Теоретические основы изучения художественных произведений о войне на уроках литературы
Теоретические основы изучения художественных произведений о войне на уроках литературы
В главе дается краткий обзор основных авторов и произведений, предназначенных для изучения в 8-9 классах по рассматриваемой теме, проблем и особенностей изучения военной лирики и прозы. Также в главе кратко описываются приемы и формы обучения, приемлемые для данной тематики, приводится несколько частных рекомендаций методистов по изучению отдельных авторов.
1.1 Содержание и особенности преподавания литературы о ВОВ в 8-9 классах
Великая Отечественная война - это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.
Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для людей».
Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и...писали.
Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстого, была "голосом героической души народа" [2, с 44]. Лозунг "Все силы - на разгром врага!" непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой.
Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа - вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны.
В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.
В годы Великой Отечественной войны и в первое десятилетие после ее создавались и такие произведения, в которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне. Человеческая жизнь, личное достоинство и война - так можно сформулировать основной принцип таких произведений, как «Убиты под Москвой» К. Воробьева, "Это было в Ленинграде" А. Чаковского, «А зори здесь тихие» Б.Васильева.
Литература Великой Отечественной Войны - несомненно, один из важнейших пластов в составе русской литературы. Продиктованные болью, гневом и скорбью, радостью победы и горечью потерь, ее произведения представляют собой огромную ценность в ряду иных. Однако прошло немало времени, прежде чем из всего разнообразия жанров, произведений, авторов, были выделены те, с которыми ученикам предстоит познакомиться в школе.
Это знакомство происходит в несколько этапов, но нас интересует лишь тот этап, который проходят ученики в 8-9 классах.
При своей работе педагог обязан опираться на программу по русской литературе. Итак, сейчас мы обратимся к программе и выясним, с какими из произведений литературы ВОВ она предлагает знакомить учеников, сколько отведено на это часов, какими навыками ученики должны овладеть, иными словами - каково содержание курса литературы ВОВ в 8-9 классах.
В восьмом классе это знакомство явно только начинается. Здесь в ряду многих произведений и авторов указан А.Т. Твардовский, его поэма «Василий Теркин» - точнее, главы из этой поэмы «Переправа». «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял». На изучение этих глав программой отводится 4 часа. За это время учащимся предлагается узнать замысел поэмы, историю ее создания, народно-поэтическую основу поэмы, оценить характер главного персонажа - Василия Теркина, его жизнелюбие, душевную стойкость, мужество. Ученики также должны обратить внимание на юмор в поэме и на ее широкую популярность во время Великой Отечественной Войны. Во время изучения поэмы рекомендуется привлекать иллюстрации к ней Верейского О.Г. и репродукцию картины Ю.М. Непринцева «Отдых после боя». Ученики также должны написать сочинение о Василии Теркине (в форме характеристики, письма, дневниковой записки и т.д.) или сочинение по картине «Отдых после боя», на это им отводится еще 1 час. В качестве дополнительного чтения рекомендуется предложить детям дальнейшее самостоятельное изучение поэмы «Василий Теркин» и стихотворения. А.Т. Твардовского о Великой Отечественной войне.
Нельзя сказать таким образом, чтобы в восьмом классе знакомство учеников с литературой Великой Отечественной войны было обширным. Скорее, это лишь подготовка к более тесному изучению этой литературы, которое ждет их в старших классах. Можно сказать, что это лишь маленький порожек перед большой лестницей.
И первой ступенькой этой лестницы будет курс литературы Великой Отечественной Войны, ожидающий учеников в девятом классе. Он уже гораздо шире, чем в восьмом, и включает в себя и прозу, и поэзию.
Нужно отметить, однако, что при этом базовый и повышенный уровни в программе для литературы ВОВ не отличаются по количеству часов, а в области прозы - на повышенном уровне часов дается даже меньше, чем на базовом. Поэтому в дальнейшем мы будем ориентироваться именно на базовый уровень, время от времени обращаясь к повышенному, когда речь будет идти о чтении по выбору.
В девятом классе изучение литературы ВОВ уже подразумевает знание учениками основных событий и дат этой великой трагедии. Тем не менее, перед тем, как приступать непосредственно к изучению военной лирики, программа рекомендует небольшое вступление, посвященное непосредственно русской литературе в годы Великой Отечественной Войны, героическим и трагедийным мотивам в ней. Рекомендуется перечислить темы, которые бытовали в русской литературе в то время: темы Родины и народа, ненависти к врагу и гуманизма, защиты культуры и цивилизации, темы человека на войне и трудности победы, тема бессмертия воинского подвига.
