Конспект урока по ОРКСЭ на тему Честность и искренность (4 класс)


Шадрина Елена Владимировна
Пермский край, г. Чайковский, МАОУ СОШ №10
учитель начальных классов первой квалификационной категории
Конспект урока по «ОРКСЭ» (4 класс)
Модуль «Основы светской этики»
Тема урока: Честность и искренность
Цели урока: формирование представления о понятиях: честность, искренность, добросовестность; присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.
Задачи:
учиться сравнивать и сопоставлять, критически осмысливать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях;
оценивать позитивные качества честности;
развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
Личностные результаты:
Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности.
Предметные результаты:
Формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: честность, искренность, доброта, порядочность, бескорыстие.
Метапредметные результаты:
Развитие умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, умения отличать их ложные проявления.
Формирование готовности признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений;
Умение договариваться друг с другом, работая в группе.
Оборудование: заготовка с таблицей  «ПМИ», листочки для индивидуальной работы, учебник М. Т. Студеникин «Основы светской этики 4 класс».
Приёмы и стратегии: Да-нетка, ИНСЕРТ, таблица «ПМИ», SMS.
Стадия Вызова 1
- Добрый день! Я рада видеть вас и ваши улыбки. Давайте начнем день с радостью и добротой! Давайте-ка, ребята, На свете честно жить. Со смелыми, правдивыми Всем хочется дружить! 
- Вы уже догадались, о каких важных качествах человека пойдет речь на нашем уроке? Мы будем говорить о правдивости, честности, искренности. 
Игра «Да – нетка». Учитель читает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет».
Всегда ли нужно говорить правду?
Нужно ли осуждать людей иногда говорящих неправду?
Всегда ли нужно говорить правду прилюдно?
Можно ли узнать человек говорит правду или нет?
Приятно ли дружить с человеком, который говорит правду?
Нужна ли честность в семье?
Помогает ли честность жить в обществе?
Учащиеся в парах сопоставляют варианты ответов, также обнаруживают расхождения. Учитель просит 2-3 пары поделиться результатами работы и фиксирует на доске номера вопросов, в которых возникли разногласия.
Учащимся предлагается сформулировать вопросы, ответы на которые необходимо получить на уроке, для того чтобы уверенно оценить предложенные учителем вопросы.
Вопросы учащихся:
Что такое честность?
Как научиться быть честным?
Всегда ли честный человек говорит правду?
Зачем людям нужна честность? И др.
Учитель записывает вопросы на доске.
Стадия Содержания 1
Для поиска ответов на возникшие вопросы учитель предлагает обратиться к тексту учебника.
«ИНСЕРТ» (чтение с пометками): v (галочка) - подтвердилось суждение,
+ (плюс) - этого я не знал, ? - (вопросительный знак) - возникли вопросы. Текст читается по частям с перерывами (с. 63-64 ).
Беседа по пометкам.
Стадия Рефлексии 1
Ученикам предлагается вернуться к ответам игры «Да-нетка» и зафиксировать верный ответ.
Стадия Вызова 2
Проблемный вопрос
- Объясните выражения «вывести на чистую воду», «даю честное слово», «жить по совести».
Дети высказывают свои предположения, учитель фиксирует ответы на доске.
Стадия Содержания 2
Учитель предлагает классу сравнить свои версии с текстом учебника (с. 61-62) по обсуждаемым вопросам. Для более полного осмысления информации ученики заполняют таблицу ПМИ («Плюс – Минус - Интересно»).
«+»
Что в этом хорошего? «-»
Что в этом плохого? «!?»
Интересно, …
1.Учитель читает первую часть текста (учебник).
У многих народов в давние времена были свои правила, по которым определяли честность, правду и ложь. Так, в древней Руси человека, заподозренного в плохом поступке, испытывали водой. Для этого его вели к реке и бросали в воду. Если несчастный начинал тонуть, то признавалось, что его напрасно обвинили и он не виновен. Если же выплывал, то считалось, что вода не принимает подозреваемого и он виновен. Так и появилось выражение «вывести на чистую воду», то есть узнать, виновен или нет.
После чтения текста детям предлагается обдумать и записать ответы в первую колонку таблицы. Затем содержание первой колонки обсуждается в группах и в классе.
Аналогичная работа проводится со второй и третьей колонкой.
2. Учитель читает вторую часть текста (учебник).
Наставляя своих детей, родители желали им «жить по совести, честно и без обмана», «честно исполнять свой долг», советовали им «лучше жить в честной бедности, чем в богатстве неправедном». Доказывая честность своих намерений, русский человек целовал крест.
После чтения текста детям предлагается обдумать и записать ответы в первую колонку таблицы. Затем содержание первой колонки обсуждается в группах и в классе.
Аналогичная работа проводится со второй и третьей колонкой.
3. Учитель читает третью часть текста (учебник).
В более позднее время появились выражения «даю честное слово». В XVIII (18)- XIX (19)веках купцы, заключая договоры, не составляли письменных документов и не ставили печатей. Их честное слово было надежней. Нарушить слово, поступить нечестно и непорядочно – значит навсегда утратить свою репутацию – хорошее мнение и добрую славу.
После чтения текста детям предлагается обдумать и записать ответы в первую колонку таблицы. Затем содержание первой колонки обсуждается в группах и в классе.
Аналогичная работа проводится со второй и третьей колонкой.
Стадия Рефлексии 2
Прием «SMS»
- Кратко напишите на листочках самое важное, что уяснили с урока.
Обсуждение и выбор самых интересных SMS в группах, затем чтение всему классу.
Стихотворение «Честность» (читает заранее подготовленный ученик).
Владимир Шубников
Не скрою, честь свою ношу с душою,И честен, стоит ли об этом говорить.Важней всего, быть честным в отношении с собою,И дай нам Бог об этом не забыть!
Пусть люди судят по делам или поступкам,Уж если им, так хочется судить,Но в честности своей, не стоит клясться людям,И дай нам Бог об этом не забыть!
Приложение к уроку
Работы учащихся: приемы: «Да-нетка», SMS

Работы учащихся: прием «Таблица ПМИ»



М. Т. Студеникин «Основы светской этики 4 класс»


Список использованных источников:
1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., И.В. Муштавинская «Учим детей мыслить критически» - СПб.: Речь, 2003.
2. Студеникин, М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений - М.: Русское слово, 2011.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).
4. Якиманская И.С. «Знания и мышление школьника»- М.: Просвещение, 1998 г.
5. http://www.openclass.ru/6. http://nsportal.ru/