Методические указания по выполнению студентами самостоятельной работы


Департамент образования и науки Брянской области
ГБПОУ Трубчевский политехнический техникум
Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов
Профессионального модуля ПМ 04 Техническое исполнение конструкторских проектов в производстве мебели
Преподаватель: Федотенкова Т.Д.
2015
Аннотация
Методические указания предназначены для студентов специальности 35.02.03 «Технология деревообработки» для выполнения самостоятельной работы при изучении профессионального модуля ПМ 04 «Техническое выполнение конструкторских проектов в производстве мебели» и других дисциплин специальности.
В методических указаниях рассматриваются рекомендации по правильному выполнению заданий самостоятельной работы.
Информация, полученная путем чтения, предназначается для дальнейшего использования, а для этого ее фиксируют: делают пометки, разного вида записи (выписки, план, тезисы, конспекты и др.), схемы.
Конспект – это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.
Конспекты бывают четырех типов:
- плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта);
- текстуальные (состоящие из цитат);
- свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы);
- тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).
Рекомендации по выполнению конспекта:
1.Ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, главы и параграфы, выделите значимые места текста.
2.Сделайте библиографическое описание конспектируемого материала.
3.Составьте план текста – он поможет в логике изложения материала.
Конспект-схема (опорный конспект) – это схематическая запись прочитанного.
Наиболее распространенными являются схемы «генеалогическое древо» и «паучок».
В схеме «генеалогическое древо» выделяются основные составляющие наиболее сложного понятия, ключевые и т.п. располагаются в последовательности «сверху вниз» - от общего понятия к его частным составляющим.
В схеме «паучок» название темы или вопроса записывается и заключается в овал, который составляет «тело паучка». Затем продумывается, какие понятия являются основными, их записывают на схеме так, что они образуют «ножки паучка».
Составление конспектов-схем способствует не только запоминанию материала. Такая работа развивает способность выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.
Рекомендации:
1.Подберите факты для составления схемы и выделите среди них основные, общие понятия.
2.Определите ключевые слов, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
3.Сгруппируйте факты в логической последовательности, дайте название выделенным группам.
4.Заполните схему данными.
Спектр студенческих учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ достаточно широк. К ним относятся рефераты, доклады.
4.Доклад – вид самостоятельной работы, способствующий формированию навыков исследовательской работы, расширению познавательных интересов, приучает критически мыслить.
При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники, систематизируются полученные сведения, делаются выводы и обобщение.
5.Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания литературы по теме.
Это самостоятельная исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер.
Рекомендации:
1.Этапы работы над рефератом:
1.Подбор и изучение основных источников по теме.
2.Составление библиографии.
3.Обработка и систематизация информации.
4.Разработка плана реферата.
5.Написание реферата.
6.Публичное выступление с результатами работы.
2.Примерная структура реферата:
1.Титульный лист.
2.Оглавление (последовательно излагает название пунктов реферата, указывает страницы пункта).
3.Введение (обосновывается выбор темы, определяется ее значимость и актуальность, указывается цель и задача реферата, дается характеристика используемой литературы).
4.Основная часть (в ней могут быть представлены таблицы, графики, схемы, рисунки и т.д.)
5.Заключение (подводятся итоги, предлагаются рекомендации).
7.Список литературы.
6.Кроссворд –род задачи – головоломка – заполнение буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонтали и по вертикали получались заданные по значению слова.
Рекомендации:
1.Внимательно прочитайте тему, по которой составляете кроссворд.
2.Выделите основные понятия (например – «круглый шип» - вопрос).
3. Подберите к нему ключевое слово –ответ (например –«шкант»).
4.Заполните перекрещивающиеся ряды клеточек по горизонтали и вертикали вопросами так, чтобы в них получались ключевые слова.
7.Мультемидийная презентация.
В наше время от любого студента требуется создавать те или иные презентационные материалы. Презентации, созданные с помощью программы Microsoft Power Point очень часто демонстрируют при защите курсовых и дипломных проектов. Форма и содержание презентации PowerPoint разнообразна: сопровождение доклада, демонстрация мультимедийных видеовставок и фотографий. Все зависит от умения и фантазии.
Пошаговое руководство по созданию презентации в Power Point.
1.Хорошо подумайте над содержанием вашей будущей презентации. Определитесь с целью, структурой и содержанием.
2.Запускаете программу PowerPoint.
3.При помощи функции «Создать слайд», находящейся в правом верхнем углу панели навигации, выбираете макет нового слайда.
4.Выбранный макет можно применить не только сразу ко всей презентации, но и указать для каждого слайда по отдельности.
5.Определите как будете создавать вашу презентацию ( по заданному шаблону или создание пустой презентации).
6.Чтобы создать новую «нулевую» презентацию на основе шаблона PowerPoint нажимаете большую круглую кнопку (Office) и в этом меню выбираете команду «Создать». В появившемся окне, в группе «Шаблоны» выбираете действие «Пустые и последние» и делаете двойной щелчок мыши по кнопке «Новая презентация».
7.Для придания презентации желаемого внешнего вида, на вкладке «Дизайн» переходите в группу «Темы» и щелкаете по нужной теме документа. Для изменения внешнего вида слайдов, на вкладке «Слайды» выберите нужные слайды, щелкните правой кнопкой мыши по теме, которую нужно применить к этим слайдам, и в контекстном меню выберите команду «Применить к выделенным слайдам».