Два часа в девятом классе отводится на изучение военной поэзии. За это время учащимся предлагается рассмотреть стихи на тему ВОВ таких авторов, как А.А. Ахматова («Мужество», «Клятва»); К.М. Симонов («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Жди меня..»); Ю.В. Друнина («Зинка»); М.В. Исаковский («Враги сожгли родную хату»); Л.И. Ошанин («Дороги»), А.Т. Твардовский («Лежат они, глухие и немые», «Две строчки»); С. Орлов («Его зарыли в шар земной»). При этом предлагается изучить стихи трех авторов по выбору.
Довольно обширен при этом список литературы для дополнительного чтения. Он включает в себя лирические произведения Ю.В. Друниной («Ты вернешься), М.А. Дудина («Соловьи»), К.М. Симонова («Родина», «Дом в Вязьме»), Я.В. Смелякова («Судья», «Песня»), Г.К. Суворова («Еще утрами черный дым клубится»), А.А. Суркова («Бьется в тесной печурке огонь»), А.Т. Твардовского («Рассказ танкиста», «В тот день, когда закончилась война») и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся.
Если же говорить о прозе ВОВ, то на ее изучение в 9 классе программой отводится всего лишь два часа, и учителю дается выбор между двумя произведениями: «Убиты под Москвой» К.Д. Воробьева и «Звездой» Э.Г. Казакевича.
В первом случае необходимо рассмотреть краткие сведения о писателе, его личность и особенности его творческой манеры, обратиться к проблематике повести, рассмотреть таких персонажей как капитан Рюмин и лейтенант Ястребов, обратить внимание на остроту и психологическую наполненность ситуаций, на то, как раскрывается тема человека на войне. Также необходимо, чтобы ученики имели понятие о том, как в повести раскрывается тема человека на войне.
Если учитель остановит свой выбор на повести Э.Г. Казакевича «Звезда», то необходимо рассмотреть краткие сведения о писателе, обратить внимание на показ в произведении героических будней ВОВ, на образ лейтенанта Травкина, на раскрытие темы любви и лиричность повести.
Для дополнительного чтения ученикам базового уровня предложены произведения Э.Г. Казакевича (рассказ «При свете дня») и Б.Л. Васильева (повести «В списках не значится», «Завтра была война», «А зори здесь тихие»). На повышенном уровне к ним присоединяется творчество К.Д. Воробьева (повести «Это мы, Господи!», «Крик») и Ю.В. Бондарева (роман «Горячий снег»). [3, стр. 54, 67-69]
Таким образом, осмысление школьниками событий Великой Отечественной войны происходит при рассмотрении произведений писателей и поэтов различных эпох. «Для авторов книг о войне неоспоримо одно: массовый героизм народа в борьбе с врагом, прославляемый в произведениях о войне, позволяет сохранить национальное единство, душу народа в самые тяжелые времена» [4, с 55].
Таково содержание курса литературы ВОВ в 8 и 9 классе. Оно не слишком объемно и в основном нацелено на расширенный курс литературы о войне в старших классах. Но уже из этого проистекают некоторые проблемы.
К рассмотрению проблем изучения литературы Великой Отечественной Войны мы сейчас и обратимся.
Прежде всего, как уже говорилось немного выше, мы можем выделить проблемы, связанные непосредственно с содержанием курса. Так, например,сравнительно малый объем курса литературы ВОВ, то есть, малое количество произведений, рекомендованных для изучения программой в 8 и 9 классах. Мы уже упоминали о том, что на этом этапе курс призван служить лишь прелюдией для более подробного изучения военной литературы в старших классах. Однако, по мнению автора работы, даже этой «прелюдии» не помешает некоторое расширение и развитие - особенно в условиях современной действительности, когда подростки, несмотря на обилие военной литературы и фильмов о войне, слабо представляют себе масштабы этой относительно недавней еще трагедии. Разумеется, в старших классах они успеют пополнить свои знания, однако прискорбно будет, если познания учеников о литературе ВОВ в средних классах будут исчерпываться одним прозаичным произведением и несколькими лирическими (конечно, не все школьники прочитают рекомендованную дополнительную литературу).
