Рабочая программа по русскому языку УМК Начальная инновационная школа


АДМИНИСТРАЦИЯ города Подольск КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33»

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО зам. директора по УВР
протокол №1 ___________ А.В.Бакирова)
«___»_______________2016 г. «___»_______________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета Русский язык
Класс 2 У
Уровень общего образования начальное
Учитель Бабченкова Олеся Николаевна
Срок реализации программы, учебный год 2016-2017 учебный год
Уровень программы базовый
Количество часов по учебному плану 5 часов неделю, 170 часов в год.
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта, примерной образовательной
программы начального общего образования, на основе учебного курса Л.В.Кибиревой; О.А.Клейнфельд;Г.И.Мелиховой: авторская программа М. ООО «Русское слово - учебник».
Учебник Л.В.Кибирева;О.А.Клейнфельд;Г.И.Мелихова «Русский язык» 2 класс. М. ООО «Русское слово - учебник», 2013.
Календарно-тематическое планирование составила Бабченкова О.Н.
подпись
Пояснительная записка.
В системе общего образования русский язык занимает ведущее место, так как является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. При этом русский язык выступает как действенное средство развития личности, ёе духовно-нравственного начала и важное средство социализации, а впоследствии и самореализации личности.
Как учебная дисциплина, русский язык имеет первостепенное значение, поскольку является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук. В начальной школе изучение русского языка тесно взаимосвязано со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением, и сочетается с обучением чтению.
В программе отражено содержание комплекта учебников:
1 класс: «Букварь» – учебник по обучению грамоте;
учебник «Русский язык» (послебукварный курс);
2 класс: учебник «Русский язык» (в двух частях);
3 класс: учебник «Русский язык» (в двух частях);
4 класс: учебник «Русский язык» (в двух частях).
Цели и задачи курса:
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует следующую цель:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие практические задачи:
- развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- обеспечивать овладение обучающимися умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
- воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, побуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.
2. Общая характеристика курса «Русский язык».
Содержание курса разработано в контексте основных направлений модернизации российского образования и в соответствии с требованиями стандарта второго поколения.
При создании учебников авторы руководствовались идеей разумного сочетания уже сложившихся традиций создания учебной книги и современных тенденций, инноваций в разработке методического аппарата учебника, определении и представлении его содержания, технологии обучения и др. в соответствии со стратегической целью российского образования – развитием личности.
Направленность на развитие личности как смысл и цель современного образования реализуется в предложенной системе организации учебно-познавательной деятельности младших школьников, нацеленной на формирование учебных и познавательных мотивов, умения учиться, самостоятельно добывать новые знания, анализировать полученные результаты, оценивать, контролировать и т.д.
Учитывая особый статус русского языка в начальной школе, его значимость для качественной подготовки по другим предметам, особое внимание уделяется формированию функциональной грамотности младших школьников. Этим и обусловлено большое количество заданий, упражнений, направленных на совершенствование техники чтения, навыков правописания при изучении каждой языковой темы, а также наличие занимательных правил-запоминалок, схем-опор, рубрик «Пиши правильно!», «Говори правильно!», а с 3-го класса и постоянной рубрики «Развиваем орфографическую зоркость».
Структура учебников довольно прозрачна, в материале каждого раздела легко ориентироваться благодаря чёткой рубрикации, единообразной (но не однообразной!) для каждого класса системе упражнений, их последовательности и т.п.
Однако такого рода заданность не означает навязывания учителю жесткой схемы обучения. Достаточно гибкая система управления учебной деятельностью, заложенная в учебниках, лишь задает вектор организации обучения, тем самым позволяя учителю в полной мере раскрыть свой педагогический потенциал.
Процесс познания нового организован таким образом, что ни одно изучаемое языковое явление не преподносится учащимся в готовом виде, без предварительной подготовки к его восприятию на основе наблюдения, сравнения, анализа определенной языковой закономерности, актуализации уже имеющихся знаний, создания проблемной ситуации и др. При такой организации процесса познания практические навыки формируются в ходе постижения законов языка, открытие нового осуществляется как бы самим ребенком, при непосредственном его участии. И в этом случае ведущей становится продуктивная, а не репродуктивная, воспроизводящая деятельность, что в целом способствует самостоятельному добыванию и осмыслению знаний о системе языка. В то же время такая организация учебно-познавательной деятельности исподволь формирует и метапредметные умения, например, такие, как адекватное понимание информации, способы её извлечения из различных источников, умение вести самостоятельный поиск и др. При этом не ставится цель дать в учебнике максимальный объём информации, ибо учебник нельзя рассматривать как необходимый объём знаний между двумя обложками. Учащиеся должны понимать, что содержание учебника не столько результат познания, сколько его начало, не пункт назначения, а отправная точка познавательной деятельности.
