразить свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает.
Далее проводим сопоставительный анализ картины утра и ночного пейзажа. Работу ученики оформляют в виде таблицы. Например:
Описание утра Описание ночи
Зрительные образы небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперед. Уже я с трудом различал отдаленные предметы. Я очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине. Странное чувство тотчас овладело мной. Лощина эта имела вид почти правильного котла с пологими боками; на дне ее торчало стоймя несколько больших белых камней, — казалось, они сползлись туда для тайного совещания, — и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось.
Краски краски все смягчены; светлы, но не ярки Всё кругом быстро чернело и утихало. Поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи.
Звуки Пение птиц, гармоничные звуки одни перепела изредка кричали. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе.
Запахи пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой Запах сырости
Работа заключается в выборе и внесении в таблицу соответствующих цитат из текста произведения. Такое задание дети выполняют с большой охотой, т.к. оно заинтересовывает своей необычностью: находить в описании краски, звуки и запахи. Такой вид самостоятельной работы школьников усиливает их внимание к тексту, поощряет их наблюдательность, развивает навык выборочного чтения и умение правильного цитирования, помогая в данном случае хорошо осмыслить особенности пейзажа.
Делаем вывод, что Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: слух, обоняние, зрение. Это придаёт картинам природы особую выразительность, а также вполне отвечает жизненной правде. Утром преобладают краски; ночью – зрительные образы. Утром звуки гармоничные, зрительные образы чёткие. Ночью преобладает мрак, нарушаемый контрастными вспышками; звуки либо приглушённые, либо резкие, внезапные, настораживающие. Ночь – это неизвестность, загадка, тайна, поэтому все чувства обострены. Предметы теряют реальные очертания и кажутся огромными. Человек насторожен, поэтому он вслушивается, вглядывается. Рассказ «Бежин луг» начинается и заканчивается описанием картин природы. Значит, пейзаж служит началом и концовкой произведения.
Сама последовательность описаний утра, дня, вечера, ночи в какой-то мере подготавливает понимание причин возникновения быличек у костра и объясняет их правдоподобие.
В конце работы по анализу пейзажа должно выясняем роль картин природы в рассказе. В ходу беседы выясняем, что жизнь крестьянских детей, в отличие от городских, всегда связана с природой, и в рассказе Тургенева природа показана, прежде всего, как условие жизни крестьянских мальчиков, рано приобщающихся к сельскому труду. Было бы фальшиво, да и невозможно, изображая детей в ночном, не показать природу. Но она дана не только как фон или условие жизни крестьянских детей. Природа в рассказе действенна.
Поэтому, дети записывают в тетрадях, что природа в рассказе:
1) Служит фоном в жизни героев рассказа – крестьянских детей.
2) Воздействует на воображение и сознание мальчиков своей таинственностью, располагая их к рассказам о страшном.
3) Определяет построение произведения, образуя его зачин и концовку.
В ходе беседы выясняем, заметили ли ученики, как интересно перекликается природа с историями мальчиков?
Ответ должен быть примерно таким:
Да. Всякий раз в самый страшный момент что-то происходило. После рассказа Кости о плотнике Гавриле и русалке, ребята слышат «протяжный, звенящий, почти стенящий звук», который неожиданно возник из тишины и медленно разнесся в воздухе. История Ильюши о псаре Ермиле и барашке, пугает детей еще больше потому, что вдруг неожиданно собаки поднялись и с судорожным лаем бросились прочь от огня и исчезли во мраке. Рассказ о покойниках и предвидении смерти вводит ребят в задумчивость. Появившийся белый голубок, откуда ни возьмись подлетевший к костру, покружившийся на одном месте и растворившийся в ночной мгле, наводит их на мысль о том, не праведная ли это душа, летящая на небо. «Странный, резкий, болезненный крик цапли», раздавшийся в тишине, служит переходом к разговору о загадочных и страшных звуках: так может душа «жалобиться» или кричать леший. Все эти картины передают тревогу, страх, напряжение ребят, подчеркивают их настроение. «Божьи звездочки», внимание к которым привлекает маленький Ваня, помогает всем детям увидеть красоту ночного неба.
Подводим итог. Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное
Он всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира.
Автор использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудился …. И неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, мир полных фантастических тайн, поверий, сказок, мир искрений и добрый.
Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.
Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей. Отсюда можно сделать вывод, что пейзаж в тексте обладает особой философией.
В конце урока ученикам дается самостоятельная работа – дети должны проанализировать отрывок в конце рассказа, где описывается утро следующего дня, когда охотник уходит от мальчиков. Целью задания будет выявить как ученики умеют видеть пейзаж и его философскую суть.
Такие виды самостоятельной работы с текстом привлекают внимание учеников к произведению, поощряют их наблюдательность, развивают навык выборочного чтения и умение правильного цитирования, а так же помогают увидеть в тексте все изобразительные средства.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета
1) Какие произведения Тургенева вы читали?
А) “Бежин луг”
Б) “Бирюк”
В) “Певцы”
Г) “Муму”
2) Что вы знаете о писателе?
- он жил в…
А) Болдино
Б) Тарханы
В) Ясная поляна
Г) Спасское-Лутовиново - рассказы входят в сборник…
А) “Записки охотника”
Б) “Повести Белкина”
В) “Миргород”
- в своих произведениях выступал против…
А) Войны
Б) Крепостного права
В) Телесных наказаний в школе
- в своих произведениях уделял много внимания описанию…
А) Природы
Б) Военных сражений
В) Человеческих характеров
3) Посоветовали бы Вы читать рассказы Тургенева своим товарищам? Почему?
4) Что Вы любите делать на уроке литературы?
А) Слушать учителя
Б) Читать текст
В) Обсуждать произведения
Г) Выполнять самостоятельно отдельные виды разбора
Д) Пересказывать
Е) Сравнивать различные произведения
Ё) Смотреть фильмы
Ж) Выполнять тесты
З) Готовить сообщения о писателях
И) Читать выразительно
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Приложение 1 (тест)
Ученики выполняют тест на выявление уровня знания текста (взаимоконтроль):
1. Тема произведения:
А) жизнь Бирюка
Б) взаимоотношения отца и дочери
В) тяжелая жизнь русских крепостных людей
2. Главным героем произведения является:
А) сам автор Б) лесник В) пойманный крестьянин
3. Кульминационная сцена произведения:
А) описание избы лесника
Б) рассказ пойманного мужика о своей жизни
В) неожиданный гнев крестьянина
4. Суровый и нелюдимый характер Бирюка объясняется:
А) отношением к нему окружающих
Б) обманом жены
В) пониманием истинных мотивов, заставляющих мужиков воровать
5. Бирюк отпустил провинившегося мужика, так как:
А) понял, что нищета и отчаяние крестьянина достигли своего предела
Б) испугался мести крестьян
В) ему стало стыдно перед барином за свою жестокость
6. Что висело на стене в избе лесника?
А) Ружье Б)Икона В) Сухие грибы Г)Изорванный тулуп
7. Как звали дочь лесника?
А)Ася Б)Улита В)Анфиса Г)Агапья8. По какой причине мужик стал рубить дерево?
А)На дрова Б)чтобы продать В)Мешало расти другим деревьям
9. Что попросил забрать мужик после того, как связал Бирюк?
А)Вилы Б) Топор В) Сумку Г)Грабли