Урок русского языка в 4 классе Имя прилагательное — первый урок раздела
Ф.И.О. и место работы
Мигунова Наталья Наиловна
КГУ «Школа-лицей №20 г. Темиртау»
Предмет:
Русский язык
Класс:
4 «В» класс
Тема урока:
Обобщение сведений об имени прилагательном, изученных в 3 классе: общее значение, вопросы, грамматические признаки (изменение в роде, числе, падеже).
Цель:
(SMART, из среднесрочного планирования)
1. Знание и понимание
Должны знать понятие «имя прилагательное»: его общее значение, вопросы, грамматические признаки (изменение в роде, числе, падеже).
2.Применение
Должны применять полученные знания об имени прилагательном и его грамматических признаках при выполнении заданий. Уметь находить имена прилагательные в тексте, определять их род, число и падеж.
3.Анализ/оценка
Должны анализировать и делать вывод о роли имени прилагательного в русском языке, строить развернутый ответ.
Ожидаемый результат:
(из среднесрочного планирования)
Все знают и понимают:
знают понятие «имя прилагательное»: его общее значение, вопросы, грамматические признаки (изменение в роде, числе, падеже)
Большинство могут:
применяют полученные знания об имени прилагательном и его грамматических признаках при выполнении заданий; умеют находить имена прилагательные в тексте, определять их род, число и падеж.
Некоторые способны:
Анализируют и делают вывод о роли имени прилагательного в русском языке, строят развернутый ответ.
Критерии успеха:
Я знаю понятие «имя прилагательное»: его общее значение, вопросы, грамматические признаки (изменение в роде, числе, падеже)
Я могу выполнять задания, используя полученные знания об имени прилагательном и его грамматических признаках при выполнении заданий; умею находить имена прилагательные в тексте, определять их род, число и падеж; анализирую и делаю вывод о роли имени прилагательного в русском языке, строю развернутый ответ.
Ключевые идеи/подход:
Развитие критического мышления при изучении темы «Обобщение сведений об имени прилагательном, изученных в 3 классе: общее значение, вопросы, грамматические признаки (изменение в роде, числе, падеже)» посредством диалогового обучения.
Учебник:
(рекомендованный МОН РК)
Русский язык: Учебник для 4 класса общеобразовательной школы/С.А. Никитина, Л.П. Якунина, Т.А. Кульгильдинова. – 2-е издание, переработка – Алматы: Атамура, 2015.
Ход урока/заметки учителя:
Время
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Оценивание
Ресурсы
11 минут
1 минута
8.00
1 минута
8.01
1 минута
8.02
5 минут
8.03
3 минуты
8.08
I. Вызов
1. Психологический настрой учащихся. «Здравствуйте!»
Учитель просит учащихся повернуться друг к другу, произносит слова и показывает движения.
2. Объединение в группы «Фрукты и ягоды»
Учитель предлагает выбрать понравившийся фрукт и разделиться на группы.
Учитель просит детей вспомнить правила работы в группе.
3. Актуализация знаний учащихся.
Минутка чистописания
- С чего начинаем каждый урок русского языка? (С записи числа, классной работы, минутки чистописания.)
– Давайте откроем тетради, запишем число, классная работа.
Учитель следит за осанкой детей.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Найдите лишнее слово. Объясните почему.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Спишите предложение, вставляя пропущенные орфограммы. Подчеркните грамматическую основу предложения. Обозначьте падеж имен существительных.
Стратегия «Мозговой штурм»
– С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
– Какую часть речи вы употребили?
– Почему она так называется?
– К каким же словам присоединяются прилагательные?
– Имя прилагательное – вечный спутник имени существительного. Человеческий мозг стремится не только назвать предмет, но и оценить его: какой он?
- Какая же часть речи называется именем прилагательным?
– Как изменяется имя прилагательное?
– Как определить род, число и падеж прилагательного?
Определение темы, постановка целей и задач урока.
Учитель просит учеников определить тему и цели урока, ведя кумулятивную беседу.
Учитель называет тему урока.
Да, это замечательное-
Имя прилагательное.
Имя прилагательное – огромная страна,
И нами лишь частично изучена она.
Сегодня на уроке мы с вами повторим
Все то, что нам известно и тест в конце решим
Ученики поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Учащиеся выбирают понравившийся фрукт или ягоду (яблоко, груша, банан, апельсин, клубника) и собираются в группы.
Ученики вспоминают и называют правила работы в группе, обсужденные и установленные ранее.
Учащиеся записывают в тетрадях: число, классная работа.
Ученики прописывают в тетради по образцу на доске
Ученики выделяют слово земляной, потому что это прилагательное, а два других – существительные.
Ученики подчеркивают грамматическую основу предложения и определяют падеж имен существительных.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
- С весёлым, радостным, хорошим, бодрым, замечательным.
- Имя прилагательное.
- Это слово к чему-то прилагается,
присоединяется.
- К имени существительному.
- Определить род, число и падеж существительного, с которым связано имя прилагательное; как ниточка за иголочкой, так прилагательное за существительным.
Ученики определяют тему и цели урока, отвечая на вопросы учителя.
- Кто догадался, как будет называться тема нашего урока?
- Подумайте, какие цели мы себе можем поставить на уроке? Что мы должны узнать и чему научиться?
Самооценивание
Заполнение таблицы «ЗХУ»
(заполняется графа - ЗНАЮ и ХОЧУ УЗНАТЬ)
Доска, тетради учащихся, карточки с фруктами, листы для заполнения таблицы «ЗХУ»
Карточки с изображением фруктов и ягод на каждом столе группы
Конверт №1
24 минуты
1 минута
8.11
5 минут
8.12
2 минуты
8.17
5 минут
8.19
2 минуты
8.24
5 минут
8.26
4 минуты
8.31
II. Осмысление
1. Чтение правил с.76, 77
2. ПР с. 77 упр.203
Учитель предлагает детям образовать от имен существительных однокоренные имена прилагательные разного рода и сделать вывод.
