Урок «Имя прилагательное как самостоятельная часть речи»
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык. Класс __5__
Базовый учебник: Русский язык для 5 кл. общеобразоват. учреждений/_М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А.
Тростенцова и др. – М.: Просвещение. 2009.
Тема урока: Имя прилагательное как самостоятельная часть речи.
Цель урока: Повторение ранее изученного о морфологических признаках имени прилагательного,
его синтаксической роли в предложении.
Задачи урока:
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными в 4 классе;
обобщить материал как систему знаний;
развивающие: развивать интерес к предмету, к творчеству поэта-вологжанина Н. М. Рубцова;
развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм;
развивать речь, умение классифицировать и обобщать изучаемые факты;
развивать коммуникативные навыки ;
развивать познавательный интерес;
воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе;
формировать правильное отношение к слову.
Тип урока: Урок повторения знаний.
Необходимое оборудование: мультимедийная презентация, портрет Н. М. Рубцова. дидактические карточки с
заданиями.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1
2
3
4
5
1
Организационный момент.
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Создает эмоциональный настрой на урок.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные: самоопределения.
2
Мотивация учебной деятельности.
-Прочитайте цитату французского философа Пьера Буаста: Образование клад, труд ключ к нему. (слайд №1)
Объясните смысл высказывания.
Фронтальная работа.
- Дают объяснения.
Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные:
общеучебные- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
3
Проверка домашнего задания.
-Я уверена, что и сегодня на уроке вы добросовестно потрудитесь, добывая знания.
-Класс был поделён на 2 группы, каждой из которой предложено своё домашнее задание. Проверим его. 1)Работа на карточках на правило О-Е после
По одному из группы работают у доски, выделяют орфограммы.
В это время с остальными проводится игра «Найди ошибку» (если согласны с утверждением, то встают).
После члены группы дополняют выступающих у доски.
Регулятивные: волевая саморегуляция, коррекции. Познавательные:
общеучебные- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;логические- построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: управление поведением партнёра.
шипящих и ц в окончаниях существительных. 2)Работа на карточках на правило употребление ь на конце существительных после шипящих.
4
Использование мотивирующего приёма.
Постановка цели.
-Прочитайте отрывок из стихотворения. Из какого он стихотворения? Слова какой части речи пропущены? (слайд №2-отрывок из «Тихая моя родина» Н. Рубцова)
-Верно. Прочитаем восстановленный вариант. (слайд №3)
-Попробуем сформулировать тему урока.
(слайд №4)
Выдвигают версии. Определяют, что пропущены имена прилагательные.
Формулируют тему урока
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: общеучебные- поиск и выделение необходимой информации; логические- умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках.
Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение оформлять свои мысли в устной форме.
5
Актуализация имеющихся знаний.
-Как изменился текст?
Встречались мы с именами прилагательными раньше?
Что вы знаете о них?
( на доску помещаются таблички)
Работают в паре. Сообщают свои знания о части речи.
Познавательные: общеучебные: поиск необходимой информации; логические-анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
6
Постановка учебной задачи.
-Опираясь на записи, определим цель и задачи урока.
(слайд №5)
(учитель направляет детей по верному пути, целенаправленно задавая вопросы)
Выдвигают версии.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.
Познавательные: общеучебные- поиск и выделение необходимой информации; логические-построение логической цепочки рассуждений.
Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение оформлять свои мысли в устной форме.
7
Динамическая пауза
Проводит разминку для глаз.
Один обучающийся проводит физминутку.
Личностные: Ориентация в социальной роли.
8
Применение знаний при решении практических задач.
1)Закрепление умений определять морфологические признаки имени прилагательного.
-Я говорю словосочетание, вы должны определить род, число, падеж прилагательного.
По цепочке выполняют работу у доски, выделяют окончания прилагательных. Дают оценку каждой работе.
Познавательные: общеучебные- поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; логические- анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепочки рассуждений.
