Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс УМК Начальная инновационная школа
Календарно-тематическое планирование 4 класс УМК «Начальная инновационная школа»
№
п/п
уро-
ка
Тема
урока
Страницы учебника
Практи
ческая часть
Целевая установка урока
(уроков)
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Домашнее задание
Дата
Понятия
Предметные
результаты
Метапредметные
результаты (универсаль-
ные учебные действия)
Личностные
результаты
Раздел I. Как изменяется планета и ее обитатели
Тема 1. Мы живем в пространстве и во времени
1
Располо-жение в пространстве
ОБЖ: безопасный путь от дома до школы.
С.5-7
Пр.р.:
«Ориентирование по плану, компасу»
Системати-
зировать и
закрепить
представления
школьников
о положении
объекта в про-
странстве как
одной из важ-
нейших его характеристик
Простран-ство, место,
адрес
Объяснять значение
понятия «простран-
ство» на доступном
для данного возраста уровне.
Уметь описывать
местоположение
различных объек-
тов (от Солнечной
системы до опреде-
ленного здания) в
пространстве. Приводить примеры
ситуаций, когда требуется точное указание расположения
объекта (в частности,
адрес проживания).
Выполнять практи-
ческое задание по
заполнению адресов
(адресата и отпра-
вителя) на почтовом
конверте
Регулятивные:
принимать и удержи-
вать учебную цель;
в сотрудничестве с
учителем ставить но-
вые учебные задачи.
Познавательные:
использовать знако-
во-символические
средства, в том числе
модели (включая
виртуальные) и схемы, для решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;
осуществлять синтез
как составление цело-
го из частей.
Коммуникативные:
адекватно использо-
вать речевые средства
для решения различ-
ных коммуникатив-
ных задач
ИКТ: работа с информацией
Расширение
мотивационной
основы учебной
деятельности,
включающей
социальные,
учебно-
познавательные и внешние мотивы;
учебно-позна-
вательный ин-
терес к новому
учебному ма-
териалу и спо-
собам решения
новой задачи
с.5-7 составить план
02.09
2
Бесконеч-
ная река
времени
Подготовка к проекту «История моей деревни, поселка».
С. 7-12
Системати-
зировать и
расширить
представления
школьников о
значении понятия «время»
Время,
единицы
измерения
времени
Объяснять раз-
личные значения
понятия «время»
на доступном для
данного возраста
уровне, приводить
соответствующие
примеры. Объяснять
ассоциации времени
с рекой, потоком,
стрелой и т.п. Знать
основные единицы
измерения времени.
Приводить примеры
взаимосвязи поня-
тий «пространство»
и «время»
Регулятивные:
учитывать выделен-
ные учителем ориен-
тиры действия
при изучении
нового учебного
материала.
Познавательные:
использовать знако-
восимволические
средства, в том числе
модели (включая
виртуальные) и схемы, для решения задач; устанавливать
аналогии.
Коммуникативные:
работать с информа-
цией индивидуально,
в паре и/или группе
ИКТ: навыки работы с интернет-ресурсами
Высокий
учебно-позна-
вательный ин-
терес к новому
учебному мате-
риалу и способам решения новой задачи; образное мышление
с.7-12, подготовить проект об истории деревни, поселка
08.09
3
Защита коллективных проектов «История моей деревни, поселка».
Региональный компонент
повторить римские цифры
09.09
4
Что
такое
история?
С. 13-17
Пр.р. работа по ленте времени
Системати-
зировать и
расширить
представления
школьников о
значении понятия «история»;
ввести понятия
«летоисчисле-
ние», «истори-
ческое время»,
«историческое
событие»,
«историческое
пространство»
История,
историче-ское время,
летоисчисление, лента
времени,
историче-ское событие, историческое
простран-ство
Объяснять 23
значения понятия
«история». Объяс-
нять, что такое летоисчисление и почему у разных народов за точку отсчета времени принимались
различные события.
Обсуждать по-
лученные сведения
о прошлом нашего
государства и сво-
ей семьи. Работать с
картой (показывать
места исторических
событий), с «лентой
времени»; отмечать
на «ленте времени»
события из истории
своей семьи
Регулятивные:
принимать и удержи-
вать учебную цель; в
сотрудничестве с учи-
телем ставить новые
учебные задачи.
Познавательные:
осуществлять по-
иск необходимой
информации для вы-
полнения учебных
заданий в различных
источниках, включая
электронные циф-
ровые источники,
документы из семей-
ного архива и т.д.;
устанавливать аналогии.
Коммуникативные:
работать с информа-
цией индивидуально,
в паре и/или группе
ИКТ: работа с информацией
Высокий
учебно-позна-
вательный ин-
терес к новому
учебному материалу и спо-
собам решения
новой задачи
с.13-17 пересказать
15.09
5
Путешест-вие
в прошлое
С. 17-24
Экскурсия в ЦИиК.
Инструктаж по технике безопасности и ПДД.
Познакомить
школьников
с методами
изучения исто-
рического прошлого; дать
представление о классифика-ции
исторических
источников
Истори-
ческие источники, виды исто-
рических
источников
(письмен-ные, устные,
вещественные, традиции и др.)
Пересказывать
своими словами
текст учебника о
методах изучения
прошлого. Называть
виды исторических
источников, приво-
дить соответствую-
щие примеры
Регулятивные:
принимать и сохра-
нять учебную задачу.
Познавательные:
проводить сравнение
и классификацию по
заданным критериям.
Коммуникативные:
строить монологиче-
ское высказывание,
участвовать в диалоге
Устойчивый
учебно-позна-
вательный ин-
терес к новому
учебному ма-
териалу и спо-
собам решения
новой задачи
с.17-24, подготовить рассказ об истории своей семьи
16.09
6
Памят-ники
истории.
Всемирное
Культур-ное наследие
С. 25-28
Дать школь-
никам пред-
ставление о
культурных
связях между
народами, о
международ-ных
организациях
(на примере
ЮНЕСКО),
о Всемирном
культурном наследии
Памятники
истории и
культуры,
ЮНЕСКО,
Всемирное
культурное
наследие
Объяснять, какие
объекты являются
(или могут стать)
памятниками исто-
рии и культуры.
Приводить доказа-
тельства важности
сохранения
памяти об исторических и культурных
событиях.
Объяснять необхо-
димость изучения
традиций, особенностей быта, труда людей в разные истории
ческие времена.
Объяснять значение
понятия «Всемир-
ное культурное на-
следие»
Регулятивные:
принимать и удержи-
вать учебную цель.
Познавательные:
использовать раз-
личные источники
информации для ре-
шения учебных задач;
осуществлять запись
(фиксацию) выбороч-
ной информации.
Коммуникативные:
формулировать соб-
ственное мнение и
позицию; учитывать
разные мнения и
стремиться к коор-
динации различных
позиций в сотрудни-
честве
ИКТ: ЭОР навыки работы с интернет-ресурсами
Устойчивый
учебно-позна-
вательный ин-
терес к новому
учебному ма-
териалу и спо-
собам решения
новой задачи
с.25-28, подготовить сообщение об историческом памятнике своей деревни (поселка)
22.09
7
Памятные
места
нашего
края
Региональный компонент
Экскурсия по поселку.
Инструктаж по технике безопасности и ПДД.
Познакомить
школьников с
памятниками
истории и культуры родного
края
История
родного
края, памятные места,
памятники
истории и
культуры
Называть и описы-
вать памятные места своего города (села).
Использовать дополнительные источники информации и
беседы со старшими
с целью подготовки
устных и/или пись-
менных сообщений
о памятных местах
своего города (села)
Регулятивные:
в сотрудничестве с
учителем решать но-
вые учебные задачи.
Познавательные:
использовать раз-
личные источники
информации для ре-
шения учебных задач;
осуществлять запись
отобранной инфор-
мации
Коммуникативные:
работать в паре и/или
группе
Устойчивый
учебно-позна-
вательный
интерес к ново-
му учебному
материалу. Раз-
витие чувства
прекрасного на
основе знаком-
ства с природой
и культурой
родного края
с.29, ответить на вопросы
23.09
8
Проверочная работа по теме «Мы живем в пространстве и времени».
Повторить, что мы знаем о планете Земля
29.09
9
Экскурсия« Осенние изменения в природе»
ОБЖ: правила дорожного движения
Подготовить рассказ об осенних изменениях в нашем крае
30.09
Тема 2. По страницам истории нашей планеты
10
Как изменяет-ся наша
планета
Региональный компонент
Виды рельефа Вологодской области
С. 30-33
Опыт «Как образуются горы»
Пр.р. работа с физической картой мира
Сформировать
у школьников
представление о нашей планете
как непрерывно
изменяющемся,
развивающемся природном теле (объекте)
Прошлое
Земли, Пангея, движение матери-
ков
Знать название еди-
ного древнего кон-
тинента (Пангея).
