Фонд оценочных средств к учебной дисциплине Биология

ГПОУ « Макеевский профессиональный горный лицей»






Рассмотрено и одобрено УТВЕРДЖДАЮ
На заседании ПЦК Заместитель директора по УПР
« »__________20_____г, _____________________ФИО
Протокол №________ «_____»___________20__г
Председатель
___________________ФИО








Фонд оценочных средств
по учебной дисциплине

БИОЛОГИЯ
21.01.15
« Электрослесарь подземный»






















Макеевка


паспорт ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ
1.1. Область применения ФОС
ФОС является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих Государственного профессионального образовательного учреждения « Макеевского профессионального горного лицея» в соответствии с ГОС СПО по профессии "Электрослесарь подземный".
ФОС учебной дисциплины может быть использован для оценивания знаний обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.
1.2. Место ФОС в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Фонд оценочных средств относится к обязательной части учебной дисциплины Биология
1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; влияние экологических факторов на живые организмы; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агро-экосистемы своей местности;
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы, их решения и последствия;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках и ее оценивать;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки, биологическую терминологию и символику.

1.4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования и выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания):
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1
2

Умения:


1. объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний
Решение ситуационных задач
Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов


2. решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию

Тестовый контроль с применением информационных технологий
Решение ситуационных задач
Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов



3.выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности

Тестовый контроль с применением информационных технологий
Решение ситуационных задач
Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов


4.сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа

Тестовый контроль с применением информационных технологий
Решение ситуационных задач
Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов


5. анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде

Тестовый контроль с применением информационных технологий
Решение ситуационных задач
Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов


6. находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать

Тестовый контроль с применением информационных технологий
Решение ситуационных задач
Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов


Знания:


1. объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов
Тестовый контроль с применением информационных технологий
Решение ситуационных задач
Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов











2. решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию

Тестовый контроль с применением информационных технологий
Решение ситуационных задач
Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов

3. выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности

Тестовый контроль с применением информационных технологий
Решение ситуационных задач
Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов

4. сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа

Тестовый контроль с применением информационных технологий
Решение ситуационных задач
Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов

5. анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде

Тестовый контроль с применением информационных технологий
Решение ситуационных задач
Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы

6. находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать

Тестовый контроль с применением информационных технологий
Решение ситуационных задач
Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов






















Контрольные работы № 1, 2, 3

к учебной дисциплине



БИОЛОГИЯ






















Контрольная работа №1
по теме: « Молекулярный и клеточный уровень организации живой материи»

ВАРИАНТ № 1

Выберите один правильный ответ:

К органогенным элементам относится

а) кислород
б) медь
в) железо
2. Белки состоят из

а) моносахаридов
б) нуклеотидов
в) аминокислот

3. Какая из разновидностей ЭПС содержит рибосомы

а) гладкая
б) зернистая
в) ни одна из перечисленных

Темновая фаза фотосинтеза происходит

а) в цитоплазме
б) в строме
в) в лизосоме

Впишите правильный ответ:

Аминокислоты делят на две основные группы:
_______________________________________
________________________________________

Фагоцитоз – это
_________________________________________
_________________________________________

Охарактеризуйте этапы митоза
________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·____________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа №1
по теме: « Молекулярный и клеточный уровень организации живой материи»

ВАРИАНТ № 2

Выберите один правильный ответ:

К микроэлементам относится

а) йод
б) железо
в) азот

Полисахаридом является

а) крахмал
б) глюкоза
в) сахароза

Внутреннее содержимое ядра называется

а) клеточный сок
б) кариоплазма
в) цитоплазма

Митохондрии и пластиды имеют

а) одну мембрану
б) две мембраны
в) не имеют мембраны

Впишите правильный ответ:

Назовите типы РНК
__________________________
___________________________
___________________________
Пиноцитоз – это
___________________________
____________________________
____________________________


Охарактеризовать процесс фотосинтеза
________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
КЛЮЧ
к контрольной работе № 1

ВАРИАНТ № 1


1. Ответ « а »
2. Ответ « в»
3. Ответ « б»
4. Ответ « б»

1. Заменимые и незаменимые
2. Транспорт твердых частиц

Митоз происходит в четыре этапа:
Профаза: уплотнение нитей хроматина, исчезновение ядрышка и распад ядерной оболочки,выход хромосом в цитоплазму.
Метафаза: формирование веретена деления.
Анафаза: хроматиды каждой из хромосом расходятся к разным полюсам клетки.
Телофаза: вокруг скоплений хроматид на полюсах формируется ядерная оболочка, появляются ядрышки, исчезает веретено деления, цитоплазма делится и образуется две дочерние клетки.