Вторая проблема вытекает из первой. Нехватка времени для изучения литературы ВОВ (то есть, количество часов, отведенных на рассмотрение каждого произведения), по мнению автора работы, также заслуживает внимания. Разумеется, она напрямую связана с общей нехваткой часов литературы в школе, и в этой ситуации решение проблемы может быть затруднено, однако нельзя не обратить на нее внимание. Не будем останавливаться на ней подробно, скажем только, что в силу ряда обстоятельств на изучение той же «Звезды» Казакевича или «Убиты под Москвой» Воробьева времени отводится прискорбно мало (два часа, и педагогу при этом нужно выбрать одно произведение из двух).
Еще одной проблемой изучения курса литературы ВОВ в 8-9 классах является проблема его соотношения с курсом таких предметов как всемирная история и история Беларуси. Другими словами, к тому времени, как ученики познакомятся с произведениями военной литературы, они должны уже знать основные события и даты Великой Отечественной войны. Курс истории, соотнесенный по программе с курсом русской литературы, позволяет им это сделать, так что на первый взгляд, проблема не столь уж и велика. Но при ближайшем рассмотрении она может оказаться гораздо серьезнее, чем кажется вначале. В восьмом классе, например, ученики еще не могут рассчитывать на курс истории, поскольку темы Великой Отечественной Войны рассматриваются в 9-м классе, а специальный курс о ВОВ, введенный сейчас в начальных классах, ими уже основательно подзабыт. Что касается тех знаний о войне, которые ученики получают в 9-м классе, то ученики могут просто не соотносить их с курсом литературы. Таким образом, в обязанности учителя входит еще и пробудить познания учеников в этой области, напомнить им, что в какой-то мере они уже имеют понятие о событиях Великой Отечественной Войны, нужно только вспомнить
Изучение литературы на военную тему сейчас вообще приобретает в этом смысле особую актуальность. «Удаленность от событий войны влияет на представления школьников о Великой Отечественной: уже деды нынешних школьников не воевали, а прадедов, которые могли бы передать свои непосредственные впечатления о войне, живых почти не осталось», - замечает в своей статье М. Сидоркин [5, с.4]. Поэтому усложняется решение задачи по донесению до учащихся значения Великой Победы для истории Беларуси и современности.
Все перечисленные выше проблемы мы можем отнести к объективным. Но в процессе изучения литературы ВОВ могут возникнуть и субъективные, частные проблемы, связанные с уровнем развития того или иного класса, уровнем патриотического самосознания, настроением учеников в момент прохождения определенной темы и т. д. Так, ученики могут не воспринимать литературу военной тематики просто потому, что не до конца осознают величину трагедии ВОВ, устали и т.д. Эти проблемы в основном решаются непосредственно учителем с помощью разнообразных методов и приемов, которые заставляют ученика заинтересоваться, прочувствовать глубину и психологизм произведения, сродниться с героями.
На основании сказанного мы можем сделать небольшой вывод об особенностяхпреподавания курса литературы ВОВ в 8-9 классах. Они состоят прежде всего в том, что при своем сравнительно небольшом размере и малом времени этот курс выполняет несколько важных функций:
- дает ученикам начальное понятие о литературе ВОВ;
- готовит учеников к дальнейшему рассмотрению литературы ВОВ в старших классах;
- начинает раскрытие тем человека на войне, военных будней, героизма, мужества и т. д.;
- несет огромную идеологическую нагрузку, т.к. должен дать ученикам верное представление о реалиях военной жизни и повысить их уровень патриотизма.
Таковы, в общих чертах, особенности, проблемы и задачи курса военной лирики и прозы за 8-9 класс среднеобразовательной школы. Однако, отчасти отвечая на вопрос «что изучать», мы закономерно переходим к вопросу «как изучать», то есть, к приемам и формам изучения военных тем на уроках литературы в 8-9 классах. Именно к ним мы и обратимся ниже.