3. Физминутка для глаз
4. ГР Стратегия «Составь загадку»
Учитель дает задание составить загадку, используя только имена прилагательные и обменяться загадками с другими группами.
Раздает картинки с животными.
Учитель наблюдает за работой групп.
Учитель предлагает группам оценить ответы по стратегии «Большой палец»
5. Физминутка
6. ГР Стратегия «Выбор»
Учитель раздает учащимся карточки с именами прилагательными:
Сладкий, сахарная, сдобные, кислое, синяя, пышные, горький, красивая, резиновый, бисквитный, смешное, свежее, глупый, восхитительный, прекрасное, вкусная, пресный, противный, ягодный, мягкие,
деревянный, большое, клетчатый,
воздушные, черствый, праздничные,
соленый, шоколадная, чернильный,
зеркальные, круглые, полосатый, высокая, лиственный, пшеничный, кудрявый, кривая, пыльный, чудесное.
7. Фонетический разбор.
Учитель предлагает учащимся выполнить фонетический разбор слова 1гр - синяя1 2гр -кривая1 3гр - кислое1 4гр - вкусная1
Один ученик вслух читает правила, с которыми учащиеся уже знакомы
Учащиеся в паре выполняют упр.203 с.77, образуют от имен существительных однокоренные имена прилагательные разного рода, делают вывод.
Учащиеся по очереди пишут на доске получившиеся слова.
Учащиеся участвуют в физминутке.
Ученики составляют загадку из имен прилагательных, отдают ее другой группе, которая должна отгадать её.
Загадки о лисе, кошке, зайце, крокодиле.
Группы оценивают отвечающих по стратегии «Большой палец»
Учащиеся участвуют в физминутке.
Учащиеся получают карточки и выполняют задания, работая в группе:
1 группа – выписать прилагательные ж.р., составить предложение с одним из слов, определить его падеж.
2 группа – выписать прилагательные м.р.., составить предложение с одним из слов, определить его падеж.
3 группа – выписать прилагательные ср.р.., составить предложение с одним из слов, определить его падеж.
4 группа – выписать прилагательные мн.ч.., составить предложение с одним из слов, определить его падеж.
Выступает один ученик от группы.
Один ученик у доски делает фонетический разбор слова большое, остальные – в тетрадях.
Самопроверка в тетрадях по образцу на доске
Взаимооценка
групп
Стратегия «Большой палец»
Самооценивание.
Стратегия «Светофор»
Учитель выставляет оценку, работающему у доски и 5 ученикам за разбор в тетради
Учебник, доска, компьютер, электронная физминутка, карточки с заданиями, цветные карандаши, картинки с животными.
Конверт № 2
Конверт № 3
10 минут
2 минуты
8.35
4 минуты
8.37
2 минуты
8.41
2 минуты
8.43
III. Рефлексия
1. Подведение итогов.
Учитель просит учеников вспомнить цели, которые они ставили себе в начале урока и сравнить их с достигнутыми результатами.
Учитель просит детей проанализировать и сделать вывод, отвечая на вопрос:
Зачем нужно имя прилагательное в русском языке? Как называют «красивые» прилагательные?
2. Мини- тест «Имя прилагательное»
Учитель предлагает учащимся пройти мини – тест.
Как говорила я вначале,
Осталось тест нам написать.
Если работали усердно,
Тогда все справитесь на пять.
Ключ к тесту: 1б, 1в, 3б, 4б, 5в.
3. Заполнение таблицы «ЗХУ»
Учитель предлагает учащимся заполнить таблицу ЗХУ, тем самым, подводя итог урока.
Учитель просит некоторых учащихся зачитать свои рефлексивные фразы.
4. Домашнее задание
С.78 упр.207
Учитель объясняет домашнее задание.
Учащиеся вспоминают и озвучивают поставленные в начале урока цели и сравнивают их с достигнутыми результатами.
Умею выделять имя прилагательное
Умею определять вопросы, на которые отвечает имя прилагательное.
Умею изменять имя прилагательное по числам
Умею определять род имени прилагательного
Учащиеся анализируют и делают вывод, отвечая на вопрос:
Зачем нужно имя прилагательное в русском языке? Как называют «красивые» прилагательные?
Учащиеся отвечают на вопросы теста «Имя прилагательное». Затем меняются с соседом и выполняют взаимопроверку по образцу.
1. Имя прилагательное обозначает:
a. действие
б. признак
в. предмет
2. Имя прилагательное – это
a. Часть предложения
б. Часть слова
в. Часть речи
3. Имя прилагательное отвечает на вопросы
a. Кто? Что?
б. Какой? Какая? Какое? Какие
в. Что делал? Что сделал
4. Род имени прилагательного определяется по
a. Глаголу
б. Существительному
в. Предлогу
5. Какие окончания имеют имена прилагательные во мн.ч.
a. –ая, -яя
б. –ое, -ее
в. -ые,-ие
Ученики пишут свои рефлексивные фразы в таблицу ЗУХ:
Знаю
Хочу узнать
Узнал
По желанию ученики зачитывают свои рефлексивные фразы.
Ученики записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.
Взаимопроверка и взаимооценивание
Самооценка
Заполнение таблицы «ЗХУ»
Конверт № 4
Листы для заполнения таблицы ЗХУ, тесты.
Дневники.
Мигунова Н.Н.
15