Методические рекомендации Приёмы формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка


ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
(из опыта работы)
Учитель английского языка
МБОУ «Лянторская СОШ №5»
Антошкина Елизавета Валерьевна
Есть мнение, что мало просто знать факты и правила, — нужно еще уметь их использовать. Это мнение перекликается с высказыванием известного немецкого педагога XIX века Фридриха Дистервега: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». Так же актуально звучат и его следующие слова: «Со знанием должно быть обязательно умение. Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять». Вполне очевидно, что наши учащиеся должны научиться применять то, что они знают.
В современных условиях перед общеобразовательной школой стоит задача активного всестороннего восприятия знаний учащимися, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач требует применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.
В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. С разработкой и внедрением федерального образовательного стандарта нового поколения появилась возможность воспитания подобной личности.
В рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, следует отметить, что новый стандарт нацелен на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению иностранного языка.
Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, инновационных технологий обучения.
Наиболее эффективной технологией обучения иностранному языку является формирование универсальных учебных действий ((дальше УУД), т.е. такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельном выполнении практических заданий. УУД в широком понимании – это умение учиться, способность к самосовершенствованию и саморазвитию. В более узком понимании – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых характеристик.
Деятельность учеников должна быть направлена на стремление к самообучению и самосовершенствованию через активные способы действия, а именно, формирование универсальных учебных действий. На уроках английского языка они могут реализовываться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для ученика («Путешествия», «Спорт», «Семья и друзья» и пр.). Универсальные учебные действия могут соотноситься с определённой темой устной речи согласно учебному плану. Основу реализации универсальных учебных действий составляет проблемный метод. Для его реализации ученикам потребуется не только знание языка, но и владение большим объёмом разнообразных предметных знаний. Дети должны владеть определёнными универсальными учебными действиями, при формировании которых они становятся активными участниками образовательного процесса.
Современные УМК, в частности «FORWARD» под редакцией М. В. Вербицкой написаны уже с учетом нового стандарта, и в него включены упражнения и задания на формирование УУД. Необходимо просто разобраться, что это такое, чтобы можно было идти на урок с новой установкой и новым пониманием целей и задач урока.
Давайте сначала рассмотрим сам термин «универсальные учебные действия». Близкими ему по значению являются понятия «метапредметные действия», «надпредметные действия», «общеучебные умения», «общепознавательные действия». Они не зависят от конкретного предметного содержания и в определенном смысле имеют всеобъемлющий характер, отсюда и приставки — мета-, над-, обще-. В этом и заключается универсальность действий: они применяются на каждом предмете.
Остановимся подробно на всех видах УУД, и на примере УМК «FORWARD» и мы увидим, с помощью каких учебных задач они формируются.
ФГОС выделяет 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Личностные УУД делают учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные УУД выражаются формулами «Я и моя семья», «Я и другие люди», «Я и школа», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («сын или дочь», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник» и др.).
Ситуации общения в УМК приближены к жизни и соответствуют образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников, что повышает их мотивацию. Во втором классе все модули начинаются со слова “my”: «Моя семья», «Мой дом», «Мои игрушки» и т. д. В третьем и четвертом классах тематика также охватывает ближайшее окружение ученика, и дети рассказывают, читают, пишут о своей любимой еде, праздниках, школе, друзьях и т. д. Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. У ребёнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе на английском языке. Ученик начинает осознавать, что существует другой язык и что он может в этой сфере общаться. Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. На начальном этапе учащиеся знакомятся с названиями стран изучаемого языка, традициями и обычаями этих стран, героями литературных произведений, жизнью сверстников и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. Формирование личностных УУД эффективно осуществляется с помощью раздела УМК «Портфолио», в котором учащимся предлагается выполнить проект или творческое задание.
Личностные УУД увязывают учебные задачи с реальными жизненными целями, по сути, происходит переход к межпредметному обучению. Конечно, в начальной школе на уроках английского языка мы еще не можем говорить о межпредметном обучении, но уже на этом этапе учащиеся понимают, что с помощью английского языка можно получать информацию из разных областей знаний. Личностные УУД направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и нравственных норм; помогают выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Упражнение на формирование личностных УУД
Задание 1. «Дай оценку поведению Бена»
Цель: развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватное восприятие использования грамматических явлений в речи
Форма выполнения: индивидуальная и парная работа.
