Внеклассное занятие по литературному чтению Что за прелесть эти сказки!
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Кондопоги
Республики Карелия
«Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!»
Внеклассное занятие
Афанасьева Т.Б. - библиотекарь
МОУ СОШ № 1 г. Кондопоги
Нисконен Н.И. – учитель начальных
классов МОУ СОШ № 1 г. Кондопоги,
октябрь 2016 г.
Внеклассное занятие
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Задачи:1.Продолжать знакомство детей с творчеством А.С.Пушкина;2.В игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержании сказок А.С.Пушкина;3.Развивать речь, образное мышление, память;4.Воспитывать любовь к русским писателям, учить беречь книги.Оборудование:Презентации по сказкам Пушкина,Выставка книг А.С. Пушкина, Выставка детских рисунков,Диск с музыкой Н.Римского-Корсакова, М.И. ГлинкиПредварительная работа: Чтение сказок А.С. Пушкина, рассматривание иллюстраций, рисование сказок А.С Пушкина, слушание фрагментов из опер Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Ход внеклассного занятия.
Беседа библиотекаря.
Если поймаешь красивую птицу. Посадишь ее в клетку, - не летать ей больше по свету.
Если услышишь прекрасную сказку, запишешь ее на бумагу, - тогда она, может быть, по свету и разлетится!
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Маленьким мальчиком Саша Пушкин вдоволь наслушался сказок от бабушки да от нянюшки. Да и взрослым стал – о сказках не забывал. Все знают, как долгими вечерами в Михайловском говорила Арина Родионовна своему питомцу сказки, а потом Александр Сергеевич решил эти сказки записать на бумагу, да не просто, а по-своему. Тут-то сказки его разлетелись по свету. Мы с вами и сегодня их читаем.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
А какие загадочные предметы помогли Александру Сергеевичу донести до нас эти сказки? А вот какие: крылья гусиные, орешки с дуба, да бронзовый арап.
«Как же так? – спросите вы. – Разве орехи растут на дубе? Разве сказки летают по свету на гусиных крыльях?» Что – ж с арапа мы и начнем.
На письменном столе Александра Сергеевича стояла бронзовая
чернильница, украшенная фигуркой арапа.
Такой оригинальный подарок сделал
Пушкину его друг Павел Воинович Нащокин.
«Посылаю тебе твоего предка с чернильницей»,
написал он поэту. Все знают, как любил
Пушкин «обыгрывать» свое «негритянское
происхождение». «Очень благодарю тебя за
арапа», - ответил он Нащокину. Чернильница
заняла свое место на столе – как украшение,
рабочий инструмент и как источник
поэтического вдохновения.
В минуты вдохновения
К тебе я прибегал
И музу призыва
На пир воображения.
Итак, у нас есть чернильница. А где мы
возьмем чернила? Представьте себе они
растут на дубе! Чернила можно сделать –
нет, не из желудей! – из орешков. На дубе
поселилось насекомое – орехотворка,
ростом не более пяти миллиметров, с
перепончатыми крылышками.
Орехотворка откладывает на дубовый
лист яичка, и в этом месте появляется
твердый белый «орешек». Такие
образования биологи называют галлами. Иногда на листе бывает несколько галлов. Их надо собрать, мелко порубить и поварить в растворе кислоты, добавить туда железные опилки и немного клея – для густоты. Вот получились чернила! Правда, сначала они довольно бледные: пишешь ими, а прочитаешь с трудом. Но вот пройдет десять – двенадцать часов, и буквы потемнеют. Чернила из дубовых орешков – галлов сохраняют свой темно-коричневый цвет в течение нескольких столетий!
А сейчас вы, конечно, догадались, зачем нужны гусиные крылья. Разумеется, Пушкин писал гусиным пером! А перо можно было взять от любой крупной птицы: хоть от павлина, хоть от вороны. Но гусиное перо, причем перья
из левого крыла считаются более удобными.
Как же подготовить перо к работе? Это целая
наука. Нет, гуся ловить не обязательно.
Можно пойти в лавку и купить пучок перьев:
в пушкинские времена их продавали
связанными по двадцать пять штук. Перья
ненадолго втыкали в горячий песок или золу,
чтобы удалить с них жир и придать упругости.
Потом перо скоблили и, наконец, отрезали
самый кончик. Получалась трубочка; ее надо
было расщепить надвое. Получался писчий инструмент. Написав страницу при помощи пера и чернил, надо взять песочницу! Не удивляйтесь: это такая баночка. Вроде солонки, наполненная мелким просеянным песочком. Зачем нужен песок? Им посыпают страницу, чтобы написанное поскорее высохло. Песок впитывает излишки влаги.
А сейчас вы легко можете представить себе поздний зимний вечер За окном воет метель, а на столе горит-потрескивает свеча. Возле чернильницы лежат очиненные перья, открыта тетрадь
над столом стоит поэт; строчка за строчкой
льются стихи Столетия проходят, а свеча
все горит, тетрадь открыта
Мы читаем Пушкина.
Конкурсная программа
Мы Пушкину наш праздник посвятим
Наполнив зал волшебными стихами
О Пушкине сегодня говорим
Поэзии волшебными словами.
Пушкин был очень талантливым поэтом, он написал много сказок и других произведений. Давно нет Пушкина, но память о нем живет в народе. В детстве Александр Сергеевич очень любил слушать сказки, которые ему рассказывала его няня Арина Родионовна. Став поэтом, Пушкин написал чудесные сказки. И сегодня я хочу увести вас по неведомым дорожкам в их удивительный мир. Вы спросите, а как мы это сделаем? У меня есть волшебная палочка (показывает)
закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова
Волшебная палочка раз, два, три
В сказку нас перенеси!
Дети закрывают глаза. Выносится дуб. И выдвигается стол с сундуком.
