Урок по теме Честность и искренность 4 класс, ОРКСЭ, Основы светской этики


ОРКСЭ. Основы светской этики. 4 класс.
Учитель начальных классов МАОУ Лицей №49 г. Калининграда
Круглякова Анна Валентиновна 299-748-789
Тема урока
Честность и искренность
Тип
Открытие нового знания
Цель урока
Формирование представления о понятиях: честность, искренность, честь; присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.
Планируемые результаты
Предметные: формирование нравственных понятий и ценностей - честность, искренность, доброта, честь, репутация.
Метапредметные: формирование умения работать с текстом, строить речевое высказывание, анализировать поступки и давать им оценку, работать в группе.

Личностные: становление внутренней позиции личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, эмоциональной отзывчивости.
Ресурсы урока
М. Т. Студеникин. Основы светской этики. 4 класс /авт. сост. К. А. Кочегаров, М. Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово», 2015 г.
Основы светской этики. 4 класс. Рабочая тетрадь. Автор: М. Т. Студеникин. « Русское слово», 2016 г.
С. Ожегов Толковый словарь русского языка.
Школьный толковый словарь.
Бланк «Проверь себя»
Карточки с ситуациями для обсуждения в группе.
Презентация.
Интернет
Ход урока
Деятельности учителя Деятельность учащихся
Актуализация знаний
Повторение изученных понятий.
Работа по листу «Проверь себя»
<Приложение 1>
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о нравственных ценностях, о качествах личности. Прежде чем продолжить работу, вы повторите определения тех понятий, которые уже изучены.
Мотивация к учебной деятельности.
- Какова цель изучения этих понятий?
- Зачем знать нормы морали, поведения, нравственные ценности?
Работа в паре. Установление соответствия между понятием и его определением.
Самопроверка <Презентация. Слайд 1.>
Самооценка по предложенной в конце теста таблице.
Устные ответы на вопросы:
- понимать разницу между добром и злом, уметь оценить свой поступок с точки зрения морали, уметь делать правильный нравственный выбор, работать над собой, над формированием положительных качеств своей личности.
Постановка целей и задач
-Сегодня мы поработаем с ещё одним качеством человека, без которого не может быть ни добра, ни дружбы. Послушайте притчу и определите тему нашего урока.
Чтение Притчи о честности. <Приложение 2>
- О каком качестве человека идёт речь в притче?
- Какие вопросы мы можем обсудить и получить на них ответ?
Определяют тему урока.
- Что такое честность?
- Легко ли быть честным?
- Зачем быть честным?
- Всегда ли надо быть честным?
Организация познавательной деятельности
I.
1. Работа над определением понятия «честность».
-Сначала дадим определение понятию «честность». К каким источникам можно обратиться?
Сравнительный анализ словарных статей, обобщение, вывод/
- Прочтите определение, данное в учебнике.
- Прочтите определения, данные в Толковом словаре С. Ожегова и в Школьном толковом словаре. Проверка <Слайд 3>
- Давайте проанализируем все определения и обобщим: с помощью каких понятий объясняется понятие «честность».
-Честность – это…
(Постепенное появление понятий на доске <Слайд 4>)
–От какого слова образовано понятие «честность», подберите родственные слова. <Слайд 5>
- Что такое честь? <Слайд 6>
Работа по знакомству с историей формирования правил честности, над значениями выражений, связанных с этим понятием.
- У многих народов ещё в древности складывались правила честности. Знакомы ли вам выражения «вывести на чистую воду», «честная смерть», «честно исполнить свой долг», «дать честное слово»? Каково их значение?
- Прочитайте текст на с.61-62, проверьте свои предположения.
- Что вы уже знали? Что узнали нового? Есть ли у вас вопросы по прочитанному отрывку?
- Почему купцы держали слово? С каким ещё понятием связано понятие «честь»? (репутация)
Обобщение изученного материала <Слайд 7>
II. Обсуждение вопросов:
- Легко ли быть честным?
- Когда легко быть честным?
- Когда сложно быть честным?
- Что значит быть честным перед самим собой?
III. Обсуждение вопросов:
- Почему надо быть честным? Каковы последствия честных и нечестных поступков? Приведите примеры из собственной жизни или из художественной литературы.
- Какова нравственная ценность честности?
IV. Обсуждение вопроса:
- Всегда ли надо быть честным?
Анализ ситуаций <Приложение 3>
- Словари, учебник, Интернет.
Работают по группам: 1 группа - со словарём С. Ожегова, 2 группа – со Школьным толковым словарём, 3 группа – поиск в сети Интернет, 4 группа – с учебником, с.61
Зачитывают найденные определения.
Анализируют определение понятия, которое дано в учебнике с. 61, в Толковом словаре С. Ожегова, в Школьном толковом словаре;
ищут и перечисляют общие понятия, с помощью которых объясняется понятие «честность».
Подбирают родственные слова.
Высказывают предположения о значении выражений.
Читают самостоятельно текст на с. 61 – 62 с пометками:
«+» - узнал новое,
«v» - знал раньше,
«?» - требуется объяснение.
Обсуждают прочитанный текст, объясняют значение выражений, отвечают на вопросы, задают свои.
Высказывают своё мнение: легко говорить правду про других, сложно про себя.Участвуют в обсуждении фрагмента текста на с. 62 по данному вопросу.