8.Темы в программе, более-менее подходят для всех видов презентаций. При помощи кнопок «Цвета», «Эффекты» и «Стили фона» добиваетесь подходящего цветового решения для темы.
9.Работа с текстом презентации по редактированию и форматированию построена на тех же принципах, что и работа в Microsoft Word.
10.Чтобы вставить текст, следует поставить курсор в поле «Заголовок слайда» или «Текст слайда», а после на вкладке «Главная» войти в группу «Шрифт».
11.Размещение различных схем, фотографий и рисунков доступно во вкладке «Вставка». Заходите в группу «Иллюстрации», и щелкаете по какой-нибудь готовой группе иллюстраций. Фотографии можно разместить, используя команды «Копировать» и «Вставить».
12.Для вставки музыки в презентацию Microsoft PowerPoint на вкладке «Вставка» перейдите в группу «Клипы» и выберите функцию «Звук». Появится список звуков, из которого можно выбрать по названию короткий звуковой сигнал.
13.Для установки скорости смены слайдов, в группе «Переход к следующему слайду» раскрываете кнопку (Скорость перехода), а затем задаете нужную скорость. В группе «Смена слайда» указываете порядок смены автоматически или по щелчку.
14.Для просмотра получившейся презентации, в правом нижнем углу нажимаете кнопку (Показ слайдов). Если слайды нуждаются в корректировке, возвращаетесь к слайдам, нажав кнопку на клавиатуре (Esc). Откорректированную презентацию сохраняете в какой-нибудь папке на жестком диске через команду «Сохранить как» «Презентация PowerPoint».
Полезные советы по созданию презентации в Power Point.
- Не надо размещать на одном слайде кучу текста и рисунков. Это сильно отвлекает внимание и ухудшает его концентрацию.
- В разделе шаблонов для PowerPoint можно найти и выбрать «Классический фотоальбом», «Современный фотоальбом», «Викторина», «Рекламный буклет», и «Широкомасштабная презентация».
- Текст и фон должны хорошо контрастировать друг с другом, иначе информацию будет сложно прочитать.
- Используйте слайды с одинаковым цветовым решением. Использование на слайдах 3-4 цветов улучшает восприятие и повышает концентрацию внимания.
- Материал на слайде следует делить на основной и дополнительный. Дополнительный материал лишь подчеркивает основную мысль слайда.
- Для разных типов объектов следует использовать разные размеры шрифта. Заголовок слайда оформляем размером 22-28 пт., подзаголовок – 20-24 пт., текст, заголовки осей в диаграммах, информацию в таблицах – 18-22пт.
- Применяем одну и туже гарнитуру шрифта на всех слайдах презентации. Для лучшей читаемости с любого расстояния в аудитории применяем шрифты «Verdana», «Arial», «Bookman Old Style», «Calibri», «Tahoma».
- Для повышения эффективности восприятия материала применяем там, где возможно «принцип шести». То есть, используем в строке шесть слов, а на одном слайде - шесть строк.
- Слишком частое использование разного звукового сопровождения слайдов ухудшает восприятие содержания.
- Смену слайдов рекомендуем делать по щелчку мыши. В тексте вашего выступления заранее сделайте пометки, которые укажут на смену слайда в тот или иной момент речи.
- Лучше сразу сделать пару экземпляров выступления: один – себе, а второй помощнику, который будет руководить показом презентации.
- Используйте фотографии и картинки только хорошего качества, чтобы не испортить эффект от презентации.
- Для звукового сопровождения выбирайте спокойную инструментальную или классическую музыку. Это не будет отвлекать слушателей от содержания презентации.
- Не следует перенасыщать презентацию эффектами внимания. Большое количество мигающих и скачущих объектов, внезапных звуковых, картинок с анимацией лишь отвлекает аудиторию. Анимация используется по минимуму с полезной функциональной нагрузкой.
- Любая презентация не является самоцелью, а всего лишь средство в ее достижении.
8.Курсовые и выпускные квалификационные работы.
Тематика их должна быть актуальной, содержание – отвечающее современным требованиям. Подготовка этих работ требует изучения и анализа необходимой специальной литературы. Все эти виды работы являются и зачетными и к ним предъявляются определенные требования, как по содержанию, так и по оформлению.
Курсовая работа (проект) - это более глубокое и объемное исследование учебного курса.
Выполняется курсовая работа на заключительном этапе изучения учебной дисциплины, практически по тому же алгоритму, что и реферат.
По содержанию курсовая работа (проект) может носить конструкторский или технологический характер. По структуре курсовая работа (проект) состоит из пояснительной записки и практической части.
Рекомендации:
Пояснительная записка работы (проекта) конструкторского характера включает в себя:
- введение;
- расчетную часть, содержащую расчеты по профилю специальности;
- технологическую часть (описание конструкции, выбор материалов, соединений);
- заключение (выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы);
- список используемой литературы;
- приложения (если имеются).
Практическая часть работы (проекта) содержит чертежи общего вида изделия, разрезов, монтажных узлов, деталирование изделия, спецификации.
Объем графической части – 3 листа.
Студент разрабатывает и оформляет курсовую работу (проект) в соответствии с требованиями ЕСТД и ОСКД.
Курсовая работа (проект) является самостоятельной работой студента, где преподаватель выступает в роли консультанта.