Вот мы и в Лукоморье.
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом .
Подождите, дуб есть, на нем цепь, даже баба яга есть. А где же кот? Неужели в другую сказку убежал погулять?
Играет музыка и появляется ученый кот с книгой.
Кот:
Здравствуйте ребята! Я ученый кот.
Говорят коты и кошки
Любят греться на окошке
Любят сливки и печенье
Но не любят приключенья.
Я- совсем наоборот
Я не зря – Ученый кот!
Я в душе авантюрист
И немножечко артист
Но – подчеркиваю, лично
Я учился на отлично
И поэтому – то вот,
Я вполне ученый кот.
Зачем вы пожаловали ко мне в Лукоморье?
Учитель:
Уважаемый кот, мы путешествуем по Пушкинским сказкам.
Кот: А вы их знаете?
Ребенок 1:
Сказки Пушкина мы знаем.
Любим очень и читаем
Изучаем наизусть
В них живет наш русский дух.
Кот:
Ну, я сейчас это проверю. Есть у меня волшебный сундук и в нем полно загадок. Давайте их отгадывать.
1 конкурс «Парад героев».
К нам в гости пришли герои пушкинских сказок. Кто они?
(инсценировка отрывков)
1.
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
2.
"Свет мои, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
И ей зеркальце в ответ:
"Ты, конечно, спору нет:
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее".
И царица хохотать,
И плечами пожимать.
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась.
Гордо в зеркальце глядясь.
3.
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
"Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее".-- "Постой,--
Отвечает ветер буйный,--
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ной глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста".
4.
Вот мудрец перед ДадономСтал и вынул из мешкаЗолотого петушка.«Посади ты эту птицу, Молвил он царю, на спицу;Петушок мой золотойБудет верный сторож твой:Коль кругом всё будет мирно,Так сидеть он будет смирно;Но лишь чуть со стороныОжидать тебе войны,Иль набега силы бранной,Иль другой беды незваной,Вмиг тогда мой петушокПриподымет гребешок,Закричит и встрепенетсяИ в то место обернется».
5.
А Балда над морем опять шумитДа чертям верёвкой грозит.Вылез опять бесёнок: “Что ты хлопочешь?Будет тебе оброк, коли захочешь...” -“Нет, - говорит Балда, -Теперь моя череда,Условия сам назначу,Задам тебе, вражонок, задачу.Посмотрим, какова у тебя сила.Видишь, там сивая кобыла?Кобылу подыми-тка тыДа неси её полверсты;Снесёшь кобылу, оброк уж твой;Не снесёшь кобылы, ан будет он мой”.Бедненький бесПод кобылу подлез,Понатужился,Понапружился,Приподнял кобылу, два шага шагнул,На третьем упал, ножки протянул.А Балда ему: “Глупый ты бес,Куда ж ты за нами полез?И руками-то снести не смог,А я, смотри, снесу промеж ног”.Сел Балда на кобылку верхомДа версту проскакал, так что пыль столбом.
6.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, Говорит одна девица, То на весь крещеный мирПриготовила б я пир».«Кабы я была царица, Говорит ее сестрица, То на весь бы мир однаНаткала я полотна».«Кабы я была царица, Третья молвила сестрица, Я б для батюшки-царяРодила богатыря».
Только вымолвить успела,Дверь тихонько заскрыпела,И в светлицу входит царь,Стороны той государь.Во всё время разговораОн стоял позадь забора;Речь последней по всемуПолюбилася ему.«Здравствуй, красная девица, Говорит он, будь царицаИ роди богатыряМне к исходу сентября.Вы ж, голубушки-сестрицы,Выбирайтесь из светлицы,Поезжайте вслед за мной,Вслед за мной и за сестрой:Будь одна из вас ткачиха,А другая повариха».
2 конкурс. «Что? Где? Когда?»
Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон.)
Чем отравилась царевна из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза.)
Что грызла белочка в «Сказке о царе Салтане»?
В кого превращалась Царевна в «Сказке о царе Салтане»?
Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер.)
За какую плату согласился работать Балда? (За 3 щелчка.)
У кого в лесу живёт царевна из «Сказки о мёртвой царевне»?
Кто подарил Золотого петушка царю Дадону? (звездочёт)
Так задам же вопрос потруднее.
Какие сказочные герои Пушкина живут под водой? (Золотая рыбка - "Сказка о рыбаке и рыбке", тридцать три богатыря - "Сказка о царе Салтане...", черти - "Сказка о попе и о работнике его Балде)
3 конкурс «Узнай сказку по словам»
1. Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне».)
2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
3. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. («Cказка о попе и о работнике его Балде».)
4. Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке».)
4 конкурс «Узнай сказку по иллюстрациям».
Детям показываются рисунки.
1. Кораблик («Сказка о царе Салтане».)
2. Зеркало («Сказка о мертвой царевне».)
3. Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)
4. Яблоко («Сказка о мертвой царевне».)
5. Зайчонок («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
6. Месяц («Сказка о мертвой царевне».)
7. Лебедь («Сказка о царе Салтане».)
5 конкурс. Из одной ли мы сказки?
Царь Дадон и шамаханская царица? (Да)
Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет)
Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да)
Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет)
Попадья и золотая рыбка? (Нет)
Царь Салтан и тридцать три богатыря? (Да)
6. Конкурс “Узнай от кого пришли телеграммы”
- Нам герои сказок отправили телеграммы. Давайте отгадаем от кого они пришли.
Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить.
Ветер весело шумит, судно весело бежит. Ждите нас, мы скоро будем.
Прибуду к вам, как только дам задание своему работнику.
Подведение итогов.
Победители викторины награждаются медалями с надписью "Знатоку сказок А.С. Пушкина" I, II и III степени, памятными сувенирами.