Презентация по имиджелогии Личный имидж


Личный имидж Обзор 1. Сущность и структура понятия “имидж”;2. Глубинные характеристики имиджа;3. Функции имиджа и имиджевые эффекты;4. Типология имиджа. Имиджелогия наука, занимающаяся изучением закономерностей формирования и воздействия внешнего облика человека на психику людей, их восприятие и поведение;выделяет основные аспекты обаятельного облика;изучает вопросы оптимизации взаимоотношений людей друг с другом Что такое имидж?1. Э. Гоффманн: искусство управлять впечатлением;2. В.М. Шепель: форма жизнепроявления человека, с помощью которой на люди выставляются сильнодействующие личностно-деловые характеристики;3. Е.В. Змановская:эмоционально-окрашенный публичный образ кого-либо, принимающий форму стереотипа;4. А. Пелих, Т. Кизилова: оценка морально-личностных, интеллектуальных, профессиональных качеств окружающими людьми, умение держаться в деловой и неофициальной обстановке ИМИДЖ:формируется в процессе взаимодействия людей;требует специальных усилий со стороны носителя;имеет символическую форму;вариабельный;имеет характер стереотипа;включает ограниченное количество компонентов;эмоционально окрашенный (зависит от эмоциональных реакций)‏прагматичный (создается для конкретных целей)‏ Имидж как социальный стереотип Позитивные стороны: ускоряют восприятие;приобретают форму полезного знания;ориентируют в социальных ценностях Негативные стороны:сужают восприятие;формируют неточное или ложное мнение Устойчивые социальные стереотипы Гендерные:женщины -слабый пол;предназначение женщины – быть матерью и женой;все женщины хотят выйти замуж;умная женщина не может быть счастлива в личной жизни;мужчины не плачут;мужчина имеет право на то, на что не имеет права женщина Возрастные:все дети – чисты душой;все подростки – трудные;молодые люди легкомысленны;сороколетние мужчины пребывают в кризисе;старики -ворчуны Культурный стереотип восприятия:высокий мужчина;невысокая женщина личноеобаяние Структура имиджа: В.М. Шепель: - коммуникабельность, - эмпатичность, - рефлексивность, - красноречивость; - биоэнергетика (флюидное излучение) - нравственные ценности (воспитанность)‏- психическое здоровье;- жизненный и профессиональный опыт;- эрудиция 3.Социально-ролевые характеристики:- репутация, амплуа (разыгрываемая социальная роль);- миссия (полезность для общества)‏4.Индивидуально-личностные свойства: профессионально-важные качества; стиль взаимоотношения с людьми; пропагандируемые идеи и базовые ценности 1.Внешний облик- физические данные;- костюм (одежда, обувь);- манера поведения, жесты, взгляд, мимика; особенности голоса; запах.2. Имиджевая символика-личные символы (имя, цвет);-личная атрибутика;- социальные символы (деньги, марка машины. положение в обществе) Структура имиджа по Змановской Е.В. Структура имиджа И. Ладанов:- уверенность в себе;позитивная энергетикаИ.Носковполе жизнедеятедьности(положение, круг знакомых, увлечения)‏психологические характеристики (интеллект, воля, информированность, самооценка)‏языки (верб/неверб)‏ Г.Нолл, К. Тенкерслей:- коммуникативные способности (письменные и устные формы выступления)‏- ухоженность (элементы личной гигиены);- внешний облик (фигура, физическая форма, одежда);хорошие манеры Близость: доступность образа, его способность вызывать ощущение свой Глубинные характеристики имиджа Экспрессивность: пылкость, динамичность, эмоциональность, яркость образа Глубинные характеристики имиджа Сексуальность (эротичность): чувственность образа, способность притягивать и стимулировать возбуждение Глубинные характеристики имиджа: Доминантность: властность, сила образа, его способность вызывать желание подчиняться и следовать за прототипом Глубинные характеристики имиджа Агрессивность: разрушительный потенциал, способность вызывать страх и провоцировать гнев Глубинные характеристики имиджа Эталонность: воплощение в имидже родительских предписаний, доминирующих социальных ценностей и установок Глубинные характеристики имиджа Архетипичность: отражение в образе древнейших представлений и импульсов Глубинные характеристики имиджа Архетипы Архетип (от греч.arche -начало; typos – образ) связывают с бессознательной активностью людей;глубинный, начальный образ, который человек воспринимает интуитивным путем;архетипы являются врожденными психическими структурами, находящимися в глубинах коллективного бессознательного;К.Юнг понимал архетип как концентрированное выражение психической энергии; подчеркивал его символический характерК.