Методические рекомендации по организации и проведению учебно-полевых сборов


Методика организации и проведения учебно-полевых (лагерных) сборов
Методические рекомендации
2015
25.03.2015



Пояснительная записка
В современных условиях особое значение приобретает необходимость формирования новой системы патриотического воспитания учащихся, привития им таких общечеловеческих ценностей, как любовь к Родине, к соотечественникам, озабоченность судьбой своей страны, готовность исполнять конституционный долг во имя интересов народа, общества, государства. В процессе изучения основ военного дела преподаватель-организатор начальной военной подготовки решает одну из главных задач воспитания и обучения молодежи – формирования мировоззрения гражданственности у молодежи, убежденности в необходимости защиты суверенитета Республики Казахстан, сознательной готовности к ответственному отношению к военной службе.
Воспитание нового казахстанского патриотизма – такой приоритет определен Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым в Стратегии «Казахстан – 2050». В своем Послании народу Казахстана Лидер нации призвал общество «вооружиться вечными качествами – усердием, трудолюбием и целеустремленностью, которые помогут нам устоять и принести нашей Родине достойное будущее». При этом нормой жизни государства и нации должны стать дух патриотизма и традиций, дух единства и состязательности. И каждый обязан сделать всё, чтобы этот созидательный дух стал частью его жизни.
Сильный Казахстан немыслим без сильной профессиональной армии. И в становлении будущего защитника Родины большое значение имеет военно-патриотическое воспитание молодежи, формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы.
Работа «Методика организации и проведения учебно-полевых сборов» представляет собой опыт организации и проведения учебно-полевых сборов с юношами 10 классов общеобразовательных школ. Цель данной работы – определение основных направлений в организации и проведении учебно-полевых сборов, решении поставленных задач по подготовке молодежи к военной службе, воспитание и поддержание у учащихся чувства патриотизма, гражданского долга, общественных интересов через привлечение их к участию в подготовке, организации и проведении мероприятий в рамках военно-полевых сборов.
Содержание работы помогает правильно организовать проведение учебно-полевых сборов с учетом современных требований по выполнению учебно-воспитательных задач с учетом выполнения мер безопасности жизнедеятельности. Информацию, содержащуюся в работе, можно использовать при подготовке, организации и проведении учебно-полевых сборов, военно-спортивных мероприятий, соревнований военно-прикладной направленности. Данная работа содержит нормативно-правовые и методические рекомендации по подготовке, организации и проведению учебно-полевых сборов с учащимися общеобразовательных школ.
Нормативно-правовые документы об организации и проведении учебно-полевых сборов
Основными нормативно-правовыми документами регламентирующими организацию и проведение учебно-полевых сборов в 2014-2015 учебном году являются: Правила подготовки граждан к воинской службе, организации и проведения, а также формирования учебно-материальной базы начальной военной подготовки; учебная программа по предмету «Начальная военная подготовка» и инструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях» в 2014-2015 учебном году.
Согласно нормативно-правовых документов, учебно-полевые (лагерные) сборы организуются и проводятся местными исполнительными органами в весенний период по окончании теоретического курса начальной военной подготовки с юношами 10 классов, под руководством территориальных органов в области образования совместно с местными органами военного управления и по чрезвычайным ситуациям.
Цель учебно-полевых (лагерных) сборов – привитие и совершенствование практических навыков и умений обучаемых, а также проявление интереса к изучению военного дела. Учебно-полевые сборы в течение пяти дней проводятся в оборонно-спортивных оздоровительных лагерях (ОСОЛ), на базах воинских частей (по согласованию с командованиями в/ч) в составе школ города (района) в объеме 30 часов.
В соответствии с инструктивно-методическим письмом «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях» в 2014-2015 учебном году, дополнительно для прохождения учебно-полевых сборов за счет вариативных часов, предусмотрено 34 часа, из них 4 часа для принятия зачетов по основам воинской службы. Соответственно учебно-тематический план для прохождения учебно-полевых (лагерных) сборов составляется из расчета 34 часа и распределяется на пять учебных дней.
В учебной программе «Начальная военная подготовка» - 2013, представлено примерное тематическое планирование учебного материала на учебный сбор. В данной работе предлагается планирование для учебно-полевых (лагерных) сборов для общеобразовательных школ, не имеющих возможности провести их на базе воинских частей. Не отходя от предложенного примерного программного материала на учебный сбор, в учебно-тематический план внесены изменения, исходя из материальной базы и потребностей обучаемых. Темы 1-4 по тактической подготовке предлагается провести в часы воспитательной работы, с показом видеофильмов и кратким объяснением материала. Часы, отведенные на данные темы перераспределить на огневую подготовку и отработку нормативов по гражданской обороне (по 2 часа). Тему 1 по разделу «Общевоинские уставы Вооруженных сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан» провести с показом видеофильма. Часы, предназначенные для данной темы перераспределить на темы 2, 3 данного раздела программы.
На контрольно-проверочные занятия (зачеты) отводится 4 часа. Данные часы предлагается распределить на разделы: тактическая подготовка, огневая подготовка, военная топография и гражданская оборона (по 1 часу).
Исходя из опыта проведения УПС в план пятидневных учебно-полевых (лагерных) сборов в данной работе предлагается дополнительно внести темы по разделам «Строевая подготовка» и «Уставы Вооруженных сил Республики Казахстан». План составить из расчета 7 часов учебных занятий в день.
Для обеспечения организованного проведения учебно-полевых (лагерных) сборов заблаговременно подготавливается необходимая документация: план по подготовке к учебно-полевым сборам, учебный план, учебно-тематический план, распорядок дня, расписание занятий УПС, приказы, инструктажи учащихся и преподавателей-организаторов начальной военной подготовке, проводятся родительские собрания, обеспечивающие порядок, дисциплину и безопасность при проведении учебно-полевых (лагерных) сборов.
В приказах директора общеобразовательных школ определяют ответственность лиц, организующих данное мероприятие, их действия по реализации поставленных задач. Инструкции, составленные преподавателем-организатором начальной военной подготовки должны учитывать весь объем мер безопасности на учебно-полевых (лагерных) сборах. Результаты инструктажа закрепляются подписью учащихся в ведомостях, что обеспечивает сознательность и ответственность учащихся на сборах и проведении учебно-воспитательного процесса. Ознакомление родителей с условиями прохождения учебно-полевых (лагерных) сборов, организацией обучения и быта, определяют должную меру ответственности и участия в подготовке детей к учебно-полевым сборам. При этом родителям доводится суть военно-полевых сборов, распорядок дня, программа сборов. Родители дают письменное согласие на участие их детей в военно-полевых сборах.
Важное значение при подготовке к сборам имеет написание планов-конспектов проводимых занятий преподавателями-организаторами начальной военной подготовки, ответственными за проведение данных занятий. В планах занятий должны бы быть учтены все цели и задачи, методы и средства их решения.
На учебно-методических сборах преподавателей-организаторов начальной военной подготовки, заблаговременно назначаются наиболее подготовленные преподаватели НВП, отвечающие за проведение разделов учебной программы, а также командиры учебных взводов и лица, отвечающие за проведение мероприятий воспитательной и спортивно-массовой работы. Приказом по отделу образования, для проведения учебно-полевых (лагерных) сборов, привлекается медицинский работник одной из школ.
Руководящий состав учебно-полевых (лагерных) сборов
Начальник учебно-полевых (лагерных) сборов Представитель отдела по делам обороны (воинское звание, фамилия, инициалы)_________________________
Начальник штаба учебно-полевых сборов Преподаватель-организатор НВП ____________________ СШ (воинское звание, фамилия, инициалы) __________________________________
Заместитель начальника сборов по воспитательной работе Преподаватель-организатор НВП ____________________ СШ (воинское звание, фамилия, инициалы) __________________________________
Заместитель начальника сборов по тылу Преподаватель-организатор НВП ____________________ СШ (воинское звание, фамилия, инициалы) __________________________________
Методист РМК отдела образования (фамилия, инициалы) __________________________________
Медицинский работник учебно-полевых (лагерных) сборов Медицинский работник ____________ СШ (фамилия, инициалы) _________________________________
Инструктора по физическому воспитанию и спортивно-массовой работе (фамилия, инициалы) ______________
_________________________________
Штаб-сержант учебно-полевых (лагерных) сборов Преподаватель-организатор НВП ____________________ СШ (воинское звание, фамилия, инициалы) __________________________________
Командиры учебных взводов Преподаватели-организаторы НВП
______________________________
______________________________
______________________________
Преподавательский состав учебно-полевых (лагерных) сборов
Тактическая подготовка Преподаватель-организатор НВП ____________________ СШ (фамилия, инициалы) ________________________
Преподаватель-организатор НВП
____________________ СШ (фамилия, инициалы) ________________________
Огневая подготовка Преподаватель-организатор НВП ____________________ СШ (фамилия, инициалы) ________________________
Преподаватель-организатор НВП
_____________________ СШ (фамилия, инициалы) ________________________
Общевоинские уставы Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РК Преподаватель-организатор НВП ____________________ СШ (фамилия, инициалы) ________________________
Строевая подготовка Преподаватель-организатор НВП ____________________ СШ (фамилия, инициалы) ________________________
Военная топография Преподаватель-организатор НВП ____________________ СШ (фамилия, инициалы) ________________________
Гражданская оборона Преподаватель-организатор НВП ____________________ СШ (фамилия, инициалы) ________________________
Ответственный за организацию караульной и гарнизонной службы Преподаватель-организатор НВП ____________________ СШ (фамилия, инициалы) ________________________
Для проведения занятий по тактической и огневой подготовке целесообразно назначать не менее двух преподавателей-организаторов начальной военной подготовки, а также назначить ответственного за несение караульной и гарнизонной службы (начальника караула) в ночное время на определенных постах и в дневное время на КПП (въезд на территорию ОСОЛ).