Приводить доказа-
тельства того, что
наша планета про-
должает изменяться.
Моделировать про-
цесс образования
складчатых гор. Вы-
сказывать предпо-
ложение, как будут
выглядеть материки
в далеком будущем
Регулятивные:
принимать и сохра-
нять учебную задачу;
планировать свои
действия в соответ-
ствии с поставленной
задачей.
Познавательные:
устанавливать при-
чинно-следственные
связи в изучаемом
круге явлений;
строить рассуждения
в форме связи про-
стых суждений об
объекте, его строе-
нии, свойствах и
связях.
Коммуникативные:
работать индивиду
ально и в группе
Широкая мо-
тивационная
основа учебной
деятельности,
включающая
различные
учебно-позна-
вательные и
внешние мотивы;
устойчивый по-
знавательный
интерес к новому учебному
материалу и
способам решения новой
задачи;
принятие цен-
ности природ
ного мира
с.30-33 пересказать
06.10
11
Планета
«оживает»: развитие
жизни
на Земле
С. 33-38
Познакомить
школьников
с различными
предположе-
ниями о происхождении жизни на нашей
планете
Зарожде-
ние жизни
на Земле,
развитие
жизни, динозавры,
леднико-вый
период
Кратко переска-
зывать основные
предположения
(гипотезы) о проис-
хождении жизни на
планете. Дополнять
рассказ сведениями
из различных ис-
точников информа-
ции. Высказывать
суждение, почему
ответ на вопрос
«Как появилась
жизнь на планете»
в настоящее время
существует только
в виде предположе-
ний. Кратко харак-
теризовать основ-
ные этапы развития
жизни на Земле с
опорой на схему в
учебнике. Приво-
дить примеры ис-
копаемых животных
Регулятивные:
принимать и сохра-
нять учебную задачу.
Познавательные:
осуществлять анализ
объектов с выделе-
нием существенных
признаков;
осуществлять синтез
как составление цело-
го из частей;
устанавливать при-
чинно-следственные
связи в изучаемом
круге явлений;
устанавливать анало-
гии («спираль жиз-
ни»).
Коммуникативные:
строить монологиче-
ское высказывание (в
том числе сопрово-
ждая его аудиовизу-
альной поддержкой),
владеть диалогиче-
ской формой комму-
никации
ИКТ: работа с информацией
Устойчивый по-
знавательный
интерес к ново-
му учебному
материалу и
способам ре-
шения новой
задачи;
принятие цен-
ности природ-
ного мира
с.33-38, подгото-вить рассказ об основных этапах развития живых организмов
07.10
12
Как
ученые
узнают
о прошлом
Земли
Региональный компонент
Берестяные грамоты Вологодского района
С. 38-44
Виртуальная экскурсия в Палеонтологический музей
Познакомить
школьников
с методами,
которые ис-
пользуют па-
леонтологи для
восстановления облика древних
животных Знакомство с
животными,
обитавшими
на территории
родного края
до появления
современного
человека.
Ископае-мые останки, палеон-тология,
палеон-толог
Объяснять, что
изучает наука пале-
онтология. С опорой на иллюстрации
учебника расска-
зывать, как ученые
восстанавливают
облик древних ископаемых животных .Во время экскурсии
в краеведческий или
палеонтологический музей находить информацию, необходимую для выполнения учебных заданий.
Проводить вирту-
альную (с использо-
ванием компьютер-
ной презентации)
экскурсию для
одноклассников
«В палеонтологиче-
ском музее»
Регулятивные:
принимать и сохра
нять учебную задачу.
Познавательные:
усвоить основные
элементы смыслового
чтения учебных и по-
знавательных текстов,
выделять существен-
ную информацию из
текстов разных видов.
Коммуникативные:
работать в паре и/или
группе
ИКТ: навыки работы с интернет-ресурсами
Устойчивый по-
знавательный
интерес к ново-
му учебному
материалу и
способам ре-
шения новой
задачи;
принятие цен-
ности природного мира
с.38-44 пересказать
13.10
13
Самая
большая
загадка:
появление
человека на Земле
С. 44-48
Познакомить
школьников с
различными
предположе-
ниями о прои-
схождении
человека
Предположение (гипотеза), проис-хожде-ние
человека
Кратко характери-
зовать три основные
группы версий (ва-
риантов объясне-
ния) происхождения
человека: боже-
ственная, появление
от древнего предка,
космическая. Объ-
яснять, почему в
настоящее время
знания о проис-
хождении человека
существуют в виде
гипотез
Регулятивные:
принимать и удержи-
вать учебную цель.
Познавательные:
использовать раз-
личные источники
информации для ре-
шения учебных задач;
осуществлять запись
отобранной инфор-
мации.
Коммуникативные:
учитывать разные
мнения и стремиться
к достижению общей
точки зрения в со-
трудничестве
ИКТ: работа с информацией
Высокий по-
знавательный
интерес к ново-
му учебному
материалу и
способам ре-
шения новой
задачи;
осознание уни-
кальности, не-
повторимости
человека как
части природы
с.44-48, подготовить рассказ о происхождении человека.
14.10
14
Почему
люди на
Земле
такие
разные?
ОБЖ: «Осторож-но, незнако-мец!»
Показать, что
различные
расы возникли
в результате
влияния на
людей различ-
ных природно-
климатических
условий и что,
несмотря на
внешние различия, все люди на планете образуют единую
общность человечество
Человек, челове-чество,
внешние
признаки
Высказывать мне-
ние о происхожде-
нии рас. Приводить
примеры, иллю-
стрирующие при-
способительный ха-
рактер цвета кожи,
волос, формы глаз
и т.п. к воздействию
низких или высоких
температур, коли-
честву солнечного
света и др. Делать обоснованный вы-
вод о том, что, не-
смотря на внешние
различия, все люди
на планете образуют
единую общность человечество
Регулятивные:
планировать свои
действия в соответ-
ствии с поставленной
задачей.
Познавательные:
использовать раз-
личные источники
информации для ре-
шения учебных задач.
Коммуникативные:
формулировать соб-
ственное мнение и позицию; учитывать
разные мнения и
стремиться к коор-
динации различных
позиций в сотрудни-
честве
ИКТ: навыки работы с интернет-ресурсами, работа с информацией, клавиатурный набор текста, редактирование текста.
Высокий позна-
вательный ин-
терес к новому
учебному ма-
териалу и спо-
собам решения
новой задачи;
осознание уни-
кальности, не-
повторимости
каждого живу-
щего на планете
человека
с.49, ответить на вопросы
20.10
15
Проверочная работа по теме «По страницам истории нашей планеты».
21.10
Тема 3. Человек и его здоровье
16
Человек
живой
организм
ОБЖ: Здоровый образ жизни.
С. 50-53
Обобщить и
расширить
представле-
ния младших
школьников
об организме
человека как
живой (био-
логической)
системе
Человек живой организм, млекопитающее
Характеризовать
основные функции
систем органов че-
ловеческого тела.
Высказывать соб-
ственные суждения
в дискуссии о необ-
ходимости соблюдения правил здорового образа жизни.
Находить в учебни-
ке и дополнитель-
ных источниках
информации (слова-
ри, энциклопедии,
справочники) не-
обходимые сведения
об особенностях
строения и жизне-
деятельности орга-
низма человека.
Структурировать
информацию для
подготовки докла-
да или сообщения
о строении тела че-
ловека или о свой-
ствах и качествах человека
Регулятивные:
в сотрудничестве с
учителем ставить но-
вые учебные задачи.
Познавательные:
использовать знаково-
символические
средства и схемы для
решения задач;
осуществлять анализ
объектов с выделе-
нием существенных
признаков;
осуществлять синтез
как составление цело-
го из частей;
устанавливать причинно-
следственные связи
в изучаемом круге
явлений, связанных
со строением и функ-
ционированием тела
человека;
устанавливать анало-
гии.
Коммуникативные:
адекватно использо
вать речевые средства
для решения комму-
никативных задач
ИКТ: навыки работы с интернет-ресурсами, работа с информацией, клавиатурный набор текста, редактирование текста.
Широкая мо-
тивационная
основа учебной
деятельности,
включающая
социальные,
учебно-
познавательные
и внешние мо-
тивы;
учебно-позна-
вательный ин-
терес к новому
учебному мате-
риалу;
установка на
здоровый образ
жизни;
осознание цен-
ности природ-
ного мира как
обязательного
условия суще-
ствования человека
с.50-53 читать, ответить на вопросы
27.10
17
18
Общий
план
строения человека. Внешнее строение человека.
Общий
план
строения человека. Внутрен-нее строение человека.
ОБЖ: правила поведения в чрезвы-чайных ситуациях
С. 53-56
Пр.р. измерение веса и роста.