1.2 Особенности изучения эпических и лирических произведений о войне в школе
Для изучения любого произведения, каждого автора русской литературы в определенном классе можно подобрать набор приемов и форм работы, которые можно комбинировать по-разному, но которые непременно должны вести к одному: к пониманию учащимися глубинной сути произведения, позиции автора. Курс литературы ВОВ не является исключением. Классические произведения литературы о Великой Отечественной войне несут в себе большой нравственный заряд. Во многом донесение идей и мыслей писателей и поэтов зависит от желания самого учителя, его собственной мировоззренческой позиции, от выбранных методов, приемов, форм и видов деятельности, которые бы обеспечивали лучший воспитательный эффект. «Приступая к изучению темы «Великая Отечественная война», учитель литературы прежде всего должен думать о том, как создать эмоциональное впечатление у ребят, сделать их соучастниками событий тех лет, приблизить то время». [6, с. 11]
Рассмотрим формы работы и приемы, которыми можно пользоваться при изучении творчества отдельных авторов или их групп (авторы и их произведения были перечислены в предыдущей главе). При этом скажем сразу, что для оговоренных выше тем приемы и формы изучения эпических и лирических произведений не будут существенно различаться.
Прежде всего, обратимся к приемам и формам общепринятым. Проверенные временем, они, разумеется, являются действенными, хотя от некоторых из них, возможно, стоит воздержаться, учитывая возрастные особенности учащихся или уровень их личного развития.
Например, приемы лекции и дискуссии в 8-9 классах при изучении тем литературы ВОВ будет неэффективным. Во-первых, ученики в этом возрасте еще недостаточно подготовлены к восприятию лекции, во-вторых, для лекции просто нет материала, предусмотренного программой (т.е., обширного рассмотрения биографии какого-либо писателя, истории создания произведения и т.д.). Те же самые проблемы возникают, если рассматривать дискуссию, хотя элементы и дискуссии и лекции могут быть включены в ход занятия.
Гораздо более эффективным в этом плане может быть рассказ. Его можно применять как в 8-м, так и в 9-м классе при изучении любого произведения. Это может быть рассказ учителя о жизни и творчестве писателя (например, А.Т. Твардовского), рассказ о Великой Отечественной Войне (как вступление к теме), рассказ ученика о герое произведения и т. д.
Можно также с успехом применять метод беседы. Он эффективен тем, что позволяет вести диалог с учениками. Беседу удобно проводить как после прочтения лирических произведений, так и после изучения произведений прозаических. Обсуждение может вестись на самые разные темы: характеристики персонажей, их поведение, идея и основная мысль произведения, выразительные средства с помощью которых они реализуются, собственные точки зрения учеников на произведение. Могут применяться также различные разновидности этого метода: эвристическая, или познавательная беседа, и т.д.
Проникнуть в глубинную суть произведения и связать его с современностью поможет метод проблемного вопроса. Лучше всего, разумеется, его применять при изучении прозы (такие произведения, как «Звезда», «Убиты под Москвой»). Пример проблемных вопросов могут быть таким: «Убиты под Москвой»: произведение о героизме наших солдат или развенчание образа непобедимого советского воина?». Этот метод позволит стимулировать мышление учащихся на уроках, развивать самостоятельность суждений.
Хорошими приемами при изучении произведений литературы ВОВ являются также те, которые применяются на уроках литературы всегда: это выразительное чтение, чтение наизусть и пересказ прозаического текста. Они, в частности, позволяют добиться улучшения памяти учащихся, лучшего запоминания и понимания ими произведения. Следует, однако, отметить, что при чтении наизусть и пересказе заучивание не должно происходить механически. Оно непременно должно производиться осмысленно, т.е. способствовать не только улучшенному знанию текста, а и его пониманию, раскрытию основных мотивов автора перед учеником.
«И здесь снова повышается роль самого учителя: силою художественного слова, чтения отрывков из повести вслух непосредственно на уроке или самим педагогом, или подготовленными учениками достигается наиболее значительный воспитательный эффект» [6, с.11]. Важно, чтобы учащиеся слушали писательскую интонацию, воспринимали его чувства. Ключевые сценыдолжны быть прочитаны на уроке - таково необходимое условие восприятия произведений о войне, например такого, как «Звезда». Можно также применять прием словесного устного рисования, поскольку речь идет о военной литературе, это может быть просьба нарисовать картину боя, воссоздать устно часть мирного пейзажа, описать какими ученики представляют себе главных героевРазумеется, этот прием тоже может быть применен и при изучении прозы и при рассмотрении эпических произведений. Например, при рассмотрении стихотворения М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату» можно предложить такое задание: «Попытайтесь изобразить устно одну из картин, описанных в стихотворении: солдат на пепелище, над могилами родных в поле. Опишите солдата-героя: каким вы представляете его себе?»
