Урок «Имя прилагательное как самостоятельная часть речи» 
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык.    Класс __5__
Базовый учебник: Русский язык для 5 кл. общеобразоват. учреждений/_М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А.                
Тростенцова и др. – М.: Просвещение. 2009.
Тема урока: Имя прилагательное как самостоятельная часть речи.
Цель урока: Повторение ранее изученного о морфологических признаках имени прилагательного,
                       его синтаксической роли в предложении.
Задачи урока: 
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными в 4 классе;
                               обобщить материал как систему знаний;
развивающие:       развивать интерес к предмету, к творчеству поэта-вологжанина Н. М. Рубцова;
                                развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; 
	       развивать речь, умение классифицировать и обобщать изучаемые факты;
	       развивать коммуникативные навыки ;
                               развивать познавательный интерес;
воспитательные:  воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе; 
	 формировать правильное отношение к слову.
Тип урока: Урок повторения знаний. 
          Необходимое оборудование:  мультимедийная презентация, портрет Н. М. Рубцова. дидактические карточки с 
                                                               заданиями.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1
2
3
4
5
1
Организационный момент.
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Создает эмоциональный настрой на урок.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Коммуникативные:                          планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные:                               самоопределения.
2
Мотивация учебной деятельности.
-Прочитайте цитату французского философа Пьера Буаста: Образование  клад, труд  ключ к нему. (слайд №1) 
Объясните смысл высказывания. 
Фронтальная работа.
 - Дают объяснения.
Регулятивные:                                            волевая саморегуляция.      Познавательные:
общеучебные- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. 
3
Проверка домашнего задания.
-Я уверена, что и сегодня на уроке вы добросовестно потрудитесь, добывая знания.
-Класс был поделён на 2 группы, каждой из которой предложено своё домашнее задание. Проверим его.      1)Работа на карточках на правило О-Е после
По одному из группы работают у доски, выделяют орфограммы.
В это время с остальными проводится игра «Найди ошибку» (если согласны с утверждением, то встают).
После   члены группы дополняют выступающих у доски.
Регулятивные:                                            волевая саморегуляция, коррекции. Познавательные:
общеучебные- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;логические- построение логической цепочки рассуждений.                          Коммуникативные: управление поведением партнёра.
шипящих и ц в окончаниях существительных. 2)Работа на карточках на правило употребление ь на конце существительных после шипящих. 
4
Использование мотивирующего приёма. 
Постановка цели.
-Прочитайте отрывок из стихотворения. Из какого он стихотворения? Слова какой части речи пропущены? (слайд №2-отрывок из «Тихая моя родина» Н. Рубцова)
-Верно. Прочитаем восстановленный вариант. (слайд №3)
-Попробуем сформулировать тему урока.
(слайд №4)
Выдвигают версии. Определяют, что пропущены имена прилагательные.
Формулируют тему урока
Регулятивные:                                             волевая саморегуляция в ситуации затруднения.                                                                   Познавательные:                       общеучебные- поиск и выделение необходимой информации; логические- умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках.           
Коммуникативные:                                  постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение оформлять свои мысли в устной форме.                                           
5
Актуализация имеющихся знаний.
-Как изменился текст?
Встречались мы с именами прилагательными раньше?
Что вы знаете о них? 
( на доску помещаются таблички)
Работают в паре. Сообщают свои знания о части речи.
Познавательные:                                                общеучебные: поиск необходимой информации; логические-анализ объектов с целью выделения признаков.                     
Коммуникативные:                          планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.                                 
6
Постановка учебной задачи.
-Опираясь на записи, определим цель и задачи урока.
(слайд №5)
(учитель направляет детей по верному пути, целенаправленно задавая вопросы)
Выдвигают версии.
Регулятивные:                  целеполагание как постановка учебной задачи.
Познавательные:               общеучебные- поиск и выделение необходимой информации; логические-построение логической цепочки рассуждений.
Коммуникативные:                                  постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение оформлять свои мысли в устной форме.                                           
7
Динамическая пауза
Проводит разминку для глаз.
Один обучающийся проводит физминутку.
Личностные:                                                Ориентация в социальной роли.
8
Применение знаний при решении практических задач.
1)Закрепление умений определять морфологические признаки имени прилагательного.
-Я говорю словосочетание, вы должны определить род, число, падеж прилагательного.
По цепочке выполняют работу у доски, выделяют окончания прилагательных. Дают оценку каждой работе.