Описание задания: прочитать текст, найти слова, характеризующие плохое поведения Бена, выразить своё мнение по ситуации.
Материалы: учебник «FORWARD» 3 класс.
Задание 2.  «Мой распорядок дня»
Цель: формирование личностной рефлексии, направленной на осознание школьниками своих потребностей, желаний, стремлений.
Форма выполнения: индивидуальная.
Описание задания: заполнить таблицу в рабочей тетради с последующим объяснением важности выбранных дел.
Материалы: «FORWARD» 3 класс.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
 Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Регулятивные УУД формируют умение правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.
Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия – это: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, самооценка и саморегуляция.
На начальном этапе урока необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. На уроках английского языка мы учим учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, учеников учим предположить каких результатов, они могут достигнуть.
1. Формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.
2. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, словари, лингвострановедческий справочник, средства ИКТ).
3. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки и взаимооценки – в говорении.
4. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
5. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Упражнения на формирование регулятивных УУД
Задание №1. «Работа с текстом….».
Цель: развитие мышления, памяти, воображения, формирование рациональных навыков овладения английским языком, способность к самообучению, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватное восприятие использования грамматических явлений в речи.
Форма выполнения задания: индивидуальная и парная работа.
Описание задания: прочитай рассказ, озаглавь его, найди в тексте синонимы к следующим словам … ; послушай своего одноклассника и поправь его, если в этом есть необходимость.
Материалы: учебник «FORWARD» 3 класс.
Задание 2. «Обставь правильно комнаты».
Цель: развитие мышления, адекватного восприятия использования грамматических явлений и лексических единиц в речи.
Форма выполнения задания: индивидуальная, парная работа, групповая.
Описание выполнения задания: прочитать предложения и распределить их по двум картинкам, согласно изображённой обстановке.
Материалы: карточка с предложениями, картинка.

There is a table in the room. There are sofas in the room. There is a cupboard in the room.
There are bookshelves in the room. There is a TV set in the room. There is a vase in the room.
Задание 3. «Работа с песней «The letter»
Цель: развитие навыков работы с текстом, адекватное восприятие использования грамматических явлений и лексических единиц в речи.
Форма выполнения задания: индивидуальная.
Описание выполнения задания: прослушать аудиозапись песни «The letter» на английском языке, найти в колонке справа пропущенные в тексте песни слова, составить словосочетания. Пропеть песню.
Материалы: карточка с текстом песни и заданием к нему.
3.1 When you … and … a lettersit takes
And you …. it in the letter-box,
Do you … what happens to it, putWhen you put it in the letter-box?
Well, the letter… a long journey, write
It …. through the night.
Ahd this … a story of that letter, travels
The letter that you write. knowWell, the postman takes the letter to the sorting office.
He puts all the letters in a sorting machine.reachThen the postman puts the letters into mailbags
And the mailbags take a trip, a trip by train.bringAnd when they … their destination,
The postman takes them from the station.
They … them for delivery, is
And they … to you and me. sort3.2 Образуй словосочетания:
1. Take a. their destination
2. Letter b. box
3. Write c. a letter
4. Sorting d. machine
5. Reach e. into mailbags
6. Trip by f. train
7. Put the letters g. the letter
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип упражнений и способы их выполнения: ученикам предлагаются упражнения, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между правильными данными и неправильными, иными словами вспомнить правило, которое подходит для выполнения упражнения. Предметом ориентировки и целью выполнения различных заданий по английскому языку становится не конкретный результат, а установление логических отношений между всеми данными, что обеспечивает успешное усвоение общего способа выполнения упражнений. В процессе чтения, слушания, письма при выполнении упражнений у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебных упражнений, производить анализ и преобразование информации (используя при выполнении самых разных упражнений по английскому языку простейшие предметные, знаковые, графические модели (буквы или звуки), таблицы, тексты, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием упражнений).
Упражнения на формирование познавательных УУД
Задание 1. «Работа с текстом «My day»»
Цель: обобщение лингвистического материала по теме. Совершенствование умений и навыков практического владения английским языком, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей.