Юнг первым увидел аналогию между архетипом и образцами поведения. Чистота, непогрешимость, претензия на истину;нравственность Ангел Дитя ОптимистичностьСпонтанность, Неустойчивость интересовЭмоциональная вовлеченность Любопытство умение сделать невозможное, сотворить чудо;уверенность Маг Сила, мужественность, готовность к самопожертвованию;смелость Герой мудрость, умение взять на себя ответственность;лидерство Вождь Сила, строгость, требовательностьАктивность Отец Доброта, забота, внимание;любовь Мать Сила, которой трудно противостоять;агрессия Дьявол Архетип низкой престижности быстрые, резкие движения, семенящая походка, громкий голос или смех, бурное проявление эмоций, бегающий взгляд – вертлявый, юлящий черт замедленность движений (вплоть до полной неподвижности, статичность), тихий голос, сдержанность в движениях, прямой, неподвижный взгляд, сведенная к минимуму жестикуляция; усеченность в движениях Архетип высокой престижности Архетипы человек может иметь несколько архетипов, как доминирующих базовых устремлений ( необходимы для публичности, социального успеха и признания)‏;сочетание женского и мужского начала, с сохранением собственной полоролевой доминанты - идеально для стрессоустойчивости и публичного успеха. харизматический имидж вызывает сильные иррациональные переживания людей, сравнимые со священным трепетом; Харизма М.Вебер: « качество личности, признаваемое необычным, благодаря которому она воспринимается как одаренная сверхъестественными способностями, специфическими или особыми силами, недоступными другим» Харизма Исключительные волевые способности;лидер, выступающий за свои интересы и интересы своей касты;бойцовские качества;идеологическое поле;аскетизм; безразличие к роду деятельности и ее морально-этическому содержанию;способность вызывать «бинарный аффект» Харизматическая личность привлекает внимание;вызывает сильные чувства;удовлетворяет явные и скрытые потребности;предлагает идеи; убеждает;демонстрирует уверенность;ведет за собой Харизматический имидж Имиджевые цели и эффекты: 1.Привлечь внимание, выделиться из общей массы (яркость)‏ 2. Вызвать ощущение простоты, однозначности и близости (понятность);3.Расположить к себе, сформировать ощущение симпатии и доверия (позитивность);4.Вызвать ощущение силы, значительности и авторитета (влиятельность);5.Запомниться, стать узнаваемым и привычным (популярность)‏ внешняя броскость;необычная внешность;оригинальное поведение;физическая красота;яркие идеи;выразительная речь Яркость прост и доступен;не вызывает напряжения;и порождает ощущение безопасности;способствует появлению ощущения сходства с прототипом. Понятность вызывает позитивные чувства: любовь, интерес, симпатию, уважение, доверие;обращенность к общечеловеческим ценностям;колоссальная позитивная энергия Позитивность возбуждает сильные чувства;ассоциируется с силой и значительностью;побуждает к конкретным действиям;приводит к изменению в людях и окружающем мире Влиятельность Насколько привлекателен и любим конкретный человек в конкретной аудитории;степень привлечения внимания;степень узнаваемости образа Популярность усилением личной привлекательности;увеличением частоты появления перед имиджевой аудиторией;позиционированием своих преимуществ и личных достоинств и особенностей;использованием запоминающихся деталей одежды или внешности Популярность может достигаться: Эпатажем – стимулированием сильных эмоцией Популярность может достигаться: указывает на степень его соответствия своему прототипу;человек с конгруэнтным имиджем ощущает комфорт и раскованность;у окружающих возникает чувство доверия и комфорта Органичность Искусственный имидж, навязанный человеку, делает его противоречивым, неестественным, отталкивающим Неорганичность Позитивный имидж Аттракция Фасцинация Ассертивность факторы аттракции потребность в аффиляцииэмоциональное состояниепространственная близость физическая привлекательность Аттракция от лат. attrahere -привлекать, притягивать;умение нравиться другим людям, процесс формирования привлекательности Привлекательные люди веселы, жизнерадостны и оптимистичны;быстро вызывают человека на разговор о нем самом;уверены в себе, дружелюбны и контактны;откликаются на просьбы;приятны внешне (эстетичны, со вкусом одеты)‏ Фасцинация (от англ. fascination – очарование) – специально организованное вербальное воздействие на поведение человека с целью формирования доверия и повышения эффективности взаимодействия информацииВ момент взаимодействия фасцинация осуществляется через приятный тембр голоса, контакт глаз, улыбку, предназначенные для уменьшения потерь значимой информации при восприятии сообщения. Ассертивность ассертивность (assert -утверждать) - уверенное поведение, умение постоять за себя в межличностных отношениях, защищая свои права и уважая права других (я важен, вы важны, мы важны).