Сборник заданий для внеаудиторной самостоятельной деятельности по дисциплине Биология
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
ГБПОУ ВО «Верхнеозерский сельскохозяйственный техникум»
СБОРНИК
заданий для внеаудиторнойсамостоятельной работы студентов
по дисциплине «БИОЛОГИЯ»
Специальности:
080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
230401 «Информационные системы» (по отраслям)
111801 «Ветеринария»
п. Верхнеозерский, 2015
Данный сборник предназначен для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Биология».
Пособие составлено в соответствии с рабочей программой по дисциплине. В нем отражены тематика и виды заданий для самостоятельной внеаудиторной работы, даны методические рекомендации по их выполнению, приведен список рекомендуемой литературы, а также ключ для самопроверки.
Оглавление
1. Введение
2. Тематика и виды внеаудиторной самостоятельной работы
студентов.
2.1. Биология как наука. Методы научного познания.
2.2. Клетка.
2.3. Организм.
2.4. Вид.
2.5. Экосистемы.
3. Рекомендуемая литература
Введение
В соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся является одной из важнейших задач образовательного процесса. Современное образование должно обеспечить не только полноценное личностное, социальное, культурное развитие человека, но и готовность к дальнейшему самообразованию. В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, которая и является одной из основных форм самообразования.
Программа изучения каждой из дисциплин, входящих в учебный план, предусматривает, кроме обязательных часов аудиторной работы, также и определенный объем самостоятельной внеаудиторной работы. Затраты времени на выполнение этой работы регламентируются учебным планом. Так, согласно учебному плану, на внеаудиторную самостоятельную работу по дисциплине «Биология» отводится 59 часов.
Именно самостоятельную работу ведущие педагоги всегда считали одним из наиболее эффективных путей активизации познавательной деятельности студентов, развития самостоятельности, ответственности и творческих способностей. Студент должен работать на занятии и дома по возможности самостоятельно, а преподаватель должен лишь организовывать, контролировать этот процесс.
Внеаудиторная самостоятельная работа — это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, протекающая без непосредственного участия преподавателя, но направляемая им.
В процессе выполнения самостоятельной работы преподаватель:
- знакомит обучающихся с научной организацией труда, методикой выполнения самостоятельной работы, критериями оценки качества выполняемой работы и т.д.;
- формирует: навыки научного исследования; развивает навыки работы с учебником, классическими первоисточниками и современной научной литературой;
- проводит индивидуальные и групповые консультации;
- осуществляет систематический контроль, проводит анализ и дает оценку работы.
По окончании работы над определенной темой (в указанные преподавателем сроки) студент представляет результаты своей деятельности для их оценки. Это могут быть решенные задачи, выполненные упражнения, подготовленные сообщения и т.п.
Эффективная самостоятельная работа способствует формированию и развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Тематика и виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Наименование разделов и тем Виды заданий самостоятельной работы
1. Биология как наука. Методы научного познания.
2. Клетка.
3. Организм.
4. Вид.
5. Экосистемы 1. Подготовка сообщений по теме.
2. Заполнение таблицы «Выдающиеся открытия в области биологии»
1. Подготовка сообщений по теме.
2. Заполнение таблиц «Химический состав клетки», «Строение и функции основных органоидов клетки», «Биосинтез белка».
3. Дополнение схем строения нуклеиновых кислот.
4. Составление сравнительной характеристики ДНК и РНК
1. Подготовка сообщений по теме.
2. Заполнение таблиц «Этапы энергетического обмена», «Митоз»
3. Составление сравнительной характеристики полового и бесполого размножения.
4. Дополнение схем митоза и мейоза, оплодотворения.
5. Составление конспекта по теме «Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье».
6. Решение задач по генетике.
7. Заполнение таблиц «Методы изучения наследственности», «Методы современной селекции».
8. Составление конспекта по теме «Биотехнология: достижения и перспективы развития»
1. Подготовка сообщений по теме.
2. Заполнение таблиц «Борьба за существование и её формы», «Краткая характеристика этапов антропогенеза», «Основные расы человека».
