5класс Урок-путешествие по сказочному королевству Лингвинии (5 класс, украинский язык обучения)

Урок-путешествие по сказочному королевству Лингвинии
(5 класс, украинский язык обучения)

Тема урока: повторение и систематизация изученного по фонетике и графике в игровой форме. Развитие речи, культура речи. «Все создается трудом».
Цель урока: повторить и систематизировать знания о том, что изучают фонетика и орфоэпия, графика и орфография, сведения о группах звуков, знаках письма, алфавит, соотношение звуков и букв; совершенствовать умения и навыки по разделу; развивать познавательные интересы школьников, умения работать самостоятельно и сотрудничать в группах, решая учебные задачи; воспитывать уважение к людям разных профессий.
Оборудование: карта с изображением старинных княжеств Лингвистики: Фонетики, Орфоэпии, Графики, Орфографии; криптограмма «Профессии создателей книги»; учебные тексты.

Ход урока

I. Ознакомление с целями и задачами урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель. Сегодня у нас с вами не обычный урок, а урок-путешествие. Мы не смогли поместиться на один корабль, поэтому будем плыть на трех суднах по сказочной реке Чернильной. На одном из кораблей в старом сундуке мы нашли карту, но никак не можем ее прочитать. Куда плыть, не знаем. И вдруг о борт одного из наших кораблей постучал какой-то предмет. Это была бутылка путешественников, которые сбились с пути и потерпели крушение. В ней – письмо.
Ученик. «Мои юные путешественники! Это обращаюсь к вам я, Христофор Колумб. Наше судно сбилось в тумане незнания в районе материка «Фонетика. Графика». Пишу это послание с одной целью: ребята, войдите в территориальные воды этого неизвестного мне материка, узнайте о нем все, что можно узнать, и запомните то, что вы узнаете. Эти сведения помогут вам избежать многих ошибок в изучении такого предмета, как русский язык. Я надеюсь на вашу настойчивость, терпение и трудолюбие. Это все вам понадобится в будущем.»
Христофор Колумб.

Учитель. Значит, наша задача – отыскать этот материк. Этот урок – игра. Но игра лингвистическая.
– Что такое лингвистика, или языкознание? (это наука о языке)
Следовательно, наша игра интеллектуальная, в ходе ее потребуются не только знания и умения, но и ваша сообразительность и эрудиция.
Урок начнем со знакомства с членами экипажа (названия кораблей, эмблемы, девиз, обязанности членов экипажа: капитана, помощника капитана, штурмана, механика, боцмана, матросов, водолаза, судового доктора).
«Бригантина»
Нету скуки, нету тины
На борту у Бригантины.
«Всезнайка»
Наше судно – не бревно.
В море знания оно
Покоряет все глубины
И всплывает на вершины.
«Алые паруса»
В любой стихии через тьму
Я путь к знаниям проложу.

II. Работа по теме урока.
1. Воспроизведение сведений по фонетике.
Учитель. Итак, путешествие начинается Мы прибываем в самое первое старинное княжество. Оно образовалось тогда, когда люди научились произносить первые звуки. Это княжество Фонетики. Глухой лес. Звонкая поляна, на которой стоит воздушный дворец княжны. Посмотрите на портрет самой Фонетики. Вот она в своем легком платье, на котором – все звуки речи.
– Что такое фонетика?
– Сколько гласных звуков в русском языке?
– Почему они называются гласными и согласными?
Экипаж одного корабля получает от княжны задание:
– прочитайте текст и скажите, в чем состояла ошибка Незнайкина. Что, по-вашему, сделал Знайкин, чтобы исправить положение.
«Звуки ты слышишь, а буквы пишешь. Во многих случаях между ними есть полное соответствие.
Но вот какая история случилась однажды. Устраивал Незнайкин собрание звуков и поставил 33 стула, обозначив каждый буквой. Какая началась неразбериха, когда пришли звуки! 15 мягких согласных не нашли себе места, стулья с буквами Ь и Ъ никто не занимал, а неразлучные друзья со дня рождения звуки [иа], [иу], [ио], [иэ] не знали, то ли им садиться вместе на стулья Я, Ю, Ё, Е, то ли расстаться и сесть на разные стулья. Поправил дело пришедший Знайкин»
(В. Бурмако)

Употребление звуков в изобразительных целях – звукопись (работа со 2 и 3 группами).