Отсутствие ассертивности может помешать человеку достичь цели и снизить его самооценку В общении ассертивные люди не манипулируют психикой другого человека Характеристики ассертивного поведения: ассертивные люди подчеркивают, что выражаемые мысли и чувства принадлежат им;не используют угрозы, оценки или высказывания, не допускающие возражений;смотрят собеседникам в глаза, не прячут взгляд, не раскачиваются взад и вперед, не сутулятся и не используют других сигналов, которые могут быть восприняты как нерешительность;говорят твердо, с нормальной высотой и силой голоса, в нормальном темпе;избегают длинных пауз. Типология имиджа Самоимидж вытекает из прошлого опыта, отражает нынешнее состояние самоуважения, существенно преувеличивает и конденсирует положительные качества и свойства;воспринимаемый имидж – то, как на видят другие;требуемый имидж: ряд профессий требует определенных имиджевых характеристик (судьи, военные);желаемый имидж – исходит из идеала, из желаний и стремлений, опирается на архетип лидера. семейственность;общительность;демократизм;неофициальность;спокойствие;доверительность;дружелюбие;типичный образ жизни (упорядоченность, здоровье, деятельный характер);простой язык;надежность;чувство юмора Желаемый имидж подчеркиваются маскулинные характеристики: агрессивность;решительность;наступательность;доминантность;храбрость;презрение к мелочам Мужской имидж Гендерные особенности мужского поведения высокие показатели: предметной эргичности (широта сферы деятельности, жизненного тонуса, активности); пластичности (степень переключения с одних программ поведения на другие);индивидуального темпа выполнения операций при осуществлении предметной деятельности;основные достижения измеряются профессиональными успехами, личное счастье на втором плане. мягкость,отзывчивость,добросердечность;покровительство;любовь Женский имидж Гендерные особенности женского поведения высокие показатели:социальной пластичности (переключаемость в общении, склонность к взаимодействию);социальной эмоциональности (чувствительность к неудачам, неуверенность, тревога);распознавание эмоциональных сообщений.Мерило жизненного успеха – отношения с другими людьми; одиночество рассматривается как несчастье; профессиональные неудачи не абстрагируются на всю жизнь Высокообразованные женщины обнаруживают большие маскулинные характеристики ( в поведении и внешности)‏ Мужчины, у которых развиты интересы культурного и художественного содержаниядемонстрируют феминные показатели Восприятие женщин мужчины обращают внимание на: наличие сексуальной привлекательности, детали одежды, грудь, ноги, т.е тем притягательным качествам, которые связаны с ее репродуктивными функциями; также оцениваются способности женщины к лидерству, профессиональные успехи;предметом внимания и зависти женщин является: привлекательная внешность, хорошая фигура, интересная работа, молодость, хороший муж, элегантная одежда;материальная независимость интеллект,благородство, мужественность;социо-экономический статус мужчины,его положение в обществе, престиж, богатство ценятся намного больше, чем мужская привлекательность Восприятие мужчин женщинами неброская внешность;подчеркнутая деликатность;рефлексивность;жертвенное самоотречение;поиск духовной свободы, духовного роста;презрение к толпе, суете, карьеризму, политиканству Имидж интеллигента акцентирует аналитичность;постоянный интеллектуальный поиск;положение в научном и преподавательском мире;связь с отечественной и зарубежной интеллектуальной традицией Имидж ученого влиятельность;понятность;позитивность;при достижении триединого эффекта существенно повышается удовлетворение не только руководителем, но и организацией в целом Имидж руководителя Имидж воспитателя ПонятностьПозитивностьЕстественность Функции имиджа: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕмежличностной адаптации – благодаря правильно выбранному имиджу можно быстро войти в конкретную социальную среду;высвечивание лучших и затенение негативных личностно-деловых качеств;организация внимания;преодоление возрастных рубежей удачно выбирая модели поведения можно комфортно себя чувствовать с людьми разного статуса и положения. Функции имиджа ЦЕННОСТНЫЕ:личностно-возвышающая - благодаря созданию вокруг личности ореола привлекательности, она становится социально востребованной;комфортизация межличностных отношенийпсихотерапевтическая – благодаря осознанию своей индивидуальности, незаурядности, личность приобретает мажорное настроение и уверенность в себе Эффективный имидж управляемость (необходима работа по диагностике и коррекции имиджа) ;результативность(определяется задачами деятельности и аудитории);позитивность (соответствие имиджа позитивным ценностям большинства);гармоничность (максимально отражать особенности и достоинства конкретного человека, ориентация на самоощущение) ;уникальность (элемент уникальности должен присутствовать в любом имидже, иначе он считается незавершенным) Литература: Горчакова В.Г. Прикладная имиджелогия: учебное пособие.- М.: Академический Проект, 2007Змановская Е.В. Руководство по управлению личным имиджем; - СПБ.: Речь, 2005.Калюжный А.А. психология формирования имиджа учителя.-М.: ВЛАДОС.2004.Орешкин В.Г. Тренинг формирования имиджа- Спб.: Речь,2008Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. -М.: Аспект Пресс, 2002.Почепцов Г.Г. Имджелогия. - М.:Рефл бук Ваклер, 2000Панфилова А.П. Имидж делового человека. - Спб.:2007Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. -М.,2002