Урок по истории Русская революция 1905-1907 г.


Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Липецкий техникум городского хозяйства и отраслевых технологий»
Методическая разработка урока
по теме: «Первая Российская революция 1905–1907».
Предмет: «История ».
Группа 22-15
Подготовила:
Преподаватель истории и обществознания
Пугачева М.М.
г. Липецк 2016
«Первая Российская революция 1905–1907»
Цели:
Образовательная: Выяснить причины революции, цели, каковы результаты революции, характер революции,
Развивающая: развивать навыки анализа документа, делать выводы, пополнять исторический словарный запас.
Воспитательная: воспитывать патриотизм, уважение к историческому прошлому своей Родины.
Оборудование: карта «Революция 1905-1907гг», раздаточный материал «Из петиции», портреты Александр II, Николай II, Зубатова
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Россия отставала от Запада по уровню экономического развития.
- Какая задача стояла перед правительством?
Перед ним стояла историческая задача – выйти на передовые рубежи, модернизировать экономику и реформировать политический строй.
20 октября 1894г. Умер император Александр III. На престол вступил его сын Николай II. (портреты) Вступление Николая на престол вызвало волну ожиданий в обществе. Многие надеялись, что новый император доведёт до конца реформы, начатые его дедом Александром III и возьмётся за переустройство политической системы Российской империи.Но уже в 1-й публичной речи 17 января 1895г. Николай II заявил, что будет охранять основы самодержавия твёрдо и неуклонно, как его « незабвенный покойный родитель».
Работа с учебником.
Найдите в учебнике:
Какие слои населения были недовольны и какие требования они выдвигали?
(учеб. С.31.)На доске записаны (закрыто) участники антиправительственных движений, их требования, формы протеста и действия властей.После работы с учебником открывается запись, прочитывается, можно записать в тетрадь.
Все эти антиправительственные движения волновали власти, поэтому было решено взять их под контроль. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику С.В. Зубатову. (портрет)
Работа с документом.
Из записки С.В. Зубатова:
«За массой нам надо ухаживать. Она нам крепко верит, но веру эту стараются в ней поколебать как оппозиционные, так и революционные пропаганды…
Девизом внутренней политики должно быть «поддержание равновесия среди классов», злобно друг на друга посматривающих. Борясь с ними, помнить всячески: «бей в корень», обезоруживая массы путём своевременного и неустанного правительственного улучшения их положения на почве их мелких нужд и требований. Внеклассовому самодержавию остаётся «разделять и властвовать». Только бы они не спелись…Для равновесия (в качестве противоядия) с чувствующей себя гордо и поступающей нахально буржуазией нам надо прикармливать рабочих, убивая тем самым двух зайцев: укрощая буржуазию и идеологов и располагая к себе рабочих и крестьян.
1. Чем, по мнению Зубатова, опасна антиправительственная пропаганда?
2. Что должно противопоставить ей правительство?
По замыслу Зубатова необходимо было внушить рабочим, что улучшить материальное положение они могут только в союзе с самодержавной властью. На фабриках были избраны старосты, но запрещалось рабочим участвовать в эконом. забастовках. Но в прокатившейся широкой стачечной волне активное участие приняли члены зубатовских организаций. Это вызвало протест фабрикантов. И Зубатов был отправлен в отставку.
Задачи революции.
С началом русско-японской войны ситуация в стране обострилась. Революция должна была ликвидировать самодержавный строй, установить парламентскую форму правления, предоставить народу демократические права и свободы, сокращение продолжительности рабочего дня, решить национальные вопросы, уничтожить помещичье землевладение.
В решении этих задач были заинтересованы самые широкие слои населения- крестьяне, рабочие, предприниматели, интеллигенция. Они приняли активное участие в революции.
Толчок к началу революции дала деятельность священника одной из петербургских церквей Георгия Гапона. Плохо разбираясь в политике, зная положение рабочих, своими проповедями Гапон пытался укрепить веру рабочих в «доброго царя».
3 января1905г. в ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка на Путиловском заводе, её поддержали все крупные предприятия Петербурга. Забастовка становилась всеобщей. В этой ситуации у Гапона созрел план: устроить грандиозную манифестацию и передать царю «рабочую петицию». В воскресенье 9 января более 140тыс. рабочих, их жён и детей с хоругвями, портретами царя, царицы, отслужив торжественные молебны, колоннами двинулись к Зимнему дворцу.
- Как вы думаете, о чём могли просить рабочие царя?
Работа с документом.
Из петиции рабочих царю от 9 января 1905г.
