Мастер класс Использование художественных произведений на уроках географии
класс
«Использование художественных
произведений на уроках географии»
Нашу встречу я воспринимаю, как возможность поделиться с вами своими наработками, идеями. И буду рада, если они вам будут интересны и полезны.
Величайший корабль «Титаник» погиб из-за того, что впередсмотрящий не увидел приближающийся айсберг, так как не имел простого бинокля. Наше современное образование очень похоже на «Титаник»: большой багаж знаний, идей, которые нужно вместить в головы нашим ученикам. И старые методы стали буксовать. Спасительным биноклем могут стать новейшие технологии, методы и приемы. А учитель, вооруженный ими поведет этот корабль правильным и безопасным курсом.
Итак, впередсмотрящий – это учитель 21 века.
Актуальность темы:
Какова роль же учителя на современном этапе обучения?
Научить ребенка учиться, воспитывать функционально грамотную личность, способную к постоянному самообразованию, саморазвитию.
В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное успешным. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя - заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперед и поддержать его успех.
Работая над этим, я использую на уроках метод создания ярких наглядно-образных представлений. Формированию таких представлений способствует на уроках географии обширные возможности художественной литературы.
Девизом моей работы являются стихи Ландо:
Географии основы заставляют стать поэтом!
Не опишешь тусклым словом нашу яркую планету
Содержание школьных курсов географии позволяет широко применять художественную литературу на всех дидактических этапах урока, создавая возможности для сотрудничества, развивая индивидуальную технологию работы с картой, понимая человекоориентированную сущность и значимость географии.
Попробуйте с помощью стрелок соотнести романы
Ж. Верна с темами географии.
Таинственный остров
Географические координаты
Дети капитана Гранта
Литосфера
20 тысяч лье под водой
Часовые пояса
Вокруг света в 80 дней
Жизнь в океане
Так, например, изучая тему “Литосфера”, шестиклассники выявляют роль вулканов в образовании земной коры, водной оболочки и атмосферы. Среди разнообразных явлений природы, происходящих на земном шаре, одним из самых опасных, но величественных можно назвать извержение вулкана.
Одно из описаний этого грозного явления можно взять в романе Ж. Верна:
(Слайд вулкан)
“Потоки лавы перелились через стену, и огненная река устремилась на берег у Гранитного дворца. Это было неописуемо страшное зрелище. Ночью казалось, что низвергается настоящая Ниагара из расплавленного чугуна: сверху – огненные пары, снизу – кипящая лава”.
Рассказывая о происхождении островов, мы говорим о том, что острова, возникшие в результате вулканических извержений, поднимаются с больших глубин на значительную высоту над водной поверхностью и отличаются характерной формой, напоминающей форму вулкана. Вулканические острова могут и исчезать. Зачитываю отрывок из этого же романа:
(Слайд)
“в ночь на 9-е из кратера под грохот оглушительных взрывов поднялся огромный столб дыма, больше трех тысяч футов высоты. Стена пещеры Дакара, очевидно, не выдержала давления газов, и море, проникнув через центральный очаг в огнедышащую пропасть, превратилось в пар. Кратер не давал этой массе пара достаточно просторного выхода. Взрыв, который мог быть услышан на расстоянии ста миль, потряс воздух. Гора Франклина разлетелась на куски и обрушилась в море. Через несколько минут волны Тихого океана покрывали то место, где был остров Линкольна”.
Одно из самых интересных для детей заданий – это поиски капитана Гранта при изучении темы «Географические координаты”.
(Слайд)
“27 июня 1862 года трехмачтовое судно “Британия”, из Глазго, потерпело крушение в тысяче пятистах лье от Патагонии, в Южном полушарии. Два матроса и капитан Грант добрались до острова Табор Там, постоянно терпя жестокие лишения, они бросили этот документ под сто пятьдесят третьим градусом долготы и тридцать седьмым градусом широты, окажите им помощь, или они погибнут”.
