Рабочая программа факультативного курса Знаменитые люди Смоленского края (5 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 24» города Смоленска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
«Знаменитые люди Смоленского края»
5а,5б классы
на 2016 /2017 учебный года
Составила учитель истории и обществознания
Анисимова Анжелла Владимировна

Смоленск
Факультатив «Знаменитые люди Смоленского края »
Пояснительная записка
Нормативно-правовая документация
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897
( в ред. Приказа от 31.12.2015 г. № 1577)
3. Учебный план МБОУ СШ № 24 на 2016/2017 учебный год.
Цель курса:
Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей Смоленского края; способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории;
.
Задачи курса:
способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей;
способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации;
способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся;
способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.
Общая характеристика предмета

Программа факультативного курса "Знаменитые люди Смоленского края" ориентирована на расширение знаний обучающихся о важнейших деятелях истории Смоленщины, чьи имена остались в памяти человечества. В школьном курсе истории мало времени уделяется изучению личностей, с чьими именами связаны основные вехи истории того или иного государства. А ведь именно с этими людьми связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве, даже на локальном уровне. К сожалению, школьная программа дает ограниченную характеристику этим людям или всего лишь упоминает о них.
Данная программа позволит расширить представление учащихся об исторических деятелях, которые наиболее полно и объективно отразили в своей жизни и деятельности современную им эпоху, тех, кто особенной силой своей личности оставил значительный отпечаток в ходе истории нашего края и страны.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане в 5 классе отводится на изучение факультатива 34 часа.
Результаты освоения предмета
К личностным результатам изучения факультатива в 5 классе относятся следующие убеждения и качества: интеллектуальное и нравственное развитие, осознание своей идентичности как гражданина России, уважение к истории своего города.
Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах: овладение умениями работать с внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять план исследования, искать информацию), использовать современные источники информации; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация); готовность к коллективной работе.
Предметные результаты изучения включают: овладение целостным представлением о разнообразии деятелей, оставивших след в истории нашего края; способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия необходимой информации; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности своих предков. Содержание
Факультатив «Знаменитые люди Смоленского края »
Введение. Я – смолянин. Краткая характеристика истории Смоленщины. Ключевые даты, понятия.
Тема1. Политические деятели Смоленщины
Династия Ростиславичей (Деятельность Ростислава Мстиславича и его потомков).
Смоленские корни династии Романовых. Андрей Кобыла (XIV век), Федор Андреевич Кошка (XIV век), Иван Федорович Кошкин (XIV–XV века), Захарий Иванович Кошкин (XV век), Юрий Захарович Кошкин (XV–XVI века), Роман Юрьевич Захарьин-Кошкин (XVI век), Никита Романович Захарьин-Юрьев (XVI век), Федор Никитич Романов – патриарх Филарет (XVI–XVII века), государь Михаил Федорович Романов (XVI–XVII века) – все эти имена членов династии Романовых и их связь со смоленской землей. Визиты Романовых на Соленщину. Князь Потемкин. Смоленские корни князя и его роль в истории.
Смоленские губернаторы. А. Г. Лопатин, Н.И. Хмельницкий и их деятельность на посту губернатора. Смоляне – декабристы: Понятие и основные события восстания. П.И. Пестель, И.Д. Якушкин, П.Г. Каховский.
Тема 2. Военные Смоленского края
Известные военные Российской империи. Моряки - смоляне: Нахимов Павел Степанович, Керн Федор Сергеевич, Верховский Владимир Павлович, Шестаков Иван Алексеевич.
Участники войны 1812 года: братья Лесли, Оленин Евгений Иванович, Кожина Василиса (старостиха Василиса) Реад Николай Андреевич, Оболенский Николай Николаевич, П.И Энгельгардт.
Военные деятели Советского периода. Ушаков Владимир Алексеевич, Лавриненков Владимир Дмитриевич, Лавицкий Николай Ефимович, Курочкин Павел Алексеевич, Егоров Михаил Алексеевич. Гроховский Павел Игнатьевич, Лавочкин Семен Алексеевич. Рассказ о родственнике – участнике войны. Смоляне – Герои СССР.
Тема 3. Известные ученые нашего края
Он проложил дорогу в Космос. Гагарин Юрий Алексеевич: биография, первый космонавт.
Химики, биологи, путешественники Смоленщины. Каверзнев Афанасий Аввакумович, Гремяцкий Михаил Антонович, Глинка Константин Дмитриевич. Пржевальский Николай Михайлович, Козлов Петр Кузьмич, Докучаев Василий Васильевич.
Тема 4. Деятели культуры Смоленщины
Писатели Смоленщины. Шаховский Александр Александрович, Глинка Федор Николаевич, Соколов-Микитов Иван Сегргеевич, Рыленков Николай Иванович, Твардовский Александр Трифонович, Вонлярлярский Василий Александрович, Азимов Айзек, Беляев Александp Романович, Исаковский Михаил Васильевич, Васильев Боpис Львович.