На развитие познавательных, аналитических способностей младших школьников нацелена система вопросов, заданий, формирующих навыки самооценки, самоанализа и способности к рефлексии: «Как ты это узнал?», «Что для этого тебе пришлось вспомнить?», «Расскажи, как ты это определял» и т.п. Такого рода вопросы помогают ребёнку осознать, оценить свои мысли и действия как бы со стороны и тем самым осмыслить осуществляемую деятельность, ее результаты.
С целью осознания значимости изучаемого материала задаются вопросы, выявляющие понимание его роли, места, ключевых лингвистических понятий и др., например: «Для чего нужно знать алфавит?», «Как вы думаете, что будет, если имена собственные вдруг исчезнут?», «Почему сначала изучают имена существительные и только потом имена прилагательные?» и т.д.
Наряду с заданиями, направленными на осмысление осуществляемых учебных действий, есть задания, способствующие распознаванию языковых явлений, развитию умения анализировать изучаемый языковой материал, объяснять, доказывать, опираясь на него, что, безусловно, положительно влияет на развитие речи школьников. В заданиях такого рода содержится описание способов действий, задаётся логика их выполнения, т.е., по сути, предлагается алгоритм применения теоретического материала или правила на практике («Рассуждай так: …»). Как образец рассуждения этот алгоритм даётся либо в самом задании к упражнению, либо в тексте учебного диалога, который ведут сквозные герои или вымышленные персонажи – ровесники обучающихся.
Направленность на развитие личности реализуется и в особым образом организованной системе контроля. В её основе – идея формирования у каждого школьника механизма саморегуляции, самоконтроля и самооценки для осуществления собственного мониторинга, ориентированного на личное продвижение. На это нацелены такие виды самоконтроля, как текущий («Проверь себя!»), промежуточный («Тесты выполняем – себя проверяем»), итоговый («Проверяем то, что знаем!»), которые, безусловно, не исключают и взаимоконтроль, и коллективный смотр знаний и др. При такой организации контроля он не только выявляет уровень обученности учащихся, но и выполняет диагностическую, корректирующую, развивающую, воспитательную и учебную функции, т.е. является действенным средством управления учебно-познавательной деятельностью школьников.
Содержание программы позволяет организовать дифференцированное обучение с учётом индивидуального уровня обученности, темпа продвижения каждого учащегося: помимо материала для обязательного усвоения в учебниках в рамках рубрики «Умникам и умницам» представлены дополнительные теоретические сведения, материал ознакомительного характера; в ряде упражнений содержатся задания повышенного уровня сложности и др.
В программе предусмотрены различные формы организации учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая), учтена возможность самостоятельной работы учащихся, заложены предпосылки для осуществления творческой, проектной деятельности и др.
Используются различные приёмы, формы, способы презентации и усвоения изучаемого языкового материала.
Особым разнообразием и оригинальностью методических приёмов отличается система обучения чтению, заложенная в «Букваре».
Методически разнообразна и система повторения: многократность «повторения без повторения» обеспечивается каждый раз новой формой подачи изученного материала (в схемах, таблицах, незаконченных правилах, учебных диалогах, лингвистических сказках и др.), новизной речевых задач, актуализирующих уже имеющиеся знания учащихся, использованием игровых приемов и т.д., а в учебниках 3–4-го классов – специальной рубрикой «Повторяем то, что знаем!», предваряющей изучение нового материала.
Изобразительный ряд учебника также разнообразен, функционален, обусловлен изучаемым языковым материалом и не сводится к элементарному иллюстрированию, «оживлению» страниц.