1. Подготовка сообщений по теме.
2. Составление схем цепей питания.
3. Составление сравнительной характеристики естественных и искусственных экосистем.
4. Составление конспекта по теме «Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода) в биосфере».
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Тема 1. Биология как наука. Методы научного познания.
Задание №1
Подготовьте сообщения на одну из тем:
1) «Краткая история развития биологии»
2) «Вклад античных философов и врачей в развитие биологии»
3) «Главные биологические открытия XX века»
4) «Особенности воззрений на живую природу в Средние века и эпоху Возрождения»
5) «Методы биологических исследований»
Используйте рекомендуемую литературу: [1], [6], [9], а также дополнительные литературные источники и ресурсы Интернет.
Задание №2
Используя материал учебника и дополнительную литературу, заполните таблицу «Выдающиеся открытия в области биологии»
Фамилия ученого Год (век) Вклад в биологию
Тема 2. Клетка
Задание №1
Подготовьте сообщение на одну из тем:
1) «История изучения клетки»
2) «Витамины и их биологическая роль»
3) «Искусственный синтез белков: проблемы и перспективы»
4) «Регуляция биохимических процессов в клетке»
5) «Использование ферментов в промышленности»
6) «История изучения нуклеиновых кислот»
7) «Роль бактерий в природе и жизни человека»
Используйте рекомендуемую литературу: [1], [6], [9], а также дополнительные литературные источники и ресурсы Интернет
Задание №2
Заполните таблицу «Химический состав клетки»
Соединения Органические или неорганические Функции в клетке1 2 3
Задание №3
а) Заполните схему строения нуклеотида молекулы и-РНК.
?
?
?
б) Заполните схему строения нуклеотида молекулы ДНК.
?
?
?
Задание №4
а) Допишите противоположную цепь молекулы ДНК в соответствии с принципом комплементарности.
Ц – А – Ц – Ц – Г – Т – А – Ц – А – А – Г – Г – Ц – Ц – Т – А – Г – Г
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
б) Достройте фрагмент молекулы и-РНК в соответствии с принципом комплементарности по известному участку молекулы ДНК.
А – Ц – Ц – А – Т – А – Г – Т – Ц – Ц – А – А – Г – Г – А – Т – А – Ц – А
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Задание №5
Заполните таблицу «Сравнительная характеристика нуклеиновых кислот»
Вопросы для сравнения ДНК РНК
Структура молекулы Мономеры Компоненты, составляющие мономерКакой углевод входит в состав мономера Какими азотистыми основаниями образован мономер Функции Задание №6
Заполните таблицу «Строение и функции основных органоидов клетки»
Название органоида Строение Функции
Задание №7
Заполните таблицу «Биосинтез белка»
Компоненты биосинтеза Значение компонента в синтезе белковой молекулы
ДНК и-РНКт-РНКРибосомы Аминокислоты АТФ Ферменты Задание №8
Выполните письменную работу на тему: «Заболевания человека, вызываемые вирусами». Дайте характеристику одного из заболеваний по плану.
Список заболеваний
1. Грипп
2. Герпес
3. Ветряная оспа
4. Корь
5. Свинка
6. Полиомиелит
7. Краснуха
8. Бешенство
9. Гепатит
10. Ящур
11. ВИЧ
12. ОРВИ
13. Столбняк
14. Чума
15. Энцефалит
16. РотавирусПлан характеристики
1. Строение вируса.
2. История открытия.
3. Пути заражения.
4. Признаки заболевания (симптомы).
5. Профилактика.
Объём работы: не более 5 страниц формат А4 (шрифт Times New Roman, 14), Структура: титульный лист, содержание с указанием страниц, текст работы, список используемой литературы.
Тема 3. Организм.