Шестиклассники с интересом отыскивают остров в Тихом океане по названным координатам. А заинтересовал их призыв помочь героям романа в поисках капитана Гранта.
Семиклассники на уроке “Жизнь в океане” слушая строки из романа Ж.Верна “20 тысяч лье под водой”, попадают в подводный мир и осознают значение океана для жизни человека.
“ я пробовал все эти кушанья не из жадности, а из любопытства, как зачарованный слушая капитана Немо.
(Слайд)
Море, - продолжал он, не только кормит меня, но и одевает. Ткань, из которой сшита ваша одежда, соткана из биссусов некоторых морских ракушек. Она окрашена, по примеру древних, соком пурпурницы, а фиолетовый оттенок получен при помощи экстракта из средиземноморских моллюсков – аплизий. Духи, стоящие на туалетном столике отведенной вам каюты, - продукт сухой перегонки некоторых морских растений. Тюфяк на вашей постели сделан из лучших океанских трав. Перо, которым вы будете писать, сделано из китового уса, чернила – из выделений желез каракатицы. Все, чем я пользуюсь сейчас, поставляется морем, и все это когда-нибудь вернется к нему.
В известном романе Ж.Верна “Вокруг света в 80 дней” флегматичный Ф. Фогг совершил кругосветное путешествие. Будучи точным, он аккуратно отсчитывал дни своего путешествия и все же ошибся. Оказалось, что Фогг был в отсутствии не 80, а 79 дней. Он мог биться о заклад, что 80 раз вставало перед ним солнце на востоке и 80 раз садилось на западе, но выиграл ли он пари – вопрос. Ведь джентльмены из Реформ-клуба взяли бы в качестве свидетелей всех лондонцев, которые доказали бы, что с момента отъезда Фогга до той минуты, когда он вновь ступил на родную землю, прошло 79 суток.
Вопрос: Во сколько же дней Фогг совершил путешествие вокруг света – в 80 или 79?
После объяснения читаю восьмиклассникам главу тридцать седьмую, в которой дается описание счета времени при
· пересечении линии перемены дат.
Слайд
“Действительно, продвигаясь на восток, Ф. Фогг шел навстречу солнцу, и, следовательно, дни для него столько раз уменьшались на четыре минуты, сколько градусов он проезжал в этом направлении. Так как окружность земного шара делится на триста шестьдесят градусов, умноженные на четыре минуты, дают ровно двадцать четыре часа, то есть сутки, которые и выиграл Ф. Фогг”
В теме “Гидросфера”, для поддержания познавательного интереса, читаю стихотворение, настроив школьников на то, чтобы они дали название этому стихотворению.
Вопрос: Как вы озаглавите это стихотворение?
Чтобы не быть с географией в споре, Волга впадает в Каспийское море,Но трудно прожить на Земле одиноко,И воды из Волги текут в Ориноко.Хоть в это поверить не очень легко,Но Волги вода есть в реке Лимпопо.И, путешествуя облаком пара,Воды из Волги текут в Ниагару.Волги вода и в Байкале, и в Ниле,И в Танганьике, и в нашей квартире,Значит должны понимать это все мы,Реки – часть водной единой системы.
Слайд (Чтение стихотворения сопровождается показом на карте объектов прозвучавших в тексте, и прикреплением к ним нарисованных капелек воды. Улыбающиеся капельки целиком захватывают внимание шестиклассников).
При изучении высотной поясности всегда удачно в конце урока слушается стихотворение А.С.Пушкина “Кавказ”. Перед чтением акцентирую внимание ребят на географических закономерностях в этом стихотворении.
Прослушав это стихотворение, ответьте на вопрос:
Какую закономерность описывает поэт? С какой высоты над уровнем моря поэт наблюдал описываемую им картину? Укажите приблизительную высоту.