Эффективными также будут отзывы, сочинения и прочие творческие работы («Один день из жизни Теркина», «Ах, зачем война бывает» и т.д.), но неплодотворно было бы останавливаться на этих приемах подробнее. В конечном счете, они применяются повсеместно.
Отдельно стоит упомянуть о наглядности и нетипичных приемах и формах проведения уроков.
Что касается наглядности, здесь хорошие результаты может дать просмотр слайдов, прослушивание песен военной тематики. Здесь следует учесть, что некоторые стихотворения, рассмотрение которых предусмотрено программой, стали песнями («Враги сожгли родную хату» и т.д.). Многие прозаические произведения к тому же были экранизированы, так что ученикам интересно и познавательно будет просмотреть эпизоды из них (пример см. ниже). «Важно разъяснять учащимся замысел художников, знакомить их с законами и литературы, и кино», - замечает доктор педагогических наук Казначеева Н.Н. [6, с.12]
Если же говорить о нетипичных формах организации работы, то урок по изучению лирики можно, например, организовать в форме концерта. Интересны также формы заочной экскурсии, урока-путешествия, урока-ролевой игры и т.д.
В этом отношении есть также некоторые частные находки, многие из которых оказываются очень удачными. Например, Мушинская А.А. рекомендует к вступительному уроку по прозе ВОВ (не имеет значения будет ли это «Звезда» Казакевича и «Убиты под Москвой» Воробьева) эпиграфом стихи В. В. Высоцкого.
Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог --
Кто считал, кто считал!..
Сообщается в сводках Информбюро
Лишь про то, сколько враг потерял.
Но не думай, что мы обошлись без потерь --
Просто так, просто так...
Видишь, в поле застыл, как подстреленный зверь,
Весь в огне, искалеченный танк!
Где ты, Валя Петров? -- что за глупый вопрос:
Ты закрыл своим танком брешь.
Ну а в сводках прочтем: враг потери понес,
Ну а мы -- на исходный рубеж...
[7, с 136]
По мнению Мушинской А.А., «такой эпиграф создаст нужное настроение в начале урока, настроит учеников на реалистичное понимание военных событий, описанных в произведении, подскажет направление анализа». [8, с 19]
Необходимо помнить, что творчество каждого автора требует зачастую индивидуального подхода. В большинстве своем он должен быть найден лично педагогом, однако можно обратиться и к методической литературе.
Так, повесть К. Воробьева «Убиты под Москвой» была введена в программу изучения РБ сравнительно недавно. И.А Учамбрина в своей статье «Болею за людей» отмечает: «Уроки, отведенные на нее [повесть], предполагают напряженную работу учителя и школьников, целью которой является глубокое постижение богатства и многосторонности авторского видения жизни и человека. Важное условие успешной работы -- предварительное прочтение произведения восьмиклассниками».[9, с 32] Особое внимание она советует уделять эпиграфу повести (три строфы из стихотворения Твардовского «Я убит подо Ржевом»). Девятиклассники должны осознавать смысл эпиграфа, понимать, почему именно его выбрал автор. Необходимо также заострить внимание учеников на реальности изображения войны в повести. Это помогут сделать зачитанные вслух эпизоды, прием устного словесного рисования, глубокий и вдумчивый анализ текста вместе с учениками. Очень важно при изучении повести обращаться к эмоциям учащихся: «Единственное измерение повести -- измерение человеческое», - подчеркивает Н.Н. Иванченко. [10, с 20]
Достаточно много методических рекомендаций можно обнаружить и по отношению к поэме «Василий Теркин» А.Т. Твардовского. Отчасти это объясняется тем, что углубленно изучать это произведение ученики еще будут в старших классах. Учитель должен обратить внимание на обстановку, в которой создавалась поэма. Как отмечал сам поэт, «Книга про бойца», «живая, подвижная, свободная по форме книга, неотрывная от реального дела защиты народом родины, от его подвига на войне», родилась в особой неповторимой атмосфере военных лет. [11, с 142]
Нужно также заметить, что Твардовский был первым истолкователем поэмы «Василий Теркин». В его статье «Ответ читателям «Василия Теркина»» содержится интересный авторский комментарий, который поможет постичь замысел поэмы, атмосферу, в которой она рождалась, ее заглавие и подзаголовок, жанровое обозначение и своеобразие сюжета, композиции. Наиболее интересные высказывания автора могут, быть записаны на карточки, они составят основной дидактический материал к урокам. Например: «Василий Теркин, каким он является в книге, - лицо вымышленное от начала до конца, плод воображения, создание фантазии. И хотя черты, выраженные в нем, были наблюдаемы мною у многих живых людей, нельзя ни одного из этих людей назвать прототипом Теркина» [12, с. 78].
