Рабочая программа дисциплины Специальный рисунок для профессии Швея
















Рабочая программа дисциплины
«Специальный рисунок»
профессия: «Швея»











2015 год

Рассмотрена на заседании
Предметно-цикловой комиссии
от «____» __________ 2015 г.
протокол № ___________
Председатель ПЦК _______
























Автор: Коряпина И.Г.
Пояснительная записка

При профессиональной подготовке слушателей по профессии «Швея» дисциплина «Специальный рисунок» является одной из специальных дисциплин. Она изучается один год и на неё отведено 40 часов. Программа разработана на основе Методических рекомендаций по составлению адаптированных образовательных программ, разработанных ИПКиПРО, 2009 год.
Основная задача при изучении дисциплины состоит в том, чтобы дать слушателям общие и специальные знания по специальному рисунку, научить их практическим навыкам при выполнении зарисовки моделей швейных изделий.
В процессе обучения у слушателей развивается образное и творческое мышление, формируются практические навыки по рисунку.
Изучение специального рисунка опирается на ранее полученные знания по дисциплинам «Технология швейного производства», «Основы конструирования одежды», и является базой для производственного обучения.
Предпочтительной формой контроля знаний являются практические задания по каждой изученной теме.
Особое внимание необходимо уделить на изучение темы «Композиция рисунка», так как ёсе дальнейшие освоение данной дисциплины основывается на эти данные. Более подробно необходимо остановиться на изучении тем «Схемы фигур» и «Детали одежды», чтобы слушатели могли самостоятельно выполнять зарисовки швейных изделий.
Важную роль играют практические работы, при проведении которых используется дифференцированный подход к слушателям.
Целью курса является подготовка слушателей к будущей практической деятельности.
Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачет.
Слушатели должны знать:
основные понятия и терминологию;
технику рисунка и основы композиции;
геометрические композиции в рисунке;
основы пластической анатомии человека.

Слушатели должны уметь:
выполнять рисунок;
выполнять рисунок человека;
выполнять рисунок швейных изделий в цвете.

Тематический план

№ п/п
Наименование темы
Всего часов
Теория
ПЗ

1-й семестр (18 часов)

1
Введение
1
1


2
Композиция рисунка
6
1
5

3
Орнаментальные композиции в рисунке
6
1
5

4
Пластические свойства ткани
5
1
4

Итого за 1 семестр
18
4
14

2-й семестр (22 часа)

5
Цвет в композиции рисунка
4
1
3

6
Детали одежды
6
1
5

7
Схемы фигур
4

4

8
Построение силуэтных форм костюма
8

8

Итого за 2 семестр
22
2
20

Всего
40
6
34


Содержание программы дисциплины
Основной
общеобобщающий учебный элемент (ООУЭ)
Узловой учебный элемент (УУЭ)
Учебные элементы признаки (УЭП)
Знать
Уметь

Введение
Задачи предмета
Виды рисунка
Материалы и принадлежности для рисунка
Начальные сведения о рисунке.
Средства художественной выразительности в рисунке.
Графические материалы, принадлежности и требования к ним.
Различать рисунки по технике, характеру, назначению, жанрам и темам.
Применять средства художественной выразительности в рисунке.
Пользоваться графическими материалами и принадлежностями.

Композиция рисунка
Законы композиции.
Правила и принципы композиции.
Общие понятия о строении формы и ее конструкции.
Линейная и воздушная перспектива.
Техника штриховки и тушёвки.
Приёмы построения геометрических фигур.

2.1.1. Наблюдение.
2.1.2. Цельное видение.
2.2.1. Правила композиции.
2.2.2. Принципы композиции.
2.3.1. Форма и конструкции.
2.3.2. Оптические иллюзии.
2.3.3. Светотень и ее закономерности.
2.3.4. Пропорции.
2.4.1. Понятие о перспективе.
2.4.2. Перспектива линий.
2.4.3. Перспектива квадрата и круга.
2.4.4. Перспектива куба.
2.5.1. Техника штриховки.
2.5.2. Техника тушёвки.
2.6.1. Рисование простых геометрических тел.
2.6.2. Рисование сложных по форме предметов.
Законы, правила и принципы композиции.
Общие понятия о строении формы и ее конструкции.
Линейную и воздушную перспективу.
Технику штриховки и тушёвки.
Приёмы построения геометрических фигур.