Скульпторы и музыканты Конь Федор Савельевич и Смоленская крепостная стена. Глинка Михаил Иванович, Коненков Сергей Тимофеевич, Микешин Михаил Осипович
Артисты. Никулин Юрий Владимирович, Касаткина Людмила Ивановна, Румянцева Надежда Васильевна, Яншин Михаил Михайлович, Папанов Анатолий Дмитриевич, Илья Фрэз, Маша Малиновская, Эдуард Хиль.
Заключение. Роль личности в истории провинции
Учебно-тематическое планирование
№ Наименование разделов и тем Количество часов
1. Введение. Я – смолянин. 1
Тема1. Политические деятели Смоленщины 7
2. Династия Ростиславичей2
3. Смоленские корни династии Романовых 2
4. «Провинциальный» фаворит Князь Потемкин 1
5 Смоленские губернаторы. 1
6 Смоляне - декабристы 1
Тема 2. Военные Смоленского края 10
7 Известные военные Российской империи 5
8 Военные Советского периода 5
Тема 3. Известные ученые нашего края 5
9 Он проложил дорогу в Космос 1
10 Химики,биологи, путешественники Смоленщины 4
Тема 4. Деятели культуры Смоленщины 11
11 Писатели Смоленщины 5
12 Скульпторы и музыканты 3
13 Артисты 2
14 Заключение. Роль личности в истории провинции 1
ИТОГО 34
Календарно – тематическое планирование
№ п/п Дата Тема урока
Тип урока Цель урока Планируемые результаты Виды и формы контроля Д/ЗПредметные МетапредметныеЛичностные План Факт 1. Я – смолянин. Сформировать общее представление об историческом пути развития Смоленского края. Изучить ключевые даты и понятия. овладение целостным представлением об историческом пути развития Смоленщины; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план). Воспитание патриотизма, любви и уважения к своему родному краю, чувства гордости за него, за историческое прошлое смолян и Смоленской области; Устный опрос;
проблемные задания. Тема 1. Политические деятели Смоленщины
2. Смоленские князья. Ростислав Мстиславич. Изучить выдающихся Смоленских князей. Дать оценку деятельности Ростислава Мстиславича как основоположника династии. овладение целостными представлениями об исторических личностях Смоленщины и их роли в истории способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Устный опрос;
проблемные задания 3. Династия Ростиславичей и ее роль в истории Смоленщины. Сформировать представление о деятельности потомков Ростислава Мстиславича; основные представители. овладение целостными представлениями об исторических личностях Смоленщины и их роли в истории владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план). развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Опрос. Письменные задания. 4. Смоленские корни династии Романовых. Изучить родословное древо династии Романовых и выявить их смоленские корни. овладение целостными представлениями об исторических личностях Смоленщины и их роли в истории освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
Воспитание патриотизма, любви и уважения к своему родному краю. Презентации, рисунки 5. Визиты Романовых на Смоленщину Сформировать представление о роли визитов венценосной семьи в провинцию. овладение целостными представлениями об исторических личностях Смоленщины и их роли в истории владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией. способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; Презентации, рисунки 6. «Провинциальный» фаворит Князь Потемкин. Охарактеризовать фаворита князя Потемкина и его деятельность на Смоленщине. овладение целостными представлениями об исторических личностях Смоленщины и их роли в истории способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Письменные задания. Творческое задание. 7. Смоленские губернаторы и их деятельность. Изучить выдающихся представителей смоленских губернаторов: А. Г. Лопатин, Н.И. Хмельницкий и их деятельность. овладение целостными представлениями об исторических личностях Смоленщины и их роли в истории использование современных источников информации, в том числе Интернет-ресурсов; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений Творческое задание.
8. Смоляне – декабристы. Сформировать представление о декабристах – выходцах из Смоленщины. овладение целостными представлениями об исторических личностях Смоленщины и их роли в истории освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; доклады, рисунки Тема 2. Военные Смоленского края
9. Известные военные Российской империи. Сформировать представление о важности и почетности военной службы в Российской империи. овладение целостными представлениями об исторических личностях Смоленщины и их роли в истории владение умением работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений
Презентации, рисунки 10. Моряки - смоляне Изучить выдающихся моряков – смолян, которые жили в период Российской империи. овладение целостными представлениями об исторических личностях Смоленщины и их роли в истории способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах. Воспитание патриотизма, любви и уважения к своему родному краю, чувства гордости за него, за историческое прошлое смолян доклады, рисунки 11-13 Смоляне - участники войны 1812 года Сформировать представление о защитниках Родины в войне 1812 года. овладение целостными представлениями об исторических личностях Смоленщины и их роли в истории владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; Презентации, рисунки 14-17 Военные деятели Советского периода. Изучить выдающихся военных – смолян и их роль в истории страны. овладение целостными представлениями об исторических личностях Смоленщины и их роли в истории использование современных источников информации, в том числе Интернет-ресурсов развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; творческие работы, тестовые задания 18 Практикум на тему «В моей семье воевал» Сформировать представление о связи поколений, воспитание патриотизма и любви к своей Родине. овладение целостными представлениями об исторических личностях Смоленщины и их роли в истории способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.); Воспитание патриотизма, любви и уважения к своему родному краю, чувства гордости за него, за историческое прошлое смолян творческие работы Тема 3. Известные ученые нашего края
19 Он проложил дорогу в Космос Изучить жизнь Ю.А. Гагарина и его роль в истории. овладение целостными представлениями об исторических личностях Смоленщины и их роли в истории владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план).
