Разработка урока по русскому языку на тему Винительный падеж имён существительных (4 класс)


Урок русского языка в 4 классе. Учитель русского языка и литературы Ондар Галина Ончаевна.
Тема урока: « Винительный падеж имён существительных»
Цели.
Обучающие:
Познакомить учащихся с особенностями винительного падежа;
Учить различать именительный и винительный падежи имён
существительных;
Развивающие:
Развивать речь, орфографическую зоркость, память.
Развивать учебно-организационные навыки ( ставить перед собой цели, разбивать их на задачи, намечать пути реализации, анализировать свою деятельность.
Развивать мыслительные операции (анализ, группировка по признакам)
Воспитывающие:
Поддерживать интерес к русскому языку.
Воспитывать бережное отношение к русскому языку, опирающееся на грамотную речь.
Развивать умение работать в коллективе (в группах), согласуя свои действия и мнения.
Задачи:
Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных в винительном падеже.
Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
Формировать универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,
формулировать собственное мнение.
Ожидаемые результаты: Умение определять тип склонения имён существительных.
Тип урока - урок ознакомления с новым материалом;
Основные методы :объяснительно-иллюстрированный, наглядный, самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности- индивидуальная, работа в парах,в группах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.
Средства обучения - учебник, презентация.
Оборудование:
таблица «Три склонения существительных», карточки со словами,
карточки с заданиями, ноутбук, учебник, тетрадь
Источники информации:
-программа дисциплины;
-технологическая карта урока;
-литература для учителя;
-учебники;
-интернет-сайты
Ход урока.
1.Организация начала урока. (Создание эмоционального настроя).
Учитель.
Друг на друга посмотрели,
Повернулись, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
-Ребята, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь и им, для того чтобы с хорошим настроением начать урок русского языка.
- Пожелаем друг другу успехов в учении.
Мы умные, мы дружные,
Мы -внимательные, мы- старательные!
-Сейчас у нас урок русского языка. Кто мне скажет , какую тему мы изучали на прошлом уроке?
2. Обобщение и систематизация знаний:
Д. Мы изучали тему « Склонение имён существительных».
У. –Что такое имя существительное ?
Д.- Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто или что?
У. Назовите постоянные признаки имени существительного.
Д.- Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
У. Назовите, пожалуйста.
Д- Имена существительные бывают собственные и нарицательные.
У. Назовите , пожалуйста.
У.- Какими бывают имена существительные.
Д.- Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода…
У.- Сколько типа склонения имён существительных?
Д.- В русском языке есть 3 типа имён существительных
3. Постановка учебной задачи
-Я показываю вам картинки, вы должны составить предложения на основе действий, которые выполняют дети.
(-Коля играет в футбол)(-Петя читает книгу)
(-Маша танцует вальс)(Миша кушает арбуз)
-В каком падеже стоят существительные футбол, вальс, книгу, арбуз?
(В винительном падеже)
-Скажите, тема нашего урока – «Винительный падеж имен существительных»
4. Работа по теме урока.
Слайд 2
а) Посмотрите на словосочетание. Учитесь различать И и В падежи.
1) Положили в коробку, подъехала машина, кот бродил, чайник закипел.
( -Положили в коробку. В этом словосочетании существительное в винительном падеже, а остальные – в именительном)2) Срывает без жалости, выехал из дому, свалился с горы, перелетел через дорогу. (- Перелетел через дорогу. В этом словосочетании существительное в винительном падеже, а остальные – в родительном.)3) Встретились по дороге, подкрался к двери, прыгнул в воду, полетели по квартире.
( -Прыгнул в воду. В этом словосочетании существительное в винительном падеже, в остальных – в дательном.)4) Забивал молотком, пробирался сквозь чащу, дружить с девочкой, машет рукой.
(- Пробирался сквозь чащу. В этом словосочетании существительное в винительном падеже, а остальные в творительном) 5) Плещет в реке, светится в темноте, была в костюме, едят кашу. (-Едят кашу. В этом словосочетании существительное в винительном падеже, а остальные в предложном.)5. Введение правила
- На какие вопросы отвечают существительные в винительном падежи? (Кого? Что?)5 . А теперь, отдохнём. Физминутка:
                            Вот мы руки развели
                          Словно удивились
                           И друг другу до земли
                           В пояс поклонились
                          Выпрямились, поклонились-2 раза
                           Ниже дети не ленитесь,
                            Поклонитесь, улыбнитесь.
6 .Синтаксический разбор предложения. В выделенных словах укажи падеж существительных.
Посёлок (и.п) находится на берегу озера. В посёлок (Куда? Во что?) ведёт широкая дорога. Молодёжь построила красивый посёлок (В.п)
Дети находят главные члены предложения и указывают падеж существительных.
7 .Склонение имён существительных по падежам
И.п. есть кто? Что?         Стол, озеро, мама ,книга, мышь.
Р.п. нет кого? Чего?     Стола, озера, мамы, книги, мыши.
Д.п. даю кому? Чему? Столу, озеру, маме, книге, мыши.
В.п. вижу кого? Что? Стол , озеро , маму , книгу , мышь.
8.Работа по книге. Упр 3 стр.115.
9.Закрепление.
Найди в предложении подлежащее и существительное в винительном падеже и укажи склонение.
Туча постепенно облегало небо. Солнечные лучи осветили сосновый бор. Хитрая лиса спряталась в норе.
11. Рефлексия.
Учитель.
-Оцените результаты своего труда на уроке.
-Кто хочет показать их? Прокомментируйте.(ладошка одного цвета)
-А сейчас покажем результаты труда всего класса.
-(на доске появляется круг из ладошек: красные-все получилось, зеленые -нужно еще постараться, синие -предстоит много трудиться.)
- С каким настроением заканчиваем урок?
 12.Подведение итогов урока:
-Что нового вы узнали?