Презентация Методические особенности применения средств информатизации и коммуникации в обучении
Заместитель директора по безопасности, учитель биологии МБОУ СОШ №29 г.ХимкиТитенок Александр ИгоревичМетодические особенности Применения средств информатизации и коммуникации в обучении
style.rotation
ppt_yppt_yppt_y
Требования к содержанию мультимедийных учебных пособий Научно-педагогические требованияЭкономические требования
Информатизация образованияВо-первых, информация в современном обществе является определяющей категорией в экономическом развитии. Информация, знания выходят на первое место в системе общественных ценностей, а их приобретение становится основной задачей общества. В связи с этим информатизация как основной механизм перехода к информационному обществу сегодня становится предметом исследований самого широкого круга специалистов. Во-вторых, информатизация общества приводит к изменению социальных связей и отношений между людьми. Создание и развитие компьютерных коммуникаций вызывает изменение коммуникационных процессов в обществе, характера коммуникационных взаимодействий. Массовые коммуникации меняют систему социокультурного восприятия информации, позволяют по существу манипулировать сознанием людей, изменяя его характеристики.В-третьих, внедрение персональных компьютеров, развитие информационных и коммуникационных технологий оказывает заметное влияние на развитие человека, на изменение его мировоззрения, систему личностных ценностей. Погружаясь в виртуальные и реальные компьютерные миры, человек сталкивается с необходимостью изменения стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром.
Цели и задачи использования средств информатизации и коммуникации в образованииразработка концептуальных моделей информатизации образования и научной деятельности,их научно-методическое обеспечение, построение системной модели информатизации гуманитарного образования, включающей философско-гуманитарную, научно-педагогическую, содержательную, экономическую и технологическую компонентыпостроение единой образовательной модели гуманитарного образования, основанной на современных информационных и педагогических технологиях, на методологических принципах информационного общества и открытого образования.При этом информатизация выступает как основной механизм реализации новой образовательной парадигмы, как новое качество системы образования, как средство реализации функции прогнозирования образовательной системы, системной связи науки и образования. Информатизация способствует новому синтезу гуманитарных и естественных наук, преодолению их отчуждения друг от друга. Современное образование должно строиться на междисциплинарности, которая должна проявляться и в методологии, и в образовательной практике.
Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обученииВ психологии выделяются следующие составляющие деятельности: потребность – мотив – задача – средства решения задачи – действие – операции. Деятельность – процесс, подчиненный сознательной цели, представлению о ее результате. В процессе осуществления, деятельность постепенно изменяется: действие при изменении цели может стать операцией, если мотив деятельности сдвигается на предмет (цель) действия, то действие становится деятельностью. Виды деятельности человека очень разнообразны. Умственный и физический труд, политическая и организационно-управленческая деятельность, научное, художественное и техническое творчество, учение и спорт – все это конкретные формы и виды деятельности. Имея отличительные особенности, в совокупности все виды деятельности, дополняя друг друга, способствуют всестороннему развитию личности человека. В результате любого вида деятельности происходит взаимодействие субъекта деятельности (человека) с объектом деятельности, результатом которого является новое знание об окружающем его мире.
Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обученииУчебная деятельность – целенаправленная деятельность, ориентированная на усвоение знаний и умений. Одновременно при организации учебной деятельности должны быть решены задачи воспитания и развития учащихся.Различают два основных вида учебной деятельности:Репродуктивная – деятельность учащихся по образцу, направленная на заучивание и воспроизведение знаний и умений;Творческая – в её основе лежит процесс преобразования усвоенных учащимися знаний, оперирование умениями в новой ситуации, создание школьниками новых способов решения задач, поиск ответа на заданную проблему.
Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обученииУчебная (познавательная) деятельность, на основе активности самих учащихся способствует не только усвоению знаний, но и овладению приёмами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы решения. Переносить их в условия, не заданные, непосредственно, обучением.Выделяют следующие существенные признаки познавательной деятельности учащихся:познавательную деятельность при обучении организуют специально подготовленные группы людей; формой её осуществления и развития является учебный процесс;в дидактике и частных методиках создаются и разрабатываются специальные средства познания, облегчающие выявление и изучение научных фактов и явлений, проверку достоверности тех или иных утверждений и предложений;в учебном процессе, часто, рассмотрение фактов, явлений и закономерностей предшествует их практическому использованию;организация учебной познавательной деятельности требует разработки специальной научной системы передачи и приобретения знаний, формирования умений и навыков (Пасечник В.В., 1994).
Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обученииРассматривая познавательную деятельность учащихся в рамках учебно-воспитательного процесса ее нельзя отрывать от деятельности учителя. В этих условиях возрастает значение учителя, как управляющего и стимулирующего начала в развитии личности каждого ученика, обеспечивающего мотивационное управление образованием школьника.На основании теории деятельности в преподавании выделяют следующие компоненты (Воронов, 1997):анализ исходной ситуации и определение целей обучения;планирование работы, отбор содержания и средств достижения целей;использование обучающих и учебных операций, организация учебной работы учителя и учеников;контроль и корректирование работы;анализ и оценка результатов обучения.
Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обученииВ основе такого подхода к организации учебно-воспитательного процесса лежит механизм управления развитием личности на основе рефлексии, под которой понимают форму теоретической деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление своих собственных действий и законов, деятельность самопознания, раскрывающую специфику духовного мира человека. Рефлексивное управление учебно-воспитательным процессом связано с такими факторами влияния на развитие личности, при которых человек осознает смысл своих действий и лежит в основе современных педагогических технологий, т. к. технология по своей сути есть способ системной организации деятельности в различных областях окружающего мира, мышления, основанный на рефлексии, стандартизации и использовании специализированного материально-технического инструментария.
Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихсяПо определению С. Д. Шевченко, процесс усвоения – учительско-ученическая деятельность, направленная на решение дидактических задач, которая: осуществляется с целью усвоения учащимися фактического материала;организуется с целью обучения учащихся умениям, и на этой основе происходит формирование навыков;должна обеспечить усвоение мировоззренческих закономерностей и на этой основе формирование идейных и моральных убеждений; систематически должна обеспечить ликвидацию учебных и воспитательных пробелов;должна создавать благоприятные условия для протекания учебного процесса.
Активизация познавательной деятельностиДеятельность учителя следует рассматривать как активизацию познавательной деятельности учащихся. Под активизацией познавательной деятельности понимают целеустремлённую деятельность учителя, направленную на совершенствование содержания, форм, методов и средств обучения с целью возбуждения познавательного интереса, повышения познавательной активности, творчества и самостоятельности школьников при усвоении знаний, умений и навыков, а также разностороннем применении их в процессе учения и труда (Нога Г.С., 1983) Цель активизации познавательной деятельности – не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и формирование основных качеств личности учащегося, которые проявляются в направленности и устойчивости познавательных интересов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.
Активизация познавательной деятельностиДля активизации познавательной деятельности ученика важно знать его психологические особенности.Работоспособность и активность учащегося зависят от его умения мобилизовать произвольное внимание.
Активизация познавательной деятельностиДидактические приёмы активизации познавательной деятельности учащихся сравнение сопоставление обобщение вопросы учителя целевая установка на деятельность контроль за усвоением знаний
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Активизация познавательной деятельностиМатериализованные формы содержания учебник натуральные объекты таблицы схемы макеты муляжи аудиовизуальные средства
Активизация познавательной деятельности Формы активизации индивидуальная коллективная групповая
Условия активизации познавательной деятельностиНога Г.С. выделяет следующие условия активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения:Важно обеспечить единство деятельности учителя и ученика. Это условие может быть реализовано в практике обучения при соблюдении других, более частных методик. Придать обучению проблемный характер, предусматривающий осознание учеником познавательной задачи и поиск пути её решения. Самостоятельная работа учащихся. Учебные умения школьников. Активным в учёбе может быть только тот ученик, который сознательно оперирует предметом деятельности, что возможно, при условии, если он имеет определённые знания об этом предмете и владеет способами деятельности. Интерес школьников к знаниям, на всех этапах учебного познания.Адекватность деятельности учителя и учащихся конкретным целям обучения.
Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихсяИнформатизация образования рассматривается многими исследователями как необходимое условие прогрессивного общественного развития. Она включает в себя подготовку учителей в области профессионального использования новых информационных и коммуникативных технологий, а так же совершенствование методики обучения на основе достижений информатики.rrrrr
Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихсяПрофессиональная подготовка учителя предусматривает формирование умений и навыков управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Контроль – одна из составляющих управленческой деятельности учителя, инструмент осуществления «обратной связи», средство обеспечения заданного уровня усвоения учебного материала. В дидактике «контроль» и «проверку» определяют с точки зрения внешней структурной организации процесса обучения как часть этого процесса и с точки зрения внутренней сущности как соотнесение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.В методической литературе термин «проверка» употребляется не только в связи с проверкой результатов обучения, но и как методический прием, способствующий достижению целей обучения в самом ходе познавательного процесса. Термин «контроль» более жестко отображает цель процесса обучения – выявление и диагностику результатов образования, развития и воспитания.
Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
Исследования, проведенные Стефаненко О.Н. указывают на то, что применение информационных технологий при проверке знаний и умений также имеет как преимущества, так и недостаткиК преимуществам можно отнести:возможность осуществления индивидуализированной проверки при любой наполняемости класса;массовость и регулярность проверки, гибкость оценки;формирование баз данных о ходе обучения и автоматическая статистическая обработка результатов проверок, что позволяет учителю принимать адекватные решения по управлению учебным процессом.Недостатки компьютерной проверки:относительно небольшой набор видов контрольных заданий;ограничения по способам ввода ответов;трудности предвидения и оценки нестандартных ответов, использования вопросов творческого характера.
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
Спасибо за вниманиеrrrrr