ВАРИАНТ № 2


I. 1. Ответ « а »
2. Ответ « а»
3. Ответ « б»
4. Ответ « б»

1. Информационная РНК, транспортная РНК, рибосомальная РНК.
2. Транспорт жидких веществ.

Фотосинтез происходит в два этапа:
Световая фаза: происходит на свету в мембранах тилакоидов, световая энергия через ряд химических реакций превращается в энергию химических связей, активно выделяется в атмосферу кислород.
Темновая фаза: происходит в строме, без участия света, образованная энергия используется на синтез глюкозы и других моносахаридов.









Контрольная работа №2
по теме: « Клеточный и организменный уровень организации живой материи»

ВАРИАНТ № 1

I. Выберите один правильный ответ:

Укажите свойство, характерное для вирусов
а) являются паразитами
б) имеют гигантские размеры
в) размножаются вне клетки - хозяина

Прионы состоят только из
а) белка
б) РНК
в) ДНК

Ткань растений, обеспечивающая их рост называется
а) основная
б) меристематическая
в) покровная

Укажите животную ткань, выполняющую покровную и секреторную функцию
а) соединительная
б) эпителиальная
в) мышечная

II Продолжите предложение:

Вирусы – это неклеточные..........


Боковая меристема состоит из..
..
и необходима .................
3. Почкование – это способ...........
..


III. Охарактеризовать жизненный цикл вирусов
....
IV. Описать строение яйцеклетки..

.
.


Контрольная работа №2
по теме: « Клеточный и организменный уровень организации живой материи»

ВАРИАНТ № 2

I. Выберите один правильный ответ:

1. Белковая оболочка вируса называется
а) капсид
б) вирион
в) вирусы не имеют белковой оболочки

2. Для вирусов характерно
а) неклеточное строение
б) являются одноклеточными
в) являются многоклеточными

Ткань растений, обеспечивающая транспорт воды и минеральных веществ называется
а) флоэма
б) ксилема
в) ризодерма

Укажите животную ткань, выполняющую функцию управления и координации работы тканей и органов
а) нервная
б) мышечная
в) эпителиальная

II Продолжите предложение:

Ткань – это совокупность..........


Многослойный эпителий состоит из.
..
и выполняет ...................
3. Фрагментация – это способ......
..


III. Охарактеризовать этапы эмбриогенеза позвоночных животных
....

IV. Описать строение сперматозоида



КЛЮЧ
к контрольной работе № 2

ВАРИАНТ № 1


I. 1. Ответ « а »
2. Ответ « б»
3. Ответ « а»
4. Ответ « б»
II. 1. Это неклеточные паразитические системы, способные размножатся в
живых организмах.
2. Состоит из мелких, плотно прилегающих друг к другу клеток с тонки
ми стенками и крупными ядрами, обеспечивает рост растения в толщ
ину.
3. Способ бесполого размножения, при котором на теле взрослой особи
формируется дочерняя, которая затем отпочковывается.
III. В окружающей среде вирус находится в виде вириона. Для размноже
ния ему необходимо попасть в клетку – хозяина. Проникнув в живую
клетку вирус встраивает свою ДНК в ДНК клетки и блокирует ее рабо
ту, использует ресурсы клетки для себя. В результате клетка погибает,
а новые вирионы выходят наружу.
IV. Яйцеклетка отличается от сперматозоида более крупными размерами,
имеет запас питательных веществ. Может быть окружена нескольки
оболочками, выполняющими защитную функцию.