Работа по составлению документации включает в себя: составление списков учащихся, привлекаемых к учебно-полевым сборам; разработку программы сборов и расписание занятий на каждый день; разработку планов проведения занятий; определение боевого расчета (взвода, отделения); назначение и подготовка младших командиров, издание приказа о проведении учебно-полевых (лагерных) сборов; составление медицинской заявки.
Подготовка учебно-материальной базы учебно-полевых сборов включает: подготовку учебной и методической литературы; подготовку стрелкового комплекса к сборам (пневматическое оружие, мишени, ММГ АК-74); формы одежды и экипировки обучаемых; оборудование мест учебных занятий и несения службы.
Пакет документов для проведения учебно-полевых (лагерных) сборов: заявление родителей, медицинская заявка, приказ по школе, приказ по отделу образования, учебный план, учебно-тематический план, распорядок дня, ведомость о прохождении инструктажа, планы-конспекты занятий.
Документация, разрабатываемая для подготовки, организации и проведения учебно-полевых (лагерных) сборов преподавателями-организаторами начальной военной подготовки (образцы документов)
На основании нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию и проведение учебно-полевых (лагерных) сборов дальнейшая подготовка проходит по следующей схеме:
Местными исполнительными органами (акимат города, района) издается распоряжение о проведении учебно-полевых (лагерных) сборов для учащихся 10 классов учреждений образования (города, района).
На основании вышеизложенного распоряжения начальник (руководитель) отдела образования и начальник отдела по делам обороны (города, района) издают приказ «Об организации и проведении учебно-полевых сборов для учащихся 10 классов учреждений образования школ (города, района)».
В апреле месяце начинает работу районное методическое объединение преподавателей-организаторов НВП по подготовке учебно-полевых сборов (составление и корректировка документов, регламентирующих проведение учебно-полевых сборов).
На основании вышеизложенных распоряжения и приказа директора школ издают соответствующий приказ.
Преподаватели-организаторы НВП школ разрабатывают соответствующую документацию по подготовке, организации и проведению учебно-полевых (лагерных) сборов.
В работе приведены образцы документов по подготовке, организации и проведению учебно-полевых (лагерных) сборов.
Приложение 1
«Утверждаю»
Директор ГУ «_______________ средняя школа
отдела образования акимата __________ района»
___________________ (фамилия, инициалы)
« ____» ___________ 2015 год
План
мероприятий по подготовке учащихся 10 класса к учебно-полевым сборам на базе оборонно-спортивного оздоровительного лагеря
№ п/п Наименование мероприятий Сроки выполнения Ответственные
Организационные мероприятия
1 Совещание должностных, заинтересованных лиц в организации и проведении учебно-полевых сборов __ апрель Директор
2 Собрание учащихся юношей 10 классов совместно с родителями __ апрель Директор, п/о НВП
Подготовка руководителей занятий
1 Инструктивно-методические занятия с руководителями занятий __ апрель По плану ОДО и РОО
2 Инструктивно-методические занятия с командирами отделений, помощниками руководителей занятий __ апрель Преподаватель-организатор НВП (п/о НВП)
3 Разработка плана проведения учебно-полевых сборов, планов-конспектов занятий __ апрель Начальник штаба УПС;
п/о НВП
Подготовка учащихся
1 Довести до учащихся перечень экипировки на период проведения занятий __ апрель Преподаватель-организатор НВП (п/о НВП)
2 Изучить с учащимися распорядок дня на учебно-полевых сборах __ апрель п/о НВП
3 Провести дополнительные занятия по изучению теоретических вопросов программы учебно-полевых сборов __ апрель
__ апрель
__ апрель п/о НВП
4 Провести смотр готовности учащихся к выезду (выходу) на учебно-полевые сборы __ май Директор, п/о НВП
Подготовка документации
1 Разработка и утверждение расписаний занятий и распорядка дня __ апрель Начальник штаба УПС;
п/о НВП
2 Разработка и утверждение плана воспитательной и спортивно-массовой работы __ апрель Начальник штаба УПС;
п/о НВП
3 Подготовка наглядной агитации __ апрель Начальник штаба УПС;
п/о НВП
4 Подготовка проекта приказа о проведении военно-полевых сборов __ апрель п/о НВП
Подготовка учебно-материальной базы и материального обеспечения занятий
1 Подготовить учебное оружие (макеты), военное имущество и наглядные пособия, спортивный инвентарь для обеспечения занятий __ апрель п/о НВП
2 Подготовить документацию суточного наряда роты применительно нахождения учащихся-юношей на учебно-полевых сборах __ апрель п/о НВП
3 Довести до учащихся инструктаж по технике безопасности при прохождении учебно-полевых (лагерных) сборов __ май п/о НВП
Преподаватель-организатор НВП ____________ (фамилия, инициалы)
«___» апреля 2015 г.
Приложение 2
Проект приказа
О подготовке и проведении учебно-полевых сборов с учащимися 10 класса
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 февраля 2013 года №118 «Об утверждении Правил подготовки граждан к воинской службе, организации и проведения, а также формирования учебно-материальной базы начальной военной подготовки», программой начальной военной подготовки, приказа РОО и ОДО от «_» ______ № __ «О проведении учебно-полевых сборов» для закрепления знаний и навыков учащихся по начальной военной подготовке
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести пятидневные учебно-полевые сборы с учащимися 10 классов в составе школ района на базе оборонно-спортивного оздоровительного лагеря в сроки, установленные РОО с _____ по _______ 2015 года. Руководство по проведению занятий возложить на преподавателя-организатора начальной военной подготовки школы ФИО
2. Классному руководителю 10 класса ________ в срок до «__» _______ 2015 года провести следующие мероприятия:
2.1 представить списки юношей с подписью врача о допуске к участию в полевых занятиях (сборах);
2.2 представить (при необходимости) на педсовет документы на юношей, нуждающихся в освобождении от учебно-полевых сборов по состоянию здоровья – заключения ВКК; заявление родителей и классного руководителя.
2.3 провести классное родительское собрание, на которых поставить родителей в известность о предстоящих учебно-полевых сборах и изложить предложения и рекомендации по подготовке юношей к предстоящим сборам;
2.4 юношам, участвующим в учебно-полевых сборах иметь следующую экипировку:
а) теплую верхнюю одежду (куртку);
б) форму, установленную для занятий по НВП (полевая форма одежды, головной убор);
в) спортивную форму;
г) туалетные принадлежности;
д) фляжку (кружку) для воды;
е) сухой паёк на один день;
ж) противогаз, макет автомата, малую саперную лопатку и другое имущество (выдаётся школой);
3. Учителю технологии ______________ оказать помощь преподавателю-организатору НВП ___________ в изготовлении инвентаря, необходимого для учебно-полевых сборов.
4. Контроль за подготовкой к учебно-полевым сборам возложить на зам. директора по УВР ____________, о готовности учащихся к сборам в ОСОЛ доложить мне «__» ___ 2015 г.
5. Сбор учащихся для выезда на учебно-полевые сборы возле школы в ___ часов «__» __________ 2015 года
6. Приказ довести до классного руководителя и учащихся 10-го класса.
Директор школы ________ (фамилия, инициалы)
М.П.
С приказом ознакомлены:
Приложение 3
«Согласовано» «Утверждаю»
Начальник отдела по делам обороны Начальник отдела образования
___________ ______________
«__» ________ 2015 г. «__» ________ 2015 г.
Учебный план
проведения пятидневных учебно-полевых сборов
с обучающимися образовательных учреждений района
Темы занятий Дни занятий Общее количество часов
1 2 3 4 5 Тактическая подготовка 12
Занятие огневой позиции (места для стрельбы) под огнем противника, самоокапывание и маскировка 2 1 3
Выдвижение солдата в колонне при наступлении с ходу и занятие им места в боевом порядке отделения, преодоление заграждений по проходам и атака, приемы уничтожения противника в траншее огнем, гранатами, в рукопашном бою, овладение объектом атаки, действия на местности, зараженной радиоактивными (отравляющими) веществами в ходе наступления 1 2 3
Занятие солдатом места на позиции отделения в обороне при отсутствии непосредственного соприкосновения с противником, действия при применении противником ядерного оружия, с началом огневой подготовки, по сигналам оповещения о воздушном противнике, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, отражение атак танков и пехоты противника с различных направлений, ведение огня по воздушным целям 1 1 2
Солдат наблюдатель, выбор места наблюдения, его оборудование и маскировка, обнаружение целей и доклад о результатах наблюдения, составление схемы местности и нанесение целей на схему 1 1 2
Действия солдата, назначенного дозорным, движение дозорных и осмотр местности и местных предметов-оврага, леса, населенного пункта, моста, реки и т.д., доклад о результатах наблюдения, действия по сигналам оповещения о воздушном противнике и при ядерном взрыве 1 1 2
Огневая подготовка 6
Тренировка в разборке и сборке автомата Калашникова; снаряжение магазина учебными патронами 1 1 2
Стрельба из пневматической винтовки, выполнение четвертого подготовительного упражнения 1 1 2
Метание ручных осколочных и противотанковых гранат 1 1 2
Общевоинские уставы Вооруженных сил Республики Казахстан 4
Положение оружия у часового на посту, порядок заряжания оружия, действия часового при приеме и сдаче поста, при возникновении на посту пожара и при нарущении порядка вблизи своего поста или на соседнем посту 1 1 2
Действия часового при нападении на пост, порядок применения оружия 2 2
Строевая подготовка 4
Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Движение строевым и походным шагом. Повороты на месте и в движении. Выполнение воинского приветствия без оружия в движении. 1 1
Строевые приемы и движение с оружием, выполнение приемов «Автомат на грудь», «На ремень», «Положить оружие», «К оружию», «В ружье» 1 1
Построение отделения в развернутый и походный строи, перестроение отделения из развернутого строя в походный и обратно, размыкание и смыкание отделения 1 1
Сигналы управления строем – «Внимание», «Сбор командиров», «Марш», «Стой», «Увеличить дистанцию», «Уменьшить дистанцию», «В колонну», «Все кругом», «Все направо (налево)» и др. 1 1
Военная топография 2
Ориентирование на местности без карты, движение по азимутам 1 1 2
Гражданская оборона 2
Нормативы «Надевание ОЗК и противогаза (накидка, плащ, комбинезон) 1 1 2
Контрольно-проверочные занятия (зачёты) 4
Тактическая подготовка 1 1
Огневая подготовка 1 1
Военная топография 1 1
Гражданская оборона 1 1
ИТОГО 6 7 7 7 7 34
Примечание: при составлении и корректировки учебного плана начальнику штаба учебно-полевых сборов необходимо учитывать количество учебных взводов, количество преподавателей-организаторов НВП ведущих обновременно занятия с обучаемыми по одному из разделов. В данной работе учебный план составлен из расчета на 3 учебных взвода (количество во взводе 20-25 обучаемых) и двух преподавателей-организаторов начальной военной подготовки одновременно проводящих занятия по тактической подготовке. Далее необходимо составить расписание занятий по взводам на время проведения учебно-полевых сборов с учетом учебного-тематического плана и распорядка дня (приложение 7).
