Урок математики в 3классе по программе «Школа 2100» Объединение множеств.

Урок математики в 3классе по программе «Школа 2100»
Урок 67 Объединение множеств.
(урок введения нового знания)
Разработала учитель начальных классов Кобякова Н.И

Цели:

Ввести понятие «объединение» множеств и соответствующую ему графическую модель в виде диаграмм Эйлера-Венна.
Решать задачи с использованием понятий «множество», «подмножество», «пересечение множеств», «объединение множеств».

1. Организационный момент.
Сядьте, пожалуйста, красиво. Нас ждет путешествие в волшебный мир. Этот мир нам покажут стеклышки калейдоскопа. Нашим героям Лике, Косте и Вите подарили калейдоскоп. Расскажите, что это за игрушка.

       Калейдоскоп (от греч. kalos – красивый, eidos – вид, scope – диапазон, пределы, сфера) – трубка с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать быстро сменяющиеся симметричные цветовые узоры. 
При каждом повороте калейдоскопа стеклышки складываются в новый узор, а мы должны не заблудиться в этих узорах.

2. Актуализация знаний.
Заглянем в волшебное окошко калейдоскопа. Мы видим разноцветные стеклышки. Что вы заметили? Как расположились стеклышки калейдоскопа?
Как мы назовем эти множества? Сколько элементов в каждом множестве?
Сделаем нашу игру еще красивее, в какое множество мы добавим эти фигуры?
Какие фигуры не найдут своего места?
Смотрите, калейдоскоп ожил и получился новый узор.

4. «Открытие» нового знания.

Вы можете дать название этому множеству?
Если мы не можем ответить на вопрос, куда обратимся за информацией?
Откроем учебник на странице 54 и прочитаем название полученного множества.
Из чего состоит объединение множеств?
Кто догадался, какая тема урока? Чему будем учиться на уроке?
Тема урока: Объединение множеств.
Цель урока: Научиться находить объединение множеств, решать задачи с использованием понятий «множество», «подмножество», «пересечение множеств», «объединение множеств».
Смотрите, узор снова поменялся.

5. Первичное закрепление новых знаний.
Из каких фигур состоит новый узор.
Дети читают задание.
Как найти площадь этой фигуры?
Чему равна площадь фигуры?

Мы ответили на вопрос и узор снова меняется.
Что изменилось? Площадь изменится? А как изменится площадь? На сколько она станет меньше?
- Как найти площадь фигуры ? (Надо сложить площади больших треугольников и вычесть площади маленьких треугольников)



6. Тематическая физкультминутка.
Даже от красивых узоров надо отдыхать. Физкультминутка.
- Если вы являетесь элементом названного множества, вы подпрыгиваете, если нет – приседаете:
Множество мальчиков.
Множество девочек в юбочках.
Множество учеников в жилетах.
Множество учеников в сменной обуви.
Множество учеников со светлыми волосами.
Множество учеников с темными волосами.

7. Закрепление знаний.
Стеклышки калейдоскопа собрались в новый узор, чтобы помочь нам решить задачу.
4 (с. 54) читаем задачу про себя и подчеркиваем ключевые слова.
- Сколько человек играли в футбол?
- Сколько человек играли в волейбол?
- Что мы можем сказать об этих множествах? (они пересекаются)
- Сколько элементов находится в пересечении?
- Как это показано на наших множествах? (наложением)
- Как можно решить задачу? (необходимо сложить количество футболистов и волейболистов и вычесть элементы, которые находятся в пересечении)

8. Самостоятельная работа.

Теперь узор калейдоскопа мы сможем составлять сами: за партами и за компьютерами.
За столом вы выполняете задание № 8, 6 (с. 55)

За компьютером вы работаете с программой «Мир информатики»


Задания для самостоятельной работы за компьютером:
Открой «Мир информатики» - «Отношение между множествами. Объединение множеств». Нажми на цветочек внизу экрана.
Начинай с игры № 3. Дальше по порядку.

№ 3. Запиши названия животных, которых ты поместил в пересечение.

№ 4. Сколько элементов ты поместил в подмножество?

№ 5. Как можно назвать множество элементов, оставшихся в прямоугольнике.
Как ты назовешь множества, которые здесь (в прямоугольнике) объединены?

№ 6. Сколько элементов получилось в объединении множеств?




№ 3. Запиши названия животных, которых ты поместил в пересечение.








№ 4. Сколько элементов ты поместил в подмножество?







№ 5. Как можно назвать множество элементов, оставшихся в прямоугольнике.
Как ты назовешь множества, которые здесь (в прямоугольнике) объединены?







№ 6. Сколько элементов получилось в объединении множеств?










Проверка результатов выполнения самостоятельной работы и результатов выполнения работы на компьютере.

Итог урока:

- Чему учились на уроке?
- Мы достигли поставленной цели?
- Какие задания особенно понравились?
- Какие задания показались сложными?

Домашнее задание.(на выбор)
№ 6, 7 (с.55)
Или
Какое ещё задание может придумать нам калейдоскоп? (нарисуйте или напишите)

Калейдоскоп.
Это маленькая копия нашей вселенной, разбитая на кусочки, из которых нужно собрать мозаику. Каждый раз мозаика складывается по новому, как и наша жизнь, наши дела, наши поступки и мысли,... все, что нас окружает. Это отражение нашей жизни во всей ее неповторимости и уникальности. Маленькая вселенная смысла.... Вы только вдумайтесь  - даже 25 узорообразующих элементов не повторяются в узорах в течении 500 млн. лет... А что наша жизнь?.... 

15