Рабочая адаптированная программа по ИЗО 6 класс, по программе Б.М.Неменского


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 29»
«Рассмотрено»
Руководитель методического
Объединения учителей ЭХЦ, ФК, ОБЖ
________
(протокол от 29.08.2016 г. № 1) «Согласовано»
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
__________ «Утверждаю»
Директор МОУ
«Гимназия №»
(приказ от 01.09.2016 № ______Рассмотрено на заседании
педагогического совета МОУ «Гимназия №»
Протокол от 30.08.2016 г. № 1
АДАПТИРОВАННАЯРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Изобразительное искусство»
(6 класс)
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Балахонова М.Д.,
учитель изобразительного искусства,
высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 6 класса интегрированного обучающегося составлено на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Курс изучается согласно программе основного общего образования по изобразительному искусству в 6 классе автор Б.М.Неменский. Москва, издательство «Просвещение», 2010, по учебнику «Искусство в жизни человека», автор Л.А. Неменская. «Просвещение», 2016г.
Учебное содержание курса включает 35 часов, 1 час в неделю.
Изучение изобразительного искусства в 6 классе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у обучающихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала обучающихся на материале изобразительного искусства.Программа выстроена по принципу концентрических возвращений к основам изобразительного искусства, изученным ранее, их постоянного углубления и более широкого раскрытия
Особенности содержания обучения изобразительному искусству в 6 классе обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также многолетними традициями отечественной педагогики. 
Изучение изобразительного искусства в 6 классе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество.
Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.
Ведущими подходами при изучении предмета являются системно - деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.
Основными видами учебной деятельности обучающихся являются: восприятие произведений пластических искусств; практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках, проектная деятельность.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира.
Задачи:
—    развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
—    гармонизация эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основы формирования целостного представления о мире;
—    развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;
—    подготовка обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Учащиеся, интегрированные в общеобразовательный класс, обучаются по общеобразовательным программам соответствующего уровня.
При составлении планирования учитывались особенности усвоения содержания учебного материала учащимися с ОВЗ. Учащиеся с ОВЗ, интегрированные в общеобразовательный класс, осваивают ФГОС по его низшей границе, поэтому при разработке КТП по предмету необходимо учитывать особенности психического развития учащихся.
Учащиеся с ОВЗ имеют общие особенности психического развития:
Недостаточная сформированность учебно-познавательных мотивов и познавательных интересов;
Несформированность УУД;
Слабое развитие навыков самостоятельной работы;
Постоянная потребность в направляющей помощи учителя;
Быстрая истощаемость психических функций, трудности в переключаемости от одного вида деятельности к другим;
Трудности в воспроизведении изученного материала;
Низкая скорость выполнения задач;
Отставание в развитии словесно-логического мышления;
С учетом обозначенных особенностей интегрированной учащихся…….,. можно выделить три группы взаимосвязанных задач коррекционной работы на уроке:
1.Устранение причин трудностей в освоении учебной программы.
2.Компенсация нарушенных психических функций (особенно сенсорных функций).
3.Восполнение пробелов в знаниях.
Коррекционная направленность урока осуществляется преимущественно за счет применения в процессе обучения системы методических приемов, способствующих оптимальному освоению учащимися учебной программы по предмету. Интеграция не противопоставляется системе специального образования, а сближает две образовательные системы – общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними, позволяя преодолеть барьеры изолированности. Интегрированное обучение предполагает:
интеграция через раннюю коррекцию;
обязательный коррекционный блок, функционирующий параллельно с общеобразовательным;
дифференцированные показания к интегрированному обучению.
Основные методические приемы для интегрированных учащихся: четкое планирование коррекционных задач урока, включение учащихся с ОВЗ в выполнение заданий по нарастанию сложности, снижение объема и сложности выполнения заданий, помощь учащемуся, разнообразие приемов и средств обучения, обязательная наглядность обучения, алгоритмов, образцов, преимущественная опора на зрительный анализатор.