Приложение 4
«Согласовано» «Утверждаю»
Начальник отдела по делам обороны Начальник отдела образования
___________ ______________
«__» ________ 2015 г. «__» ________ 2015 г.
Распорядок дня
учебно-полевых (лагерных) сборов
№ п/п Содержание мероприятий Начало Окончание Продолжи-тельность
1 Подъём командного и руководящего состава УПС 6.30 2 Общий подъём 7.00 3 Утренняя физическая зарядка 7.10 7.40 30 минут
4 Утренний туалет, заправка постелей, уборка помещений и территории 7.40 8.10 30 минут
5 Утренний осмотр 8.10 8.20 10 минут
6 Завтрак 8.20 8.50 30 минут
7 Построение и развод на занятия 8.50 9.00 10 минут
8 Учебные занятия 1 час 9.00 9.45 45 минут
2 час 9.55 10.40 45 минут
3 час 10.50 11.35 45 минут
4 час 11.45 12.30 45 минут
9 Подготовка к обеду 12.30 13.00 30 минут
10 Обед 13.00 13.40 40 минут
11 Послеобеденный отдых 13.40 14.15 35 минут
12 Построение и развод на занятия 14.15 14.25 10 минут
13 Учебные занятия 5 час 14.25 15.10 45 минут
6 час 15.20 16.05 45 минут
7 час 16.15 17.00 45 минут
14 Личное время 17.00 18.00 1 час
15 Спортивно-массовая и воспитательная работа 18.00 19.00 1 час
16 Подготовка к ужину 19.00 19.10 10 минут
17 Ужин 19.10 19.40 30 минут
18 Спортивно-массовая и воспитательная работа 19.40 21.00 1 час 20 минут
19 Личное время 21.00 21.50 50 минут
20 Вечерняя прогулка 21.50 22.10 20 минут
21 Вечерняя поверка 22.10 22.20 10 минут
22 Приготовление ко сну 22.20 22.30 10 минут
23 Отбой 22.30 Особенности распорядка дня внутреннего наряда
№ п/п Содержание мероприятий Начало Окончание Продолжи-тельность
1 Изучение функциональных обязанностей и проведение занятий с нарядом на местах, медицинский осмотр наряда 15.20 16.50 1 час
30 минут
2 Личная подготовка, в том числе отдых (сон) внутреннего наряда 16.50 18.20 1 час
30 минут
3 Проверка готовности к несению службы и убытие к месту развода 18.20 18.30 10 минут
4 Развод внутреннего наряда 18.30 19.00 30 минут
5 Время отдыха дежурного по учебно-полевым сборам 9.00 13.00 4 часа
6 Инструктаж преподавателей-организаторов НВП 23.00 23.30 30 минут
Начальник учебно-полевых (лагерных) сборов _________ (фамилия, инициалы)
«__» ____________ 2015 г.
Приложение 5
«Согласовано» «Утверждаю»
Начальник отдела по делам обороны Начальник отдела образования
___________ ______________
«__» ________ 2015 г. «__» ________ 2015 г.
Учебно-тематический план
проведения пятидневных учебно-полевых (лагерных) сборов с учащимися 10 классов
Наименование тем Содержание занятий Кол-во часов Место проведен Вид занятия Рук-ль занятия Материальное
обеспечение
1-й день
Строй и упраление им Отработка строевых приемов и движений без оружия 1 Площадка для строевой под-ки Практи-ческое Командиры взводов Строевой устав плакаты
Занятие огневой позиции (места для стрельбы) под огнем противника, самоокапывание и маскировка Самоокапывание и маскировка 2 На местности Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение Макеты АК, МСЛ
Занятие солдатом места на позиции отделения в обороне при отсутствии непосредственного соприкосновения с противником, действия при применении противником ядерного оружия, с началом огневой подготовки, по сигналам оповещения о воздушном противнике, о РА, химическом и Б(б) заражении, отражение атак танков и пехоты противника с различных направлений, ведение огня по воздушным целям Действия солдата в обороне. Действия по сигналам оповещения 1 На местности Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение Макеты АК, МСЛ, СИЗ
Тренировка в разборке и сборке АК; снаряжение магазина учебными патронами Выполнение нормативов 1 Учебное место по ОП Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение Макеты АК, магазины, учебные патроны
Положение оружия у часового на посту, порядок заряжания оружия, действия часового при приеме и сдаче поста, при возникновении на посту пожара и при нарушении порядка вблизи своего поста и на соседнем посту Организация караульной службы. Наряд караулов, подготовка караулов. Обязанности часового и его действия на посту 1 Учебное место Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение Макеты АК
Уставы КиГС
Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Движение строевым и походным шагом. Повороты на месте и в движении. Выполнение воинского приветствия без оружия в движении Отработка строевых приемов и движений без оружия 1 Площадка для строевой под-ки Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение Строевой устав плакаты
2-й день
Занятие огневой позиции (места для стрельбы) под огнем противника, самоокапывание и маскировка Самоокапывание и маскировка 1 На местности Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение Макеты АК, МСЛ
Выдвижение солдата в колонне при наступлении с ходу и занятие им места в боевом порядке отделения, преодоление заграждений по проходам и атака, приемы уничтожения противника в траншее огнем, гранатами, в рукопашном бою, овладение объектом атаки, действия на местности, зараженной РА (ОВ) веществами в ходе наступления Действия солдата в наступлении. Действия на зараженной местности. 1 На местности Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение Макеты АК, макеты гранат, МСЛ, СИЗ
Занятие солдатом места на позиции отделения в обороне при отсутствии непосредственного соприкосновения с противником, действия при применении противником ядерного оружия, с началом огневой подготовки, по сигналам оповещения о воздушном противнике, о РА, химическом и Б(б) заражении, отражение атак танков и пехоты противника с различных направлений, ведение огня по воздушным целям Действия солдата в обороне. Действия по сигналам оповещения 1 На местности Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение Макеты АК, макеты гранат, МСЛ, СИЗ
Стрельба из пневматической винтовки, выполнение подготовительного упражнения Правила стрельбы. Меры безопасности. 1 Учебное место Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение ПВ, мишени, пули
Действия часового при нападении на пост, порядок применения оружия Организация караульной службы. Наряд караулов, подготовка караулов. Обязанности часового и его действия на посту 2 Учебное место Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение Макеты АК
Уставы КиГС
Сигналы управления строем-«Внимание», «Сбор командиров», «Марш», «Стой», «Увеличить дистанцию», «Уменьшить дистанцию», «В колонну», «Все кругом», «Все направо (налево) и др. Отработка сигналов управления строем 1 На местности Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение Флажки
3-й день
Выдвижение солдата в колонне при наступлении с ходу и занятие им места в боевом порядке отделения, преодоление заграждений по проходам и атака, приемы уничтожения противника в траншее огнем, гранатами, в рукопашном бою, овладение объектом атаки, действия на местности, зараженной РА (ОВ) веществами в ходе наступления Действия солдата в наступлении. Действия на зараженной местности. 2 На местности Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение Макеты АК, макеты гранат, МСЛ, СИЗ
Тренировка в разборке и сборке АК; снаряжение магазина учебными патронами Выполнение нормативов 1 Учебное место по ОП Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение Макеты АК, магазины, учебные патроны
Метание ручных осколочных и противотанковых гранат Выполнение нормативов 1 Учебное место Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение Макеты гранат
Положение оружия у часового на посту, порядок заряжания оружия, действия часового при приеме и сдаче поста, при возникновении на посту пожара и при нарушении порядка вблизи своего поста и на соседнем посту Организация караульной службы. Наряд караулов, подготовка караулов. Обязанности часового и его действия на посту 1 Учебное место Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение Макеты АК
Уставы КиГС
Ориентирование на местности без карты, движение по азимутам Ориентирование. Определение сторон горизонта 1 На местности Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение Компасы
Нормативы «Надевание ОЗК и противогаза (накидка, плащ, комбинезон)» Выполнение нормативов 1 Учебное место Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение ОЗК, противогазы
4-й день
Солдат наблюдатель, выбор места наблюдения, его оборудование и маскировка, обнаружение целей и доклад о результатах наблюдения, составление схемы местности и нанесение целей на схему Действия солдата наблюдателя 1 На местности Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение Макеты АК
Действия солдата, назначенного дозорным, движение дозорных и осмотр местности и местных предметов – оврагов, леса, населенного пункта, моста, реки и т.д., доклад о результатах наблюдения, действия по сигналам оповещения о воздушном противнике и при ядерном взрыве Действия солдата назначенного дозорным; порядок осмотра местности 1 На местности Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение Макеты АК
Стрельба из пневматической винтовки, выполнение подготовительного упражнения Правила стрельбы. Меры безопасности. 1 Учебное место Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение ПВ, мишени, пули