КЛЮЧ
к контрольной работе № 2

ВАРИАНТ № 2

I. 1. Ответ « а »
2. Ответ « а»
3. Ответ « б»
4. Ответ « а»
II. 1. Это совокупность клеток, имеющих общее строение и происхожде
ние, выполняющих одинаковую функцию.
2. Состоит из плотно прилегающих друг к другу клеток, расположен
ных в несколько слоев и выполняет покровную и защитную функцию.
3. Фрагментация – это способ бесполого размножения, при котором
тело взрослой особи делится на несколько частей, каждая из которых
дает начало новому организму.
III. Эмбриогенез начинается с дробления – ряд митотических делений
зиготы. В результате образуется бластула, состоящая из слоя бласто
меров.Затем формируется гаструла, которая состоит из 2х слоев
клеток: эктодермы и энтодермы.Затем формируется 3й слой – мезо
дерма. Эти 3 зародышевых листка дают начало тканям и органам.
IV. Сперматозоид имеет короткую головку с акросомой, шейку и хвост.




Контрольная работа №3
по теме: « Основы генетики и экологии. Историческое развитие органического мира»

ВАРИАНТ № 1

I. Выберите один правильный ответ:

1. К какому виду экологических факторов относится температура
а) биотические
б) абиотические
в) антропогенные

2. Элементарная единица наследственности называется
а) ДНК
б) ген
в) хромосома

Клетка (особь), гомологичные хромосомы которой несут разные аллели определенных генов называется
а) гомозигота
б) чистая линия
в) гетерозигота

Первый человек появился на Земле в
а) кайнозойская эра
б) мезозойская эра
в) палеозойская эра

II. Составьте цепь питания из предложенных организмов:
ЯСТРЕБ, ТРАВЯНИСТЫЕ РАСТЕНИЯ, МЫШЬ, ЗМЕЯ



III. Охарактеризуйте сезонные биологические ритмы организмов


IV. Дайте определение:
Борьба за существование – это







Контрольная работа №3
по теме: « Основы генетики и экологии. Историческое развитие органического мира»

ВАРИАНТ № 2

I. Выберите один правильный ответ:

1. Вид сосуществования организмов, при котором один использует другого, нанося ему вред
а) комменсализм
б) хищничество
в) паразитизм

2. Совокупность генетической информации, закодированной в генах клетки или организма называется
а) генотип
б) фенотип
в) кариотип

3. Генетическиеисследования по скрещиванию гороха посевного проводил ученый
а) В. Вернадский
б) Г. Мендель
в) Ч. Дарвин

4. Первые живие организмы на Земле появились в
а) мезозойская эра
б) архейская эра
в) кайнозойская эра

II. Составьте цепь питания из предложенных организмов:
МЕДВЕДЬ, ВОДОРОСЛИ,РЫБА,РАКООБРАЗНЫЕ

..

III. Охарактеризуйте суточные биологические ритмы организмов



IV. Дайте определение
Естесственный отбор – это



КЛЮЧ
к контрольной работе № 3

ВАРИАНТ № 1

I. 1. Ответ « б »
2. Ответ « б»
3. Ответ « в»
4. Ответ « а»
II. Травянистые растения – мышь – змея - ястреб
III. Связаны с вращением Земли вокруг Солнца, что обуславливает годич
ные циклы изменений климатических условий. С сезонами года у ор
ганизмов связаны периоды размножения, развития, линьки, мигра
ции, спячки.
IV. Это вся совокупность взаимоотношений между особями и различ
ными факторами окружающей среды.







КЛЮЧ
к контрольной работе № 3

ВАРИАНТ № 2

I. 1. Ответ « в »
2. Ответ « а»
3. Ответ « б»
4. Ответ « б»
II. Водоросли – ракообразные – рыба - медведь
III. Связаны с вращением Земли вокруг своей оси, дважды в сутки
изменяется освещенность, что вызывает колебание факторов,
влияющих на активность организмов (фотосинтез, открывание –
закрывание цветков, сон и бодрствование ).

IV. Это следствие борьбы за существование, проявляющееся в выжыва
нии наиболее приспособленных к окружающим условиям особей и
гибели более слабых.



