Учитель. Звуковая сторона речи очень важна для ее выразительности. Запишите отрывок из «Сказки о царе Салтане».
«Ты волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна!
Плешешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точешь!»
– Давайте прочитаем и прислушаемся к тому, как мастерски пользуется А.С. Пушкин звукописью.
– Какие звуки часто повторяются в строках о ласковой волне? Охарактеризуйте эти звуки.
– Какими буквами обозначены звуки, помогающие создать определенный образ? Подчеркните эти буквы.
– Назовите слова, которые состоят только из твердых согласных (волна, ты, куда).
– Укажите слоги в слове «морские».

Физкульт-пауза (после отчета о работе 1-ой группы).
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер выше, выше, выше,
Мы все ниже, ниже, ниже.

2. Повторение и систематизация знаний об орфоэпии, совершенствование приобретенных умений и навыков.
Учитель. И снова в путь. По Чернильной реке во владение волшебницы Орфоэпии. Княжна следит, чтобы слова произносились правильно, потому что «орф» – в переводе с греческого – «правильно», а «эпос» – «речь».
– Что такое орфоэпия? Что изучается в этом разделе? Запишите в тетради определение.
Гласные боятся княжны с волшебными чарами, потому что она ударяет по гласному, и тот становится ударным.
Поставьте ударение (первая группа записывает русские слова, вторая группа – украинские слова): алфавит, астроном, верба, звонит, крапива, договор, глубоко, маляр, цыган, атлас, щавель.
Третья группа работает над стихотворением Ф. Кривина «Ошибка в ударении»:
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением.
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно ставить под удар.
Возил не шОфер, шофЕр,
Не фАрфор, а фарфОр;
Был оглашен не прИговор –
Судебный приговОр.
Строгал не стОляр, а столЯр,
Но дОску, не доскУ.
И слушал в одиночестве
Не тОску, а тоскУ.
– Прочитайте выразительно стихотворение.
– Выпишите слова, называющие человека по профессии (шофер, судья, столяр, бойщик фарфорового завода). Что вы знаете о каждой профессии?
– Где отражено правильное произношение слов? (в орфоэпическом словаре)

3. Повторение и обобщение сведений по графике.
Учитель. Наши корабли приближаются к владениям принцессы Графики. Графика не умеет говорить, а только пишет, поэтому и замок ее похож на большой карандаш. Внутри карандаша – графит. «Графо» в переводе с греческого – «пишу». Буквы мы пишем, поэтому карандаш (графит) – символ графики.
Мы высаживается на берег столицы княжества – город Букворинск. И вскоре понимаем: попадешь туда не сразу, он надежно охраняется. У ворот стражники – Ер Твердович Приставкин (Ъ) и пограничник – собачка Ерька (Ь). Оказывается, здесь существует обычай: чтобы попасть за ворота, нужно написать без ошибок словарный диктант.
Итак, в приведенные ниже слова вставьте разделительные Ъ и Ь знак, объясните их правописание: в..езд, сем..я, об..явление, друз..я, Тат..яна, об..яснение, вороб..и, лист..я, с..едобный, колос..я, необ..ятный, сер..езный, бар..ер, руж..е, журч..ние.
– Какое четверостишье помогло вам не ошибиться в написании Ъ?
Всегда после приставки
Меня вы твердо ставьте,
А сзади так: Е, Я, Ю, Ё –
Такое правило мое.
Учитель. Мы успешно справились с заданиями, и нас пропустили в город. Здесь живут буквы. Они торопятся. Нетрудно заметить, что одних букв больше, других меньше. Очень много катится букв О. За ними бегут Е. Стройными колоннами маршируют И, А. Спешат Т, Н, С, Р, Л, К, М. Спокойно идут Б, Г, Ж, Х, Ю. Медленно прохаживаются Ц, Щ, Э. Только буква Ф сидит на скамейке и сладко зевает. Почему она одинока? Оказывается, в ней редко нуждаются: где О напечатана 90 раз, там Ф – только 2 раза, т.е. в 45 раз меньше. Но Ф – буква-переводчица. Без нее нельзя обойтись, когда мы пишем слова иностранного происхождения: фабрика, фамилия, кофе, фонарь, лифт.
Работа по таблице. «Частота употребления букв русского алфавита (на 1000 знаков)».
А – 62 раза
Б – 14
В – 38
Г – 13
Д – 35
Е, Ё – 72
Ж – 17