Метание ручных осколочных и противотанковых гранат Выполнение нормативов 1 Учебное место Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение Макеты гранат
Построение отделения в развернутый и походный строи, перестроение отделения из развернутого строя в походный и обратно, размыкание и смыкание отделения Отработка строевых приемов и движений без оружия 1 Площадка для строевой под-ки Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение Строевой устав плакаты
Ориентирование на местности без карты, движение по азимутам Ориентирование. Определение сторон горизонта 1 На местности Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение Компасы
Нормативы «Надевание ОЗК и противогаза (накидка, плащ, комбинезон)» Выполнение нормативов 1 Учебное место Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение ОЗК, противогазы
5-й день
Солдат наблюдатель, выбор места наблюдения, его оборудование и маскировка, обнаружение целей и доклад о результатах наблюдения, составление схемы местности и нанесение целей на схему Действия солдата наблюдателя 1 На местности Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение Макеты АК
Действия солдата, назначенного дозорным, движение дозорных и осмотр местности и местных предметов – оврагов, леса, населенного пункта, моста, реки и т.д., доклад о результатах наблюдения, действия по сигналам оповещения о воздушном противнике и при ядерном взрыве Действия солдата назначенного дозорным; порядок осмотра местности 1 На местности Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение Макеты АК
Строевые приемы и движение с оружием, выполнение приемов «Автомат на грудь», «На ремень», «Положить оружие», «К оружию», «В ружье» Отработка строевых приемов и движений с оружием 1 Площадка для строевой под-ки Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение Строевой устав плакаты
Тактическая подготовка (зачет) Выполнение нормативов 1 На местности Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение Макеты АК
МСЛ макеты гранат
Огневая подготовка Выполнение нормативов 1 Учебное место ОП Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение Макеты АК
ПВ, мишени, пули, магазин
Военная топография Выполнение нормативов 1 На местности Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение Компасы
Гражданская оборонв Выполнение нормативов 1 Учебное место ГО Практи-ческое Преподава-тель отв. за проведение ОЗК
противогазы
Начальник учебно-полевых (лагерных) сборов _________ (фамилия, инициалы)
Начальник штаба учебно-полевых (лагерных) сборов _________ (фамилия, инициалы)
«__» ____________ 2015 г.
Примечание: Учебный процесс на учебно-полевых сборах организуется в зависимости от количества учебных взводов. Расписание занятий планируется исходя из количества учебных мест и количества учебных взводов с указанием взвода, темы, места и времени обучения. На основании учебно-тематического плана начальник штаба учебно-полевых сборов разрабатывает расписание занятий.
Приложение 6
Перечень нормативов и упражнений
по начальной военной подготовке, используемых на контрольно-проверочных занятиях (зачеты)
Наименование норматива Условия (порядок) выполнения норматива Оценка.
Ошибки, снижающие оценку
1 2 3
Тактическая подготовка
Обнаружение целей, определение их местоположения относительно ориентиров и местных предметов и доклад о результатах наблюдения Обучаемый занимает место для наблюдения в заданном секторе. В секторе наблюдения на расстоянии 200-500 м от наблюдателя размещены три цели. Обнаружить цели, определить их местоположение относительно ориентиров и местных предметов, расстояние до них и доложить о результатах наблюдения Оценка:
«Отлично» - все три цели обнаружены и расстояние до них определено правильно.
«Хорошо» - все три цели обнаружены и расстояние до них определено с ошибкой, не превышающей 15%
«Удовлетворительно» - обнаружено не менее двух целей, при измерении одного из расстояний допущена ошибка более 15%
«Неудовлетворительно» - обнаружен менее двух целей или в двух случаях при измерении расстояний допущена ошибка более 15%
Ошибки:
Неправильный выбор обучаемым места наблюдения в укрытии;
Ошибка в измерении расстояния до каждой цели более 15%
Передвижение на поле боя Исходное положение – огневая позиция (место для стрельбы). Обучаемый вводится в тактическую обстановку, ему ставится задача на передвижение на новые рубежи. По командам руководителя обучаемый должен преодолеть 20-30 м ускоренным шагом с ведением огня, перебежками – не менее 50 м и переползанием по пластунски – не менее 10 м Оценка:
«Отлично» - все действия выполнены правильно, четко.
«Хорошо» - при передвижении допущено не более двух ошибок.
«Удовлетворительно» - при передвижении допущено не более трех ошибок.
«Неудовлетворительно» - при передвижении допущено более трех ошибок.
Ошибки:
Передвижение без учета особенностей рельефа местности;
Неправильно выбрано место для стрельбы;
Не ведется наблюдение за местностью и противником;
Не используются местные предметы для укрытия;
Неправильное положение корпуса, оружия при движении, остановках, перебежках и переползании.
Выбор огневой позиции (места для стрельбы), трассировка окопа Исходное положение – лежа или стоя. Обучаемый вводится в тактическую обстановку, ему ставится задача на выбор огневой позиции и её оборудование. Оценка:
«Отлично» - все действия выполнены правильно, четко.
«Хорошо» - допущено не более двух ошибок.
«Удовлетворительно» - допущено не более трех ошибок.
«Неудовлетворительно» - допущено более трех ошибок.
Ошибки:
Неправильно выбрана огневая позиция;
Неправильное положение оружия;
Неправильное использование лопаты;
Не выдержаны размеры окопа;
Не ведется наблюдение за противником, действия медленные и неуверенные.
Огневая подготовка
Изготовка к стрельбе лежа с упора разряжение оружия Обучаемый с оружием в исходном положении в 10 м от места стрельбы (огневой позиции). Оружие в положении «на ремень», магазин находится в сумке на ремне. Руководитель указывает место для стрельбы и дает команду «К бою!». Обучаемый изготавливается к стрельбе с упора (переводит оружие из походного положения в боевое и «заряжает его»), выполняет команду «К бою!» (оружие заряжено). Руководитель подает команду «Разряжай!». Обучаемый разряжает оружие из боевого положения в походное, кладет магазин в сумку и становится в исходное положение в 10 м от огневой позиции, с оружием в положении «на ремень». Оценка:
Время – до 1 мин. 50 с. Отсчитывается от команды «К бою!» до возвращения обучаемого в исходное положение.
Ошибки:
Нарушение последовательности выполнения приема;
Выполнение отдельных приемов не по уставу;
Неправильное положение корпуса и оружия после выполнения приема;
Не проверено – заряжен ли автомат;
Норматив выполнен нечетко, медленно.
Выполнение упражнений по метанию ручных осколочных и противотанковых гранат 1 упражнение: Метание ручной осколочной гранаты с месты.
Цель – три атакующие стрелка, или ростовые фигуры, установленные в обозначенном габарите на открытой местности (площадке) по фронту на 10 м и в глубину на 5 м. Габарит разбивается по глубине на три части: центральную – глубиной 1 м, ближнюю и дальнюю – глубиной по 2 м. Устанавливаются мишени: две – по боковым краям центральной части и одна – в середине дальней части. Дальность до цели – 25 м. Количество гранат – одна болванка.
Положение для метания: стоя из окопа со ступеньки. Оценка:
«Отлично» - за попадание в центральную часть габарита;
«Хорошо» - за попадание в дальнюю часть габарита;
«Удовлетворительно» - за попадание в ближнюю часть габарита;
«Неудовлетворительно» - за не попадание в габарит.
Дальность до цели измеряется от предней стенки окопа до середины центральной части габарита.
2 упражнение: Метание противотанковой гранаты по неподвижной цели.
Цель-танк в окопе устанавливается в габарите по фронту на 3,5 м и в глубину на 7 м. Габарит разбивается по глубине на три части: центральную – глубиной 2,5 м, ближнюю и дальнюю – глубиной по 2,25 м. Дальность до цели 15-20 м. Количество гранат – 1 болванка противотанковой гранаты. Положение для метания: стоя из окопа. Оценка:
«Отлично» - за попадание в центральную часть габарита;
«Хорошо» - за попадание в дальнюю часть габарита;
«Удовлетворительно» - за попадание в ближнюю часть габарита;
«Неудовлетворительно» - за не попадание в габарит.
Дальность до цели измеряется от предней стенки окопа до середины центральной части габарита.
Особенности выполнения упражнения:
Обучаемый из исходного положения по команде руководителя начинает движение вперед, с ходу занимает окоп, из которого метает гранату до цели.
Военная топография
Определение сторон горизонта по компасу Обучаемые с компасом – в указанной точке местности. Определить стороны горизонта и показать эти направления по местным предметам (ориентирам). Время – до 3 мин. Отсчитывается от команды «К ориентированию приступить!» до доклада «Готов!» Ошибки:
Неумение пользоваться компасом;
В качастве ориентиров выбраны плохо заметные на местности предметы;
Действия медленные, неуверенные.