Задание №1
Подготовьте сообщение на одну из тем:
1) «Гипотезы происхождения многоклеточных организмов»
2) Влияние различных факторов на интенсивность фотосинтеза»
3) «Применение знаний о фотосинтезе в практике сельского хозяйства»
4) «Влияние различных факторов на индивидуальное развитие организмов»
5) «Г.Мендель – основоположник генетики»
6) «Краткая история развития генетики»
7) «Методы изучения наследственности человека»
8) «Наследственные болезни человека: лечение и профилактика»
9) «Основные достижения селекции растений»
10) «Основные достижения селекции животных»
11) «Селекция микроорганизмов: достижения, проблемы, перспективы»
Используйте рекомендуемую литературу: [1], [6], [9], а также дополнительные литературные источники и ресурсы Интернет
Задание №2
Заполните таблицу «Этапы энергетического обмена»
Вопросы для сравнения Подготовительный этап Гликолиз Кислородное расщепление
Где происходит? Исходные вещества Какие вещества образуются? Сколько молекул АТФ образуется при расщеплении 1 молекулы глюкозы? Какие вещества катализируют реакции? Задание №3
Вставьте пропущенные компоненты реакции. Дайте определение процессу. Перечислите его основные этапы.
6СО2 + … = С6Н12О6 + …
Задание №4
Заполните таблицу «Сравнение фотосинтеза и дыхания»
ПроцессФотосинтез Дыхание
Условия протекания Исходные вещества Источник энергии Конечные продукты Задание №5
Заполните таблицу «Митоз»
Фазы митозаХарактеристика фазыРасположение хромосомПрофазаМетафазаАнафазаТелофазаЗадание №6
Укажите на схеме количество хромосом в каждой дочерней клетке после процесса митоза. Дайте пояснения.
46
12
Задание №7
Заполните таблицу «Сравнительная характеристика бесполого и полового размножения»
Вопросы для сравнения Бесполое размножение Половое размножение
Сколько особей принимают участие В чем особенности Какие клетки участвуют в размножении Результаты размножения Задание №8
На схемах изображены начальные и конечные фазы деления клеток. Определите, какая из схем отражает процесс митоз, а какая мейоз. Объясните ответ.
а) б)
2n
2n
2n
2n
nn
Задание №9
Заполните таблицу «Сравнительная характеристика гаметогенеза»
Вопросы для сравнения Овогенез Сперматогенез
Где происходит Размеры клеток Форма клеток Набор хромосом Сколько клеток образуется из одной исходной Задание №10
Назовите клетки участвующие в процессе оплодотворения и укажите на схеме характерный для них набор хромосом. Ответ поясните.
?
?
?
×
Задание №11
а) Составьте конспект по теме «Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье», опираясь на материал учебника: [1] с. 130 –136, [6] с. 104-112.
б) Подготовьте сообщения на одну из тем:
1) «Влияние различных факторов на индивидуальное развитие человека»
2) «Влияние различных факторов на репродуктивное здоровье человека»
Используйте рекомендуемую литературу: [1], [6], [9], а также ресурсы Интернет.
Задание №12
Заполните таблицу «Этапы происхождения жизни (по Опарину)»
Название этапаХарактеристика условий Земли Характер синтеза органических веществ на данном этапе
1 2 3
Задание №13
Решите задачи:
1) Напишите возможные варианты гамет для организмов со следующими генотипами Аа, ВВ, сс, Сс, Вв.
2) Напишите возможные генотипы и фенотипы детей, если известно, что у отца – вьющиеся волосы и веснушки, а у матери – прямые волосы и нет веснушек.
А – вьющиеся волосы, а – прямые, В – веснушки, в – нет веснушек.
3) Определите генотипы и фенотипы потомства от скрещивания гомозиготных животных с короткой и длинной шерстью, если известно, что А – короткая шерсть, а – длинная шерсть.
4) Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых гетерозиготных родителей, если известно, что А – карие глаза, а – голубые глаза.
5) Напишите возможные варианты гамет для организмов со следующими генотипами ААВВ, аавв, АаВв, ааВВ.
6) Рецессивный ген гемофилии h локализован в Х хромосоме (Хh). Напишите возможные генотипы детей, родившихся от брака здорового мужчины и женщины, носительницы гена дальтонизма, сделаете соответствующие выводы.