Входной контроль знаний обучающихся

по дисциплине

БИОЛОГИЯ










Задания для входного контроля знаний
обучающихся первого курса


Назовите основные разделы биологии.
Перечислите основные царства живой природы.
Назовите наименьшую единицу живого.
Сколько камер в сердце человека?
Перечислите органы чувств.
Как называются нервные клетки?
Что такое ткань?
Назовите 2 основных вида размножения?





Ключ к входному контролю
знаний обучающихся

Ботаника, зоология, анатомия, микология, вирусология.
Царства: Растения, Грибы, Животные, Микроорганизмы.
Клетка.
Четыре камеры.
Органы: слуха, зрения, обоняния, осязания,вкуса.
Нейроны
Ткань – это совокупность клеток, имеющих сходное строение и происхождение и выполняющих одинаковую функцию.
Бесполое и половое.


































ИНСТРУКТИВНЫЕ КАРТЫ

К ВЫПОЛНЕНИЮ

ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ БИОЛОГИЯ



















Лабораторная работа №1

Тема. Строение клеток прокариот и эукариот.
Цель: убедиться, что клетки прокариот и эукариот имеют сходный план строения,
научиться распознавать эукариотические и прокариотические клетки.
Оборудование: микропрепараты эпидермы лука, клетки бактерий, микрофотографии
клеток.

Ход работы:

Рассмотрите эукариотическую клетку( клетка эпидермиса лука), зарисуйте ее, на рисунке обозначте клеточную стенку, ядро, цитоплазму, вакуоль.
Рассмотрите прокариотическую клетку( клетка бактерии), зарисуйте ее, на рисунке обозначте клеточную стенку, цитоплазму, нуклеоид.
Сделайте вывод.




Рисунок №1 Рисунок №2 Рисунок №3


























Вывод:_______________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Лабораторная работа №2

Тема. Митотическое деление клеток.
Цель: научиться различать фазы митоза в растительных клетках.
Оборудование: фотографии митотических клеток.

Ход работы:

Используя фотографии митотических клеток:
Найдите клетку на стадии интерфазы. Зарисуйте клетку, обозначте на рисунке ядро клетки и клеточную оболочку.
Найдите клетку на стадии профазы, зарисуйте ее, обозначте на рисунке хромосомы.
Найдите клетку на стадии метафазы, зарисуйте ее, обозначте на рисунке хромосомы и веретено деления.
Найдите клетку на стадии анафазы, зарисуйте ее, обозначте на рисунке хроматиды и полюса клеток.
Найдите клетку на стадии телофазы, зарисуйте ее, обозначте на рисунке хромосомы и новую клеточную стенку.
Сделайте вывод.

Рисунок фаз митоза



























Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа №3

Тема. Строение тканей растений.
Цель: изучить строение тканей растений, сравнить их между собой.
Оборудование: микропрепараты тканей растений, фотографии тканей растений.

Ход работы:
Рассмотрите препарат корня лука. Найдите зону деления клеток, зарисуйте увиденную меристематическую ткань.
Рассмотрите препарат стебля липы. Зарисуйте увиденные проводящие ткани, обозначте на рисунке ксилему и флоэму.
Рассмотрите препарат эпидермы листа подсолнечника, найдите устьица и клетки, их окружающие.Сделайте рисунок.
Рассмотрите срез листа, найдите основную ткань, рассмотрите и зарисуйте ее.
Сделайте вывод, где укажите характерные черты разных типов тканей растений.

Рисунки тканей





























Вывод:_______________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Лабораторная работа №4
Тема. Строение тканей животных.
Цель: изучить ткани животных и сравнить их между собой.
Оборудование: микропрепараты тканей животных и фотографии тканей животных.

Ход работы:
Рассмотрите препарат эпителия почки, найдите почечные канальцы. Рассмотрите стенку канальца и зарисуйте эпителиальную ткань.
Рассмотрите препарат соединительной ткани, зарисуйте ее.
Рассмотрите препарат мышечной ткани и зарисуйте мышечное волокно.
Рассмотрите препарат нервной ткани зарисуйте нейрон.
Сделайте вывод.
Рисунки тканей































Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Лабораторная работа №5
Тема. Строение половых клеток.
Цель: на примере сперматозоидов и яйцеклеток позвоночных рассмотреть
особенности строения половых клеток.
Оборудование: микропрепараты, микроскопы,фотографии половых клеток.