Организующим компонентом всей системы обучения является текст. На его материале наблюдаются, анализируются единицы языка в их функционировании в связной речи, на этой основе формируются речевые навыки, осуществляется работа по развитию речи. При этом основой текстотеки является русская классическая и современная литература для детей, представленные образцы которой могут служить ориентиром в мире детской литературы, стимулом для самостоятельного прочтения.
Речевая направленность пронизывает содержание учебников и особенно ярко проявляется при организации работы по развитию речи на основе текста в рамках рубрики «Читай! Размышляй! Высказывайся!», а с 3-го класса – и рубрики «Творческая лаборатория». Задания рубрик нацелены на все виды речевой деятельности и предусматривают чтение текста, распознавание типа речи, к которому он относится, определение темы текста, основной мысли, озаглавливание, составление плана, пересказ текста, различные виды его переработки, создание собственных устных и письменных высказываний и т.д., что в целом способствует формированию и совершенствованию навыков речевого общения, развитию коммуникативных умений, готовности к сотрудничеству. В настоящей программе отражена взаимосвязь изучения языкового материала и развития речи.
Коммуникативная направленность обучения обеспечивается приближением учебного процесса к условиям реального общения путем создания соответствующих речевых ситуаций, выбора предметов обсуждения, адекватных возрастным интересам учащихся, форм, способов, приемов организации речевой деятельности, предполагающих включение в нее каждого школьника, то есть всего того, что вызвало бы у ребенка потребность в общении и дало бы ему основание рассматривать учебник не только как учебную книгу, справочник, но и как своеобразного речевого партнера, интересного собеседника. На это «работают» и коммуникативные установки, вовлекающие школьников в процесс коммуникации и побуждающие к речевому действию: «Как ты думаешь?», «Ты согласен с этим?», «Докажи», «Обоснуй», «Объясни» и т.д., а также упражнения, требующие выполнения в интерактивном режиме.
Отличительной чертой учебников является сюжетное начало, наличие сквозных героев, которые становятся активными участниками процесса обучения и вносят в него элемент занимательности, игры, что актуально для детей младшего школьного возраста, ведущим видом деятельности которых по-прежнему является игровая деятельность (наряду с начинающей доминировать учебной деятельностью).
3. Место курса «Русский язык» в учебном плане.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом на образовательную область «Русский язык» на первой ступени обучения выделено 675 ч (из них по русскому языку 97 ч выделяется на уроки письма в период обучения грамоте). Содержание курса разработано на 560 часов, которые распределяются следующим образом: в 1 классе – 50 часов (из расчёта 5 часов в неделю / 10 учебных недель), во 2 – 4 классах – по 170 часов (из расчёта 5 часов в неделю / 34 учебные недели).
4. Описание ценностных ориентиров содержания курса «Русский язык».
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально - ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мысли, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Русский язык».
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты: 
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержательная линия «Фонетика и орфоэпия»:
Выпускник научится:
- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
Содержательная линия «Графика»:
Выпускник научится:
- знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.
Содержательная линия «Лексика»
Выпускник научится:
- выделять слова, значения которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Содержательная линия «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться:
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Содержательная линия «Морфология»
Выпускник научится:
- определять грамматические признаки имён существительных – род, число, падеж, склонение;
- определять грамматические признаки имён прилагательных – род, число, падеж;
- определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными, личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Содержательная линия «Синтаксис»
Выпускник научится:
- различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- классифицировать предложения по цели высказывания. Находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать второстепенные члены предложения – определения, обстоятельства, дополнения;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
- различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»:
Выпускник научится:
- применять правила правописания (в объёме содержания курса);
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать текст объёмом 80-90 слов;
- писать под диктовку тексты объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать место возможного возникновения орфографической зоркости;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками осознавать причины проявления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»:
Выпускник научится:
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать тексты по предложенному заголовку;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
6. Содержание курса «Русский язык».
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука:
·         гласный - согласный;
·         гласный ударный - безударный;
·         согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный;
·         согласный звонкий - глухой, парный - непарный.
Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
 Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
 Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
 Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
 Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
 Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
 Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
 Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
 Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
 Наречие. Значение и употребление в речи.
 Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
 Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
 Частица. Частица не, её значение.
 Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
 Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
 Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
 Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
• сочетания чк-чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
 Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
 Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
 Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Тематическое поурочное планирование.