Обобщить и
расширить
знания школь-
ников об общем плане внешнего
и внутреннего
строения тела
человека
Голова,
туловище,
конечно-
сти, кожа,
внутренние
органы,
системы
внутрен-них
органов
Используя схему,
описывать общий
план строения тела
человека; основные
системы внутренних
органов, кратко
характеризовать
их функции. Да-
вать определения
понятий «орган»,
«система органов».
Измерять рост и вес. Объяснять, почему, несмотря на общий план строения, все люди непохожи друг
на друга
Регулятивные:
в сотрудничестве с
учителем ставить но-
вые учебные задачи.
Познавательные:
использовать знаково-
символические
средства и схемы для
решения учебных за-
дач;
осуществлять анализ
объектов с выделе-
нием существенных
признаков.
Коммуникативные: работать индивидуально, в паре или группе
Устойчивый
учебно-позна-
вательный ин-
терес к новому
учебному мате-
риалу
с.53-56 читать
Подготовить рассказ о внутренних органах человека
28.10
10.11
19
20
Кожа
«защит-ный
скафандр»
нашего организма
ОБЖ: Правила гигиены.
Кожа
«защит-ный
скафандр»
нашего организма
ОБЖ: Правила ухода за кожей.
С. 56-58
С. 58-61
Пр.р. Рассматривание кожи под микроскопом.
Дать школьни-
кам начальные
представления
о коже как
особом органе
человека, вы-
полняющем
различные
функции
Кожа, волосы, ногти
Объяснять, в чем
заключаются основ-
ные функции кожи.
Используя схему в
учебнике и рабочей
тетради, описывать
строение кожи.
Объяснять, почему кожа, покрывающая различные части тела, имеет свои особенности.
Высказывать обо-
снованное предпо-
ложение о значении
волос, ногтей. На-
зывать и обосновы-
вать правила ухода
за кожей
Регулятивные:
планировать свои
действия в соответ-
ствии с поставленной
задачей.
Познавательные:
осуществлять поиск
информации, необхо-
димой для выполне-
ния учебных заданий,
с использованием
учебной литературы и
дополнительных ис-
точников;
устанавливать анало-
гии.
Коммуникативные:
работать в паре и/или
группе
ИКТ: навыки работы с цифровым микроскопом.
Устойчивый
учебно-позна-
вательный ин-
терес к новому
учебному мате-
риалу;
установка на
здоровый образ
жизни;
ответственно
относиться к
своему здоро-
вью и здоровью
окружающих
людей
с.56-58 пересказать
С. 58-61 знать правила ухода за кожей
11.11
17.11
21
22
Опорно-
двига-
тельный
аппарат:
скелет головы, туловища.
Опорно-
двига-
тельный
аппарат:
скелет верхних и нижних конечностей.
ОБЖ: Упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата.
С. 61-63
С. 63-65
Опыт: «Подвижные и неподвижные кости черепа».
Опыт: Определение трех отделов скелета верхней конечности.
Дать пред-
ставление о
строении и
функциях
опорно-
двигательного
аппарата чело-
века (скелет)
Кости, скелет, мышцы, сустав,
опорно-
двига-тельная
(костно-
мышечная)
система
Описывать
строение опорно-
двигательного ап-
парата человека.
Объяснять, почему
рука человека пред-
ставляет собой
рычаг. Выполнять
практическую ра-
боту по изучению
принципа действия
рычага при подня-
тии тяжестей. Знать
и выполнять основ-
ные упражнения,
направленные на
укрепление опорно-
двигательного ап-
парата
Регулятивные:
планировать свои
действия в соответ-
ствии с поставленной
задачей.
Познавательные:
осуществлять поиск
информации, необхо-
димой для выполне-
ния учебных заданий,
с использованием
учебной литературы и
дополнительных ис-
точников;
устанавливать анало-
гии.
Коммуникативные:
работать в паре и/или
группе
ИКТ: работа с информацией.
Устойчивый
учебно-позна-
вательный интерес к новому
учебному мате-
риалу; установка на здоровый образ жизни;
готовность сле-
довать в своей
деятельности
нормам здоро-
вьесберегающего поведения;
ответственно
относиться к
своему здоровью
с.61-63
пересказать
С. 63-65 пересказать
18.11
24.11
23
24
Опорно-
двигательный
аппарат:
мышцы.
Опорно-
двигательный
аппарат:
мышцы, осанка.
ОБЖ: Упражнения для улучшения осанки.
С. 65- 67
С. 67-68
Опыт:
Работа внутренней и внеш-ней мышцы плеча.
Опыт: Проверка осанки.
Дать пред-
ставление о
строении и
функциях
опорно-
двигательного
аппарата чело-
века (мышцы)
Мышцы, работа мышц
Описывать роль
различных групп
мышц. Объяснять,
что такое мими-
ческие мышцы и
каково их значение.
Знать и выполнять
основные упражне-
ния, направленные
на укрепление и
развитие мышц.
Объяснять, что
такое осанка. Пока-
зывать и комменти-
ровать упражнения,
направленные на
исправление и улуч-
шение осанки
Регулятивные:
планировать свои
действия в соответ-
ствии с поставленной
задачей.
Познавательные:
осуществлять анализ
объектов с выделе-
нием существенных
признаков;
устанавливать причинно-
следственные связи
в изучаемом круге
явлений, связанных
со строением и функ-
ционированием тела
человека.
Коммуникативные:
работать в паре и/или
группе
ИКТ: навыки работы с тренажёрами
Устойчивый
учебно-позна-
вательный ин-
терес к новому
учебному мате-
риалу;
установка на
здоровый образ
жизни;
готовность сле-
довать в своей
деятельности
нормам здоро-
вьесберегаю-щего поведения;
ответственно
относиться к
своему здоро-
вью
с.65-67
пересказать
С. 67-68
ответить на вопросы
25.11
01.12
25
26
Зачем
мы питаемся?
Региональный компонент
Продуктовая марка «Настоящий Вологодский продукт»
ОБЖ: Правильное питание.
Зачем
мы питаемся?
Правила питания.
ОБЖ: «Осторож-но, просрочен-ный продукт».
С.69-71
С. 71-73
Пр.р. Составление пирами-ды питания.
Пр.р. Состав-ление рациона питания на день.
Системати-
зировать и
расширить
представления
школьников о
роли правиль-
ного питания
Пища, пра-
вильное питание, рацион питания
Объяснять, зачем
человеку необходи-
мо питаться. Выска-
зывать обоснован-
ную точку зрения о
том, какое питание
можно считать пра-
вильным. Называть
необходимые ор-
ганизму вещества,
которые поступают
с пищей. Харак-
теризовать роль
воды в организме
человека. Состав-
лять примерный
рацион на день. На-
зывать и обосновы-
вать правила пове-
дения во время еды.
Регулятивные:
планировать свои
действия в соответ-
ствии с поставленной
задачей.
Познавательные:
осуществлять анализ
объектов с выделе-
нием существенных
признаков;
устанавливать причинно-
следственные связи
в изучаемом круге
явлений, связанных
со строением и функ-
ционированием тела
человека.
Коммуникативные:
работать в паре и/или
группе
ИКТ: работа с информацией.
Устойчивый
учебно-позна-
вательный ин-
терес к новому
учебному мате-
риалу;
установка на
здоровый образ
жизни;
готовность сле-
довать в своей
деятельности
нормам здоро-
вьесберега-ющего поведения;
ответственно
относиться к
своему здоро-
вью
с.69-71 подгото-вить рассказ о правиль-ном питании
С. 71-73 составить правила приема пищи
02.12
08.12
27
28
Пищева-рительная
система
человека
ОБЖ: Как защититься от болезнетворных бактерий.
Пищева-рительная
система
человека
ОБЖ:
Гигиена ротовой полости.
С. 73- 74
С. 74-76
Пр.р. Моделирование пищеваритель-ной системы челове-ка.
Пр.р. Составление памятки «Как правильно чистить зубы»
Систематизи-
ровать пред-
ставления
школьников о
строении пи-
щеваритель-ной
системы
Пищеварение, пище-
варитель-ная
система,
ротовая полость, слюнные железы,
глотка,
пищевод,
желудок, кишечник
Объяснять, какую
функцию выполняет
пищеварительная
система человека.
Используя схемы
учебника и рабочей
тетради, называть и
описывать функции
различных отделов
пищеварительной
системы.
Знать и соблюдать
гигиену полости рта, правильно ухаживать за зубами. Моделировать строение пищеварительной
системы человека
Регулятивные:
планировать свои
действия в соответ-
ствии с поставленной
задачей.
Познавательные:
осуществлять анализ
объектов с выделе-
нием существенных
признаков;
устанавливать причинно-
следственные связи в
изучаемом круге яв-
лений, связанных со
строением и функционированием тела человека.
