Рабочая программа по изобразительному искусству УМК Начальная инновационная школа 1 класс
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Марий Эл «Лицей-интернат п.Ургакш Советского района»
УТВЕРЖДАЮ ____________
Директор лицея Х.Г.Газизова«____» _____________ 20__ год
Рабочая программапо изобразительному искусству для 1 класса
Составитель: учитель начальных классов Виногорова Татьяна Васильевна
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК «Начальная инновационная школа». Данная рабочая программа ориентирована на учащихся второго класса и реализуется на основе следующих документов:
Закон РФ «Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования,
УМК «Начальная инновационная школа»/автор-сост. Л.В.Кибирева, М.:ООО « Русское слово»,2011.
Учебный план образовательного учреждения на 2016-2017 учебный год.
Для реализации программного содержания используется УМК по образовательной системе «Начальная инновационная школа»:Учебник «Изобразительное искусство» для 1 класса, (авторы Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Т.В. Селиванова, Н.Л.Селиванов),2013.
Срок реализации рабочей учебной программы – один год
Количество часов на изучение программы -33 ч.
Количество часов в неделю - 1ч.
Уровень обучения – базовый
Цели и задачи учебного предмета:
Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
1. формирование целостного художественного сознания и мировоззрения учащегося, воспитание активной творческой позиции, потребности общения с искусством в освоении изобразительного искусства и его интеграции с другими искусствами и областями знаний;
2. повышение педагогической инициативы учителя и активизация его педагогического творчества.
Достижение этих целей осуществляется через решение следующих задач:
1. формирование изобразительных навыков;
2. реализация творческого потенциала личности;
3. развитие художественного восприятия, обогащение эмоционально-образной сферы;
4. изобразительное развитие и развитие способности к творческой самореализации в разных видах искусства;
5. развитие художественного, композиционного и ассоциативного мышления;
6. формирование художественных предпочтений, этических, эстетических, художественных оценок искусства, природы, окружающего мира;
7. развитие активной личностной позиции, художественного восприятия, адекватного отношения к произведениям разных видов искусства;
8. формирование духовных и мировоззренческих начал и целостного художественного сознания личности;
9. развитие представлений о технических средствах выражения — знакомство с персональным компьютером;
10. практическое освоение простейших компьютерных программных средств для художественной деятельности;
11. практическое освоение художественных методов, используемых в современном медиа искусстве.
Общая характеристика учебного предмета:
В программе представлены следующие направления художественной деятельности учащихся:
1. Освоение графической грамоты и выразительных средств изобразительного искусства.
Графическая грамота реализуется через знакомство с выразительными средствами изобразительного искусства: форма, цвет, композиция, пространство (практическая работа, темы и виды практической работы на уроке выстроены на основе возрастных особенности детей и специфики языка изобразительно искусства).
2. Развитие художественного сознания: восприятия искусства и действительности.
Развитие художественного мышления на основе пространственного восприятия искусства и действительности.
Темы и направления работы по искусству связаны с развитием эмоционально-образного мировоззрения детей, развитием индивидуально-личностного восприятия, формированием способности общения с искусством и оценки произведений искусства и действительности; обогащение сознания ребенка художественными образами, творческое развитие детей; эстетический отклик на воспринимаемые явления.
3. Формирование художественного образа средствами разных видов искусства «Хоровод искусств».
Формирование умения видеть и замечать выразительные возможности разных видов искусства. Темы практической работы с детьми связаны с освоением языка разных видов искусства на основе художественного образа, композиции, формы, ритма, динамики. Формирование представлений об искусстве как специфической форме отражение мира в разных видах искусства.
4. Компьютерный проект.
Развитие представлений о технических средствах выражения — знакомство с персональным компьютером. Организация процесса освоения этого устройства осуществляется в форме сближенных по времени занятий, где каждый урок последовательно развивает предыдущий. Закономерность в освоения компьютерных технологий и сочетает в себе освоение материала по этапам Практическое освоение простейших компьютерных программных средств для художественной деятельности. Блок занятий направлен на освоение локального объема представлений и навыков. Компьютерные технологии предлагают значительный набор средств выражения, которые, тем не менее, имеют единое общее свойство — алгоритмизацию деятельности компьютерных технологий. Организация художественной деятельности может быть эффективна только в форме последовательно выстроенной проектной организации.