№ урока Тема урока Количество часов
1 Язык и речь.
3
Слово. Предложение. Текст.
6
Слова, называющие предметы, признаки, действия.
4
Звуки и буквы. Алфавит.
4
Слог. Ударение. Перенос слов
3
Родственные слова. 5
Гласные и согласные звуки и их обозначение на письме буквами.
7
Большая буква в словах
4
Творческая лаборатория «Что мы знаем о тексте»
3
Слово 9
Состав слова.Корень слова. 13
Безударные гласные в корне слова 5
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова 5
24 Непроизносимые согласные 5
25 Двойные согласные
Разделителные ь и ъ 3
4
Предложение 8
Имя существительное.
18
Имя прилагательное. 7
Глагол. 10
Предлоги и союзы. 7
Повторение по теме: Предложение. Текст. 2
Творческая лаборатория «Пишем изложение»
1
Звуки и буквы 2
Состав слова 1
Безударные гласные в корне слова 1
Парные звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. 1
Повторяем всё, что знаем! 1
Календарно-тематическое планирование учебного материала по курсу «Русский язык» для 2 класса
2016-2017 уч. год

урока Тема урока Кол-во часов Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Материально-техническое обеспечение Домашнее задание Дата проведения Примечания
По плану По факту Планируемые образовательные результаты.
Предметные: Обучающийся научится:
- различать устную, письменную речь и речь про себя;
- различать диалогическую речь. понимать особенности диалогической речи;
Обучающийся получит возможность научиться:
- оформлять на письме диалогическую речь;
- наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.
Познавательные :
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
Регулятивные :
- принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.
Личностные:
- развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
- положительное отношение к языковой деятельности;
- осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
Познавательные: Использовать общие приёмы решения задач. Выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя.
Коммуникативные: Задавать вопросы и строить ответы с помощью учителя. Участвовать в учебном диалоге. Работа в парах. Осуществление взаимопроверки. Выражать свою точку зрения
1 Язык и речь. Расширение представления о языке и речи
1 Знакомство с новым учебником, целями изучения нового предмета. Развивать связную речь, наблюдательность. Знакомство с учебником.
Умение работать с книгой. Повторить русский алфавит.Практическое овладение диалогической формой общения: участие в диалоге на заданную тему. Размышление над тем, какой должна быть хорошая речь, и поиск ответа на вопрос в текстах разных жанров (скороговорка, объявление, стихотворение, загадка, рассказ).
Актуализация основных формул речевого этикета путем подбора вежливых слов в рифмовках. Наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте начального образования по русскому языку.
Учебник. Рабочая тетрадь
с.4 2 Что такое речь? Представление об основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме, чтении. 1 Различение устной и
темы, основной мысли, озаглавливание, выражение отношения к про-
читанному и т.д.
Чтение диалога по ролям и его продолжение.
Развернутое высказывание по обсуждаемой теме/проблеме и его аргументация с опорой на прочитанное, приобретенные
ранее знания, жизненный опыт и др. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащего в стандарте начального образования по русскому языку.
Учебник. Рабочая тетрадь с.7 3 Взаимосвязь языка и речи. Речь как язык в действии. 1 . Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащего в стандарте начального образования по русскому языку.
Учебник. с.14 4 Слово и предложение. Признаки предложения.
1 Наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте начального образования по русскому языку.
Учебник. Рабочая тетрадь с.18 5 Знаки препинания в конце предложения в зависимости от цели высказывания 1
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащего в стандарте начального образования по русскому языку.
Учебник. Рабочая тетрадь с.22 6 Предложение и текст. Признаки текста (состоит из предложений, связанных между собой по смыслу; имеет заголовок).
1 Наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте начального образования по русскому языку.
Учебник. Рабочая тетрадь с.27 7 Тема и основная мысль текста 1 Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащего в стандарте начального образования по русскому языку.
Учебник. Рабочая тетрадь с.31 8 Заголовок текста. Смысловое единство предложений в тексте. 1 Наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте начального образования по русскому языку.
Учебник. Рабочая тетрадь с.38 9 Составление текста по картинному плану.
1 Составление рассказа по картинкам о том, для чего можно пригласить друзей к себе домой Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащего в стандарте начального образования по русскому языку.