Определение сторон горизонта по солнцу и часам У обучаемого в руках часы (или макет циферблата с установленным на нем временем в данный момент).
Определить стороны горизонта и указать по местным предметам (ориентирам). Время – до 3 мин. Отсчитывается от команды «К ориентированию приступить!» до доклада «Готов!» Ошибки:
Неверно расположены часы по отношению к солнцу;
Обучаемый не знает, какой угол на циферблате делят пополам до полудня и после полудня;
Действия медленные, неуверенные.

Контрольные нормативы
по курсу «Начальная военная подготовка»
№ п/п Наименование норматива Условия выполнения норматива Единица измерения Оценка
«5» «4» «3»
1 Неполная разборка ММГ АК-74 Автомат находится на столе (подстилке). Обучаемый находится у оружия. По команде приступает к разборке сек. 15 17 19
2 Сборка ММГ АК-74 после неполной разборки Сборка ММГ АК-74 производится в обратной последовательности. сек. 25 27 32
3 Снаряжение магазинов АК-74 (30 патронов) Магазин, патроны находятся на подстилке. По команде приступает к снаряжению магазина сек. 33 38 43
4 Стрельба из пневматичес-кой винтовки Мишень №8 10 м.
3 пробных
5 зачет очки 40 35 25
5 Норматив «Надевание противогаза» По команде «Газы!» обучаемые выполняют норматив сек. 7 8 10
6 Норматив надевание ОЗК «Плащ в рукава» По команде «Плащ в рукава, чулки, перчатки надеть», «Газы» обучаемые выпоняют норматив мин.сек 3 3,20 4,0
7 Норматив надевание ОЗК комбинезоном По команде «Защитный комплект надеть», «Газы» обучаемые выпоняют норматив мин.сек 4,35 5,0 6,0
8 Норматив надевание противогаза на «пораженного» По команде «Газы!» обучаемые выполняют норматив сек. 10 11 13
Рекомендации по критериям оценки результатов учебно-полевых (лагерных) сборов
Результаты учебно-полевых сборов оцениваются по следующим направлениям:
По тактической подготовке – обнаружение целей, определение их местонахождения относительно ориентиров и местных предметов и доклад о результатах наблюдения; выбор огневой позиции (места для стрельбы), трассировка окопа; предвижение на поле боя перебежками и переползанием; упражнения по метанию ручных и противотанковых гранат по целям.
По огневой подготовке – меры безопасности; нормативы по изготовке к стрельбе лежа с упора и разряжению оружия; кроме того, проверяется знание обучаемых по устройству автомата и ручных осколочных гранат; практическая отработка норматива по неполной разборке и сборке автомата; снаряжение магазина учебными патронами и стрельба из пневматического оружия (винтовки) на расстоянии 10 м – 3 пробных, 5 зачетных выстрелов.
По гражданской обороне – приемы и способы радиационной, химической и биологической защиты; преодоление участка местности, зараженного радиоактивными (отравляющими) веществами; действия солдата по сигналам оповещения и вспышке ядерного взрыва; выполнение нормативов одевания средств индивидуальной защиты (СИЗ).
По военной топографии - определение сторон горизонта по компасу, определение сторон горизонта по солнцу и часам, ориентирование на местности без карты, умение двигаться по азимутам.
По строевой подготовке – строевая стойка, повороты на месте и в движении, строевой шаг, воинское приветствие на месте и в движении, строи отделения и взвода.
По общевоинским уставам Вооруженных сил Республики Казахстан – выполнение обязанностей и действий суточным нарядом и караулом. Для подготовки обучаемых используется время предусмотренное в распорядке дня, проводится практическая отработка ситуаций действия суточного наряда подразделений (учебных взводов) и караула. Данная работа возлагается на штаб-сержанта учебно-полевых сборов и ответственного преподавателя-организатора НВП за организацию и несение караульной и гарнизонной службы (дежурного по учебно-полевым сборам).
По медицинской подготовке – остановка кровотечения, наложение повязок на раны верхних и нижних конечностей, головы. Из опыта работы на учебно-полевых сборах рекомендуется в часы личного времени и спортивно-массовой работы предусмотреть 20-30 минутные практические занятия медицинским работником учебно-полевых сборов с обучаемыми по данным темам.
По физической подготовке – в объеме требований правил проведения Президентских тестов физической подготовленности населения Республики Казахстан (ступень III «Сила и мужество», возраст 16-17 лет) или к кандидатам, поступающим в военно-учебные заведения.
Индивидуальная оценка каждого обучаемого складывается из оценок, полученных за выполнение каждого норматива:
«отлично» - не менее 50% нормативов выполнено на «отлично», остальные – на «хорошо»;
«хорошо» - не менее 50% нормативов выполнено на «отлично» и «хорошо», остальные – не ниже «удовлетворительно»;
«удовлетворительно» - если не более, чем по одному из нормативов получена оценка «неудовлетворительно»;
«неудовлетворительно» - при наличии двух и более неудовлетворительных оценок по нормативам.
Общая оценка за учебно-полевые (лагерные) сборы выставляется:
«отлично», если оценки, полученные по тактической и огневой подготовке, гражданской обороне – «отлично», а по строевой – не ниже «хорошо» при примерном или удовлетворительном поведении;
«хорошо», если оценки, полученные по тактической и огневой подготовке, гражданской обороне – не ниже «хорошо», а по строевой – не ниже «удовлетворительно» при примерном или удовлетворительном поведении;
«удовлетворительно», если не более чем по двум разделам учебной программы получена оценка «неудовлетворительно» при примерном или удовлетворительном поведении;
«неудовлетворительно», если по трем и более разделам учебной программы получены оценки «неудовлетворительно».

Приложение 7
«Утверждаю»
Начальник учебно-полевых сборов
___________ (в/звание, фамилия, инициалы)
«__» ___________ 2015 г.
Расписание занятий взводов на учебно-полевые (лагерные) сборы
Число/день № занятия Время 1 учебный взвод 2 учебный взвод 3 учебный взвод
Первый день 8.00-8.30 Заезд обучаемых в оборонно-спортивный оздоровительный лагерь. Размещение.
1 9.00-9.45 Строевая подготовка Строй и управление им Строевая подготовка
Строй и управление им Строевая подготовка
Строй и управление им
2 9.55-10.40 Тактическая подготовка тема 1 Тактическая подготовка тема 3 Уставы ВС РК
тема 1
3 10.50-11.35 Тактическая подготовка тема 1 Уставы ВС РК
тема 1 Тактическая подготовка тема 3
4 11.45-12.30 Огневая подготовка тема 1 Тактическая подготовка тема 1 Строевая подготовка тема 1
5 14.25-15.10 Строевая подготовка тема 1 Тактическая подготовка тема 1 Огневая подготовка тема 1
6 15.20-16.05 Уставы ВС РК
тема 1 Огневая подготовка тема 1 Тактическая подготовка тема 1
7 16.15-17.00 Тактическая подготовка тема 3 Строевая подготовка тема 1 Тактическая подготовка тема 1
18.30-19.00 Торжественное открытие учебно-полевых (лагерных) сборов
Число/день № занятия Время 1 учебный взвод 2 учебный взвод 3 учебный взвод
Второй день 1 9.00-9.45 Тактическая подготовка тема 1 Огневая подготовка тема 2 Тактическая подготовка тема 3
2 9.55-10.40 Тактическая подготовка тема 2 Уставы ВС РК
тема 2 Строевая подготовка тема 4
3 10.50-11.35 Уставы ВС РК
тема 2 Тактическая подготовка тема 1 Огневая подготовка тема 2
4 11.45-12.30 Огневая подготовка тема 2 Тактическая подготовка тема 2 Уставы ВС РК
тема 2
5 14.25-15.10 Строевая подготовка тема 4 Уставы ВС РК
тема 2 Тактическая подготовка тема 1
6 15.20-16.05 Уставы ВС РК
тема 2 Тактическая подготовка тема 3 Тактическая подготовка тема 2
7 16.15-17.00 Тактическая подготовка тема 3 Строевая подготовка тема 4 Уставы ВС РК
тема 2
Третий день 1 9.00-9.45 Огневая подготовка тема 1 Гражданская оборона
тема 1 Тактическая подготовка тема 2
2 9.55-10.40 Военная топография
тема 1 Огневая подготовка тема 1 Тактическая подготовка тема 2
3 10.50-11.35 Уставы ВС РК
тема 1 Тактическая подготовка тема 2 Огневая подготовка тема 1
4 11.45-12.30 Огневая подготовка тема 2 Тактическая подготовка тема 2 Гражданская оборона
тема 1
5 14.25-15.10 Тактическая подготовка тема 2 Огневая подготовка тема 2 Уставы ВС РК
тема 1
6 15.20-16.05 Тактическая подготовка тема 2 Военная топография
тема 1 Огневая подготовка тема 2
7 16.15-17.00 Гражданская оборона тема 1 Уставы ВС РК
тема 1 Военная топография тема 1
Четвёртый день 1 9.00-9.45 Огневая подготовка тема 2 Строевая подготовка тема 3 Тактическая подготовка тема 4
2 9.55-10.40 Военная топография
тема 1 Огневая подготовка тема 2 Тактическая подготовка тема 5
3 10.50-11.35 Строевая подготовка тема 3 Тактическая подготовка тема 4 Огневая подготовка тема 2
4 11.45-12.30 Гражданская оборона
тема 1 Тактическая подготовка тема 5 Военная топография
тема 1
5 14.25-15.10 Тактическая подготовка тема 4 Гражданская оборона
тема 1 Огневая подготовка тема 3
6 15.20-16.05 Тактическая подготовка тема 5 Огневая подготовка тема 3 Гражданская оборона
тема 1
7 16.15-17.00 Огневая подготовка тема 3 Военная топография
тема 1 Строевая подготовка тема 3
Пятый день 1 9.00-9.45 Тактическая подготовка тема 4 Строевая подготовка тема 2 Тактическая подготовка зачет
2 9.55-10.40 Тактическая подготовка тема 5 Огневая подготовка зачет Гражданская оборона зачёт
3 10.50-11.35 Военная топография
зачет Тактическая подготовка тема 4 Строевая подготовка тема 2
4 11.45-12.30 Тактическая подготовка зачет Тактическая подготовка тема 5 Огневая подготовка зачет
5 14.25-15.10 Гражданская оборона зачёт Военная топография
зачет Тактическая подготовка тема 4
6 15.20-16.05 Строевая подготовка тема 2 Тактическая подготовка зачет Тактическая подготовка тема 5
7 16.15-17.00 Огневая подготовка зачет Гражданская оборона зачёт Военная топография
зачет
18.30-19.00 Торжественное закрытие учебно-полевых (лагерных) сборов
Обязанности должностных лиц (руководящего состава) учебно-полевых (лагерных) сборов
Начальник учебно-полевых (лагерных) сборов (представитель отдела по делам обороны) руководит подготовкой и проведением учебно-полевых сборов. Он отвечает за своевременную разработку планирующих документов, материальное обеспечение учебно-полевых сборов и подготовку должностных лиц (руководящего состава) к их проведению; организацию и состояние учебной и воспитательной работы, дисциплину, морально-психологическое состояние участников учебно-полевых сборов; состояние здоровья обучаемых, соблюдение мер безопасности и поддержание общественного порядка на территории оборонно-спортивного оздоровительного лагеря (ОСОЛ).