Ход работы:
Рассмотрите сперматозоид, зарисуйте схему его строения и обозначте составные части.
Рассмотрите яйцеклетку, зарисуйте ее и обозначте составные части.
Сделайте вывод.


Рисунок №1 Рисунок №2






























Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Лабораторная работа №6
Тема. Эмбриогенез позвоночных животных.
Цель: изучить основные стадии эмбриогенеза позвоночных животных.
Оборудование: фотографии стадий эмбриогенеза, учебник.
Ход работы:
Рассмотрите зародыш на стадии бластулы, зарисуйте и обозначте основные части.
Рассмотрите зародыш на стадии гаструлы, зарисуйте и обозначте составные части.
Рассмотрите зародыш на стадии формирования тканей и органов, зарисуйте и обозначте.
Сделайте вывод.
Рисунок №1 Рисунок №2















Рисунок №3
















Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа №7
Тема. Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и вариационной кривой.
Цель: ознакомиться с методом изучения морфологического критерия вида, научиться
строить вариационный ряд и кривую.
Оборудование: ростомер.
Ход работы:
Измерить рост студентов группы, заполнить таблицу.
Определить средний показатель роста в группе по формуле: М=
·( VP)
Сделать вывод.
Число вариант
Варианты
кол – во вариант
СуммаVP
Результат
























































































































































___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа №8

Тема. Мутационная изменчивость.
Цель: пронаблюдать нормальных и мутантных форм дрозофил и сравнить их.
Оборудование: лупы, фотографии дрозофилл, учебник.
Ход работы:
Рассмотрите изображение нормальных дрозофил, запишите характерные черты: цвет тела, форма крыльев, цвет глаз.
Рассмотрите мутантных дрозофил, запишите характерные признаки.
Заполните таблицу.
Сделайте вывод.
Нормальные формы:
Самцы:_____________________________________________________________________________________________________________________________
Самки:_____________________________________________________________________________________________________________________________
Мутанты:
Признаки:__________________________________________________________________________________________________________________________

Признак
Нормальные формы
Мутантные формы

Цвет тела






Форма крыльев





















Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №1
Тема. Определение содержания воды в собственном организме.
Цель: научиться определять содержание воды в своем организме.
Оборудование: таблицы, формулы.
Ход работы:
Определите свой вес.
Рассчитайте содержание воды в своем организме по формуле:
Н = ( V/ 3) 2, где:

Н – содержание воды

V – собственный вес
Рассчитайте процентное соотношение воды и сухого вещества своего организма
Запишите результаты.
Сделайте вывод.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________










Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Практическая работа №2
Тема. Сравнение заболеваний, вызываемых вирусами и бактериями.
Цель: изучить симптомы заболеваний, вызываемых вирусами и бактериями, сравнить
между собой.
Оборудование: таблицы, учебник.
Ход работы
Рассмотрите заболевания, вызываемые вирусами (грипп, бешенство, СПИД, герпес, гепатит),изучите основные симптомы.
Рассмотрите заболевания, вызываемые бактериями (ангина, коклюш, дифтерия), изучите основные симптомы.
Сравните перечисленные заболевания и заполните сравнительную таблицу.
Сделайте выводы.