Применять законы, правила и принципы композиции.
Применять линейную и воздушную перспективу в рисунке.
Пользоваться техниками штриховки и тушёвки.
Рисовать геометрические фигуры.

Орнаментальные композиции в рисунке
Орнамент. Раппорт.
Виды орнамента в тканях.
Принципы построения сетчатого орнамента.
Принципы построения ленточного орнамента.
Принципы построения геометрического орнамента.
Принципы построения растительного орнамента.
Виды орнамента.
Раппорт.
Орнамент в тканях.
Построение сетчатого орнамента.
3.4.1.Построение ленточного орнамента.
3.5.1.Построение геометрического орнамента.
3.6.1.Построение растительного орнамента.
Орнамент. Раппорт.
Виды орнамента.
Принципы построения сетчатого, ленточного, геометрического,
растительного орнамента.
Определять вид орнамента.
Находить раппорт.
Рисовать сетчатый, ленточный, геометрический,
растительный орнамент.

Пластические свойства ткани
Значение пластичности ткани.
Методы выявления пластичности ткани в рисунке.
Рисование висящей ткани.
Выявление рельефа складок.
Светотень на складках.
Пластичность ткани.
Свойства ткани.
Состав ткани и пластичность.
4.2.1.Выявление пластичности ткани.
4.2.2. Направление нити основы в ткани.
Рисование висящей ткани.
Выявление рельефа складок.
Светотень на складках
Значение пластичности ткани.
Методы выявления пластичности ткани в рисунке.
Приёмы рисования висящей ткани.
Выявление рельефа складок.

Применять пластичность ткани.
Рисовать висящую ткань.
Выявлять рельефы складок.
Рисовать светотень на складках


Цвет в композиции рисунка
Цветовой тон.
Насыщенность цвета.
Строение цветового круга.
Гармония цвета.
5.1.1. Основы цветоведения.
5.1.2. Физические основы цвета.
5.2.1. Ахроматические цвета.
5.2.2. Хроматические цвета.
5.3.1.Цветовой круг.
5.3.2. Колорит.
5.4.1. Контрастные пары.
5.4.2. Контрастные триады.
5.4.3. Лессировка.
Цветовой тон.
Насыщенность цвета.
Строение цветового круга.
Гармонию цвета.
Определять цветовой тон.
Регулировать насыщенность цвета.
Смешивать цвета.
Вливать цвет в цвет.
Делать растяжку цвета.
Делать переход одного цвета в другой.

Детали одежды
Зарисовка деталей различных форм.
Прилегающие и не
·&°прилегающие части одежды.
Виды воротников, застёжек.
Виды рукавов, кокеток.
Приёмы построения деталей швейных изделий.
Зрительные иллюзии в одежде.
6.1.1.Зарисовка накладных карманов.
6.1.2. Зарисовка фигурных кокеток.
6.2.1.Прилегающие и части одежды.
6.2.2. Неприлегающие части одежды.
Виды воротников,
Виды застёжек.
6.4.1.Виды рукавов,
6.4.2. Виды кокеток.
6.5.1. Построение деталей швейных изделий.
6.6.1. Зрительные иллюзии в одежде. Цвет.
6.6.2. Фактура, рисунок.
Детали различных форм.
Прилегающие и неприлегающие части одежды.
Виды воротников, застёжек.
Виды рукавов, кокеток.
Приёмы построения деталей швейных изделий.
Зрительные иллюзии в одежде.
Выполнять зарисовку деталей различных форм.
Определять прилегающие и неприлегающие части одежды.
Рисовать виды воротников, застёжек, рукавов, кокеток.
Применять приёмы построения деталей швейных изделий.
Применять зрительные иллюзии в одежде.