Учебник. с.43 10 Слова, называющие предметы, признаки, действия.
Слова как названия предметов, признаков предметов. 1 с.46 11 Слова как названия действий предметов. 1
Наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте начального образования по русскому языку.
Учебник. Рабочая тетрадь с.48 12 Общее представление о частях речи. 1 Чтение и обсуждение рассказа о мальчике, который очень хотел, чтобы его фамилия начиналась с буквы Я.
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащего в стандарте начального образования по русскому языку.
Учебник. Рабочая тетрадь с.50 13 Самостоятельные и служебные части речи. 1 Наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте начального образования по русскому языку.
Учебник. Рабочая тетрадь с.53 14 Звуки
и буквы.
Алфавит. Звуки и буквы (различие).
1 Наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте начального образования по русскому языку.
Учебник. Рабочая тетрадь с.56 15 Вводная контрольная работа. 1
Наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте начального образования по русскому языку.
Учебник. Рабочая тетрадь с.59 16 Работа над ошибками 1 Формулирование совета с учетом ситуации общения и коммуникативной задачи.
Рассказ о школьных предметах с опорой на рисунки и подписи к ним.
Оценка поступков героев текста и ее аргументация, исходя из личного опыта. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащего в стандарте начального образования по русскому языку.
Учебник. Рабочая тетрадь с.61 17 Гласные и согласные звуки (признаки). 1 Рассказ о своих увлечениях по заданным речевым образцам.
Разыгрывание сценок с использованием слов речевого этикета.
Письменный ответ на вопрос о том, что ты любишь делать на досуге.
Нахождение слов, значение которых изменяется в зависимости от ударения.
Уметь определять место ударения в словах. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащего в стандарте начального образования по русскому языку.
Учебник. Рабочая тетрадь с.65 18 Гласные ударные и безударные.
1
с.70 19 Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. 1 Знать согласные звуки мягкие и твёрдые, звонкие и глухие парные и непарные согласные. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащего в стандарте начального образования по русскому языку.
Учебник. Рабочая тетрадь с.72 20 Слог. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Односложные и многосложные слова. 1

Наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте начального образования по русскому языку.
Учебник. Рабочая тетрадь с.74 21 Ударение. Ударные и безударные слоги. Смыслоразличительная роль ударения. Словарный диктант. 1 Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащего в стандарте начального образования по русскому языку.
Учебник. Рабочая тетрадь с.77 22 Перенос. Правила переноса слов. Деление слов на слоги для переноса 1 Озаглавливание текста предложением из него Наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте начального образования по русскому языку.
Учебник. Рабочая тетрадь с.80 30.09 23 Родственные слова.
. 1
. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащего в стандарте начального образования по русскому языку.
Учебник. Рабочая тетрадь с.82 24 Нахождение родственных слов.
. 1 Анализ проблемной ситуации, представленной на сюжетном рисунке, и причины её возникновения.
Возможные пути выхода из затруднительного положения.
Наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте начального образования по русскому языку.
Учебник. Рабочая тетрадь с.85 25 Различение слов с омонимичными корнями. 1 Решение кроссворда.
Продолжение рассказа по заданному началу и с опорой на сюжетные картинки. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащего в стандарте начального образования по русскому языку.
Учебник. Рабочая тетрадь с.88 26 Однокоренные слова. Корень слова.
1 Наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте начального образования по русскому языку.
Учебник. с.90 27 Закрепление по теме: «Родственные слова» 1 Составление рассказа по сюжетному рисунку.
Чтение скороговорок. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащего в стандарте начального образования по русскому языку.
Учебник. Рабочая тетрадь с.92 28 Произношение ударных и безударных гласных в корне слова и их обозначение на письме. Буквы, написание которых нужно проверять.
1 Рассказ о любимых играх, смешных ситуациях (на выбор).
Восстановление деформированного текста.
Расшифровывание текста и запись его в исправленном виде
Знать написание гласных а, и, у после ж, ш, ч, щ. Наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте начального образования по русскому языку.
Учебник. Рабочая тетрадь с.95 29 Проверка безударных гласных в корне путем изменения формы слова или подбора родственных слов.
1 Объяснение смысла пословицы.
Различение грубого, вежливого, уважительного и ласкового обращения к людям.
Образование ласковых форм имени.