Заболевания

Вирусные
Бактериальные

Название
Характеристика
Название
Характеристика





















































Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №3
Тема. Решение типичных генетических задач.
Цель: изучить алгоритм решения генетических задач, научиться решать задачи по
генетике.
Оборудование: карточки с условиями задач, таблицы.
Ход работы:
У кроликов черный окрас доминирует над белым. Гомозиготную черную крольчиху скрестили с гомозиготным белым кроликом. Какие фенотипы и генотипы будут иметь крольчата первого поколения.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
У норки коричневый окрас доминирует над белым. Какое потомство следует ожидать, если скрестить коричневую гетерозиготную самку и белого гомозиготного самца. И какое потомство ожидать, если скрестить между собой гибридов первого поколения?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
У людей карий цвет глаз доминирует над голубым, а темные волосы над светлыми. Каких детей можно ожидать, если в брак вступили темноволосая кареглазая женщина( гетерозиготная по первому признаку) и светловолосый кареглазый мужчина( гетерозиготный по второму признаку)?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №4
Тема. Сравнение естественного и искусственного отбора.
Цель: провести сравнение естественного и искусственного отбора, выявить черты
сходства и различия.
Оборудование: карточки, учебник.
Ход работы:
Рассмотрите изображение организмов, которые образовались путем естественного и искусственного отбора.
Запишите основные формы естественного отбора, их краткую характеристику.
Запишите основные формы искусственного отбора, их краткую характеристику.
Сделайте вывод.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №5
Тема. Решение задач по экологии.
Цель: изучить алгоритм решения задач по экологии, научиться решать
экологические задачи.
Оборудование: карточки с условиями задач, таблицы, формулы.
Ход работы:
На одном дереве в лесу за сезон образуется 10 кг сухой массы листвы, которую поедает гусеница. Эту гусеницу поедают насекомоядные птицы. Средняя масса такой птицы – 200г. Содержание воды в ее организме - 75%. Сколько деревьев необходимо для того, чтобы в течение сезона могла прокормиться стая таких птиц, в состав которой входит 10 особей, при условии, что на следующий трофический уровень в экосистеме переходит 10% вещества?
Сухая масса тела усатого кита составляет 20т. Он питается рыбой, которая, в свою очередь, поедает фитопланктон. На 1мІ поверхности моря за год образуется 10г сухой массы фитопланктона, который употребляется рыбой. Какая площадь моря необходима для того, чтобы прокормить этого кита, при условии, что на следующий трофический уровень в экосистеме переходит 10 % вещества
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания для текущего контроля знаний
к теме « Клетка»

Найдите в перечне « лишнее» слово
А. 1) Профаза, 2) анафаза, 3) интерфаза, 4) телофаза.
Б. 1) Митохондрия, 2) хлоропласт, 3) лейкопласт, 4) лизосома.
В. 1) Ядрышко, 2) хромосома, 3) грана, 4) кариоплазма.
Г. 1) Рибосомы, 2) митохондрии, 3) лизосомы, 4) вакуоли.
2. А. 1) Профаза, 2) мейоз, 3) митоз, 4) коньюгация хромосом.
Б. 1) Тилакоид, 2) митохондрия, 3) криста, 4) матрикс
В. 1) Псевдоподия, 2) клеточный центр, 3) ресничка, 4) жгутик.
3. А. 1) Образование гамет, 2) митоз, 3) мейоз.
Б. 1) Рибосома, 2) синтез липидов, 3) синтез белков, 4) ЭПС.
В. 1) Хлорофиллы, 2) каротиноиды, 3) фотосинтез, 4) кристы .
Г. 1) Ядро, 2) комплекс Гольджи, 3) ЭПС, 4) вакуоль.

II. Определите, какое из приведенных утверждений правильные.

1
2
3
4
5








А. Митохондрии осуществляют фотосинтез.
Б. Жгутики и реснички являются органоидами движения.
2. А. Белки синтезируются на рибосомах.
Б. Хромосомы расположены в лизосомах.
3. А. Клеточное дыхание осуществляется митохондриями.
Б. В ядре клетки нет наследственной информации.
4. А. Плазматическая мембрана клетки не содержит липиды.
Б. Активный транспорт через мембрану происходит с затратами энергии.
5. А. Пластиды содержаться в растительных клетках и животных клетках.
Б. Кариоплазма – это ядерный сок.

Ключ к заданиям
1. А. Интерфаза.
Б. Лизосома.
В. Грана.
Г. Рибосомы.
2. А. Митоз.
Б. Тилакоид.
В. Клеточный центр.
3. А. Образование гамет.
Б. Синтез липидов.
В. Кристы
Г. Ядро.
II.

