Технологическая карта по русскому языку на тему Имя прилагательное как самостоятельная часть речи и его роль в тексте
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Янгалычина Наиля Рафаэлевна
Место работы: МБОУ «СОШ №55» г. Астрахани
Предмет: русский язык и литература
Класс: 5
Учебник: Русский язык: 5 класс : учебник для общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 2 [А.Д. Шмелёв, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелёва]; под ред. А.Д. Шмелёва. – М.:Вентана-Граф, 2014.
Тема урока: Имя прилагательное как самостоятельная часть речи и его роль в тексте
Тип урока: Комбинированный
Цель урока: Сформировать представление о прилагательном как части речи и его роли в тексте
Планируемые результаты:
- личностные: Понимать и уважать ценность родного языка; формировать правильное отношение к слову.
- метапредметные: Владеть основами поискового чтения; самостоятельно контролировать свое время и управлять им; дополнять ответы других учащихся
- предметные: Систематизировать признаки имени прилагательного; определять синтаксическую функцию имени прилагательного; распознавать имена прилагательные в тексте
Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: дидактические карточки с заданиями
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
1
2
3
4
5
1
Организационный момент.
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Создает эмоциональный настрой на урок.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на работу.
2
Мотивация учебной деятельности.
Акцентирует внимание на цитату, записанную на доске
Фронтальная работа.
- Дают объяснения.
-Прочитайте цитату французского философа Пьера Буаста: Образование клад, труд ключ к нему. (запись на доске)
Объясните смысл высказывания.
3
Проверка домашнего задания.
Контролирует правильность выполнения заданий, организует устранение пробелов в знаниях учащихся
Проверяют домашнее задание
Правильно выполненное домашнее задание, коррекция ошибок
4
Использование мотивирующего приёма.
Постановка цели.
Направляет учащихся на формулирование темы, которую необходимо изучить.
Выдвигают версии. Определяют, что пропущены имена прилагательные. Вписывают имена прилагательные в тексте.
Формулируют представление о прилагательном как части речи и его роли в тексте
-Прочитайте отрывок из стихотворения. Из какого он стихотворения? Слова какой части речи пропущены? Раздаточный материал: отрывок из «Тихая моя родина» Н. Рубцова)
-Верно. Прочитаем восстановленный вариант. Какова роль имен прилагательных в тексте?
-Попробуем сформулировать тему урока.
5
Актуализация имеющихся знаний.
Создает ситуацию успеха, путем проверки владения материала прошлых уроков
Работают в паре. Сообщают свои знания о части речи.
Встречались вы с именами прилагательными раньше?
Что вы знаете о них?
6
Постановка учебной задачи.
направляет детей по верному пути, целенаправленно задавая вопросы
Выдвигают версии.
-Опираясь на записи, определим цель и задачи урока.
7
Применение знаний при решении практических задач.
Организует работу по карточкам.
Предлагает выполнить работу с текстом. Наблюдает. Консультирует. Проверяет задание.
В карточках выделяют окончания прилагательных, устанавливают связь между прилагательным и существительным
Составляют текст. Записывают в тетрадь. Графически выделяют каким членом предложения является имя прилагательное. Проверяют задание, зачитывая свои тексты.
Работа в парах (по карточкам) Прочитайте предложения. Как вы считаете, какие окончания нужно записать? От чего зависит выбор окончаний
Тёпл.. солнышко согрело воздух и землю. Тал.. вода собирается в небольшие лужи. Пробил себе дорогу говорлив ручеёк.
2) Закрепление умений использования имён прилагательных при составлении предложений; повторение знаний о синтаксической роли имени прилагательного.
(На доску проецируются слова) Составьте текст из данных слов, используя имена прилагательные. Озаглавьте. Запишите в тетрадь. Определите синтаксическую роль имён прилагательных.
День, небо, солнце, ручьи, травка, птицы.
8
Обобщение и систематизация знаний
Организует работу учащихся по применению знаний.
Читают текст. Находят прилагательные, графически выделяют окончания, выстраивая логическую цепь рассуждений, доказывают правильность выбора.
Раскрывают тему урока в форме устного рассказа (описания) о птице. На основе проведенного эксперимента делают вывод о роли имени прилагательного в тексте.
Работа с учебником (упр.234)
Прочитайте текст (отрывок по В.Бианки «Птица»), найдите прилагательные, верно указав окончания.
Представьте, что вы показываете рисунок к тексту младшему брату или сестре. Устно опишите птицу, используя морфологические признаки прилагательного.
Проведите эксперимент: прочитайте текст (по В. Бианки «Птица»), исключив все прилагательные. Что изменилось и сохранилась ли основная мысль автора? Сделайте вывод.
9
Рефлексия деятельности.
Дает оценку
работы
класса
Подводит итоги урока
.
Осуществляют самооценку своей деятельности, соотносят задачи с результатами.
Рисуют, объясняют.
Анализируют слова писателя
-Смогли ли мы решить поставленные задачи?
-Дадим ещё раз определение имени прилагательному.
Попробуйте изобразить имя прилагательное в рисунке.
Закончим урок высказыванием А. Н. Толстого: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задумчивый, как песня над колыбелью».
- Как вы его понимаете?
10
Домашнее задание
Предлагает на выбор два упражнения (574, 575). Объясняет задание.
Записывают выбранное упражнение.
11
Оценивание.
Оценивает учеников словесно и качественно в зависимости от успеха на уроке.
Задают вопросы.
15