Начальник штаба учебно-полевых (лагерных) сборов разрабатывает план подготовки и проведения учебно-полевых сборов, организационно-методические указания, расписание занятий, инструкции по технике безопасности, распорядок дня, определяет порядок использования учебно-материальной базы, организует и проводит методические занятия с преподавателями-организаторами начальной военной подготовки, контролирует выполнение программы, расписание занятий.
Заместитель начальника учебно-полевых сборов по воспитательной работе несет ответственность за организацию и ведение патриотического воспитания обучаемых, их дисциплину и морально-психологическое состояние. Ведет патриотическую и культурно-просветительскую работу среди обучаемых, заботится об их здоровье и питании.
Заместитель начальника учебно-полевых сборов по тылу отвечает за материальное обеспечение учебно-полевых сборов и охрану окружающей среды; обеспечивает сохранность военно-технического имущества; организует питание и медицинское обеспечение.
Методист РМК (районный методический кабинет) отдела образования контролирует учебно-воспитательный процесс на учебно-полевых сборах, обеспечивает взаимодействие с местными исполнительными органами, органами правопорядка.
Штаб-сержант учебно-полевых (лагерных) сборов несет ответственность за подготовку и организацию занятий с суточными нарядами учебных взводов и караула; изучение обучаемыми обязанностей дежурного, дневального по подразделению и часового; проводит практические занятия. Контролирует несение службы суточными нарядами и караулом. Организует взаимодействие с командирами взводов.
Командир учебного взвода отвечает за здоровье учащихся, их воспитание, морально-психологическое состояние, выполнение установленного распорядка дня. Командир взвода обязан: знать фамилию, имя каждого обучаемого, их деловые качества, проводить с ними воспитательную работу, вести именной список взвода, заботиться о подчиненных, вникать в их нужды, требовать и строго следить за соблюдением дисциплины, внешним видом подчиненных, выполнением правил ношения установленной формы одежды, выполнение требований безопасности на учебно-полевых сборах, принимать меры к сохранению имущества взвода. Проводить плановые занятия с взводом.
Командир отделения (из числа подготовленных обучаемых) является непосредственным начальником для всего личного состава отделения и подчиняется командиру взвода. Он отвечает за своевременное прибытие на занятия, дисциплину, внешний вид. Командир отделения следит за распорядком дня и внутренним порядком в отделении, постоянно должен знать где находятся и чем заняты его подчиненные.
Медицинский работник учебно-полевых (лагерных) сборов следит за физическим состоянием обучаемых, оказывает первую медицинскую помощь при необходимости, контролирует приготовление пищи для участников УПС, проводит медицинский осмотр заступаемых в наряд и караул, проводит практические занятия по оказанию ПМП с обучаемыми.
Инструктор по физическому воспитанию и спортивно-массовой работе планирует, организует и проводит спортивно-массовую работу с участниками сборов; соревнования по спортивным играм на каждый день учебно-полевых сборов, утреннюю физическую зарядку; совместно с командирами взводов организует и принимает зачеты у обучаемых.
Проведение учебно-полевых (лагерных) сборов
Прибытие на учебно-полевые сборы, регистрация, проверка и размещение личного состава
Учащиеся прибывают на учебно-полевые сборы под руководством преподавателей-организаторов начальной военной подготовки в назначенное время в оборонно-спортивный оздоровительный лагерь (ОСОЛ). Проходят регистрацию и формируются по взводам. Командиры взводов проверяют наличие личного состава, проверяют имущество, принадлежности необходимые для проведения сборов. Назначаются командиры отделений из наиболее подготовленных учащихся. Командиры взводов направляют личный состав для размещения в спальные помещения (казарму). Учащиеся размещаются, получают постельные принадлежности, учатся правильно заправлять кровати. Назначается суточный наряд в подразделениях.
В сборах принимают участие только здоровые юноши. Списки учеников заверяются медицинским работником общеобразовательного учреждения. Обучаемые обеспечиваются питанием, с ними проводятся культурно-массовые и спортивные мероприятия. Обучаемым разрешается пользоваться мобильными телефонами, фотоаппаратами в перерывах между занятиями и в личное время. Проведение учебно-полевых сборов контролируется отделом образования и отделом по делам обороны.
Постановка целей и задач для личного состава учебно-полевых (лагерных) сборов. Развод на занятия
На общем построении учащимся объявляются цели и задачи сборов, правила поведения на территории ОСОЛ (воинской части), меры безопасности и распорядок дня. Развод на занятия производится согласно расписанию занятий. Под руководством командиров взводов и преподавателей-организаторов начальной военной подготовки, назначенных для проведения занятий, учащиеся повзводно передвигаются к местам занятий.
Учебный процесс на учебно-полевых (лагерных) сборах
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с учебным планом, учебно-тематическим планом и распорядком дня.
Преподаватели составляют на каждое проводимое занятие план-конспект, утвержденный начальником учебно-полевых сборов. Занятия носят практическую направленность и обеспечиваются всем необходимым для их проведения: общевоинскими уставами Вооруженных сил Республики Казахстан, ММГ АК-74, МСЛ, средствами индивидуальной защиты, компасами и другим необходимым имуществом.
В зависимости от тематики проводимого занятия организуются места для их проведения: полевые условия – для занятий по тактической подготовке, военной топографии, учебные места – для огневой подготовке и общевоинским уставам Вооруженных сил. Занятия по строевой подготовке проводятся на строевом плацу.
Одним из мероприятий по отработке практических умений и навыков являются действия обучаемых по «тревоге» и выдвижение личного состава сборов в район «боевых действий». Обучаемые совершают 5 километровый марш-бросок. Комплексно совершенствуются умения и навыки строевой, физической, тактической, огневой подготовки и гражданской обороны.
При проведении занятий преподаватели-организаторы НВП уделяют особое внимание соблюдениям мер безопасности в условиях деятельности на незнакомой местности и действиям участников учебно-воспитательного процесса в случаях получения травм и повреждений.
Каждый день учебно-полевых сборов начинается с торжественного построения на развод, доклада командиров взводов об отсутствующих и больных, доведения плана занятий на предстоящий день.
Проведение мероприятий военно-патриотического воспитания на учебно-полевых сборах
Военно-патриотическое воспитание осуществляется системой мероприятий, на которых обучаемые получают информацию о нормативно-правовых актах, составляющих правовую основу военной службы. Встречи с военнослужащими воинской части, воинами-интернационалистами, обобщение исторического опыта и современности – заставляют молодое поколение задуматься о важности защиты свой Родины, необходимости выполнения конституционного долга. Все мероприятия проводятся в форме бесед, конкурсов, практических занятий. Заместителем начальника сборов по воспитательной работе составляется план военно-патриотического воспитания в период учебно-полевых сборов, за реализацию которого он несет ответственность.
Вариант
План военно-патриотического воспитания в период учебно-полевых (лагерных) сборов
№ п/п Наименование мероприятия Дата проведения Ответственный исполнитель
1 Выпуск боевых листков ежедневно Зам. начальника сборов по ВР
2 Просмотр военно-патриотических фильмов, учебных фильмов по начальной военной подготовке ежедневно Зам. начальника сборов по ВР
3 Встреча учащихся с сотрудниками отдела по делам обороны, разъяснение основных положений ЗРК «О воинской службе и статусе военнослужащих» ________ Зам. начальника сборов по ВР
4 Встречи с офицерами запаса, воинами - интернационалистами ________ Зам. начальника сборов по ВР, представители ОДО
5 Строевой смотр взводов, прохождение торжественным маршем ________ Зам. начальника сборов по ВР
6 Беседы о Вооруженных силах Республики Казахстан ________ Зам. начальника сборов по ВР
Проведение спортивно-массовой работы в период проведения учебно-полевых (лагерных) сборов
В целях развития и совершенствования физических качеств, необходимых будущим защитникам Отечества, на весь период планируется спортивно-массовая работа с учащимися.