1
2
3
4
5

Б
А
А
Б
Б




Задания для текущего контроля знаний к теме
«Ткани и органы живых организмов»

Выберите правильный ответ:
Строение тканей животных изучает
А) анатомия
Б) гистология
В) генетика
2. Клетки меристемы растений
А) не имеют клеточной стенки
Б) имеют тонкую клеточную стенку
В) имеют толстую клеточную стенку
3. Транспорт органических веществ в корень обеспечивает
А) соединительная ткань
Б) флоэма
В) эпителиальная ткань
4. Склеренхима является
А) покровной тканью
Б) проводящей тканью
В) механической тканью
5. Телом водорослей является
А) таллом
Б) побег
В) грибница
6. Ротовое отверстие входит в состав
А) пищеварительной системы
Б) кровеносной системы
В) дыхательной системы
7. Типы кровеносной системы
А) замкнутая и незамкнутая
Б) открытая и закрытая
В) внешняя и внутренняя
8. Корень у растений является
А) генеративным органом
Б) вегетативным органом





Ключ к заданию

1
2
3
4
5
6
7
8

Б
Б
Б
В
А
А
А
Б








Задания для текущего контроля знаний
к теме « Размножение и развитие организмов»

Выберите правильный ответ

Оплодотворенная яйцеклетка называется
А) зооспора
Б) зигота
В) фитоспора
2. Первый этап эмбрионального развития называется
А) гаструляция
Б) дробление
В) нейруляция
3. Один из зародышевых листков - это
А) эпителий
Б) энтодерма
В) бластомер
4. Способом бесполого размножения является
А) почкование
Б) коньюгация
В) партеногенез
5. Развитие с метаморфозом характерно для
А) млекопитающих
Б) птиц
В) насекомых
6. Запас питательных веществ находится в
А) сперматозоиде
Б) яйцеклетке
В) споре





Ключ к заданиям


1
2
3
4
5
6

Б
Б
Б
А
В
Б















Задания для текущего контроля знаний
к теме « Наследственость и изменчивость»


Выберите правильный ответ

Фенотип – это
А) совокупность генетической информации
Б) Количество хромосом в ядре
В) совокупность признаков организма
2. Аллель, которая всегда проявляется в форме признака
А) доминантная
Б) рецессивная
В) рекомбинантная
3. Ген – это
А) молекула ДНК
Б) участок молекулы ДНК
В) молекула белка
4. Мутации, приводящие к гибели организма называются
А) нейтральные
Б) сублетальные
В) летальные
5. Автор основных генетических законов
А) Ч Дарвин
Б) Г. Мендель
В) У. Бэтсон
6. Гибриды первого поколения обозначаются
А) F1
Б) А
В) Р













Ключ к заданиям
1
2
3
4
5
6

А
А
Б
В
Б
А






Задания для текущего контроля знаний к теме
« Надорганизменные уровни организации живой материи»

I Выберите правильный ответ.
Экологические факторы неживой природы называются
А) антропогенные
Б) абиотические
В) биотические
2. Приспособление к условиям окружающей среды называется
А) адаптация
Б) регенерация
В) дезадаптация
3. Сосуществование организмов, при котором один использует другого, нанося ему
вред называется
А) мутуализм
Б) паразитизм
В) комменсализм
II Составьте цепь питания из предложенных организмов

А) Коршун, злаковые растения, змея, мышь.
Б) Рыбы, водоросли, дельфин, ракообразные.






Ключ к заданиям

I 1. Б
А
Б



II А) злаки --- мышь ---- змея ---- коршун
Б) водоросли --- ракообразные ---рыбы ---дельфин














Задания для текущего контроля знаний к теме
« Эволюция и историческое развитие мира»
Выберите правильный ответ
Автор эволюционного учения
А) Ч. Дарвин
Б) К. Линней
В) Ж. Ламарк
2. Движущие силы эволюции по Дарвину
А) борьба за существование
Б) половой отбор
В) борьба за существование и естественный отбор
3. Яркая, заметная окраска называется
А) покровительственная
Б) предостерегающая
В) мимикрия
4. Расцвет динозавров был
А) Юрский период
Б) Неогеновый период
В) Силурийскиц период
5. Жизнь на Земле появилась в
А) Мезозойская эра
Б) Архейская эра
В) Кайнозойская эра
6. Покрытосеменные растения появились в
А) Триасовый период
Б) Каменноугольный период
В) Меловой период