Схемы фигур
Пропорции тела человека.
Пропорциональное соотношение элементов формы.
Построение фигуры по схеме.
Построение фигуры в движении.
Пропорции тела человека.
8 –ми модульная схема.
7.2.1.Пропорциональное соотношение элементов формы.
7.3.1.Построение женской фигуры по схеме.
7.3.2. Построение мужской фигуры по схеме.
7.4.1. Построение фигуры в движении.
Пропорции тела человека.
Пропорциональное соотношение элементов формы.
Построение фигуры по схеме.

Вычленять пропорции тела человека.
Рисовать фигуры по схеме.
Рисовать фигуры в движении.

Построение силуэтных форм костюма
Рисование по схемам силуэтных форм костюма.
Основные линии силуэта.
Горизонтальные и вертикальные членения.
Модельный ряд детской одежды.
Модельный ряд платьев.
Модельный ряд нарядной одежды.
Модельный ряд авангардной одежды.
Дифференцированный зачет.
8.1.1. Рисование по схемам силуэтных форм прилегающего костюма.
8.1.2. Рисование по схемам силуэтных форм прямого костюма.
8.2.1.Основные линии силуэта.
8.3.1.Горизонтальные членения.
8.3.2.Вертикальные членения
8.4.1.Модельный ряд повседневной детской одежды.
8.4.2.Модельный ряд нарядной детской одежды.
8.5.Модельный ряд платьев.
8.6.Модельный ряд нарядной одежды.
8.7.Модельный ряд авангардной одежды.

Силуэтные формы костюма.
Основные линии силуэта.
Горизонтальные и вертикальные членения.

Рисовать по схемам силуэтные формы костюма.
Производить горизонтальное и вертикальное членение.
Рисовать модельный ряд детской одежды.
Рисовать модельный ряд платьев.
Рисовать модельный ряд нарядной одежды.
Рисовать модельный ряд авангардной одежды.


Список литературы

Основные источники:
Спецрисунок и художественная графика: учебник для студ. сред.проф.образования/ С.Е. Беляева, Е.А. Розанов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 240 с.
Основы художественного проектирования костюма. Практикум: учеб.пособие для нач.проф.образования/ Н.С. Макеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 240 с.
Пошив изделий по индивидуальным заказам: учебник для нач. проф. образования/ М.А. Силаева. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 528 с.
Моделирование и художественное оформление одежды: учеб.пособие/ В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 224 с.

Дополнительные источники:
Дополнительное образование детей: Сборник авторских программ/сост. А.Г.Лазарева.- М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2010.-296с
Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ/под ред. Т.С.Комаровой. 2-е изд, дораб.-М.: Просвещение, 2011. – 271с., ил.
Моделирование и художественное оформление одежды. Учебник для учащихся профессиональных лицеев, училищ и курсовых комбинатов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 314 с.
История стилей в костюме: учебник для студентов учреждений сред.проф.образования/ Э.Б. Флеринская. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 272 с.
История изобразительного искусства: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/ Н.М. Сокольникова, Е.В. Сокольникова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 304 с.


Интернет-ресурсы:
Немного об истории костюма [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Юбки [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Катюшенька Ру - мир шитья [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учимся кроить и шить [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, контрольных работ.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:
рисовать геометрические тела;
рисовать фигуру человека;
рисовать отдельные детали одежды;
рисовать современные коллекции моделей;
применять основы цветоведения при создании образов;
применять декоративные отделки при создании образа;
разбираться в современной моде.

Знания:
основные понятия и терминологию;
технику рисунка и основы композиции;
геометрические композиции в рисунке;
основы анатомического строения и пропорций человеческой фигуры.


Выполнение индивидуальных заданий;
Устный опрос;
Подготовка рефератов;
Подготовка сообщений;
Практические работы





Устный опрос;
Выполнение практических заданий;
Выполнение презентаций;
Самостоятельные работы.




Заголовок 1Iђ Заголовок 2Qђ Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615