ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ







ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Жерновкова О.В., учитель начальных классов
МБОУ СОШ №117, г. Уфы
Марковникова О.В., учитель начальных классов
МБОУ СОШ №117, г. Уфы
Великая цель образования это не знания, а действия.                                        Герберт Спенсер.

Современный человек находится в ситуации постоянного обновления знаний, получает ежедневно большой объём информации. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Перед современным обществом стоит задача воспитать образованных, духовно-нравственных, предприимчивых людей, которые умеют:
работать в команде;
ставить цели и анализировать свою деятельность;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные результаты;
быть ответственными за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Ученик уже в начальной школе учится искать, фиксировать, принимать, преобразовывать и оценивать достоверность получаемой информации. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Совместно с большим объемом знаний, у ученика должны быть сформированы универсальные способы действий, которые помогут современному ученику совершенствоваться и развиваться в постоянно меняющемся обществе.
Формирование универсальных способов действий происходит в течение всего учебного процесса. Так урок литературного чтения не является исключением. Это особый урок, на котором происходит развитие личности читателя. Урок, который помогает нашим детям ориентироваться в огромном количестве книг, произведений, авторов. Поэтому он должен быть увлекательным, познавательным, деятельностным. Своеобразие чтения состоит в том, что оно является не только предметом, но и общеучебным универсальным действием, от которого зависит успешность формирования других универсальных действий.
Итак, рассмотрим, какие универсальные учебные действия формируются на уроке литературного чтения?
 Личностные УУД:
умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
   Регулятивные УУД:
умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
   Познавательные УУД:
умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
умение представлять информацию в виде схемы;
умение выявлять сущность, особенности объектов;
умение на основе анализа объектов делать выводы;
умение обобщать и классифицировать по признакам;
умение ориентироваться на развороте учебника;
умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
   Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
умение оформлять свои мысли в устной форме;
умение работать в паре, в группах. (1)
В формировании УУД ведущую роль играет учитель. Это требует от него грамотного, современного подхода к содержанию урока. При подготовке к современному уроку, учитель должен четко осознавать, какие УУД он формирует на каждом этапе урока, при выполнении того или иного задания, подбирать именно те технологии, которые способствуют формированию УУД.
В своей работе для формирования универсальных учебных действий мы используем поисковую, проектную и исследовательскую деятельность. Использование исследовательской деятельности становится важнейшей задачей современного образования. Это важно ещё и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Так на уроке литературного чтения, после изучения раздела «Волшебный мир сказок», перед ребятами была поставлена проблема: Баба-Яга – это отрицательный или положительный персонаж? Чтобы решить данную проблему, ученики пришли к выводу, что необходимо провести исследование. Первая группа ребята взялась доказать примерами из сказок, что Баба-Яга отрицательный персонаж. Вторая группа доказывала, что Баба-яга персонаж положительный. Третья группа проводила опрос среди учащихся и учителей начальных классов для выявления их отношения к данному персонажу. В результате такой исследовательской работы учащиеся пришли к выводу, что Баба-Яга герой неоднозначный, что в некоторых сказках она выступает в качестве героя-помощника, а в других – отрицательным героем. Это исследование вызвало в детях познавательный интерес, что позволило вовлечь их в активную познавательную деятельность в результате были созданы условия для развития следующих УУД:
умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
умение прогнозировать предстоящ
·ую работу (составлять план);
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
умение выявлять сущность, особенности объектов;
умение на основе анализа объектов делать выводы;
умение обобщать и классифицировать по признакам;
умение слушать и понимать других;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
умение оформлять свои мысли в устной форме;
умение работать в паре, в группах.
Еще одним из актуальных методов формирования УУД, в том числе и на уроках литературного чтения, является метод проектной деятельности.
Этот метод характеризуется большой самостоятельностью, развитием социальных навыков в процессе группового взаимодействия, приобретением опыта исследовательской деятельности, метапредметной интеграцией.
В чём достоинства метода проектов? 
Прежде всего в том, что ограниченный временными рамками урок плавно переходит во внеурочную деятельность.
Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой могут пользоваться в жизни, которую они сделали своими руками, вложили в него свою душу. Позволяет выявить деловые качества детей, развить их творческие возможности и способности, научить решать новые задачи.
Учитываются индивидуальные способности учащихся. Организация такого учебного процесса дает следующие преимущества:
1. Исключается уравниловка и усреднение детей.
2. Повышается уровень мотивации сильных учащихся.
3. Создаются щадящие условия для слабых учащихся.
4. Повышается самооценка: сильные развивают свои способности, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.
Так, например, после изучения темы «Былины» можно предложит детям проект «Былинный словарь», так как при изучении текстов былин встречается много архаизмов. Работая в группах, у детей возникли разные формы для представления своего проекта. У одной группы это была книжка-малышка, у другой - иллюстрированный словарь, у третьей – презентация, у четвертой работа была выполнена в виде плаката.
В процессе работы над проектом учащиеся имели возможность работать со словарями, энциклопедиями, Интернет-ресурсами. Ребята пополнили свой лексический словарь, сопоставили устаревшие слова со словами современного русского языка.
Таким образом, в результате проектной деятельности создаётся творческий продукт, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом предмете и явлении, развитие познавательных навыков, развитие навыков презентации и рефлексии деятельности. Все это в целом дает возможность для реализации главной цели современного образовательного процесса.
Еще одним немаловажным этапом в формировании универсальных учебных действий являются умения представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов, умение на основе анализа объектов делать выводы, умение обобщать и классифицировать полученные знания по признакам.
Для формирования данных видов универсальных учебных действий применяем метод создания кластера. Кластер может использоваться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем. Урок литературного чтения – не исключение. Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать учебный материал, высказывать оценочные суждения, вырабатывать свое мнение, развивает способности к творческой переработке информации. В результате получается графическая форма организации информации. Основные смысловые единицы фиксируются в виде схемы. На уроках литературного чтения в качестве кластера прекрасно подходит написание синквейна.
Синквейн – это особый литературный жанр. Написание его возможно в результате анализа и синтеза. Он помогает понять, насколько ученик способен резюмировать информацию и представлять ее в виде образов. Универсальность этого приема восхищает. Составление синквейнов нравится всем учащимся. Это помогает им показать знания по изучаемой теме и выразить собственное отношение к материалу.
Так в завершении изучения раздела «Волшебный мир сказок» у детей получились прекрасные синквейны. Приведем пример работы одного из учеников:
Сказки.
Авторские, народные.
Учат, развивают, подсказывают.
Сказка – ложь, да в ней намёк
Помощница!
Таким образом, для успешного формирования и развития универсальных учебных действий учителю начальных классов необходимо понять их структуру, активно осваивать и применять в образовательном процессе современные технологии. Если учитель сумеет грамотно организовать деятельность учеников на каждом уроке, заложит в них желание добывать знания, то такие дети будут успешными на протяжении всего образовательного процесса.


Список литературы

1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2011.