Календарно-тематическое планирование адаптированного обучения
по изобразительному искусству в 6 классе
на 2016-2017 учебный год

п/пНаименование разделов Всего часов Дата КЭС
(Код элемента содержания) Требования к уровню подготовки интегрированного учащегося
Коррекционные задачи Коррекционные приемы
Виды изобразительного искусства 9 1. Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств 1 1.1 Беседа. Виды изобразительного искусства. Понимать о роли знаний в жизни человека в области изобразительного искусства.
Различать виды искусства. Формировать учебно-познавательные мотивы Применение наглядно - демонстрационного материала
2. Рисунок – основа изобразительного искусства 1 1.1 Иметь представления о понятии - рисунок
Осознавать различие между разными изобразительными материалами Развивать словесно-логическое мышление и навыки рисования Опора на наглядный демонстрационный материал
3. Линия и ее выразительные возможности 1 1.1 Учиться работать простым карандашом.
Применять разные линии при выполнении графического рисунка Учить работать простым карандашом Применение наглядного демонстрационного материала
4. Пятно как средство выражения 1 1.1 Учиться использовать разные приемы работы карандашом. Ознакомление с понятием пятно – как средсва выразительност на рисунке. Использовать полученные знания при выполнении рисунка Применение наглядного демонстрационного материала
5. Цвет. Основа цветоведения. 1 2.1 Понимать классификацию красок - основные и составные.
Научить выполнять цветовой круг. Опора на наглядный демонстрационный материал. Индувидуальная работа.
6. Цвет в произведениях живописи. 1 2.1 Различать теплую и холодную цветовую гамму
Использовать знания о теплой и холодной цветовой гамме при выполнении живописной работы Применение наглядного демонстрационного материала. Индувидуальная работа.
7. Объемные изображения в скульптуре 1 5.1 Понимать, что такое скульптура.
Знать различие между скульптурой, графикой, живописью. Декоративно – прикладным искусством.
Научиться приемам лепки. Учить работать с пластилином. Развивать мелкую моторику рпальцев. Опора на наглядный демонстрационный материал. Индувидуальная работа.
8. Основы языка изображения 1 1.2 Иметь представление о средствах выразительности, о языке изобразительного искусства.
Формировать учебно-познавательные навыки Применение наглядного демонстрационного материала
9 Реальность и фантазия в творчестве художников. 1 Понимать, что такое творческое воображение (фантазия) художника и зрителя. Формировать учебно-познавательные навыки Применение наглядного демонстрационного материала
Мир наших вещей. Натюрморт. 7 10 Изображение предметного мира. Натюрморт. 1 3,5 Запомнить, что такое жанр – натюрморт.
Научиться поэтапно рисовать симметричные предметы. Развивать словесно-логическое мышление и приемы поэтапного выполнения рисунка Опора на наглядный демонстрационный материал. Индувидуальная работа.
11 Понятие формы. Многообразие форм. 1 3.5 Иметь представление о значении светотеневых отношнеий при передаче объемной формы предметов.
Учить передавать объемную форму при помощи штриховки Опора на наглядный демонстрационный материал. Индувидуальная работа.
12. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. 1 3.1 Иметь представление о линейной перспективе. О приемах построения рисунка с линейной перспективой
уметь применять приемы построения линейной перспективой при выполнении рисунка.
Формировать учебно-познавательные навыки.
Научить строить рисунок с перспективой Применение наглядного демонстрационного материала. Индувидуальная работа.
13. Натюрморт в графике. Эскиз. 1 3.2 Отличать жанр натюрморта от других жанров.
Запомнить этапы построения рисунока.
Формировать учебно-познавательные навыки. Использовать знания построения симметричного рисунка. Применение наглядного демонстрационного материала. Индувидуальная работа.
14 Натюрморт в графике. Передача объемной формы. 1 3.3 Применить знания светотеневых отношений при передаче объемной формы предметов Формировать учебно-познавательные навыки. Использовать знания и приемы передачи объемной формы Применение наглядного демонстрационного материала. Индувидуальная работа.
15. Цвет в натюрморте 1 Отличать жанр натюрморта от других жанров.
Запомнить этапы построения рисунока. Применить знания о цветовых отношений при передаче объемной формы предметов
Развивать навыки самостоятельной работы с красками. Учить приемам смешивания красок. Применение наглядного демонстрационного материала. Индувидуальная работа.