Спортивно-массовые мероприятия на учебно-полевых сборах проводятся с обучаемыми согласно распорядка дня и плана проведения. Инструктор по физическому воспитанию и спортивно-массовой работе совместно с командирами взводов организует и принимает зачеты у личного состава учебно-полевых сборов, занося результаты в протокол. По результатам зачетов выставляется оценка по физической подготовке на учебно-полевых сборах каждому обучаемому. Победители в личном зачете награждаются грамотами и ценными подарками.
Между взводами организуются и проводятся соревнования по спортивным играм на каждый день учебно-полевых сборов.
Утренняя физическая зарядка проводится в целях систематической физической тренировки обучаемых. Она является обязательным элементом распорядка дня учебно-полевых сборов. Форма одежды для зарядки устанавливается начальником учебно-полевых сборов в зависимости от температуры воздуха. При проведении зарядки инструктор по ФВ и СМР применяет различные варианты, чередующиеся между собой (вольные упражнения, упражнения на снарядах, преодоление препятствий).
Для проведения занятий по физической подготовке устанавливается следующая форма одежды:
форма №1 – спортивная (трусы, майка, тренировочный костюм, спортивная обувь);
форма №2 – брюки - полевая форма одежды, обнаженный торс, без головного убора;
форма №3 – полевая форма одежды, без поясного ремня и головного убора;
форма №4 – полевая форма одежды, поясной ремень ослаблен.
Требования безопасности при проведении занятий по физической подготовке
Инструктор по физическому воспитанию и спортивно-массовой работе обязан:
- осуществлять непрерывный контроль за состоянием здоровья обучаемых при проведении спортивно-массовых мероприятий;
- тщательно проверить состояние и исправность спортивного инвентаря;
- соблюдать установленную последовательность выполнения приемов, действий и упражнений, оптимальные интервалы и дистанцию между обучаемыми;
- контролировать уровень физической нагрузки на занятиях и своевременно её снижать;
- организовать помощь и страховку при выполнении упражнений;
- обеспечить наличие медицинских средств (аптечка) при проведении мероприятий;
- оказать первую помощь пострадавшему.
Вариант
План спортивно-массовой работы в период проведения учебно-полевых (лагерных) сборов
№ п/п Наименование мероприятия Дата проведения Ответственный исполнитель
1 Соревнования по футболу между учебными взводами Инструктор по ФВ и СМР, КВ
2 Соревнования по баскетболу между учебными взводами Инструктор по ФВ и СМР, КВ
3 Кросс 3000 м Инструктор по ФВ и СМР, КВ
4 Соревнования по гиревому спорту между взводами Инструктор по ФВ и СМР, КВ
5 Подтягивание на перекладине Инструктор по ФВ и СМР, КВ
6 Бег 100 м Инструктор по ФВ и СМР, КВ
7 Перетягивание каната Инструктор по ФВ и СМР, КВ
8 Эстафета 4х100 Инструктор по ФВ и СМР, КВ
9 Соревнования по шашкам, шахматам Инструктор по ФВ и СМР, КВ
Окончание учебно-полевых (лагерных) сборов. Подведение итогов.
Последний день занятий учебно-полевых сборов заканчивается сдачей имущества ОСОЛ, торжественным построением и подведением итогов. В данном мероприятии принимают участие представители местных исполнительных органов, отдела образования и отдела по делам обороны. Завершающим этапом торжественного мероприятия является награждение участников учебно-полевых сборов, проявивших себя в различных видах деятельности: (командиры отделений, победители в личном зачете по физической подготовке, обучаемые показавшие лучшие результаты по разделам программы, лучшие преподаватели-организаторы начальной военной подготовке и т.п.); все они получают грамоты и ценные подарки.
Под руководством преподавателей-организаторов НВП учащиеся убывают с учебно-полевых сборов.
Анализ военно-полевых сборов производится в течение пяти дней после их окончания и включает выставление оценок в сводную ведомость по разделам программы учебно-полевых сборов и составление письменного отчета (преподаватели-организаторы НВП составляют отчет директорам школ; руководящий состав УПС – отдел образования (копия – отдел по делам обороны)), фото и видеоматериалы, презентация о учебно-полевых сборах.
Инструктаж учащихся, принимающих участие в учебно-полевых (лагерных) сборах, по обеспечению личной безопасности и ответственности
Инструктаж юношей 10 классов на учебно-полевых сборах
Правила поведения на территории ОСОЛ (войсковой части) и общественных местах
Во время прохождения учебно-полевых сборов учащиеся обязаны соблюдать установленный на территории ОСОЛ (войсковой части) надлежащий порядок.
Передвигаться по территории по тротуарам и дорожкам, не ходить по газонам, не загрязнять бордюры, тротуары, плац.
Не сорить, выбрасывать мусор только в специально отведенные для этого места.
Не повреждать зелёные насаждения.
Не создавать помех обслуживающему персоналу (военнослужащим) в передвижениях, построениях.
Не выходить на проезжую часть.
Не подходить к охраняемым объектам.
Соблюдать правила этикета и вежливого обращения с окружающими.
Не употреблять в разговоре с окружающими ненормативную лексику, что позволит исключить возникновение конфликтных ситуаций.
При посещении учебных классов, столовой и других объектов ОСОЛ (войсковой части) соблюдать дисциплину, чистоту и установленный порядок.
В спальном помещении (казарме) поддерживать чистоту и порядок. Категорически запрещается пользоваться открытым огнем (спички, зажигалки).
Пользуясь умывальником и туалетом соблюдать чистоту и порядок.
Постоянно находиться в составе своего взвода. Никуда не отлучаться без разрешения командира взвода.
При возникновении плохого самочувствия, заболевания, получения травмы учащийся немедленно докладывает руководителю (командиру взвода, начальнику сборов, дежурному по ОСОЛ (роте)), после чего ими принимаются необходимые меры по оказанию медицинской помощи, доставка в медицинский пункт, лечебное учреждение.
Посещение торговых точек разрешается только в свободное от занятий время в случае крайней необходимости, под руководством командира взвода, малыми группами (2-3 человека). Самостоятельные уходы за покупками запрещаются.
Соблюдать правила электробезопасности. Не подходить к электрощитовым установкам, оборванным электропроводам, к открытым люкам коммуникаций. Пользуясь электроприборами, механизмами соблюдать осторожность.
В случае несоблюдения данных правил поведения учащимся объявляются дисциплинарные взыскания (замечание, выговор), сообщается по месту учебы и родителям, отправка домой.
Правила обращения с военно-техническим и другим имуществом
Каждый учащийся на время учебно-полевых сборов получает в пользование военно-техническое имущество и использует его по назначению. Кровать, тумбочку для хранения предметов первой необходимости, стул (табурет), постельное белье и принадлежности.
Для проведения учебных занятий – компасы, МСЛ, ММГ АК-74, пневматическое оружие, средства индивидуальной защиты, другое имущество.
В столовой – посуду, столовые приборы.
В учебных класса (местах) – тренажеры, стенды, оборудование.
Учащиеся имеют на учебно-полевых сборах собственное имущество.
Каждый участник учебно-полевых сборов отвечает за сохранность доверенного ему имущества.
При получении постельных принадлежностей и другого имущества, проверяет их исправность и комплектность под роспись.
По окончании учебно-полевых сборов осуществляет сдачу ответственному лицу полученного имущества.
В случае халатного обращения с военно-техническим и личным имуществом других лиц, его порчи или хищения, участник учебно-полевых сборов может быть привлечен к материальной ответственности.
Ответственность за употребление спиртных напитков и наркотических веществ
Во время проведения учебно-полевых сборов запрещается употребление спиртных напитков и наркотических веществ.
Учащиеся, замеченные в употреблении вышеуказанных веществ, отправляются со сборов (сообщается по месту учебы и родителям) и привлекаются к административной ответственности.
Ответственность за самовольное оставление учебно-полевых (лагерных) сборов
Учащиеся, прибывшие для участия в учебно-полевых сборах, находятся на территории оборонно-спортивного оздоровительного лагеря (войсковой части) в течении пяти дней.
Учащимся запрещается отлучаться с места проведения учебно-полевых сборов до их окончания без уважительных причин.
Уважительными причинами оставления сборов являются заболевание, неотложные семейные обстоятельства.
Учащийся оставляет учебно-полевые сборы по уважительной причине только по прибытии за ним родителей, или представителя администрации школы в которой он обучается под расписку и предъявлении документа, удостоверяющего личность (удостоверение личности).
В случае самовольного оставления учебно-полевых сборов, учащийся объявляется в розыск ОВД. При обнаружении подлежит отправлению со сборов до их окончания с выставлением оценки «неудовлетворительно» и административной ответственности.
Самовольным оставлением учебно-полевых сборов считается ситуация, если при построении взводов кто-либо из учащихся отсутствует без уважительной причины и является чрезвычайным происшествием.
Личная ответственность за собственные денежные средства, ценные вещи, одежды и обуви
Для участия в учебно-полевых сборах учащиеся берут с собой из дома вещи, необходимые для жизнедеятельности: одежду, головные уборы, обувь, туалетные принадлежности.
Питание и проживание, снабжение питьевой водой учащихся во время проведения учебно-полевых сборов обеспечивает ОСОЛ (войсковая часть).
Каждый учащийся несет личную ответственность за правильное хранение, использование и сохранность личных вещей.
Учащимся не рекомендуется иметь с собой предметы и вещи, представляющие большую материальную ценность: дорогую одежду, обувь, сотовый телефон, фотоаппарат, аудиотехнику, большие суммы денег и др.
В случае повреждения, потери, других ситуаций, связанных с причинением ущерба личному имуществу учащихся, руководство учебно-полевых сборов принимает все необходимые меры, но материальной ответственности не несет.