Коммуникативные:
работать в паре и/или
группе
ИКТ: навыки работы с интернет-ресурсами
Устойчивый
учебно-позна-
вательный ин-
терес к новому
учебному мате-
риалу;
установка на
здоровый образ
жизни;
готовность сле-
довать в своей
деятельности
нормам здоро-
вьесберегающего поведения;
ответственно относиться к
своему здоровью
с.73-74, читать, знать органы пищеварительной системы
С. 74- 76 читать, знать правила гигиены полости рта
09.12
15.12
29
30
Кровенос-ная
система
ОБЖ: Холестерин
Кровенос-ная
система
Региональный компонент
Донорские династии Вологодской области
С. 76-79
Пр.р. Измерение пульса, артериального давления.
Опыт: Выявление зависимости частоты пульса и количества
ударов сердца в минуту от уровня физической нагруз-ки.
Системати-
зировать и расширить представления
школьников
о строении и
функциях кро-
веносной си-
стемы
Кровенос-ная система,
кровенос-ные сосуды,
сердце,
кровь, донор
Используя схему,
описывать строение
и функции крове-
носной системы.
Объяснять значение
свертываемости
крови. Измерять
частоту пульса,
количество ударов
сердца в минуту,
артериальное дав-
ление (с помощью
электронного тоно-
метра). Выявлять зависимость частоты пульса и количества
ударов сердца в ми-
нуту от уровня фи-
зической нагрузки.
Объяснять, почему
физическая нагруз-
ка должна быть нормированной и соответствовать возрасту
и физическому со-
стоянию человека
Регулятивные:
планировать свои
действия в соответ-
ствии с поставленной
задачей.
Познавательные:
осуществлять анализ
объектов с выделе-
нием существенных
признаков;
устанавливать причинно-
следственные связи
в изучаемом круге
явлений, связанных
со строением и функ-
ционированием тела
человека.
Коммуникативные:
работать в паре и/или
группе
ИКТ: работа с информацией.
Устойчивый
учебно-позна-
вательный ин-
терес к новому
учебному мате-
риалу;
установка на
здоровый образ
жизни;
осознание зави-
симости здоро-
вья человека от
состояния окружающей среды;
готовность сле-
довать в своей
деятельности
нормам здоро-
вьесберегаю-щего поведения;
ответственно
относиться к
своему здоро-
вью и здоровью
окружающих
людей
с.76-79 пересказать
Найти интересные факты о сердце человека
16.12
22.12
31
Экскурсия «Зимние изменения в природе».
ОБЖ: правила дорожного движения
Подготовить рассказ о зимних изменениях в нашем крае
23.12
32
33
Дыха-
тельная
система
ОБЖ:
Профилактика вирусных заболеваний
Дыха-
тельная
система
ОБЖ: Вредные привычки – курение.
С. 79-82
Пр.р. Измерение частоты дыхательных движений.
Опыт: Выявление зависимости частоты дыхания в минуту от уровня физической
нагрузки.
Системати-
зировать и
расширить
представления
школьников
о строении и
функциях ды-
хательной си-
стемы
Дыхатель-ная
система, дыхание, дыхатель-ные
пути, легкие
Используя схему,
описывать строение
и функции дыха-
тельной системы.
Объяснять на эле-
ментарном уровне,
что такое газообмен
и где он происходит.
Измерять частоту
дыхательных движений. Выявлять зависимость частоты дыхания в минуту от уровня физической
нагрузки. Знать, чем
опасно для здоровья
человека курение.
Объяснять, что та-
кое «искусственное
дыхание», когда оно
применяется
Регулятивные:
планировать свои
действия в соответ-
ствии с поставленной
задачей.
Познавательные:
осуществлять анализ
объектов с выделе-
нием существенных
признаков;
устанавливать причинно-следствен-
ные связи в изучае-
мом круге явлений,
связанных со строе-
нием и функциониро-
ванием тела человека.
Коммуникативные:
работать в паре и/или
группе
Установка на
здоровый образ
жизни;
осознание зави-
симости здоро-
вья человека от
состояния окружающей среды;
готовность сле-
довать в своей
деятельности нормам здоро-
вьесберегаю-щего поведения;
ответственно
относиться к
своему здоро-
вью и здоровью
окружающих
людей
с.79-82, знать строениедыхательной системы
С.82 ответить на вопросы
29.12
12.01
34
35
Нервная
система – строение.
ОБЖ: Значение и гигиена сна.
Функции нервной системы человека.
ОБЖ: Как избежать переутомления?
С. 82-83
С. 83-85
Дать школьни-
кам представле-
ние о строении
и функциях
нервной систе-
мы человека
Нервы, головной мозг,
спинной
мозг
Используя схему в
учебнике, называть
основные отделы
нервной системы
человека, кратко
характеризовать
выполняемые ими
функции. Коммен-
тировать схему «Обработка информации
различными отдела-
ми головного мозга».
Объяснять, каково
значение сна; пра-
вильного чередова-
ния работы и отдыха. Знать об отрицательном влиянии на организм переутомления
Регулятивные:
планировать свои
действия в соответ-
ствии с поставленной
задачей.
Познавательные:
устанавливать причинно-
следственные связи
в изучаемом круге
явлений, связанных
со строением и функ-
ционированием тела
человека.
Коммуникативные:
работать в паре и/или
группе
ИКТ: работа с информацией.
Установка на
здоровый образ
жизни;
осознание за-
висимости здо-
ровья человека
от состояния
окружающей
среды; готов-
ность следовать
в своей деятельности нормам
здоровьесбере-
гающего пове-
дения
с.82-85, пересказать
с. 85 подготовить сообщение (по выбору)
13.01
19.01
36
Органы
чувств:
зрение.
ОБЖ: Гигиена
зрения.
С. 86-88
Систематизи-
ровать и расширить представле-
ния школьников
о строении и
функциях органов зрения
Зрение, глаз,
гигиена зрения
Объяснять, какова
роль органов зре-
ния в восприятии
окружающего мира.
Используя схему,
описывать строение
глаза. Объяснять,
почему необходимо
соблюдать гигиену
зрения. Называть и
обосновывать пра-
вила гигиены зрения
Регулятивные:
планировать свои
действия в соответ-
ствии с поставленной
задачей.
Познавательные:
устанавливать при-
чинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные:
работать в паре и/или
группе
Установка на
здоровый образ
жизни;
готовность
следовать в
своей деятель-
ности нормам
здоровье -сберегающего
поведения
с.86-88 знать строение глаза.
20.01
37
Органы
чувств:
слух.
ОБЖ:
Гигиена
слуха
С.88-89
Системати-
зировать и
расширить
представления
школьников
о строении и
функциях таких
органов чувств,
как глаза и уши
Слух, ухо,
гигиена слуха
Используя схему,
описывать строение
органа слуха. Объ-
яснять, почему не-
обходимо соблюдать
гигиену органов
слуха. Называть и
обосновывать пра-
вила гигиены слуха.
Знать об опасности
снижения слуха при
частом использо-
вании наушников
при высоком уровне
громкости
Регулятивные:
планировать свои
действия в соответ-
ствии с поставленной
задачей.
Познавательные:
устанавливать при-
чинно-следственные
связи в изучаемом
круге явлений, свя-
занных со строением
и функционировани-
ем тела человека.
Коммуникативные:
работать в паре и/или
группе
Установка на
здоровый образ
жизни;
готовность сле-
довать в своей
деятельности
нормам здоро-
вьесберегаю-щего поведения;
ответственно
относиться к
своему здоро-
вью и здоровью
окружающих
людей
с.88-89 знать строение уха.
26.01
38
Органы
чувств:
обоняние и
вкус
ОБЖ: Гигиена носовой полости и языка.
С. 89-90
Опыт: Узнавание предмета по запаху и по вкусу.
Системати-
зировать и
расширить
представления
школьников
о строении и
функциях органов обоняния и
вкуса
Обоняние,
нос, вкус,
язык
Объяснять, какова
роль обоняния и
вкуса в восприятии
окружающего мира.
Используя схему,
описывать строение
органов обоняния
и вкуса. Выполнять
практические зада-
ния (книга для учителя), направленные на
выявление чувстви-
тельности обоняния
Регулятивные:
планировать свои
действия в соответ-
ствии с поставленной
задачей.
Познавательные:
устанавливать при-
чинно-следственные
связи в изучаемом
круге явлений.
Коммуникативные:
работать в паре и/или
группе
ИКТ: работа с информацией.
Устойчивый
учебно-позна-
вательный
интерес к теме;
установка на
здоровый образ
жизни
с.89-91 пересказать
27.01
39
Органы
чувств:
осязание
(кожное
чувство)
ОБЖ: Правила гигиены кожи.
