Конспект урока по математике на тему Внетабличное умножение и деление
3 КЛАСС
Тема: Внетабличное умножение и деление. Закрепление.
Задачи урока.
Предметные:
Закрепить знания детей по изученной теме;
Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи;
Закрепить знания взаимосвязи компонентов действий, умения решать уравнения;
Повторить особые случаи деления и умножения;
Развивать логическое мышление.
Метапредметные (УУД).
Познавательные:
общеучебные (умение сравнивать) устанавливать аналогии, обобщать, учить выделять существенные признаки.
Регулятивные:
способность принимать и сохранять учебную задачу,
планирование: контролировать и оценивать свои действия;
оценка: адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
развитие самостоятельности;
развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать у обучающихся любовь к математике.;
воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.
Тип урока: Урок закрепления знаний.
Форма урока : Урок применения полученных знаний.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
технология деятельностного обучения;
технология здоровьесбережения;
активизация внимания;
актуализация имеющихся знаний;
работа в парах.
I. Организационный момент.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
II. Актуализация знаний.
Устный счёт
А) Игра «Не ошибись»
Учитель показывает число 7 (5) и называет числа, которые есть в ответах таблицы умножение с указанным числом. Если ответ назван правильно, учащиеся показывают зелёную карточку, а если нет – красную.
Б) Найдите лишнее число в каждом столбике.
6 20 66
18 28 88
24 16 77
22 29 55
30 24 13
- Какое число лишнее в первом столбике и почему ? ( 22, так как оно не делится ни на 6, ни на 3).
- Назовите множители к остальным значениям произведений
- Какое число лишнее во втором столбике и почему? ( 29, так как оно не делится на 4 ).
- Назовите множители к остальным значениям произведений.
- Какое число лишнее в третьем столбике и почему? ( 13, так как все остальные числа состоят из одинаковых цифр).
III. Самоопределение к деятельности.
А) Парная работа
- Выполните вычисления
36 : 3 = __ (О) 19
· 4 = __(В) 63 : 3 = __(Н)
42 : 3 = ___ (П) 11
· 5 = __(Е) 77 : 11 = __(Р)
23
· 4 = ___(Ч) 24 : 12 =__ (А) 30
· 3 = _ (У)
45 : 15 = __ (Ь) 43
· 2 = __(Т) 88 : 4 = __ (М)
40 : 2 = __ (Я)
36 : 3 = 12 (О) 19
· 4 = 76 (В) 63 : 3 = 21 (Н)
42 : 3 = 14 (П) 11
· 5 = 55 (Е) 77 : 11 = 7 (Р)
23
· 4 = 92 (Ч) 24 : 12 = 2 (А) 30
· 3 = 90 (У)
45 : 15 = 3 (Ь) 43
· 2 = 86 (Т) 88 : 4 = 22 (М)
40 : 2 = 20 (Я)
Б) Расставьте буквы в таблице в порядке соответствующих ответов и расшифруйте пословицу ( Учащиеся по очереди выходят к доске и вписывают буквы в пустые клеточки )
14
12
76
86
12
7
55
21
3
55
90
92
55
21
3
20
22
2
86
3
14
12
76
86
12
7
55
21
3
55
П
О
В
Т
О
Р
Е
Н
Ь
Е
90
92
55
21
3
20
У
Ч
Е
Н
Ь
Я
22
2
86
3
м
А
Т
Ь
Ответ: Повторенье – мать ученья.
IV. Постановка темы урока: - Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? - Какие вычислительные приёмы будем закреплять? V. Повторение и закрепление.1. Давайте вспомним, какие свойства умножения и деления нам в этом помогут. - Закончите высказывание.
· Умножение двух чисел можно проверить ДЕЛЕНИЕМ .
· Если произведение разделить на один множитель, то ПОЛУЧИМ ДРУГОЙ МНОЖИТЕЛЬ .
· Деление проверяем УМНОЖЕНИЕМ И ДЕЛЕНИЕМ .
· Если делитель умножить на частное, то ПОЛУЧИМ ДЕЛИМОЕ .
· Если делимое разделить на частное, то ПОЛУЧИМ ДЕЛИТЕЛЬ.
· Чтобы разделить сумму на число, надо :
1 способ. РАЗДЕЛИТЬ КАЖДОЕ СЛАГАЕМОЕ НА ЧИСЛО, А ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СЛОЖИТЬ.2 способ. ВЫЧИСЛИТЬ СУММУ И РАЗДЕЛИТЬ ЕЁ НА ЧИСЛО.
· Чтобы умножить сумму на число, надо:1 способ. УМНОЖИТЬ НА ЧИСЛО КАЖДОЕ СЛАГАЕМОЕ И ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СЛОЖИТЬ.2 способ. ВЫЧИСЛИТЬ СУММУ И УМНОЖИТЬ ЕЁ НА ЧИСЛО.2. Работа со схемами. Решение примеров. - На всех уроках нам помогали схемы. Вспомните эти схемы.
Схема 1.
=
+
Чтобы умножить двузначное число на однозначное, нужно умножить десятки, а потом единицы.
Полученные результаты сложить.
- Схему мы вспомнили, а теперь запишите примеры в тетрадь и вычислите!
Коллективно Самостоятельно
12 6 = 17 4 =
32 3 = 19 5 =
Самопроверка
Схема 2.
:
=
+
Чтобы разделить двузначное число на однозначное, нужно разделить десятки, а потом единицы.