Ключ к заданиям

А
В
Б
А
Б
В












Итоговый контроль знаний студентов (к зачету)
1. Органоиды клетки располагаются в:
1)         ядре 2)         цитоплазме 3)         комплексе Гольджи 4)      ЭПС
2. Процессами жизнедеятельности в клетке управляет
1)         цитоплазма                      2)   ядро
3)         митохондрия                   4)   клеточный центр
3. Какую функцию выполняют в клетке молекулы ДНК?
1)         строительную
2)         защитную
3)         носителя наследственной информации
4)         поглощения энергии солнечного света
4. Какую функцию выполняют углеводы в клетке?
1)         каталитическую 2)         энергетическую
3)         хранение наследственной информации 4)         участие в биосинтезе
белка
5. Клетки эукариот отличаются от клеток прокариот наличием в них
1)         цитоплазмы                            2)        оболочки
3)         наружной мембраны               4)       ядра
6 .   Из аминокислот состоят молекулы:
1)         белков              3)липидов
2)         углеводов       4) ДНК
7.Организм, в генотипе которого содержатся разные аллели одного гена, называют:
1) гомозиготным;
2) гетерозиготным;
3) рецессивным.

8. Совокупность генов, которую организм получает от родителей, называют:
1) наследственность;
2) фенотип;
3) генотип
9. При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью составили 25%. Каковы генотипы родителей:
1) АА х АА;
2) Аах АА;
3) АахАа.
10. Впервые научно доказал происхождение человека от древних человекообразных обезьян:
1) К. Линней; 2) Ж.-Б. Ламарк;
3) Ч. Дарвин; 4) Ф. Энгельс.
11. Внешний вид неандертальцев:
1) длинный и низкий череп; 2) низкий скошеный лоб и затылок;
3) лоб суженый и покатый; 4) скошеный подбородок.
12. . «Веком «динозавров» считают эру:
1) архейскую; 2) кайнозойскую;
3) мезозойскую; 4) палеозойскую;
5) протерозойскую.
13. Какие из перечисленных ниже организмов являются неклеточными?
1) грибы;
2) вирусы;
3) животные;
4) растения.
14. При фотосинтезе образуются
1) вода и углеводы;
2) углекислый газ и хлорофилл;
3) кислород и углеводы;
4) кислород и аминокислоты.
15. Как называются компоненты неживой природы, которые воздействуют на организмы?
1) абиотические факторы;
2) биотические факторы;
3) антропогенные факторы.
16. Растения влажных местообитаний, целиком или большей своей частью погруженные в воду, называются
1) ксерофиты;
2) гидрофиты;
3) гидатофиты;
4) мезофиты.
17. Как называют водные организмы, которые в основном пассивно перемещаются за счет течения?
1) бентос;
2) нектон;
3) планктон;
4) перифитон.

Ключ к итоговому контролю знаний
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

3
4
3
2
4
1
2
3
3
3
2
3
2
3
1
3
3












Критерии оценивания
Контрольные работы №1,2,3
1. Тестовые задания –4 по 0,5б
2. 1б
3. 2б
Всего - 5б
Входной контроль знаний
Вопросы № 1,2,3,4,6,8 – по 0,5б
Вопросы №5,7 – по1б
Всего – 5б
Текущий контроль знаний
Тема « Клетка»
Задание № 1
3 по 1б
Задание №2

Всего – 5б
Тема « Ткани и органы живых организмов»
Вопросы № 1,3,4,5,6,8 – 0,5б
Вопросы №2, 7 – 1б
Всего – 5б
Тема « Размножение и развитие»
Вопросы № 1,3 – 0,5б
Вопросы №2,4,5,6 – 1б
Всего – 5б
Тема « Наследственность и изменчивость»
Вопросы № 2,3 – 0,5 б
Вопросы № 1, 4,5,6 – 1б
Всего – 5б
Тема « Надорганизменные уровни организации живой материи»
Задание №1 – 3б
Задание №2 – 2б
Всего – 5б
Тема « Эволюция и историческое развитие мира»
Вопросы № 1,2 – 0,5б
Вопросы № 3,4,5,6 – 1б
Всего – 5б





15