С. 91-92
Опыт: Узнавание предмета на ощупь.
Системати-
зировать и
расширить
представления
школьников
о строении и
функциях органа осязания
Кожа, осязание, кожное
чувство
Объяснять роль ося-
зания в восприятии
окружающего мира.
Знать, каким обра-
зом осязание помо-
гает читать и писать
людям с ограничен-
ными возможностями зрения. Выполнять практические задания (книга
для учителя), на-
правленные на тре-
нировку осязания
Регулятивные:
планировать свои
действия в соответ-
ствии с поставленной
задачей.
Познавательные:
устанавливать при-
чинно-следственные связи в изучаемом
круге явлений, свя-
занных со строением
и функционировани-
ем тела человека.
Коммуникативные:
работать в паре и/или
группе
Готовность следовать в своей
деятельности
нормам здоро-
вьесберегаю-щего поведения;
ответственно
относиться к своему здоро-
вью и здоровью
окружающих
людей
с.91-92 ответить на вопросы
02.02
40
Температура тела.
ОБЖ:
Простудные заболевания и их профилак-
тика
С. 92-95
Пр.р. измерение температуры тела.
Показать зави-
симость между
состоянием
здоровья и
температурой
тела; важность
соблюдения
правил личной
гигиены и профилактики,
что позволяет
снизить вероятность простудных заболеваний
Температура тела, про-
студные
заболева-
ния, грипп,
инфекция,
болезне-творные микро-
организмы
(микробы)
Измерять темпера-
туру тела.
Называть правила
гигиены, которые
необходимо со-
блюдать, чтобы из-
бежать распростра-
нения ОРЗ, гриппа
и других простудных
инфекций, переда-
ющихся воздушно-
капельным путем.
Называть приемы
профилактики про-
студных заболева-
ний
Регулятивные:
планировать свои
действия в соответ-
ствии с поставленной
задачей.
Познавательные:
устанавливать при-
чинно-следственные
связи в изучаемом
круге явлений, свя-
занных со строением
и функционировани-
ем тела человека.
Коммуникативные:
работать в паре и/или
групп
Осознание за-
висимости здо-
ровья человека
от состояния
окружающей
среды; ответ-
ственно отно-
ситься с своему
здоровью и
здоровью окру-
жающих людей
с.92-95 пересказать
03.02
41
ОБЖ:
Как правильно
оказать
помощь
при
легких
травмах.
С. 96-99
Пр.р.: Наложение холодного компресса, обработка ран при небольших порезах, ожогах, обморожении.
Познакомить
школьников
с основными
приемами ока-
зания первой
помощи при
легких травмах.
Обратить вни-
мание на обязательное обращение за помощью
к взрослым при травмах или в случаях недомогания
Легкие травмы: ушиб,
ссадина,
порез; оказание первой
помощи при
легких травмах
В игровой ситуации
моделировать прие-
мы оказания первой
помощи при легких
травмах. Объяснять,
как правильно при-
кладывать холодный
компресс при уши-
бах. Обосновывать
последовательность
действий при об-
работке легких по-
резов, ссадин, царапин. Знать, ка-
ким образом следует
поступать при лег-
ких ожогах, обморожении (переохлаждении), тепловых ударах. Объяснять,
почему о каждом
из этих случаев не-
обходимо сообщать
взрослым
Регулятивные:
в сотрудничестве с
учителем ставить но-
вые учебные задачи.
Познавательные:
осуществлять анализ
объектов с выделе-
нием существенных
признаков;
устанавливать при-
чинно-следственные
связи в изучаемом
круге явлений.
Коммуникативные:
участвовать в игро-
вом моделировании
различных ситуаций,
связанных с необхо-
димостью оказания
первой медицинской
помощи
ИКТ: работа с информацией
Интерес к но-
вому учебному
материалу;
установка на
здоровый образ
жизни;
осознание за-
висимости здо-
ровья человека
от состояния
окружающей
среды; готов-
ность следовать в своей деятельности нормам здоровьесбе регающего
поведения;
ответственно
относиться к
своему здоро-
вью и здоровью
окружающих
людей
с.96-99 знать правила первой помощи.
09.02
42
Что мы
знаем о
человеке?
ОБЖ: Вредные привычки – алгоколь, наркотики.
С. 100
Урок-
викторина (или
иная игровая
форма)
Основные
понятия
данной темы
Показать уровень
знаний и умений,
соответствующий
требованиям к
планируемым ре-
зультатам усвоения
данной темы
Регулятивные:
принимать и удержи-
вать учебную цель.
Познавательные:
осуществлять различ-
ные познавательные
действия, усвоенные в
ходе изучения темы.
Коммуникативные:
работать индивиду-
ально, в паре и/или
группе
ИКТ: навыки работы с тренажёрами
Устойчивый
учебно-позна-
вательный
интерес к
изучаемому ма-
териалу;
установка на
здоровый образ
жизни;
ответственное
отношение к
здоровью
С. 100 ответить на вопросы
10.02
43
Проверочная работа по теме «Человек и его здоровье».
ОБЖ: Здоровый образ жизни. Витамины.
16.02
Раздел II. Страницы истории Отечества
44
Наши
предки
восточ-
ные
славяне
С. 5 -10
Пр.р. работа с исторической картой
Познакомить
младших
школьников с
культурой и бытом восточных
славян
Восточные
славяне,
племя, род
Объяснять необхо-
димость изучения
традиций, особен-
ностей быта, труда
людей в разные
исторические вре-
мена. Извлекать из учебника и дополнительных
источников знаний
необходимую ин-
формацию об образе жизни и различных
событиях в жизни
восточных славян;
обсуждать получен-
ные сведения.
Комментировать
портреты, жанровые
картины российских
художников, изо-
бражающие быт,
эпизоды труда, тра-
диций восточных
славян
Регулятивные:
в сотрудничестве с
учителем ставить но-
вые учебные задачи.
Познавательные:
осуществлять поиск и
фиксировать необхо-
димую для выполне-
ния учебных заданий
информацию.
Коммуникативные:
участвовать в различ-
ных формах сотруд-
ничества при реше-
нии учебных задач
Широкая мо-
тивационная
основа учебной
деятельности,
включающая
социальные,
учебно-познава-
тельные и внешние мотивы;
учебно-позна-
вательный ин-
терес к новому
учебному мате-
риалу;
основы граж-
данской иден-
тичности, своей этнической
принадлежно-
сти в форме осознания «я» как представи-теля народа, гражданина России,
чувства сопри-
частности и гордости за свою Родину, народ и
историю
с.5-10 пересказать
17.02
45
Русь при
первых
князьях
С.10-14
Пр.р. работа с исторической картой
Дать школь-
никам общие
представления
о Древнерус-
ском государ-
стве, о первых
правителях
объединенного Древнерус-ского
государства
Князь,
дружина, Киевская Русь
Извлекать из учебника и дополнительных
источников необхо-
димую информацию
о том, какой была
Русь при первых
князьях. Комменти-
ровать археологиче-
ские находки, отно-
сящиеся к данному
периоду; портреты,
жанровые картины
российских худож-
ников, изображаю-
щие быт, эпизоды
труда, традиций лю-
дей. Пересказывать
основные события из жизни исторических
деятелей изучаемого
периода: князья Владимир, Олег, Ярослав Мудрый.
Знать название пер-
вого свода законов
Регулятивные:
в сотрудничестве с
учителем ставить но-
вые учебные задачи.
Познавательные:
осуществлять поиск и
фиксировать необхо-
димую для выполне-
ния учебных заданий
информацию.
Коммуникативные:
участвовать в различ-
ных формах сотруд-
ничества при реше-
нии учебных задач
Широкая мо-
тивационная
основа учебной
деятельности,
включающая
социальные,
учебно-
познавательные и внешние мотивы;
учебно-позна-
вательный ин-
терес к новому
материалу;
основы граж-
данской иден-
тичности, своей
этнической
принадлежности в форме осознания «я»
как представи-
теля народа,
гражданина
России, чувства сопричаст-ности и гордости за
свою Родину,
народ и историю
с.10-14 ответить на вопросы
24.02
46
Нашествие
монголов
С. 14-17
Пр.р. работа с исторической картой, лентой времени
Исследование: Почему Батыю удалось завоевать Русь.
Охарактери-
зовать один из
наиболее тяжелых периодов в
истории нашего
государства
монголо-татарское иго
Монголо-
татарское
нашествие, удел, дань,
Золотая
Орда
Иметь представ-
ление о событиях,
происходивших
в период, пред-
шествовавший на-
шествию монголо-
татар (распад
государства на от-
дельные княжества,
ослабление военной
мощи). Пересказы-
вать текст учебника
о жизни русского
народа в период
монголо-татарского
ига. Высказывать
предположение, по-
чему именно в этот
период Батыю уда-
лось завоевать Русь
Регулятивные:
в сотрудничестве с
учителем ставить но-
вые учебные задачи.