формирование ценностей многонационального российского общества; Рисунки, доклады, презентации 20-21 Они «покоряли» центральную Азию. Изучить Пржевальского Н.М., и Козлова П.К.; их вклад в изучение Центральной Азии. овладение целостными представлениями об исторических личностях Смоленщины и их роли в истории освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Устный опрос, доклады 22-23 Светила науки смоленской земли. Сформировать представление о научном потенциале Смоленской земли. овладение целостными представлениями об исторических личностях Смоленщины и их роли в истории владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией. способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; Творческие работы, презентации, рисунки Тема 4. Деятели культуры Смоленщины . Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач, решения тестовых заданий Составление сравнительной таблицы
24-25. Поэты Смоленщины Изучить выдающихся поэтов смоленского края. овладение целостными представлениями об исторических личностях Смоленщины и их роли в истории способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего края в контексте общемирового культурного наследия; Творческие работы
(презентации, рисунки, сочинения эссе, доклады). 26. Фантасты Смоленщины Познакомиться представителями жанра фантастики – выходцами из Смоленщины; их произведениями. овладение целостными представлениями об исторических личностях Смоленщины и их роли в истории использование современных источников информации, в том числе Интернет-ресурсов; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Презентации, рисунки 27-28. Писатели Смоленщины Сформировать представление о творческом потенциале Смоленской земли. овладение целостными представлениями об исторических личностях Смоленщины и их роли в истории освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; Презентации, рисунки 29-30. Скульптуры Смоленщины Изучить жизнь и творчество Коня Ф.С., Коненкова С.Т. овладение целостными представлениями об исторических личностях Смоленщины и их роли в истории способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность. наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Презентации, рисунки 31. Музыканты и композиторы Смоленщины Сформировать представление о вкладе смоленских музыкантов в наследие страны. овладение целостными представлениями об исторических личностях Смоленщины и их роли в истории владение умением работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию Воспитание патриотизма, любви и уважения к своему родному краю, чувства гордости за него, за историческое прошлое смолян Презентации, рисунки 32-33. Артисты Смоленщины Сформировать представление о творческом потенциале Смоленской земли. овладение целостными представлениями об исторических личностях Смоленщины и их роли в истории способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах. способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; Презентации, рисунки 34. Роль личности в истории провинции Сформировать понимание возможности добиться успеха и войти в историю, независимо от места рождения. овладение целостными представлениями об исторических личностях Смоленщины и их роли в истории способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах. Воспитание патриотизма, любви и уважения к своему родному краю, чувства гордости за него, за историческое прошлое смолян. Творческое задание. Описание материально технического обеспечения
для учеников
Будаев Д.И., Ильюхов История Смоленщины XIX-XX века. Смоленск, 2011
Иванов Ю.Г. Город-герой Смоленск: 500 вопросов и ответов о любимом городе. Смоленск: Русич, 2011.
История России в лицах. М., 1997.
Ластовский Г.А. История и культура Смоленщины с древнейших времён до конца XVIII века. Смоленск,2008
Для учителя
Беляев И.Н. Подвижники земли Смоленской. Библиографический справочник об исследователях родного края. Смоленск. "Смядынь", 2003
Купченко К.В., Никитина Н.В. История городского управления на Смоленщине в ХVIII – первой половине ХIХ вв. Смоленск: «Маджента», 2011.
Терлецкая И.П. История и культура Смоленщины с древнейших времен до конца XVIII века. Методическое пособие для учителя. - Смоленск. СОИУУ, 2007
Тихонова А. В. Род Энгельгардтов в истории России XVII-XX веков. Смоленск, 2001.
Планируемые результаты изучения курса:
В результате изучения курса ученики должны научиться соотносить личность и период, в котором он жил; определять последовательность и длительность важнейших событий в истории края; показывать на исторической карте древнейшие города Смоленщины, места рассказывать о важнейших исторических деятелях. выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; объяснять свое отношение к наиболее значительным личностям в истории Смоленщины, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.