Конспект открытого урока по математике в 5 классе по теме «Деление с остатком
Конспект открытого урока по математике в 5 классе по теме «Деление с остатком»
учителя МБОУ «Сизябская СОШ» Семяшкиной Елизаветы Михайловны
УМК: Математика. 5 класс Н.Я. Виленкин.
Цель урока: формирование навыков деления с остатком и применения их при решении текстовых задач.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать понятия «делимое», «делитель», «неполное частное».
Знать принцип выполнения деления с остатком, уметь записывать действие с помощью буквенного выражения. Уметь выполнять деление с остатком.
Личностные:
Ответственно относиться к учению;
Усилить мотивацию к обучению;
Проявлять инициативу при выполнении заданий;
Осознать значимость деления с остатком в практической жизни.
Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, исправлять и дополнять ответы других учащихся
Метапредметные:
Видеть математическую задачу в окружающей жизни;
Самостоятельно определять цель своего обучения;
Осуществлять контроль своей деятельности и деятельности одноклассников по эталону;
Строить логические рассуждения.
Тип урока: урок открытия нового знания, изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.
Оборудование: мультимедиа-проектор, презентации.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность уч-ся
Планируемые результаты:
формируемые УУД
1.Организационный
момент.
Цель – включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Слайд 1
Прозвенел долгожданный звонок.Математика встречи с вами ждет.Задания интересные приготовила для вас,Чтобы дружно работал весь 5 класс,Будьте все внимательны, а еще старательны
.
Учащиеся проверяют подготовку к занятию, записывают в тетрадях «Классная работа», и число. Настраиваются на деловой ритм работы
2.Мотивация к учебной деятельности.
Цели: актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;
-создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность.
Организует индивидуальную письменную и фронтальную устную работу.
Всегда ли возможно деление нацело?
Как такое деление называется?
Осуществляет коррекцию
Индивидуальная работа трех учащихся у доски.
Выполнить деление:
а) 250908:618=406
б) 81606:201=406
в) 65049:78=833
(ост75)
Фронтальная работа с классом
Слайд 2.
- Выполните устно деление:45:9; 34:17; 0:67; р:р; 231:1; в:0; 567:567; 0:к:; с:1;
13:2; 24:5; 26:7
Письменно выполняют деление на доске
Устно выполняют деление
Отвечают на поставленные вопросы учителя. Высказывают предположения.
Личностные:
Ответственно относиться к учению;
Метапредметные:
Осуществлять контроль своей деятельности;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; уметь договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные: целеполагание.
3.Актуализация знаний (постановка проблемы)
Цели: создать для выполнения учащимися пробного учебного действия;
-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;
-выявить место затруднения;
-зафиксировать во внешней речи причину затруднения
Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения, обобщение актуализированных знаний.
.
- Почему в выше приведенных числовых выражениях невозможно выполнить деление на целое число?
13:2; 24:5; 26:7
Отвечают на поставленные вопросы учителя. Высказывают предположения.
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя).
Личностные:
Проявлять инициативу при выполнении заданий;
Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, исправлять и дополнять ответы других учащихся
Метапредметные:
Осуществлять контроль своей деятельности по эталону;
Строить логические рассуждения
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение
4.Изучение нового материала
Цели: создать условия для уточнения следующего шага учебной деятельности.
- организовать составление плана совместных действий.
Формирует проблемную ситуацию, организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий.
Слайд 3
Запишем в тетради тему урока «Деление с остатком»
Какие остатки могут быть еще при делении на 8?
Как сделать проверку? Объясните
Выполните деление
100:8 79:8
144:8 115:8
Решение задачи
В гости к бабушке пришли 4 внуков. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты. Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка предложит поделить конфеты поровну?
Слайд 4-6
Учащиеся отвечают на вопросы, формулируют цель урока, составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Работают над формулой
а*в+с
Решают задачи и проверяют правильность выполнения решения.
Регулятивные:
Уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
5. Физкультминутка
Давайте немного отдохнем.
Поднимает руки класс – это «раз».Повернулась голова – это «два».Руки вниз, вперед смотри – это «три».Руки в стороны по - шире развернули на «четыре»,С силой их к плечам прижать – это «пять».Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.
6.Закрепление новых знаний
Цель: организовать закрепление учениками выполнения действия деления с проговариванием во внешней речи.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: деление с остатком.
Организует реализацию решения текстовых задач
Работа с учебником:
Стр.81-83,
№ 533(а-д), №529
Решение задач с КИМ-ов ЕГЭ-2015.
Слайд 7-10
Решают в тетради и на доске задачи с комментарием
Познавательные: уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.
Личностные:
Ответственно относиться к учению;
Усилить мотивацию к обучению;
Проявлять инициативу при выполнении заданий;
Осознать значимость деления с остатком в практической жизни.
Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, исправлять и дополнять ответы других учащихся
Метапредметные:
Видеть математическую задачу в окружающей жизни;
Осуществлять контроль своей деятельности и деятельности одноклассников по эталону.
7.Самостоятельная работа. Самопроверка.
Цель – организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия
-Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он понял тему.
Кто закончит задание, поднимите руку. Ключ для выполнения самопроверки будет в конце задания на слайде.
У кого возникли затруднения при выполнении задания?
Задание на слайдах презентации 2
Задание выполняют устно и в тетрадях пишут только ответы. Осуществляют самопроверку. Проверяют свои ответы, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки. Осуществляют самооценку.
Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка
Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму.
8. Домашнее задание.
Цель – обсудить и записать домашнее задание.
Учитель предлагает записать домашнее задание с комментариями
Слайд 11
Домашнее задание:
Стр.84, п..13,
№ 550,552,555
Записывают в дневники домашнее задания, просматривают номера в учебнике, задают появившиеся вопросы.
9.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели: зафиксировать новое содержание урока;
- организовать самооценку и рефлексию учебной деятельности.
Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников
- Удалось ли вам решить проблему урока? Достигли ли цели урока?
- Проанализируйте свою работу.
Для выявления психологического климата урока и уровня усвоения рассмотренного материала, предлагает оценить себя с помощью таблицы. Предлагает оценить деятельность учащихся отвечающих возле доски, а также, чтоб себя оценили те учащиеся, которые работали индивидуально с классными номерами.
Слайд 12
с таблицей самооценки.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали.
Осуществляют самооценку с помощью таблицы:
Система оценивания:
"+" - справился с задачей без затруднений,
"±" - справился с задачей, но возникали сложности,
"-" - не справился с задачей.
Этап урока
Оценка
Устная работа
Решение примеров
Решение задач из учебника
Решение задач с ЕГЭ
Самостоят.работа
Итоговая:
Если у вас: 5- 4,5 «+» - ставим оценку «5»;
4- 3,5 «+» - «4»;
3- 2,5 «+» - «3».
Регулятивные:
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные:
Уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Заголовок 115