Познавательные:
осуществлять поиск и
фиксировать необхо-
димую для выполне-
ния учебных заданий
информацию.
Коммуникативные:
участвовать в различ-
ных формах сотруд-
ничества при реше-
нии учебных задач
Основы граж-
данской иден-
тичности, своей
этнической
принадлежно-
сти; чувства со-
причастности и
гордости за свою Родину, народ и
историю.
Ориентация в
нравственном
содержании
и смысле по-
ступков людей,
в частности на
примере био-
графий различ
ных историче-
ских деятелей
с.14-17 пересказать
01.03
47
Куликов-ская
Битва
Региональный компонент
Роль Белозерского края в Куликовской битве
С. 18-24
Пр.р. работа с исторической картой
Познакомить
школьников
с событиями,
предшество-
вавшими Куликовской битве, с описанием
самой битвы и
ее значением в
истории госу-
дарства, с ролью Белозерского края в Куликовской битве
Кремль,
Куликов-
ская битва
(«Мамаево
побоище»),
Дмитрий
Донской
Описывать с опорой
на текст учебника
и дополнительную
информацию Мо-
сковское княжество
при Дмитрии Дон-
ском. Рассказывать
об исторических
личностях данного
периода. Описывать
поединок Пересвета
с Челубеем, исполь-
зуя репродукцию
картины художника
М.И.Авилова. Объ-
яснять значение вы-
ражения «Мамаево
побоище»
Регулятивные:
принимать и сохра-
нять учебную задачу.
Познавательные:
осуществлять поиск
информации, не-
обходимой для вы-
полнения учебных
заданий; записывать
информацию о наи-
более важных исто-
рических событиях и
фактах, исторических
деятелях.
Коммуникативные:
работать индивиду-
ально и в группах
ИКТ: работа с информацией, клавиатурный набор текста, редактирование текста.
Учебно-позна-
вательный ин-
терес к новому
учебному мате-
риалу; основы гражданской идентичности, своей этнической
принадлежно-
сти; чувства со-
причастности и
гордости за свою Родину, народ и
историю.
Ориентация в
нравственном
содержании
и смысле по-
ступков людей,
в частности на
примере био-
графий истори-
ческих деятелей
с.18-24 подготовить рассказ о Куликовской битве
02.03
48
Объеди-
нение
русских
земель
вокруг
Москвы
С. 24-26
Пр.р. работа с исторической картой
Познакомить
школьников с
одним из решающих событий
в истории на-
шего государ-
ства объединением русских
земель вокруг
Москвы
Стояние на
реке Угре
Называть причины, позволившие
именно Москве
взять на себя роль
«собирания русских
земель». Пересказы-
вать текст учебника
о роли князя Ивана
Калиты, Ивана
Третьего и Василия
Третьего в процессе
объединения. Опи-
сывать происходив-
шие в этот период
события (например,
строительство нового Кремля из красного кирпича). Описывать
события, связанные
с избавлением Руси
от ордынского ига
(«Стояние на реке
Угре»)
Регулятивные:
принимать и сохра-
нять учебную задачу.
Познавательные:
осуществлять поиск
информации, не-
обходимой для вы-
полнения учебных
заданий; записывать
информацию о наи-
более важных исто-
рических событиях и
фактах, исторических
деятелях.
Коммуникативные:
работать индивиду-
ально и в группах
Учебно-позна-
вательный ин-
терес к новому
учебному мате-
риалу; основы гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности; чувства со-
причастности и
гордости за свою Родину, народ и
историю.
Ориентация в
нравственном
содержании
и смысле по-
ступков людей,
в частности на
примере био-
графий различ
ных историче-
ских деятелей
с.24-26 пересказать
09.03
49
Россия
при
Иване
Грозном
С. 26-31
Пр.р. работа с исторической картой
Исследование: Значение опричнины в истории России.
Познакомить
школьников с
Россией в пе-
риод правления
Ивана Грозного
Царство,
Земский собор, Судеб
ник, Иван
Грозный,
опричнина
Объяснять, с какого
периода Великое
Московское кня-
жество стало назы-
ваться Русским цар-
ством. Описывать основные события
в жизни государства
в период правления
Ивана IV. Находить
в тексте описание
его характера; объ-
яснять, за что в на-
роде он был прозван
Грозным
Регулятивные:
принимать и сохра
нять учебную задачу.
Познавательные:
осуществлять поиск
информации, необходимой для вы-
полнения учебных
заданий; записывать
информацию о наи-
более важных исто-
рических событиях и
фактах, исторических
деятелях.
Коммуникативные:
работать индивиду-
ально и в группах
Учебно-позна-
вательный
интерес к новому
учебному мате-
риалу; основы гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности; чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, народ и историю.
Ориентация в
нравственном
содержании
и смысле по-
ступков людей,
в частности на
примере био-
графий истори-
ческих деятелей
с.26-31 подготовить рассказ о правлении Ивана Грозного
15.03
50
Смутное
время
С. 31-36
Пр.р. работа с исторической картой, лентой времени
Познакомить
школьников
с основными
событиями
периода прав-
ления Бориса
Годунова
Смута, самозва-нец, царевич Лже-дмитрий,
ополчение, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский
Пересказывать текст учебника, указывая правильную по-
следовательность
исторических со-
бытий в период правления Бориса Годунова. Описывать
исторические со-
бытия, связанные с
именами К. Минина
и Дм. Пожарского.
Знать, какой государственный праздник
связан с именами
этих исторических
деятелей. Использо-
вать дополнительные
источники инфор-
мации для подготовки устного или письменного сообщения об истории Дня на-
родного единства
(4 ноября)
Регулятивные:
в сотрудничестве с
учителем ставить но-
вые учебные задачи.
Познавательные:
осуществлять поиск и
фиксировать необхо-
димую для выполне-
ния учебных заданий
информацию.
Коммуникативные:
участвовать в различ-
ных формах сотруд-
ничества при реше-
нии учебных задач
ИКТ: работа с информацией, навыки работы с интернет-ресурсами.
Учебно-позна-
вательный ин-
терес к новому
учебному мате-
риалу; основы гражданской идентичности.
Ориентация в
нравственном
содержании
и смысле по-
ступков людей,
в частности на
примере био-
графий различ-
ных историче-
ских деятелей
с.31-36 пересказать
16.03
51
Царь
Петр
первый
император России
С. 36-42
Виртуальная экскурсия по историческим местам Санкт-Петербурга.
Охарактери-
зовать эпоху
правления Пе-
тра Великого,
первого импе-
ратора России
Империя,
император, Петр
Первый
(Великий),
реформа,
основание
Санкт-
Петербур-га, «окно в Европу»
Пересказывать сво-
ими словами текст
учебника и обсуж-
дать описанные в
нем факты и со-
бытия, связанные
с эпохой Петра I.
Объяснять значе-
ние понятий «импе-
рия», «император».
Объяснять, почему
Петр решил постро-
ить новую столицу.
Объяснять, почему
Петр назвал Санкт-
Петербург «окном в
Европу»
Регулятивные:
в сотрудничестве с
учителем ставить но-
вые учебные задачи.
Познавательные:
осуществлять поиск и
фиксировать необхо-
димую для выполне-
ния учебных заданий
информацию.
Коммуникативные:
участвовать в различ-
ных формах сотруд-
ничества при реше-
нии учебных задач ИКТ: навыки работы с интернет-ресурсами, работа с информацией
Основы граж-
данской иден-
тичности, чув-
ства сопричаст-
ности и гордо-
сти за свою Ро-
дину, народ и
историю.
Ориентация в
нравственном
содержании
и смысле по-
ступков людей,
в частности на
примере био-
графий различ-
ных историче-
ских деятелей
с.36-42 подготовить рассказ о Петре Первом.
29.03
52
Россия при
Екатерине
Второй
С. 42-45
Пр.р. работа с исторической картой.
Познакомить
школьников с
периодом правления Екатерины Второй
Екатерина Вторая, приви-
легии, кре-
постное право, крепост-ные крестьяне, Государ-
ственный
Эрмитаж
Назвать наиболее
важные события и
факты эпохи прав-
ления императрицы
Екатерины Второй.
Объяснять, почему
этот период был на-
зван «золотым веком» дворянства. Рассказывать о жизни крепостных крестьян в этот же исторический
период. Высказывать
предположение, по-
чему именно в этот
период вспыхнуло
народное восстание,
возглавленное Еме-
льяном Пугачевым
Регулятивные:
в сотрудничестве с
учителем ставить но-
вые учебные задачи.
Познавательные:
осуществлять поиск и
фиксировать необхо-
димую для выполне-
ния учебных заданий
информацию.