Слайд
Кавказ подо мною. Один в вышинеСтою над снегами у края стремнины;Орел, с отделенной поднявшись вершины,Парит неподвижно со мной наравне.Отселе я вижу потоков рожденьеИ первое грозных обвалов движенье.Здесь тучи смиренно идут подо мной;Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;Под ними утесов нагие громады;Там ниже мох тощий, кустарник сухой;А там уже рощи, зеленые сени, Где птицы щебечут, где скачут олени.А там уж и люди гнездятся в горах
(Поэт стоял выше границы снеговой линии. Её средняя высота на Кавказе 2900 м. Она поднимается до высоты 3500 м на северо-восточных склонах и опускается до 2700 м на юго-западных. Таким образом, поэт находился, приблизительно, на высоте 3000 м от уровня моря).
При изучении темы «Климат» также использую стихи Пушкина.
Приведите примеры некоторых их них, которые можно использовать при изучении данной темы
Например, при изучении циклонов и антициклонов читаю строки:
Вечор ты помнишь, вьюга злилась,На мутном небе мгла носилась
На другой день:
Мороз и солнце; день чудесный!
Вопрос: Какие атмосферные процессы определили столь быструю и резкую смену погоды, так ярко отображенную в стихах?
Слайд
На уроке “Природные зоны мира” путешествуем по карте природных зон вместе с героем из какой сказки С.Лагерлефа?
Действительно, с Нильсом и дикими гусями. Маленький Нильс из сказки С.Лагерлеф “Чудесные приключения Нильса с дикими гусями” летит на гусе в Лапландию.
“Первыми попрощались с Нильсом вишневые сады.
Потом отстали пашни, с ними остановились на месте и села.
Зеленые луга, где паслись коровы и лошади, нехотя свернули в сторону, уступая дорогу топким, мшистым болотам.
А куда подевались леса? Еще недавно Нильс летел над такими густыми чащами, что за верхушками деревьев и земли не было видно. Но сейчас деревья будто рассорились. Растут вразброд, каждое само по себе.
Буков давно и в помине нет.
Вот и дуб остановился Березки и сосны тоже испугались севера. Назад-то они, правда, не повернули, зато скрючились и пригнулись к самой земле”.
Над какими природными зонами летел Нильс?
(Нильс летел над зонами широколиственных лесов, смешанных лесов, тайги и лесотундры; для переходной полосы от тайги к лесотундре характерны редколесья, криволесья и мелколесья).
ВЫВОД
Таким образом, курс географии – один из самых интересных в школьной программе, эффективность обучения в этом курсе может быть достигнута, если учебный процесс будет направлен на развитие мышления учащихся, на формирование их познавательной самостоятельности, в том числе и с помощью художественной литературы. В виду сложности изучаемых географией природных объектов, явлений и процессов рассмотрение каждого из них можно провести более ярко. Я считаю, что возможности для этого весьма широки не только на уроках географии, но и других предметах
Для активизации познавательной деятельности, создания проблемной ситуации при изучении нового материала использую различные игровые ситуации, диалоги. Так при изучении темы Антарктида Можно использовать следующий диалог.
Скотт Роберт – англичанин
(18 января 1912 г.)
Амундсен Руаль - норвежец
(14 декабря 1911 г.)
- Здравствуй, Руаль.
- Здравствуй, Роберт.
- Я слышал, ты собираешься покорять полюс?
- Да, есть такая мысль в моей голове.
- Я тоже собрался. А ты, на какой?
- Я на Южный! А ты?
- И я! Давай заключим пари, кто быстрее!!!
- Да что тут спорить. Я. конечно. Я уже закупил собачьи упряжки, нашёл лучших хасок, закупаю провизию и одежду. Нашёл себе компаньонов.
- Твои слова мне кажутся смешными! Собаки и Антарктида! Вот я закупил лошадей! Бери пример с меня!
- Ну, что ты у меня таких средств нет.
- Свяжись со своим географическим обществом, они помогут. Наше Лондонское королевское общество проявило самый живой интерес к моему проекту и даже выделило деньги.
Проблема: почему экспедиция Скотта погибла? Как вы думаете?
15