«К занятиям по поэме Твардовского целесообразно подготовить тематическую выставку: издание поэмы с иллюстрациями Ореста Верейского. Комментарий к ним можно найти в воспоминаниях о поэте», - рекомендует методист Чернова И.И. [13, с. 17].
Она же в статье «Прослушивание грамзаписи на уроках по поэме «Василий Теркин» рассказала об организации уроков с использованием грамзаписи: «Знакомство с творчеством выдающихся русских чтецов расширяет кругозор школьников, углубляет понимание прочитанного произведения, служит эффективным средством обучения выразительному чтению, повышает культуру речи учащихся». [14, с 8-9]
При изучении этой поэмы в 8 классе стоит обратить внимание на ее народность, которая проявляется в образах, речевом оформлении, построении стиха: «Язык поэмы, преимущественно разговорный, народный, отличается образностью, меткостью, своеобразием синтаксических конструкций». [15, с22] В статье П. Рощина и Е. Аксеновой «Художественное мастерство А. Твардовского в поэме «Василий Теркин» подробно рассматривается содержание, композиция и язык поэмы, даются ценные замечания по ее анализу: «Изобразительные средства поэмы (метафоры, эпитеты, сравнения и т.п.) делают нарисованную картину наглядной, ощутимой, конкретной», «Для поэтического языка Твардовского характерен лаконизм -- драгоценнейшее свойство» и т. д. [16, с 14] Необычайно важно обратить внимание учащихся на юмор, которым пронизана вся поэма.
Есть также рекомендации по построению системы уроков по поэме. Н.К. Силкин в статье «Василий Теркин» А. Твардовского в VIII классе» предлагает «построить уроки по проблемно-тематическому принципу» и считает, что главное внимание следует обратить на планирование уроков и систему домашних заданий. [17, с. 19].
Что касается других произведений программы - по отношению к ним можно также найти некоторые полезные рекомендации.
Немаловажную роль в изучении тем ВОВ играет внеклассное чтение и внеклассная работа по русской литературе. О ней будет рассказано чуть ниже, но формы этой работы могут быть самыми разными. Полезно приурочить ее к военным праздникам: Дню Защитника Отечества, Дню Победы и связать с воспитательными мероприятиями, которые обычно проводятся в таких случаях. Это могут быть не только уроки, как стандартные так и необычные. Это может быть, например, выполнение стенгазеты («Дорогами Великой Войны - к Великой Победе», «Вахта памяти» и т.д.), выполнение проекта «Сборник ученического творчества, посвященного ВОВ» и др. При этом работа может выходить за рамки курса русской литературы, определенного программой, и вообще потерять часть «литературности». Но учителю не следует упускать из вида предмет и уклоняться в сторону только воспитательных мероприятий. В проектах непременно должно быть литературное «наполнение» (это может быть творчество учеников, их рисунки к произведениям авторов для стенгазеты, включение в проекты стихов ранее неизвестных авторов). Полезно также в качестве воспитательного мероприятия сводить учеников в музей, устроить концерт, пригласить ветеранов и т. д.
«Источник силы русского народа - правая Вера, нравственное превосходство, превосходство устройства жизни, обычаев, уклада, морали, умения строить жизнь на земле и защищать ее от врага. К такому осмыслению приходят школьники, так они приобщаются и к авторскому замыслу, его выстраданной позиции патриота и гражданина, и к истории своего народа» [18, с 56]. А это особенно важно для того, чтобы сформировать свою гражданскую позицию, сделать свой нравственный выбор. Максимальное использование патриотического потенциала литературы, применение форм и методов, активизирующих образно-эмоциональное восприятие детей, открывает возможности для активизации воспитательных функций школы в целом.