Приобщение детей к красоте окружающего мира, развитие чувства радости при созерцании окружающего мира и искусства, удовольствия от восприятия и участия в творческой деятельности и коллективном художественном событии.
Основные направления деятельности:
1. Развитие эмоционально чувственной сферы (каналов восприятия) через освоение разнообразия формы, цвета, звука, живого и литературного слова, движения, природного и художественно-организованной среды пространства).2. Развитие художественного восприятия, наблюдательности и чувства радости от совершаемого художественного действия; умения слушать и слышать, видеть и замечать.
3. Созидание собственного художественного продукта по мотивам наблюдаемого явления и по представлению.
4. Развитие фантазии и воображения на основе жизненного опыта и обогащения художественными образами.
5. Формирование навыков владения графической грамоты (художественными инструментами и материалами) при выражении чувств, цвета, формы, звука, слова, действия
6. Формирование навыков работы в программе Paint.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Программа и материал курса рассчитан на 33 часа в год, 1 час в неделю, что соответствует ОБУП в 1 классах (1-4). Актуальность программы обусловлена тем, что она соответствует новому Государственному стандарту начального общего образования по искусству и разработана с учётом современных педагогических технологий. Уроки изобразительного искусства, проводимые по данной программе, можно интегрироваться уроками музыки на основе: сквозного тематического планирования; выявления общего и особенного в языке разных видов искусства; общности художественно-образного содержания произведений различных видов искусства; общности духовно-нравственных смыслов произведений искусства. Основы изобразительного языка осваиваются как в процессе анализа произведений искусства, так и в процессе художественного творчества учащихся, а не на специальных уроках.
Основное содержание:
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):
Мы под радугой живем- 33 часа
Формы промежуточной и итоговой аттестации:
Аттестация по изобразительному искусству в 1 классе проводится в качественной (безотметочной) форме.
С целью выполнения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечения реализации основных содержательно-методических линии изобразительного искусства базовой школы используется УМК «Начальная инновационная школа» по изобразительному искусству, издательства «Русское слово», Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской, Т.В. Селивановой, Н.Л. Селиванова
Требования к УУД выпускников 1 класса
В результате изучения изобразительной деятельности , ученики научатся:
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;• работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;
• выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;
• создавать образы природы и человека в живописи и графике;
• выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия гори зонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);• понимать форму как одно из средств выразительности;
• отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;
• видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;
• использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;
• передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;
• использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;
• создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;
• понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
• приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;
• понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;
• понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;
• понимать культурно-исторические особенности народного искусства;
• понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;
• приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.
В результате изучения изобразительной деятельности , ученики получат возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
• выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;
• видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;
• понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;
• активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;
• работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;
• воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);
• переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;
• участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;
• выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
• использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.
Планируемы результаты обучения:
ЛИЧНОСТНЫЕ:
1. социализация личности — умение работать в коллективе и группе, активно участвовать в общении по поводу искусства, проявлять доброжелательность при обсуждении творческих работ одноклассников, брать ответственность на себя за общий результат и выполнение своего участка работы;
2. развитие патриотизма, формирование чувства гордости за свою родину и историю России, вклад народов России и родного народа ученика в культуру человечества и художественное наследие мира, интерес к истории своей семьи, рода, населенного пункта, стране;
3. сформированность потребности к творческой самореализации, в общении с искусством и по поводу искусства, интереск явлениям культуры и искусства, понимание искусство формой познания мира и самосознания и самовыражения;
4. умение принять существование иной, отличной точки зрения, способность согласиться с объективными доводами и примерами и отказаться от своего ошибочного мнения;
5. сформированность способности самостоятельного вычленений (постановки) перед собой художественной задачи и еерешения всеми доступными средствами, обладание пониманием личностного смысла учения и творчества;
6. бережное отношение к культурному, историческому, духовному, художественному наследию, повышение мотивации к освоению искусства и культуры;
7. развитие воображения и фантазии, композиционного и проектного мышления; творческого потенциала и применение знаний, полученных на занятиях изобразительным искусствомв жизни и освоении других учебных дисциплин;
8. духовное возвышение личности и обогащение чувств ребенка, формирование нравственных основ, способности эстетической и художественной оценки произведений искусства и явлений действительности, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, эмоционально-образному восприятию мира природы и своего непосредственного окружения.
