Проект открытого урока литературы по рассказу Е.И. Носова Лоскутное одеяло

Проект открытого урока литературы по рассказу Е. И. Носова «Лоскутное одеяло»
Автор: Заводова Елена Геннадьевна
Учитель высшей категории
МАОУ «Гимназия № 31» г. Перми


Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1 Этап организационный

1
Лирическое начало. Показ репродукций картин русских художников, музыкальное сопровождение (С чего начинается Родина), чтение учителем стихотворения (Слайд № 1)
Развитие творческого воображения, образного мышления, чувства патриотизма

2
Предлагается поразмышлять о малой родине, выстроить ассоциативный ряд, прочитать стихи собственного сочинения о родине
Размышляют, выдвигают гипотезы, читают стихи

2 этап Мотивационно-проблематизирующий

3
Обращение к эпиграфу В. Чалмаев: «Рассказы Носова – просветления народного духа, вершины, с которых видны истинная Россия». (слайд № 2).Учащимся предлагается на примере прочитанного рассказа «Лоскутное одеяло» доказать достоверность слов критика или поспорить с ним
Размышление над словами критика

4
Постановка проблемы.
Предлагается выстроить ассоциативный ряд к названию рассказа.
Рассказать о технологии изготовления лоскутного одеяла
Постановка проблемы: Какие глубинные смыслы кроются за незатейливым названием рассказа?


Ответы учащихся
Демонстрация изделий, выполненных детьми в технологии «ситцевая мозаика»
Выход за рамки предмета – связь с технологией

Принимают проблему, погружаются в ситуацию, размышляют над выдвинутой проблемой

3 этап Деятельностный

5
Предлагаются вопросы:
Какой эпизод лежит в основе рассказа?
Какую книгу читают бабушка и внук перед сном?
С чем можно сравнить лоскутное одеяло?

Ответы учащихся:
Бабушка перед сном рассказывает внуку истории из жизни своей семьи.
Делается вывод: лоскутное одеяло можно сравнить с родословной
Выход за рамки предмета, связь с краеведением

6
Предлагается продемонстрировать свою родословную, рассказать о поколениях своей семьи
Демонстрация родословных, учащиеся делают вывод о бережном отношении к своим корням

7
Вопрос учащимся: Что символизирует Лоскутное одеяло?
Делается первый вывод: лоскутное одеяло – это книга поколений, их взаимосвязи, преемственности

8
Предлагается поразмышлять над вопросами: только ли о своей семье узнает главный герой из книги?





Вопрос: Что еще символизирует лоскутное одеяло?
Учащиеся приходят к выводу: мальчик познает жизнь, знакомится с историей Родины. Сравнивают информацию, которую они могут добыть из учебников истории с той, которую черпает герой из рассказов бабушки.
Делают вывод, что в книге бабушки – история оживает
Размышления приводят ко второму выводу, что лоскутное одеяло – книга времен

9
Вопрос учащимся: Какой образ показался наиболее ярким, выразительным?
Предлагается разделиться на группы, поработать над следующими проблемами:
1.Описание избы, в которой живут герои
2. Портрет бабушки
3. Образ жизни бабушки
4. Речь бабушки
Сделать выводы
Размышляют над образом бабушки Варвары Ионовны


Работают в группах по тексту рассказа, совершенствуются в умении анализировать художественный текст


Делается третий вывод: лоскутное одеяло – хранилище национальных святынь

10
Предлагается сравнить образ жизни бабушки из рассказа Носова и бабушки из фильма «Родник», снятого по повести Носова «Усвятские шлемоносцы», сделать вывод: к чему призывает лоскутное одеяло
Выход за рамки предмета
Просмотр эпизода фильма, визуальный канал восприятия текста.
Формулируется вывод: лоскутное одеяло призывает почитать старших

11
Обращение к эпиграфу
Формулируется вывод: В. Чалмаев прав, действительно, рассказ Носова учит нас быть добрее, просветляет наши души.
Рассказ «Лоскутное одеяло» учит любить родных, знать историю страны, беречь родную речь, хранить национальные святыни

12
Предлагается игровой прием: имитация шитья лоскутного одеяла (из лоскутков – выводов по теме, которые в хаотичном порядке вывешивались на доску)
Учащиеся по «лоскуткам » собирают материал по уроку


Обнаруживают, что одного лоскутка не хватает, делается вывод, что не все тайны рассказа Носова смогли раскрыть

13
Предлагается просмотреть фрагмент фильма «Родник», сделать вывод: что еще символизирует лоскутное одеяло
Выход за рамки предмета.
Учащиеся смотрят фрагмент, делают вывод, что лоскутное одеяло – это еще и краски нашей земли
Делают вывод, что Носов учит любить свою землю

4 этап Оценочно-рефлексивный

14
Выносится за рамки урока. Учащимся предлагается задание на дом: на листах заполнить оценочно-рефлексивную карту
Учащиеся на оценочных картах дома выполняют работу, оценивают свою деятельность на уроке

15
Предлагается Д/з



15