Познавательные:                      общеучебные- поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; логические- анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепочки рассуждений.  
(Об интересной лекции, спелому яблоку, позднюю осень, золотая рожь)
Определите род, падеж и число имени существительного. Что скажете об этих же морфологических признаках прилагательного?
-Вновь обратимся к творчеству Н. М. Рубцова. Выпишите словосочетания с именами прилагательными. (Карточки)
- Попробуйте определить род имён существительных: тюль, толь, шампунь, кофе. Прочитайте словосочетания их с прилагательными. Какой вывод сделаете?  (Карточки)
2)Закрепление умений использования имён прилагательных при составлении предложений.
Знакомит с книгой «Пословицы русского народа».
Повторяют, что имена прилагательные согласуются с именами существительными.
Выписывают словосочетания из строф (по вариантам). Работают в паре. Проверяют по образцу.
Выводят правило о роли имени прилагательного.
Коммуникативные:                    планирование учебного сотрудничества- определение функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, контроль, коррекция, оценка действий партнёра, владение монологической речью. 
Регулятивные:                                          контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном, коррекция, саморегуляция, оценка результатов работы.
Личностные: оценивание усваиваемого содержания. 
 -(Упр. 574)
3) Загадки.
Имена прилагательные активно используются и в фольклоре.
*Я горячее храню,  Я холодное храню,  Я и печь, и холодильник  Вам в походе заменю.                                (Термос)
*На нежном склоне
  Черные кони.
  Стоят в ряд,
  С нами говорят. 
                                 (Буквы)
* Гладкое, полосатое,   Мягкое и лохматое.   Всегда ты со мною,   Когда руки мою.                          (Полотенце)
4) Повторение знаний о синтаксической роли имени прилагательного.
Проверяют, зачитывая свои предложения.
Отгадывают загадки, называют прилагательные.
- Разберите предложение по членам на карточке со стихотворением.
Работают в паре, подчеркивают части речи. 
Один обучающийся разбирает предложение у доски.
. 
9
Рефлексия деятельности.
-Смогли ли мы решить поставленные задачи?
-Дадим ещё раз определение имени прилагательному.
Попробуйте изобразить имя прилагательное в рисунке.
Закончим урок высказыванием А. Н. Толстого: « Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задумчивый, как песня над колыбелью».
- Как его понимаете?
Осуществляют самооценку своей деятельности, соотносят задачи с результатами.
Рисуют, объясняют.
Анализируют слова писателя.
Познавательные:                                рефлексия.
Личностные:                           смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Коммуникативные:                          
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений. 
10
Домашнее задание
Предлагаю на выбор два упражнения (574, 575). Объясняю задание.
Записывают выбранное упражнение.
Личностные:                                                          самоопределение.                                               
Регулятивные:                                                                             саморегуляция.                                                             Познавательные:                                   выбор способа действия                                                            
Коммуникативные:                                      постановка вопросов; способы взаимодействия с учителем.
11
Оценивание.
Оценивает  учеников       словесно и качественно в зависимости от успеха на уроке.
Задают вопросы.
Коммуникативные:                               инициативное сотрудничество. 
Список использованной литературы
В мире слов/ Н. М. Шанский.-М., 1985. 
2.   Русский язык для 5 кл. общеобразоват. учреждений/_М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение. 2009. 
3.  Тематическое и поурочное планирование по русскому языку/ Т. В. Раман.-М.: Издательство «Экзамен». 
4.  Уроки русского языка в 5 классе/ Е.И. Никитина– М.: Просвещение, 2003. 
5.  Планы грамматических разборов/ Шклярова Т.В. М.: Грамотей, 2002.
Ў:15т<
Обычный (Web)@Основной текстNПросмотренная гиперссылкаBОсновной текст 2:Основной текст 3nОсновной текст с отступоммарина"E:\Технологическая карта урока.docмарина"E:\Технологическая карта урока.docмарина^C:\Users\Пользователь\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Автокопия Технологическая карта урока.asdмарина"E:\Технологическая карта урока.docмарина^C:\Users\Пользователь\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Автокопия Технологическая карта урока.asdмарина^C:\Users\Пользователь\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Автокопия Технологическая карта урока.asdмарина"E:\Технологическая карта урока.docмарина"E:\Технологическая карта урока.docмарина"E:\Технологическая карта урока.docмарина"E:\Технологическая карта урока.doc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·