ПРЕДМЕТНЫЕ
1. нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания личности школьника;
2. сформированность основ изобразительного искусства, устойчивого интереса к нему, понимания роли изобразительного искусства в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
3. потребность к творчеству; способность адекватного восприятия произведения изобразительного и других видов искусства, уметь аргументировано обосновывать собственные взгляды и давать эстетическую оценку произведениям искусства, работать в коллективе и группе;
4. развитие индивидуального чувство формы и цвета, коммуникативного и художественно-образного и композиционного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания, сознательного использование цвета и формы, композиционного решения в творческих работах;
5. освоение графической грамоты в опоре культуры родного края, знание ее и традиций, особенностей, своеобразия и бережное сохранение образцов народной культуры;
6. способность создавать проекты и вести исследовательскую работу, работать с разнообразными источниками информации, использовать знания разных областей наук в собственных работах в создании образов, создание на основе воображения и фантазии, (разнообразия цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов);
7. наличие представлений о видах пластических искусств,об их специфике; знаниях выразительных особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна), использование этих знаний в работе при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
8. сформированность художественного восприятия, эмоциональной отзывчивости на красоту окружающего мира, мира природы, художественно организованную действительность, умение выражать свое отношение к художественному произведению, используя термины и понятия изобразительного искусства.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
•Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Календарно-тематическое планирование
№ урока Название темы урока Кол – вочасов Дата
1 Какими были первые рисунки? 1 2 Чем и как рисует художник? 1 3 Окружающий мир в картине 1 4 Мир вокруг наполнен цветом 1 5 Художник и его палитра 1 6 Гуашевые краски 1 7 Где живут картины? 1 8 Жанры изобразительного искусства 1 9 Художник-скульптор 1 10 Что такое рельеф? 1 11 Мастерская художника 1 12 Твоя творческая мастерская 1 13 Художник-прикладник 1 14 Ритм и узор 1 15 Где живет ритм? 1 16 Композиция 1 17 Рождение сюжета. Эскиз 1 18 Картинная плоскость и формат 1 19 Какое бывает пространство? 1 20 Добежать до горизонта 1 21 Настроение в картине 1 22 Художник и его картины 1 23 Художник-архитектор 1 24 Художник-дизайнер 1 25 Быть волшебником интересно 1 26 Нарисованная сказка 1 27 Живой мир в узоре 1 28 Главный герой картины 1 29 Мы рисуем человека 1 30 Художник и компьютер 1 31 Волшебное превращение 1 32 Буквица 1 33 Электронная азбука 1 Для реализации программного содержания используются:
Для учеников:
1.Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.,Селиванов Н.Л.,Селиванова Т.В.Изобразительное искусство. 1 – 4 классы. Учебник
2. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Селиванов Н.Л., Селиванова Т.В.Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное Искусство. 1- 4 классы»
Для учителя:
1. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.,Селиванов Н.Л.,Селиванова Т.В.Изобразительное искусство. 1- 4 классы. Учебник
2. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Селиванов Н.Л., Селиванова Т.В.Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное Искусство. 1- 4 классы»
3. Савенкова Л.Г., Ермолинская, Е.А., Селиванов Н.Л.,Селиванова Т.В.Методические рекомендации к учебнику «Изобразительное искусство. 1 класс». Книга для учителя
4. Мультимедийное приложение к учебнику «Изобразительное искусство. 1-4 класс»
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей
от «___»_________ 20__ №____.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________/_______________/
«___»_________ 20__