Правила дорожного движения
При передвижении к месту проведения учебно-полевых сборов в пешем порядке учащиеся обязаны соблюдать правила дорожного движения для пешеходов:
Выполнять распоряжения преподавателя-организатора НВП во время передвижения.
Двигаться организованной колонной.
Не отставать, не обгонять колонну.
Не выходить из строя без разрешения руководителя.
Передвигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, не создавать помех окружающим.
Переходить дорогу в установленных местах: по пешеходным переходам, на перекрестках, при необходимости, в местах хорошего обзора дороги во всех направлениях только по команде руководителя.
При отсутствии тротуара осуществлять движение по обочине проезжей части, соблюдая все меры предосторожности, выполняя распоряжения руководителя.
При передвижении к месту учебно-полевых сборов на общественном, школьном или личном транспорте соблюдать правила безопасности при посадке, высадке.
Использовать ремни безопасности, держаться за поручни.
В опасных (аварийных) ситуациях принимать меры защиты.
При пожаре – сообщить водителю, покинуть транспортное средство через аварийный выход, помочь пострадавшим.
При падении транспортного средства в водоем задержать дыхание, разбить окно, покинуть транспорт, выплывать к берегу, оказать само- и взаимопомощь.
Приложение 8
Ведомость
инструктажа участников учебно-полевых сборов по правилам поведения и соблюдению мер безопасности на территории ОСОЛ (войсковой части) в период проведения учебно-полевых (лагерных сборов)
В период проведения учебно-полевых сборов учащиеся ОБЯЗАНЫ:
Неукоснительно выполнять требования преподавателя-организатора НВП и руководства учебно-полевых сборов, определяемые положениями общевоинских уставов и внутренним порядком, установленным в ОСОЛ (войсковой части).
Внимательно и со старанием относиться ко всем проводимым занятиям.
Исполняя обязанности лиц суточного наряда, выполнять их в полном объеме в соответствии с инструкциями и положениями устава внутренней службы.
Строго соблюдать дисциплину, распорядок дня, правила и меры безопасности при проведении занятий с использованием оружия, спортивных снарядов и другой ученой материально-технической базы ОСОЛ (войсковой части).
Не допускать случаев пререканий со старшими, грубых взаимоотношений между собой и с военнослужащими.
Поддерживать внутренний порядок в помещениях и на территории оборонно-спортивного оздоровительного лагеря (войсковой части).
Немедленно докладывать преподавателю-организатору НВП и руководству учебно-полевых сборов обо всех случаях нарушения правил и мер безопасности, внутреннего порядка, грубости, допускаемой между учащимися, а также других случаях сопряженных с опасностью, угрожающей чьей-либо жизни и здоровью.
В период проведения учебно-полевых сборов учащимся ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
Самовольно покидать территорию ОСОЛ (воинской части) или места проведения занятий.
Курить на территории ОСОЛ (воинской части).
Нарушать правила противопожарной безопасности.
В период от отбоя до подъема выходить из спальных помещений.
Хранить продукты и медикаменты в спальном помещении.
Совершать какие-либо действия, способные привести к порче имущества, оборудования, учебно-материальной базы.
Приносить на территорию ОСОЛ (воинской части) и употреблять спиртные напитки, наркотические и психотропные вещества.
№ п/п Фамилия, имя учащегося Роспись учащихся об ответственности за нарушение правил поведения и мер безопасности Роспись инструктирующего
(преподаватель-организатор НВП)
1 2 3 т.д. Преподаватель – организатор НВП _________ (фамилия, инициалы)
Данный документ заполняется в школе и предоставляется в штаб сборов по прибытию на учебно-полевые сборы.
Меры безопасности при проведении сборов
Меры безопасности при проведении стрельб (пневматическое оружие)
Стрельба проводится на оборудованном учебном месте (тир) под руководством преподавателя-организатора НВП, отвечающего за раздел «Огневая подготовка».
При проведении стрельбы ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
Производить стрельбу из неисправного оружия и при поднятом белом флаге.
Брать или трогать на огневом рубеже оружие или подходить к нему без команды руководителя стрельбы.
Заряжать оружие до команды руководителя стрельбы.
Прицеливаться и направлять оружие в стороны и тыл, а также людей.
Выносить заряженное оружие с огневого рубежа.
Находиться на огневом рубеже посторонним, кроме стреляющей смены.
Оставлять где бы то ни было заряженное оружие или передавать его другим лицам без разрешения руководителя стрельбы.
Производить стрельбу непараллельно директрисе (направлению) стрельбища (тира).
Стрелять в тире одновременно из разных видов оружия.
От сигнала (команды) «ОГОНЬ!» до сигнала (команды) «ОТБОЙ!» кому бы то ни было находиться на огневом рубеже.
На занятиях по огневой подготовке ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
Стрелять в тире или на стрельбище, которые не обеспечивают мер безопасности.
Производить стрельбу из неисправного оружия.
Вести стрельбу при поднятом белом флаге.
Брать в руки, трогать на огневом рубеже орудие или подходить к нему без команды руководителя.
Заряжать оружие всеми видами патронов до команды руководителя.
Прицеливаться и направлять оружие в сторону и тыл, а также в людей и животных, в каком бы состоянии (заряжено или нет) оружие ни находилось.
Прицеливаться в мишени даже из незаряженного оружия, если в направлении их находятся люди или животные.
Выносить заряженное оружие с огневого рубежа.
Находиться на огневом рубеже посторонним (всем кроме стреляющей смены).
Оставлять где бы то ни было заряженное оружие или передавать его другим без команды руководителя.
Стрелять не параллельно направлению стрельбища.
Стрелять в тире одновременно из разных видов оружия.
Находиться на огневом рубеже кому бы то ни было от сигнала «Отбой» до сигнала «Огонь».
В случае хищения оружия и боеприпасов предусмотрена уголовная ответственность.
Приложение 9
Ведомость
Инструктажа по правилам и мерам безопасности при обращении с оружием и боеприпасами в период проведения учебно-полевых сборов и выполнения стрельб (пневматическое оружие)
При обращении с оружием учащиеся ОБЯЗАНЫ:
Знать назначение, общее устройство оружия, его боевые свойства и меры безопасности при обращении с ним.
Знать порядок заряжания оружия и заряжать его только по команде руководителя стрельбы.
Перед началом занятий и по их окончанию по команде руководителя занятий и под его руководством производить осмотр и проверку оружия.
Содержать оружие в чистоте и порядке.
Оружие иметь постоянно при себе, не оставлять его без присмотра в перерывах между занятиями и при смене мест занятий.
Протирать оружие перед стрельбой и производить его чистку и смазку после стрельбы.
При обращении с оружием учащимся ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
Направлять оружие в сторону людей независимо от того – заряжено оно или нет.
Производить выстрелы до команды руководителя стрельбы.
Выносить оружие с места проведения занятий без разрешения руководителя занятий.
Производить разборку оружия.
Утыкать оружие стволом в землю.
№ п/п Фамилия, имя учащегося Роспись учащихся об ответственности при обращении с оружием Роспись инструктирующего
(преподаватель-организатор НВП)
сохраннос-ть оружия осторожное обращение хищение патронов 1 2 3 т.д. На занятиях по тактической подготовке:
При обучении учащихся действиям солдата в бою соблюдать меры безопасности:
При передвижении шагом, бегом, перебежками, переползанием, остерегаться повреждающих предметов на местности (осколков стекла, металлических предметов, проволоки, растений и др.)
В случае преодоления препятствий, инженерных заграждений (колючая проволока, рвы, овраги, ручьи, канавы).
Во время метания учебных гранат броски осуществлять в направлении безопасном для окружающих.
Во время рытья и оборудования окопа соблюдать правила безопасного обращения с шанцевым инструментом (все движения лопаты направлять в сторону от себя и окружающих).
Подготовка учащихся к учебно-полевым (лагерным) сборам
Для проведения учебно-полевых сборов учащиеся готовят все необходимое имущество обеспечивающее соблюдение правил гигиены и сохранения здоровья, принадлежности для проведения занятий.
Одежда должна соответствовать погодным условиям и изменяющемуся температурному режиму, а также видам деятельности. Необходимый минимум принадлежностей для обеспечения бытовых потребностей необходим для каждого ученика. Средства гигиены имеют особо важное значение, так как большая часть занятий проводится в природных условиях (тактическая, огневая подготовка), спортивно-массовая работа и др.
Список имущества, необходимого учащимся для учебно-полевых сборов
Одежда для полевых занятий
Обувь для полевых занятий
Спортивная одежда
Спортивная обувь
Теплая одежда (куртка)
Головные уборы
Носки – 2 пары
Туалетные принадлежности
Туалетная бумага
Мыло
Зубная паста
Зубная щетка
Полотенце
Нитки с иголкой
Фляжка на ремне (бутылка в чехле) – 0,5-0,7 л
Тетрадь 12 л., 2 ручки, карандаш
Бинт 5 м
Противогазы (на каждого)
Не рекомендуется (ЗАПРЕЩАЕТСЯ) брать с собой:
Ценные вещи (аудио, видеоаппаратура, сотовые телефоны, деньги)
Ножи
Открывалки
Другие колющие и режущие предметы.
Материальное обеспечение проведения занятий на учебно-полевых сборах
Преподаватель-организатор НВП готовит планы-конспекты (технологические карты) занятий по тематике сборов, необходимые принадлежности и имущество для проведения практических занятий: (пример)
- планы-конспекты занятий
- компас – 1 шт.
- МСЛ – 1 шт.
- учебник НВП (10 класс)
- уставы Вооруженных сил РК
- мишени (грудные, ростовые).