З – 17
И – 62
Й – 10
К – 28
Л – 35
М – 26
Н – 53

О – 90
П – 23
Р – 40
С – 45
Т – 53
У – 21
Ф – 2

Х – 9
Ц – 4
Ч – 12
Ш – 6
Щ – 3
Ь, Ъ – 14
Ы – 20

Э – 3
Ю – 6
Я – 18





Учитель. Итак, все буквы идут на работу – в типографии начали печатать новую книгу. Задание экипажу корабля «Всезнайка»:
найдите ключ и прочитайте в криптограмме одно название вида искусства, три названия профессий создателей книги (литература, корректор, редактор, наборщик, верстальщик).
т
о
р
р
л

к
о
р
е
и

е
б
щ
д
т

р
а
л
а
е

р
н
к
к
р

о
р
о
т
а

к
а
р
у
т

– Расскажите, что вам известно об этих профессиях из уроков литературы.
– Укажите последовательность участия людей разных специальностей в создании книги (писатель, редактор, наборщик, корректор, верстальщик).
– Сделайте фонетических разбор слова «верстка».
Задания экипажам кораблей «Бригантина» и «Алые паруса»:
– Продолжите предложение: установленная последовательность букв называется (алфавитом).
– Зачем людям необходимо знание алфавита?
– Сколько букв в русском алфавите.
– Расположите в алфавитном порядке указанные слова: штукатур, плотник, сантехник, экскаваторщик, плиточник, кровельщик, бульдозерист.
Задания всем 3 группам (после отчета экипажа корабля «Всезнайка»).
– При наборе текста наборщик допустил ошибки. Исправьте их, т.е. проведите работу корректора.
1-ая группа:
Потрудился от души
Сталевар у речки.
Льется золото в ковши
Из волшебной печки.
2-ая группа:
Там, на бешеном кругу,
Где летают балки,
Сварщик летом и зимой
Сваривает галки.
3-тья группа:
Вьется длинной стружкой змейка
Вдоль токарного станка.
Эта стружка-завитушка
И упряма, и тонка.
Ну и токарь! Молодец!
Сколько выточил колец!
– О каких профессиях человека идет речь в стихах Е. Авдиенко?
– Какой звук обозначается буквой Ж в слове стружка? Почему в сочетании ЧК не пишется Ь?
Учитель. Правит, ребята, тремя княжествами мудрая царица Орфография. В ее дворце (он как раз сейчас перед нами) находится Великая книга Законов страны Лингвинии.
Игра «Хоть я безударная гласная, с ошибкой никак не согласна я» (к доске вызываются представители двух команд; третья команда выполняет роль жюри; каждый ученик должен правильно записать один из паронимов с данной орфограммой, подобрать проверочное слово; остальные пишут в тетрадях. Выигрывает команда, допустившая меньше ошибок).
Расколоть дрова – раскалить добела; разредить посевы – разрядить ружье; палить из пушки – полить цветы; увидеть море – увядать осенью; скрипеть дверью – скрепить листы.