Форма выполнения задания: индивидуальная, парная работа, групповая.
Описание выполнения задания: прочитать отрывок из письма, догадаться, какие вопросы задавались, пересказать текст с опорой на иллюстрацию.
Материалы: учебник «FORWARD» 3 класс, опорно-схематический плакат.
Проектная деятельность является важным инструментом формирования познавательных УУД, т.к. в подходе к работе над проектами  в качестве обязательного этапа, предваряющего работу над изделиями, мероприятиями, исследованиями и решением проблем, проводится сбор информации по одному из направлений общей темы в соответствии с интересами учащегося и по его выбору. Это позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия:
– предполагать, какая информация нужна;
– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
– сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:
поиск информации;
фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;
структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени;
создание презентаций;
построение простейших моделей объектов и процессов.
Своим ученикам я часто предлагаю создать свои проекты по определенной теме и представить их в виде постера, книжки. На начальном этапе это могут быть такие творческие проекты, как нарисуй и опиши свою любимую игрушку, нарисуй и расскажи о своей семье, о своём питомце. В 3 классе мы используем проектную деятельность в работе над темами «Дом моей мечты», «Новогодний подарок», «Моя любимая телепередача», «Приглашение на праздник».
Упражнения на формирование познавательных УУД
Задание 1. «Найди слова по теме «Едем отдыхать»»
Цель: Обобщение лингвистического материала по теме. Совершенствование умений и навыков практического владения английским языком, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей.
Форма выполнения задания: парная работа, групповая.
Описание выполнения задания: найди и обведи слова по теме «Going on holiday».
Материалы: карточка с сканвордом.
Find the words and circle them
a w in d o w a l b u s
b n o it ib ih o r p
c l m n o -1508760144970500p t q r s r e
d a b c d a u v w o v r
e ig g e s a c h a a p
f r a r p s d ie n n l
g p r f a p b l y w n e
h o a e t o m e z o ie
ir g r ir w c e r a f
j t e r e t a x ih r g
p r o y ib it k t t m

УМК: « FORWARD » под ред. М. В. Вербицкой.
Задание 2. «Работа с названиями стран»
Цель: Обобщение лингвистического материала по теме. Совершенствование умений и навыков практического владения английским языком, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком.
Форма выполнения задания: парная работа, индивидуальная.
Описание выполнения задания: прочитать названия стран, записать их в алфавитном порядке, распределить в таблице сигнальные значки по заданному принципу (правила чтения букв)
Материалы: Рабочая тетрадь «FORWARD» 3 класс
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах).
В процессе изучения английского языка осуществляется знакомство с иностранным языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения или мнения с использованием клише (устойчивые выражения) и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения упражнений, доказательства правильности и неправильности высказываний, обосновывают этапы построения диалога или монолога. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых или больших группах.
Технология проектной деятельности также способствует формированию коммуникативных УУД. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:
– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),
– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,
– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:
обмен презентациями;
выступление с аудиовизуальной поддержкой;
фиксация хода коллективной/личной коммуникации;
общение в цифровой среде (электронная почта, чат).
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Упражнения на формирование коммуникативных УУД
Задание 1. «Собрать чемодан для отдыха»
Цель: обучение этике дискуссионного общения на иностранном языке, умению оценивать действия, вносить дополнения, давать рекомендации и исправлять ошибки в работе других учащихся. 
Форма выполнения задания: групповая работа.
Описание задания: за определённое время написать список вещей, которые могут понадобится в отпуске; сравнить свой список и список другой группы при помощи вопросов.
Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое. Учитель чётко должен знать: чему учить и как учить.
Результаты диагностики по формированию универсальных учебных действий за 2 года моей работы в начальных классах показаны на диаграмме:

Ссылки на источники
УМК: « FORWARD » : учебник для 3 класса под ред. М. В. Вербицкой- «Вентана –Граф», 2013
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. /; под ред. А. Г Асмолова.- М.: Просвещение. 2010.
http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/12/03/proektnaya-deyatelnost-na-urokakh-inostrannogo-yazyka.