(Петиция – коллективное письменное обращение к властям.)
Нет больше сил, государь. Настал тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук…Разрушь стену м/у тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой…
1. Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.
2. Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.
3. Общее и обязательное народное образование на государственный счёт.
4. Ответственность министров перед народом.
5. Равенство перед законом всех без исключения…
1. Каков характер приведённых требований?
2. О чём просят рабочие царя?
3. Охарактеризуйте отношение рабочих к царю.
4. Можно ли петицию назвать призывом к революции?
5. Какой современный документ она вам напоминает?
Посмотрим как царь ответил на просьбу рабочих?
Войска стали беспощадно расстреливать рабочие колонны; бегущих преследовала и рубила шашками кавалерия. Количество убитых не было установлено. Народ прозрел: «Видно от царя нам помощи не будет,- заявлял тогда же один из очевидцев.- Мы просили хлеба, а нам дали пули».
Во второй половине дня начались беспорядки. Рабочие, которые ещё утром, молились за здравие царя и членов его семьи, начали стихийное восстание против царской власти. Они вооружались как и чем могли, громили офицеров и полицейских, завязывали перестрелки с войсками. В разных районах города появились баррикады.
По справедливому замечанию А.М. Горького, 9 января погибли не только сотни рабочих, на петербургских улицах был « убит» престиж Николая II.
Вера в «доброго царя» рухнула бесповоротно.
Своими залпами царские войска дали сигнал к началу 1-й русской революции. Кровавая безжалостная расправа с мирной демонстрацией вызвала гнев и возмущение в самых различных слоях населения.
- В той ситуации, которая сложилась в России, любой повод мог стать искрой.
- Это был повод или причина революции?
- Какие причины толкнули народ к революции?
Бастовали рабочие крупных промышленных центров страны. Революционная волна захлестнула деревню - крестьяне громили и жгли усадьбы помещиков. В революционное движение всё шире втягивались студенты и интеллигенция, армия, флот.
Революционные события в стране нарастали, осенью 1905г. центром революционного движения становится Москва. Московское восстание явилось высшей точкой революции.
Правительство было застигнуто врасплох этим революционным взрывом.
Оно теряло контроль над ситуацией. Традиционные меры борьбы – массовые аресты, ссылки, применение войск для разгона демонстраций – не приносили успеха.
В правительственных кругах заговорили о необходимости уступок. Серьёзность положения была наконец осознана и самим царём. Верховная власть была вынуждена пойти на уступки. 17 октября 1905г. царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».
Работа с документом.
Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».
1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
2. …Привлечь к участию в Думе…те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…
3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думой…
1. Какие права получило российское население?
2. Какой новый орган государственной власти был обещан в манифесте?
3. Какими полномочиями он наделялся?
4. Что нового вносил он в политический строй Российской империи?
5. Оцените значение Манифеста.
Высшим законодательным органом стала Государственная дума. 19 октября 1905г. был создан Совет министров. Председателем стал С.Ю. Витте.
Эссе: «Милая мама, - обращался Николай II к матери через день после подписания Манифеста, - сколько я перемучился, ты представить себе не можешь. Единственное утешение, что такова воля Божия и что это тяжёлое решение выведет дорогую Россию из того невыносимого, хаотического состояния, в котором она находится почти год».
Почему для Николая II вопрос о Конституции был столь болезненным, ведь многие монархи Западной Европы пошли на ограничение своей власти?
Итоги революции.
(учащиеся выписывают в тетрадь)
Работа с учебником и в тетради.
Вывод: Революция имела незавершённый характер, так как она не могла разрешить все проблемы, которые её породили. Главным итогом революции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы страны и вплотную заняться аграрным вопросом.
В одной немецкой газете государственный строй России после революции1905г. был охарактеризован так: «Конституционная империя с самодержавным царём».
Предположите, что имел в виду автор статьи.
Какие особенности государственного строя России это определение отражает?
Разве может быть государство одновременно самодержавным и конституционным?
В современном мире есть такое государство?
III. Закрепление.
1. Когда произошла первая русская революция?
2. Что послужило поводом к революции?
3. Назовите причины революции.
4. Какие социальные слои участвовали в ней?
5. Были ли решены проблемы, которые породили революцию?
6. Какой главный итог революции?
Подведём итоги:
Что изменилось в России после революции?
Таким образом, в ходе 1-й революции началось преобразование Российской империи из самодержавного государства в конституционную монархию.
- Можно ли было избежать революции?
Выставление оценок.
Домашнее задание: параграф5.выписать основные этапы революции, итоги революции, знать основные понятия.