Объяснение названия текста, выраженного пословицей.
Ответ на вопрос, которым заканчивается текст, Придумывание счастливой
концовки. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащего в стандарте начального образования по русскому языку.
Учебник. Рабочая тетрадь с.101 30 Словарный диктант.
1 Составление слов из слогов, вставка пропущенных букв. с.104 31 Работа над ошибками. Непроверяемые безударные гласные в корне слова. 1
Чтение скороговорок, вставка слов, чтение пословиц. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащего в стандарте начального образования по русскому языку.
Учебник. Рабочая тетрадь с.106 32 Обозначение мягкости согласных на письме буквами е, е, ю, я, и, ь.
1
33 Написание буквосочетаний чк, чн в словах. Нормы произношения отдельных слов с буквосочетанием чн. 1 34 .Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах 1 35 Произношение парных звонких и глухих согласных на конце слова и их обозначение на письме. Способы проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова 1 36 Правописание большой (прописной) буквы 1 20.10 37 Знакомство с жанром письма. Овладение нормами речевого этикета при написании писем. 1 38 Создание собственного текста письма с учетом адресата и речевой задачи. 1 39 Контрольный диктант за 1 четверть
1 40 Работа над ошибками. Оформление конверта (заполнение адреса получателя и своего адреса по образцу). 1 41 Проверочная работа в форме тестов. 1 42 Обобщение пройденного. 1 43 Творческая лаборатория «Что мы знаем о тексте». Абзац – часть текста. 1 44 Деление текста на части и запись по абзацам. 1 45 Практическая работа по группам. 1 46 Слово и его значение.
1 47 Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. 1 48 Слова, близкие по значению (синонимы).
1 49 Слова, противоположные по значению (антонимы). 1 50 Слова, одинаковые по написанию и произношению (омонимы).
1 51 Диктант 1 52 Коррекция знаний. Обобщение пройденного.Работа над ошибками. 1 53 Устойчивые сочетания (фразеологизмы) 1 54 Закрепление пройденного 1 55 Состав слова. Корень – главная значимая часть слова.
1 56-57 Единообразное написание корней в однокоренных словах.
2 58 Чередование согласных звуков на конце корня в однокоренных словах.
1 59-60 Окончание – изменяемая часть слова, служащая для связи слов в словосочетании и предложении. Нулевое окончание.
2 61-62 Суффиксы и приставки – значимые части слова, служащие для образования новых слов.
2 63-64 Наблюдение за значениями, вносимыми в слова приставками и суффиксами.
2 65 Различение похожих приставок и предлогов.
1 66 Диктант. 1 67 Урок коррекции. 1 68 Безударные гласные в корне
слова. Выявление несоответствия между произношением и написанием слов с безударными гласными в корне.
1 69 Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением, в корне слова.
1 70 Закрепление пройденного. Словарный диктант 1 71 Диктант. 1 72 Урок коррекции 1 73 Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков.
1 74 Оглушение парных звонких согласных в слабой позиции (в конце слова и перед глухими согласными в середине слова). 1 75 Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне.
1 76 Закрепление пройденного. 1 77 Урок коррекции. 1 78 Непроизносимые
согласные .
Правописание слов с непроизносимой согласной.
1 9,01 79 Упражнения в написании слов с непроизносимой согласной.
1 80 Закрепление пройденного 1 81 Проверочная работа.
1 82 Урок коррекции 1 83 Слова с двойными согласными.
1 84 Перенос слов с двойными согласными 1 85 Правописание слов с двойными согласными.
1 86-89 Разделительные ь и ъ.
Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками.
Ь – показатель мягкости, разделительный ь знак. Правила переноса слов с ь знаком. 4 90 Проверочная работа в форме тестов. 1 91 План текста 1 92 Предложение и его признаки. 1 93 Членение сплошного текста на предложения (определение границ предложений, оформление начала и конца предложения на письме).
1 94 Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).
1 95 Нахождение главных членов по вопросам: о ком или о чем говорится в предложении? что говорится?
1 96 Второстепенные члены предложения (ознакомление) 1 97 Главные и второстепенные члены предложения. 1 98 Диктант с грамматическим заданием. 1 99 Коррекция знаний. Закрепление пройденного. 1 100 Имя
существительное
101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170