(Об интересной лекции, спелому яблоку, позднюю осень, золотая рожь)
Определите род, падеж и число имени существительного. Что скажете об этих же морфологических признаках прилагательного?
-Вновь обратимся к творчеству Н. М. Рубцова. Выпишите словосочетания с именами прилагательными. (Карточки)
- Попробуйте определить род имён существительных: тюль, толь, шампунь, кофе. Прочитайте словосочетания их с прилагательными. Какой вывод сделаете? (Карточки)
2)Закрепление умений использования имён прилагательных при составлении предложений.
Знакомит с книгой «Пословицы русского народа».
Повторяют, что имена прилагательные согласуются с именами существительными.
Выписывают словосочетания из строф (по вариантам). Работают в паре. Проверяют по образцу.
Выводят правило о роли имени прилагательного.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества- определение функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, контроль, коррекция, оценка действий партнёра, владение монологической речью.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном, коррекция, саморегуляция, оценка результатов работы.
Личностные: оценивание усваиваемого содержания.
-(Упр. 574)
3) Загадки.
Имена прилагательные активно используются и в фольклоре.
*Я горячее храню, Я холодное храню, Я и печь, и холодильник Вам в походе заменю. (Термос)
*На нежном склоне
Черные кони.
Стоят в ряд,
С нами говорят.
(Буквы)
* Гладкое, полосатое, Мягкое и лохматое. Всегда ты со мною, Когда руки мою. (Полотенце)
4) Повторение знаний о синтаксической роли имени прилагательного.
Проверяют, зачитывая свои предложения.
Отгадывают загадки, называют прилагательные.
- Разберите предложение по членам на карточке со стихотворением.
Работают в паре, подчеркивают части речи.
Один обучающийся разбирает предложение у доски.
.
9
Рефлексия деятельности.
-Смогли ли мы решить поставленные задачи?
-Дадим ещё раз определение имени прилагательному.
Попробуйте изобразить имя прилагательное в рисунке.
Закончим урок высказыванием А. Н. Толстого: « Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задумчивый, как песня над колыбелью».
- Как его понимаете?
Осуществляют самооценку своей деятельности, соотносят задачи с результатами.
Рисуют, объясняют.
Анализируют слова писателя.
Познавательные: рефлексия.
Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Коммуникативные:
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.
10
Домашнее задание
Предлагаю на выбор два упражнения (574, 575). Объясняю задание.
Записывают выбранное упражнение.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: выбор способа действия
Коммуникативные: постановка вопросов; способы взаимодействия с учителем.
11
Оценивание.
Оценивает учеников словесно и качественно в зависимости от успеха на уроке.
Задают вопросы.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество.
Список использованной литературы
В мире слов/ Н. М. Шанский.-М., 1985.
2. Русский язык для 5 кл. общеобразоват. учреждений/_М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение. 2009.
3. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку/ Т. В. Раман.-М.: Издательство «Экзамен».
4. Уроки русского языка в 5 классе/ Е.И. Никитина– М.: Просвещение, 2003.
5. Планы грамматических разборов/ Шклярова Т.В. М.: Грамотей, 2002.
Ў:15т<
Обычный (Web)@Основной текстNПросмотренная гиперссылкаBОсновной текст 2:Основной текст 3nОсновной текст с отступоммарина"E:\Технологическая карта урока.docмарина"E:\Технологическая карта урока.docмарина^C:\Users\Пользователь\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Автокопия Технологическая карта урока.asdмарина"E:\Технологическая карта урока.docмарина^C:\Users\Пользователь\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Автокопия Технологическая карта урока.asdмарина^C:\Users\Пользователь\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Автокопия Технологическая карта урока.asdмарина"E:\Технологическая карта урока.docмарина"E:\Технологическая карта урока.docмарина"E:\Технологическая карта урока.docмарина"E:\Технологическая карта урока.doc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·