Приводят примеры последствий честных и нечестных поступков.
Доказывают своё мнение примерами из художественной литературы.
Работают с обобщающей таблицей учебника на с. 63.
Работа в группах. Обсуждение предложенных ситуаций с точки зрения честности. Выступление каждой группы. Обсуждение различных точек зрения.
Рефлексия
-Что значит быть честным человеком?
-Для чего надо быть честным?
-Что для вас явилось самым важным на уроке, что вы для себя приняли?
Приложение 1
Проверь себя
Система норм и правил поведения, выработанных и охраняемых обществом - _________________________________
Повседневное уважение и открытая доброжелательность по отношению к людям, с которыми встречаемся дома и в общественных местах - ___________________________________
Почтительное отношение к людям, основанное на признании их достоинств - __________________________________
Всё хорошее, полезное, что помогает человеку и природе, идёт им на пользу - ___________________________________
Оказание бескорыстной помощи другим людям, отсутствие скупости - ___________________________________
Привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов, совместной деятельности - ____________________________
Отсутствие стремления к лично выгоде, наживе - ______________________________
Строгое соблюдение человеком всегда и во всём установленных в обществе норм поведения. Неспособность к плохим поступкам - ____________________________________
без ошибок 1 – 2 ошибки 3- 4 ошибки более 4 ошибок
Приложение 2
ПРИТЧА о честности
«Давным-давно одной страной долго правил мудрый император. Пришло время, он состарился и решил объявить своего наследника. Все ожидали, что это будет кто-то из его детей или последователей. Но император придумал кое-что другое. Он приказал собрать во дворце всех, без исключения, юношей, живущих в стране. И сказал им следующее: «Мне нужно назначить следующего правителя. И я решил, что выберу этого человека из вас». Все, кто был в этот момент в зале дворца, впали в недоумение. Пожилой правитель продолжил: «Я дам каждому по семечку. Вы посадите его, будете ухаживать за ним в течение года, а затем вернетесь во дворец с выращенным урожаем. Тот, у кого будет самое лучшее растение, станет моим преемником!» Юноша, которого звали Линг, тоже получил своё семечко. Когда он рассказал матери о задании императора, она помогла ему его посадить. Затем молодой человек тщательно его растил и каждое утро проверял, не появились ли маленькие росточки.Шло время. При встрече другие юноши хвалились Лингу о своих достижениях. А в горшочке у Линга так ничего и не появилось. Он начал считать себя ничтожеством, потому что все остальные только и хвалились своим урожаем. Незаметно пролетело полгода, но результата у Линга по-прежнему не было. Он винил во всём себя, что сам загубил драгоценное растение. И вот завершился срок, поставленный правителем. Как и было оговорено, все юноши принесли во дворец выращенные ими растения. А Линг не хотел туда идти, но любящая его мать сказала, что надо быть честным и уметь признавать своё поражение...Когда Линг появился во дворце, то увидел огромное разнообразие различных растений, которые принесли другие юноши. Когда император увидел всё это, он произнес: «Вы все заслуживаете похвалы! Ваш урожай – просто чудесен!» Линг во время речи императора пытался быть незаметным. Но император заметил его пустой горшок и вызвал юношу вперед. Все начали смеяться над Лингом, увидев, что кроме земли в горшке ничего нет. А правитель вдруг произнес: «Вот мой преемник! Вы все помните, что, получив семя, вы через год должны были вернуться с результатами своих трудов во дворец. Но никто из вас не знал, что те семена никак не могли прорасти, они были испорчены, я их предварительно сварил. Но вы, кроме Линга, всё-таки принесли плоды своих трудов. Вы подменили семя, полученное от меня. И Линг - единственный, в честности которого я не сомневаюсь. Поэтому он заменит меня и станет вашим императором!» 
Приложение 3
Ситуации для обсуждения в группах
Бабушка приготовила обед, но еда оказалась невкусной. Как поступить: сказать правду или промолчать?
Однажды Андрей пришёл в гости к своему товарищу Жене и увидел, что его мама сильно больна. Андрей понял, почему Женя стал хуже учиться и нахватал плохих отметок. А в это время мама Жени спросила: «Как там учится мой сынок? Что-то беспокойно за него стало». Как поступить Андрею: сказать правду или нет?
Пришли как-то поляки в русскую деревню. Они приказали крестьянину по имени Сусанин провести их на то место, где скрывался царь. Сусанин пообещал, а сам завёл их в чащу леса, откуда они не смогли выбраться и замёрзли. Как поступил Сусанин.
Подруга надела кофточку сестры. Кофта ей совсем не по размеру и смотрится нелепо. Как поступить: сказать правду или промолчать?
Отец мальчика, укравшего у друга игрушку, долго убеждал сына сознаться, обещая, что не накажет его. А когда мальчик признался, отец тут же закричал: «Ну и выпорю же я тебя!» Как поступил отец?
Мальчик списал у девочки план к рассказу и получил 5. Учительница увидела, что у девочки точно такой же план, решила, что она его списала, и поставила ей 2. Девочка заплакала. Мальчик промолчал. Как правильно поступить?
Представьте, что ваш лучший друг кого-то обманул, а вы были свидетелем обмана. Что вы будете делать?