Коммуникативные:
участвовать в различ-
ных формах сотруд-
ничества при реше-
нии учебных задач
Учебно-позна-
вательный ин-
терес к новому
материалу;
чувства сопри-
частности и гордости за свою Родину, народ и
историю.
Ориентация
в нравственном
содержании
и смысле по-
ступков людей,
в частности на
примере био-
графий различ-
ных историче-
ских деятелей
с.42-45 подготовить рассказ о Екатерине Второй.
30.03
53
Экскурсия «Весенние изменения в природе»
ОБЖ: правила дорожного движения
Подготовить рассказ о весенних изменениях в нашем крае
05.04
54
Великие
полковод
цы
России
С. 45-49
Пр.р. работа с исторической картой, лентой времени
Познакомить
школьников с
выдающимися
полководцами
России: А.В. Суворовым,
Ф.Ф.Ушаковым
Полково-дец,
генералис-
симус, адмирал, А.В. Су-
воров,
Ф.Ф. Уша-
ков
Пересказывать
текст, комментиро-
вать наиболее важ-
ные и интересные
факты биографии
военачальников.
Используя допол-
нительные источ-
ники информации,
готовить устные и/
или письменные
сообщения о био-
графии одного из
военачальников
Регулятивные:
в сотрудничестве с
учителем ставить но-
вые учебные задачи.
Познавательные:
осуществлять поиск и
фиксировать необхо-
димую для выполне-
ния учебных заданий
информацию.
Коммуникативные:
участвовать в различ-
ных формах сотруд-
ничества при реше-
нии учебных задач
ИКТ: навыки работы с интернет-ресурсами, работа с информацией
Учебно-позна-
вательный ин-
терес к новому
учебному мате-
риалу;
основы граж-
данской иден-
тичности, своей
этнической
принадлежно-
сти; чувства со-
причастности и
гордости за свою Родину, народ и историю
с.45-49 читать, ответить на вопросы
06.04
55
Михаил
Васильевич
Ломоносов
Региональный компонент
Знакомство с великими людьми Вологодской области
С. 50-52
Познакомить
школьников
с выдающим-
ся русским
деятелем
науки и куль-
туры XVIII в.
М.В. Ломоно-
совым
М.В. Ломо
носов, уни-
верситет
Пересказывать био-
графию М.В. Ломо-
носова, приводить
примеры, подтверж-
дающие широту его
эрудиции, научных
интересов, сделан-
ных им открытий.
Объяснять, почему Московский го-
сударственный уни-
верситет носит его
имя
Регулятивные:
в сотрудничестве с
учителем ставить но-
вые учебные задачи.
Познавательные:
осуществлять поиск и
фиксировать необхо-
димую для выполне-
ния учебных заданий
информацию.
Коммуникативные:
участвовать в различ-
ных формах сотруд-
ничества при реше-
нии учебных задач
ИКТ: навыки работы с интернет-ресурсами, работа с информацией, клавиатурный набор текста, редактирование текста.
Учебно-позна-
вательный ин-
терес к новому
учебному мате-
риалу;
основы граж-
данской иден-
тичности, своей
этнической
принадлежно-
сти; чувства со-
причастности и
гордости за свою Родину, народ и историю
с.50-52 подготовить рассказ о Ломоносове
12.04
56
Отечественная
война
1812 г.
С. 53-57
Пр.р. работа с исторической картой, лентой времени
Дать школь-
никам пред-
ставление о
причинах, ходе
Отечественной
войны 1812 г., о том, почему эта война была названа народной
Отечест-венная война,
Загранич-ный поход, храм
Христа Спасителя
Рассказывать о том,
с кем воевала Россия
в войне 1812 г. Объ-
яснять, почему эта
война была названа
Отечественной. Приводить примеры отражения темы войны 1812 г. в литературе и изобразительном искусстве. Рассказывать
об истории создания и последующих событиях,
связанных с разрушением и восстановлением храма Христа
Спасителя в Москве
Регулятивные:
в сотрудничестве с
учителем ставить но-
вые учебные задачи.
Познавательные:
осуществлять поиск и
фиксировать необхо-
димую для выполне-
ния учебных заданий
информацию.
Коммуникативные:
участвовать в различ-ных формах сотруд-
ничества при реше-
нии учебных задач
ИКТ: работа с информацией, навыки работы с тренажёрами
Учебно-позна-
вательный ин-
терес к новому
учебному мате-
риалу; основы гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности; чувства со-
причастности и гордости за
свою Родину,
народ и исто-
рию
с.53-57 пересказать, с. 57 зад.(по желанию
13.04
57
Россия
во второй половине XIX века.
С. 58-61
Охарактеризо-
вать следующий
период российской истории
вторая половина
XIX в., позна-
комить школь-
ников с важ-
нейшими событиями и историческими деятелями этого периода
Великие
реформы,
отмена
крепостного права,
всеобщая
воинская
повин-ность,
Политех-
нический и
Историче- ский музеи
Рассказывать о важ-
нейших событиях в
истории Отечества
во второй половине
XIX в.: подписание
императором Алек-
сандром Вторым
указа об отмене кре-
постного права; вве-
дение всеобщей во-
инской повинности;
судебная реформа
и реформа образо-
вания
Регулятивные:
в сотрудничестве с
учителем ставить но-
вые учебные задачи.
Познавательные:
осуществлять поиск и
фиксировать необхо-
димую для выполне-
ния учебных заданий
информацию.
Коммуникативные:
участвовать в различ-
ных формах сотруд-
ничества при реше-
нии учебных задач
ИКТ: работа с информацией
Учебно-позна-
вательный ин-
терес к новому
учебному мате-
риалу; основы гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности; чувства со-
причастности и
гордости за свою Родину, народ и историю
с.58-61 пересказать
19.04
58
Россия
в начале
XX века.
С. 62-66
Пр.р. работа с исторической картой, лентой времени
Познакомить
школьников с
важнейшими
событиями на-
чала XX в.
Револю-ция,
советская
власть,
Граждан-ская
война
Рассказывать о си-
туации в стране пе-
ред началом Первой
мировой войны; об
отречении Николая
Второго от престо-
ла; об Октябрьской
революции и созда-
нии нового рабоче-
крестьянского
правительства. Объ-
яснять, какая война
называется гражданской
Регулятивные:
в сотрудничестве с
учителем ставить но-
вые учебные задачи.
Познавательные:
осуществлять поиск и
фиксировать необхо-
димую для выполне-
ния учебных заданий
информацию.
Коммуникативные:
участвовать в различ-
ных формах сотруд-
ничества при реше-
нии учебных задач
ИКТ: работа с информацией.
Устойчивый
интерес к ново-
му учебному
материалу;
основы граж-
данской иден-
тичности;
чувства сопри-
частности и гордости за свою Родину, народ и
историю
с.62-66 ответить на вопросы
20.04
59
Страна
Советов
С. 66-70
Пр.р. работа с политической картой СССР.
Дать школьни-
кам представле-
ние о развитии
молодого Со-
ветского госу-
дарства, о соз-
дании СССР
Союз Совет-
ских Социалис-тических
Республик
(СССР), Советы рабочих
и крестьян,
колхоз
Используя текст и
иллюстрации учеб-
ника, составлять
связный рассказ о
наиболее важных
событиях в истории
СССР (от момента
создания до начала
Великой Отече-
ственной войны).
Знать имя руково-
дителя страны этого
периода
И.В. Сталина. Объ-
яснять, что такое
«колхоз», кого называли «врагами
народа»
Регулятивные:
в сотрудничестве с
учителем ставить но-
вые учебные задачи.
Познавательные:
осуществлять поиск и
выборочно фиксиро-
вать необходимую для
решения учебных за-
дач информацию.
Коммуникативные:
работать в парах и
группах
Основы граж-
данской иден-
тичности,
чувства сопри-
частности и гордости за свою Родину, народ и
историю.
Ориентация в
нравственном
содержании
и смысле по-
ступков людей,
в частности на
примере био-
графий различ-
ных историче-
ских деятелей
с.66-70 пересказать
26.04
60
Великая
Отече-
ственная
война.
Брестская
крепость.
Ленинград в кольце
Блокады.
Проверочная работа в рамках промежуточной аттестации.
С. 71- 73
Познакомить
школьников с
трудным эта-
пом в жизни
страны периодом Великой
Отечественной войны 19411945 гг.
Брестская кре-
пость.
Познакомить
школьников
с событиями,
связанными с
блокадой Ле-
нинграда и прорывом блокадного кольца
Великая
Отечественная война,
немецко-
фашист-ские
захватчи-ки;
защита
Брестской
крепости,
военная
блокада,
блокадный
Ленинград
Используя текст
учебника, иллюстрации, рабочую тетрадь, рассказывать о нападении немецко-
фашистских захват-
чиков на нашу стра-
ну. Использовать дополнительные ис-
точники, домаш-
ний архив, рассказы
старших членов се-
мьи и знакомых для
подготовки устного
и/или письменного
сообщения о начале
Великой Отече-
ственной войны.