III. Работа над развитием и культурой речи.
1. Чтение текста учителем (текс на столе у каждого ученика).
Все создается трудом
Прежде чем изучать книги о профессиях, важно приучить себя видеть в каждом предмете труд человека.
Ты смотришь на кирпичный дом, мимо которого проходил 100 раз. Но теперь посмотри на него иначе. Каждый кирпичик держала рука человека. И не просто держала, а искусно уложила. Не обязательно просто руки. Вот стоит дом из железобетонных блоков, панелей. Каждая из этих деталей была поднята и опущена, а затем установлена машинистами кранов. А еще раньше работали архитекторы, арматурщики, сварщики, бетонщики, монтажники Во всем, на каждом этапе строительства дома ты видишь кропотливый и добросовестный труд человека.
На трудовых рабочих руках вся жизнь, весь белый свет держится.
Постарайся смотреть на все с вопросом «Кто это сделал?». Попробуй пофантазировать. Перед тобой откроются новые стороны, ориентиры в мире профессий.
(по К. Климову)
2. Словарная работа.
Осуществляется на основе словарика, помещенного после текста.
Арматура – железная основа железобетонных сооружений.
Арматурщик – специалист по сооружению арматуры.
Бетон – строительный материал из смеси цемента с водой, песком и щебнем, твердеющий после укладки.
Бетонщик – специалист по бетонным работам.
Монтаж – сборка, установка.
Монтажник – специалист по сборке.
Архитектор – специалист по сооружению зданий.
3. Практические упражнения.
– Выпишите из текста слова, обозначающие профессии человека. Объясните, чем занимаются люди данных профессий.
– Выпишите из текста слова, соответствующие данным украинским: майстерно, труд людини, клопітна праця, фантазувати, цегляний будинок, дивишся, створюється, подивись, будівництво.
– Восстановите предложение. У вас получится пословица.
На, жизнь, весь, руках, держится, трудовых, свет, рабочих, белый, весь.
4. Определите тему и основную мысль текста.
5. Напишите сочинение-миниатюру по пословице «На трудовых руках весь мир держится» (устно, если позволит время – письменно). Пофантазируйте, «Кто это сделал?».
Возможный вариант сочинения.
Посмотрите на вещи, которые тебя окружают: стол, шкаф, доска, тумбочка. Много труда вложили лесорубы, столяры, плотники, сборщики.
Загляните в свой ранец. Вы увидите в нем книги, тетради, ручку, карандаш и резинку. Им пришлось пройти долгий путь, чтобы попасть в ученический портфель. Они пришли к нам из лесов, из-под земли, где лежит уголь, глина, железная руда. Прошли через огонь, воду, через печи, машины. Такое долгое путешествие заставили пройти вещи лесорубы, шахтеры, химики, железнодорожники, шоферы.
Чтобы ты мог жить, питаться, одеваться, учиться, хлопок для рубашки вырастили хлопковды, сшили одежду швеи, строители построили дом, школу. Вас учат учителя, лечат врачи, возят по дорогам шоферы, водители троллейбусов и трамваев. Фермеры обеспечили продуктами питания.
Учитель. Все создано трудом человека Сегодня и вам, ребята, нужно уже думать, к чему вы приложите свои руки. Чем раньше вы задумаетесь о профессии, тем правильнее сделаете выбор. Помните пословицы: «Золотые руки у того, кто обучился хорошо»; «Любая работа хороша, если к ней лежит душа». Мир профессий велик, изучайте его не торопясь. Читайте книги, встречайтесь с интересными людьми, прислушивайтесь к мнению родителей, идите нм производство.

IV. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Учитель. Вот и закончилось наше путешествие в сказочное королевство – Лингвинию. Вы, конечно, понимаете, что это была игра. Но мы с вами вспомнили и буквы, и звуки, и правили написания слов. Пополнили словарь профессий.
– Понравилось ли вам путешествие? Чем?
– Какие задания вы охотнее выполняли – отвечали на вопросы по теории или решали практические задачи?
В заключение я познакомлю вас с содержанием телеграммы. Королева Лингвинии прислала нам последнее задание – на сообразительность. Попробуйте его выполнить (текст телеграммы записан на большом листе).
Шел по дороге старик, навстречу ему боец.
– Здравствуй, отец, – говорит боец.
А старик ему в ответ:
– Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай – все значения одинаковые, а имя моей внучки с тем же свойством. Вот и разгадай. (Дед, Анна)

V. Домашнее задание.
1. Разыграть диалог «Кем я хочу быть?» (разговор ученика и родителей).
2. Записать слова ёлка, мед, бьёт, ель, дом, её, мел, мышь, его, чувства, хорошо в такой последовательности:
а) те, в которых звуков больше, чем букв;
б) те, в которых букв больше, чем звуков;
в) те, в которых количество звуков и букв одинаково.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15