Полученные результаты сложить.
Запишите примеры в тетрадь и вычислите!
Коллективно Самостоятельно
48 : 4 =
· 39 : 3 =
96 : 3 = 82 : 2 =
Самопроверка
VI. Физкультминутка
Отдых наш – физкультминутка!
Занимай свои места!
Раз – присели, два – привстали.
Руки к верху все подняли.
Сели – встали, сели – встали –
Ванькой - встанькой словно стали!
VII. Продолжение работы по теме.
Схема 3.
:
=
+
:
Если количество десятков в делимом не делятся на число, нужно разложить делимое на два удобных слагаемых и разделить оба числа.
Полученные результаты сложить
Запишите примеры в тетрадь и вычислите!
Коллективно Самостоятельно
85 : 5 = 96 : 8 =
72 : 4 = 81 : 3 =
Самопроверка
Схема 4.
:
=
Чтобы разделить двузначное число на двузначное, нужно подобрать однозначное число в частном, которое при умножении на делитель в результате даст делимое.
- А теперь решите примеры, используя эту схему.
Коллективно Самостоятельно
75 : 25 = 99 : 11 =
85 : 17 = 84 : 14 =
Самопроверка
Ребята! Мы повторили умножение и все виды деления. Я рада, что вы хорошо справились с работой. А сейчас вам нужно решить задачи.
3. Решение задач. Задача1. (с24 №6)
На спектакле в школьном зале дети сидели в 6 рядах по 15 человек и ещё в одном ряду сидели 10 человек. Сколько детей смотрело спектакль?
Что известно в задаче?
Что нужно узнать?
Сможем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи?
Почему?
5) А можем мы узнать сколько детей сидело в 6 рядах?
Решение задачи с комментарием.
6 ряд. - по 15 чел.
1 ряд. - 10 чел.
Решение
1) 6
· 15 = 90 (чел.) - в 6 рядах.
2) 90 + 10 = 100 (д.)
Дайте полный ответ. Запишите его.
Ответ: 100 детей смотрело спектакль.
XII. Зарядка для глаз.
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (поморгать глазами)
Посмотрите все в окно,(посмотреть влево - вправо)
Ах, как солнце высоко.(посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем,(закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,(посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,(посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись. (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)
Задача 2
Рассмотрите чертёж.
В 12 см С
7 cм
А D
- Какое задание вы можете выполнить по этому чертежу?
(Найти периметр и площадь прямоугольника и квадрата)
Найдите его. Решение запишите в тетради.
Учащиеся самостоятельно находят периметр и площадь фигур.
1) Кто нашёл площадь прямоугольника АВСD? Назовите своё решение.
S АВСD=12
· 7 = 84 (см ).
2) Кто нашёл площадь квадрата ЕКОМ? Назовите своё решение.
S ЕКОМ =5
· 5 = 25 (см ).
3) Кто нашёл периметр прямоугольника АВСD?
Р АВСD= 12
· 2 + 7
· 2 = 38 (см).
4) Кто нашёл периметр квадрата?
Р ЕКОМ = 5
· 4 = 20 (см)
IX. Рефлексия.
Самостоятельная работа.
Мы трудились вместе весь урок. А сейчас вы проверите свои силы. Возьмите карточки и выполните вычисления.
1 вариант
2 вариант
13
· 7 =
16
· 5 =
27
· 3 =
26
· 2 =
51 : 3 =
68 : 4 =
70 : 5 =
84 : 7 =
72 : 3 =
76 : 2 =
80 : 16 =
90 : 15 =
70 : 35 =
54 : 18 =
63 : 9 =
81 : 9 =
40 : 10 =
60 : 20 =
Дополнительно
Дополнительно
Х : 6 = 14
Х : 7 = 12
Взаимопроверка.
Поменяйтесь карточками и проверьте правильность вычислений.
Кто выполнил работу без ошибок? У кого есть ошибки?
- Кто выполнил работу без ошибки, поставьте знак «+», кто допустил 1-2 ошибки поставьте «!», кто допустил 3 и больше ошибок, поставьте «?».
X. Оценивание работы на уроке.
XI. Подведение итогов урока.
На сегодняшнем уроке я повторил...
На этом уроке я похвалил бы себя за
После урока мне захотелось
Сегодня я сумел
XII. Домашнее задание.
- У кого после примеров в тетради или в карточке стоит знак «+» - стр 25 №7.
- У кого после примеров в тетради или в карточке стоит знак «!» - стр 25 №8
- У кого после примеров в тетради или в карточке стоит знак «?» - стр 24 №2
Карточки для самостоятельной работы.
1 вариант. Фамилия
____________________________
2 вариант. Фамилия
____________________________
13 7 = _______________________
27 3 = _______________________
51 : 3 = _______________________
70 : 5 = _______________________
72 : 3 = _______________________
80 : 16 = _______________________
70 : 35 = _______________________
63 : 9 = _______________________
40 : 10 = _______________________
Дополнительно
Х : 6 = 14
____________________
____________________
____________________
____________________
16 5 = ________________________
26 2 = ________________________
68 : 4 = ________________________
84 : 7 = ________________________
76 : 2 = ________________________
90 : 15 = _______________________
54 : 18 = _______________________
81 : 9 = ________________________
60 : 20 = _______________________
Дополнительно
Х : 7 = 12
____________________
____________________
____________________
____________________
15