Объяснять, что та-
кое «военная блока-
да». Составлять уст-
ное или письменное
сообщение о жизни
в блокадном городе
Регулятивные:
в сотрудничестве с
учителем ставить но-
вые учебные задачи.
Познавательные:
осуществлять поиск и
фиксировать необхо-
димую для выполне-
ния учебных заданий
информацию.
Коммуникативные:
участвовать в различ-
ных формах сотруд-
ничества при реше-
нии учебных задач
ИКТ: навыки работы с интернет-ресурсами
Чувства сопри-
частности и гордости за свою Родину, народ и
историю.
Ориентация
в нравствен-
ном содержа-
нии и смысле
поступков лю-
дей, в частно-
сти, на примере
биографий раз-
личных истори-
ческих деятелей
и рядовых со-
ветских граж-
дан. Эмпатия
как понимание
чувств других
людей и сопе-
реживание им
с.71-73 пересказать
27.04
61
62
Великая Отечественная война.
Битва
под Москвой,
Сталин-
градское
сражение.
Великая Отечественная война.
Битва на
Курской
дуге
С. 73- 75
С. 76-77
Пр.р. работа с исторической картой.
Пр.р. работа с исторической картой.
Познакомить
школьников
с событиями,
связанными с
тремя важней-
шими сраже-
ниями Великой
Отечественной войны: битвой под Москвой,
Сталинград-
ским сражени-
ем и Курской
битвой (битвой
на Курской
дуге)
Битва под
Москвой,
генерал Г.К.
Жуков; Сталинградское
сражение, «дом лейтенанта Павлова», Мамаев курган,
коренной
перелом в ходе войны;
Курская битва, танковое
Сражение у деревни
Прохоровки
Рассказывать о трех
величайших сраже-
ниях Великой Оте-
чественной войны.
Знать имя и звание
командующего вой-
сками, защищавшими
столицу (Г.К. Жуков, ставший впоследствии Маршалом
СССР).
Используя текст
учебника и допол-
нительные источ-
ники информации,
рассказывать о
самоотверженности
и героизме участни-
ков сражений
Регулятивные:
в сотрудничестве с
учителем ставить но-
вые учебные задачи.
Познавательные:
осуществлять поиск и
фиксировать необхо-
димую для выполне-
ния учебных заданий
информацию.
Коммуникативные:
участвовать в различ-
ных формах сотруд-
ничества при реше-
нии учебных задач
ИКТ: навыки работы с интернет-ресурсами, работа с информацией, клавиатурный набор текста, редактирование текста.
Интерес к но-
вому учебному
материалу;
чувства сопри-
частности и гордости за свою Родину, народ и
историю.
Ориентация в
нравственном
содержании
и смысле по-
ступков людей,
в частности на
примере био-
графий различ-
ных историче-
ских деятелей и
рядовых совет-
ских граждан
с.73-75 пересказать
Подготовить сообщение о городе – герое (по выбору)
04.05
10.05
63
«Всё для
фронта,
всё для
победы!»
Победа
над не-
мецко-
фашист-
скими
захват-
чиками
С. 77-82
Дать школьни-
кам представ-
ление о том,
как во время
войны жили
люди в тылу,
как трудились
для того, чтобы
помочь армии
победить врага.
Познакомить
школьников с
завершающим
этапом ВОВ
Тыл, тру-
женики
тыла, ка-
питуляция, 9 Мая День Победы, Парад
Победы
Используя текст
учебника и рабочей
тетради, дополни-
тельные источники
информации, рассказывать о труде мирных жителей в тылу.
Пересказывать текст учебника о завершении Великой Оте-
чественной войны.
Использовать
дополнительные ис-
точники, домашний
архив, рассказы старших
Регулятивные:
в сотрудничестве с
учителем ставить но-
вые учебные задачи.
Познавательные:
осуществлять поиск и
фиксировать необхо-
димую для выполне-
ния учебных заданий
информацию.
Коммуникативные:
участвовать в различ-
ных формах сотруд-
ничества при реше-
нии учебных задач
ИКТ: работа с информацией, клавиатурный набор текста, редактирование текста.
Интерес к но-
вому учебному
материалу;
основы граж-
данской иден-
тичности,
чувства сопри-
частности и гордости за свою Родину, народ и
историю
подготовиться к проекту «Шекснинцы – герои ВОВ».
11.05
64
Защита коллективных проектов «Шекснин-цы - Герои ВОВ»
Региональный компонент
с.77-82 читать
17.05
65
СССР
после
войны
С. 82-86
Дать школь-
никам пред-
ставления о
восстановлении народного
хозяйства после Великой
Отечественной войны, о до-
стижениях со-
ветского народа
в различных областях науки,
культуры
Восста-
новление
народного хозяйства,
реактивный
пассажир-ский самолет
Ту-104, атомная электро-
станция,
атомный
ледокол,
конструк-тор С.П. Королев, искус-
ственный
спутник
Земли, кос-
мический
корабль
«Восток1»,
Образова-ние в СССР
Рассказывать о
том, как Советская
страна восстанав-
ливалась после
разрушительной
войны. Приводить
примеры достиже-
ний нашей страны в
различных областях.
Использовать до-
полнительные ис-
точники, домашний
архив, рассказы
старших членов се-
мьи и знакомых для
подготовки устного
и/или письменного
сообщения о жизни
людей в этот период
Регулятивные:
в сотрудничестве с
учителем ставить но-
вые учебные задачи.
Познавательные:
осуществлять поиск и
фиксировать необхо-
димую для выполне-
ния учебных заданий
информацию.
Коммуникативные:
участвовать в различ-
ных формах сотруд-
ничества при реше-
нии учебных задач
ИКТ: работа с информацией.
Чувства со-
причастности
и гордости за
свою Родину,
народ и историю.
Ориентация в
нравственном
содержании
и смысле по-
ступков людей,
имена которых
вошли в исто-
рию России
с.82-86 читать, с. 86 выполнить задание
18.05
66
Совре-
менная
Россия
С. 86- 89
Системати-
зировать и
расширить знания младших
школьников о
современной
России (от
распада Со-
ветского Союза
до настоящего
времени)
Распад
СССР, демократия,президент,
частная собственность,
рыночная
экономика
Описывать основ-
ные события в исто-
рии нашей страны
после распада СССР. Обменивать-
ся интересными
фактами из жизни
современной Рос-
сии, полученными
из различных ис-
точников, в том
числе из средств
массовой инфор-
мации. Объяснять
значение слова «де-
мократия». Знать
имя первого прези-
дента России
Регулятивные:
в сотрудничестве с
учителем ставить но-
вые учебные задачи.
Познавательные:
осуществлять поиск и
фиксировать необхо-
димую для выполне-
ния учебных заданий
информацию.
Коммуникативные:
участвовать в различ-
ных формах сотруд-
ничества при реше-
нии учебных задач
ИКТ: навыки работы с интернет-ресурсами
Учебно-позна-
вательный ин-
терес к новому
учебному мате-
риалу; основы гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности; чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю
с.86-89 пересказать
24.05
67
Наше
государ-ство
Региональный компонент
Символика Вологодской области и Шекснинского района
С. 89-95
Пр.р. с картой области
Обобщить зна-
ния младших
школьников о
государствен-
ном устрой-
стве России,
государствен-
ных символах и Основном законе РФ
Российская
Федерация,
Консти-
туция РФ,
государ-
ственные
символы РФ (флаг, герб,
гимн)
Показывать терри-
торию РФ на глобу-
се и карте, ее госу-
дарственные грани-
цы. Узнавать госу-
дарственные симво-
лы РФ: герб, флаг,
гимн. Объяснять
символику цветов Государственного флага РФ; символический смысл изображений Государственного герба РФ.
Декламировать
текст гимна, ис-
полнять его с музы-
кальным сопрово-
ждением
Регулятивные:
в сотрудничестве с
учителем ставить но-
вые учебные задачи.
Познавательные:
осуществлять поиск и
фиксировать необхо-
димую для выполне-
ния учебных заданий
информацию.
Коммуникативные:
участвовать в различ-
ных формах сотруд-
ничества при реше-
нии учебных задач
Учебно-позна-
вательный ин-
терес к новому
учебному мате-
риалу;
основы граж-
данской иден-
тичности, своей
этнической
принадлеж-
ности; чувства
сопричастно-сти и гордости за свою Родину,
народ и исто-
рию
с.89-95 ответить на вопросы
25.05
68
Проверочная работа по теме «Страницы истории Отечества»
С. 96
31.05