16. Цвет в натюрморте 1 16.12.2016 3.3 Применить знания о цветовых отношений при передаче объемной формы предметов
Развивать навыки самостоятельной работы с красками. Учить приемам смешивания красок. Применение наглядного демонстрационного материала. Индувидуальная работа.
Вглядываясь в человека. Портрет 10 17. Образ человека – главная тема в искусстве. 1 3.3 Беседа.
Иметь представление о жанре портрет.
Развивать словесно-логическое мышление и Расширение кругозора .Применение наглядного демонстрационного материала. Индувидуальная работа.
18. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. 3.3 Запомнить основные пропорции головы человека. Научить приемам выполнения рисунка головы человека. Применение наглядного демонстрационного материала
19. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека 1 3.3 Иметь представление о графических рисунках и выразительноси образа человека.
Понимать существенные особенности в различии жанров изобразительного искусства. Научить приемам выполнения рисунка головы человека. Применение наглядного демонстрационного материала
20. Портрет в графике. Эскиз 1 3.3 Иметь представление о графических рисунках и выразительноси образа человека.
Учиться приемам выполнения рисунка – портрета. Научить приемам выполнения рисунка головы человека. Применение наглядного демонстрационного материала. Индувидуальная работа.
21. Портрет в графике. Продолжение работы.(передача объемной формы) 1 3.3 Учиться приемам выполнения рисунка – портрета и передачи объемной формы Научить приемам выполнения рисунка головы человека и передачи объемной формы. Применение наглядного демонстрационного материала. Индувидуальная работа.
22. Портрет в скульптуре. 1 3.4 Иметь представление о скульптуре, о материалах скульптора. Приемы работы лепки пластилином
Научить приемам лепки головы человека. Применение наглядного демонстрационного материала. Индувидуальная работа.
23. Сатирические образы человека. 1 3.4 Иметь представление о художниках, работающих в жанре сатирического портрета.
Выполнить портрет – шарж на одноклассника Применение наглядного демонстрационного материала. Индувидуальная работа.
24. Образные возможности освещения в портрете. 1 3.4 Использовать выразительные возможности освещения для характеристики образа.
Развивать словесно-логическое мышление, фантазию. Применение наглядного демонстрационного материала. Индувидуальная работа.
25 Роль цвета в портрете. Великие портретисты. 1 3.4 Иметь представление о художниках –портретистах. Формировать учебно-познавательные навыки Применение наглядного демонстрационного материала
Человек и пространство. Пейзаж 8 26. Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж. 1 3.5 Беседа.
Иметь представление о жанре пейзаж.
Развивать словесно-логическое мышление Применение наглядного демонстрационного материала
27. Изображение пространства. 1 3.5 Уметь составлять композицию, используя знания линейной перспективы. Формировать умение воспроизведения изученного материала Применение наглядного демонстрационного материала. Индувидуальная работа.
28. Пейзаж – большой мир
1 3.5 Уметь составлять композицию, используя знания линейной перспективы.
Применить знания о цветовых отношений при работе с красками. Расширение кругозора. Умение применять знания изученного материала Применение наглядного демонстрационного материала. Индувидуальная работа.
29. Пейзаж - настроение
1 3.5 Уметь составлять композицию, используя знания линейной перспективы.
Применить знания о цветовых отношений при работе с красками. Формировать умение воспроизведения изученного материала Развивать навыки самостоятельной работы
30. Городской пейзаж. Эскиз. 1 Применять полученные знания в самостоятельной работе Развивать навыки самостоятельной работы Самостоятельная работа.
31. Городской пейзаж. Продолжение работы в цвете 1 4.1 Применять полученные знания в самостоятельной работе Развивать навыки самостоятельной работы Развивать навыки самостоятельной работы
32-35. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
1 5.1 Применять полученные знания в самостоятельной работе.
Уметь составлять композиции.
Анализировать выполненные работы.
Использовать разные художественнве материалы Развивать словесно-логическое мышление. Расширение кругозора. Умение применять знания изученного материала Развивать навыки самостоятельной работы
Итого 35