Задание №14
Заполните таблицу «Методы изучения наследственности»
Методы Характеристика метода Примеры
1 2 3
Задание №15
а) Составьте конспект по теме «Биотехнология: достижения и перспективы развития», опираясь на материал учебника: [1] с. 183 –191, [6] с. 104-112.
б) Подготовьте сообщения на одну из тем:
1) «История возникновения и развития биотехнологии»
2) «Современная биотехнология: задачи, методы, основные направления развития»
3) «Генетически модифицированные продукты: зло или благо?»
4) «Клонирование: за и против»
5) «Биотехнология и охрана окружающей среды»
Используйте рекомендуемую литературу: [1], [6], [9], а также ресурсы Интернет.
Задание №16
Заполните таблицу «Методы современной селекции»
Методы Характеристика метода Примеры
Тема 4. Вид.
Задание №1
Подготовьте сообщения на одну из тем:
1) «История развития эволюционных идей»
2) «Эволюционная теория Ж.-Б.Ламарка»
3) «Жизнь и научная деятельность Ч.Дарвина»
4) «Пути видообразования»
5) «Причины вымирания видов»
6) «Охрана вымирающих видов»
7) «Способы саморегуляции численности и плотности популяции»
8) «Проблема вида в современном эволюционном учении»
9) «Гипотезы происхождения жизни»
10) «Уникальность человека как вида органического мира»
11) «Возможные пути эволюции человека в будущем»
Используйте рекомендуемую литературу: [1], [6], [9], а также ресурсы Интернет.
Задание №2
Заполните таблицу «Борьба за существование и её формы»
Виды борьбы Характеристика Значение в процессе эволюции
Задание №3
Приведите схему современной систематики организмов. В чем отличие систематики животных и растений?
Задание №4
Заполните таблицу «Краткая характеристика этапов антропогенеза»
Название стадии Название предка Исторический возраст Характерные признаки Соотношение биологических и социальных факторов
биологические социальные Задание №5
Заполните таблицу «Основные расы человека»
Название расы Характеристика
Тема 5. Экосистемы.
Задание 1.
Подготовьте сообщения на одну из тем:
1) «Современное состояние биоразнообразия на планете и в России»
2) «Генофонд и причины гибели видов»
3) «Всемирная стратегия сохранения биологического разнообразия»
4) «Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека»
5) «Влияние изменившихся условий жизни на организм человека»
6) «Экологическая стратегия развития промышленности и энергетики и борьба с загрязнениями»
7) «Проблема устойчивого развития биосферы»
8) «Экологическая стратегия развития сельского хозяйства»
Используйте рекомендуемую литературу: [1], [6], [9], а также ресурсы Интернет.
Задание 2.
Распределите по трофическим уровням следующие организмы:
заяц-беляк, лисица обыкновенная, лось, лесные травы, бактерии гниения, ель, волк, лиственница, рысь?Продуценты КонсументыРедуценты1.
2.
… 1.
2.
… 1.
2.
…
Задание 3.
Составьте пищевую цепь из предложенных организмов и укажите консументы второго порядка: гусеницы, синицы, сосны, коршуны.
Задание 4.
Составьте схему цепи питания, характерной для болот, зная, что ее компонентами могут являться какие-либо их предложенных организмов: ястреб, бабочка, лягушка, стрекоза, уж, растение, муха.Укажите, какой компонент данной цепи может наиболее часто включаться в другие цепи питания.
Задание №5
Составьте конспект по теме «Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода) в биосфере», опираясь на материал учебника: [1] с. 339 –344,
Задание №6
Заполните таблицу «Сравнительная характеристика естественных и искусственных экосистем»
Характеристика Природная экосистема АгроэкосистемаПроисхождение Видовое разнообразие. Тип отбора Источник энергии Способность к саморегуляцииУстойчивость системы Продуктивность Круговорот веществ и энергии
Список литературы:
2. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. Учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа,2010.
4.Каменский А.А. и др. Биология для абитуриентов и учащихся 11 классов. Ответы на вопросы – М.: ”Экзамен”, 2003.