Презентация по методической теме Формирование рефлексивных универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
Формирование рефлексивных универсальных учебных действиймладших школьников в условиях реализацииФГОС НОО. Дьякова Г.И. Учитель I категории. МОУ «Малечкинская средняя общеобразовательная школа» С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, но и привить еще две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Проблема формирования рефлексии , являющейся основой самостоятельной, саморазвивающейся личности, приобретает особую актуальность. Актуальность темы. В педагогической литературе мы находим такие понятия как "рефлексия", "рефлексивная деятельность" и "рефлексивные способности", являющиеся обязательными компонентами процесса обучения в системах личностно-ориентированного и развивающего обучения. Под рефлексией понимается обращение индивида к своему внутреннему миру, своему опыту, деятельности, переживаниям и т.д. – ко всему тому, что он видел, слышал, читал, делал, думал, чувствовал и т.п.- и к тому как, почему и зачем он так видит, делает, думает, чувствует. Индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием рефлексивной деятельности называют – рефлексивными способностями. Индивидуальная мера выраженности рефлексии – рефлексивность – понимается, как способность человека осознавать свои мысли, чувства, отношения и пр. Понятие рефлексии. Рефлексивные способности. Модель становления рефлексии младшего школьника в учебной деятельности" : 1. Стадия становления коллективной рефлексии. 2. Стадия становления групповой рефлексии. 3. Стадия становления индивидуальной рефлексии. Закономерности и особенности развития рефлексивных способностей . 1) рефлексия настроения и эмоционального состояния; 2) рефлексия содержания учебного материала; 3) рефлексия деятельности. Данные виды рефлексии могут проводиться как в индивидуальной, так и в коллективной (групповой) формах. Деятельность учителя по формированию рефлексивных способностей Рефлексия настроения и эмоционального состояния Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. Прием «Букет настроения». Прием «Дерево чувств» красный - восторженное; оранжевый - радостное, теплое;желтый - светлое, приятное; зеленый – спокойное ; синий - неудовлетворенное, грустное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - упадок, уныние. «Светофор», «Яблоко и стрелы» . Более старшие ребята (учащиеся 3-4 классов) могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. 1 этап - формирования рефлексивных способностей начинаю в 1 классе в период обучения грамоте - высота буквы - ширина буквы - петельки, закругления - наклон - соединения - правильность написания слова. Рефлексия содержания учебного материала На 2 этапе формирования рефлексивных способностей у детей происходит становление содержательной самооценки. 1.Правильно записать числа для умножения с учётом поразрядности. 2.“Прикидка” - определение переполненных разрядов. 3.Определение количества цифр в произведении. 4.Нахождение произведения однозначных чисел, т.е. табличное умножение. 5.Нахождение суммы произведений в каждом разряде. каждый кружок будет оценивать отдельную операцию (отдельный “шаг”). № умения Дата или номер урока по теме Диагн. работа Самост. работ Провер. работа 1 Запись действия умножения в столбик. 2 Определение количества цифр в произведении. 3 Нахождение одного неполного произведения. 4 Нахождение более одного неполного произведения. 5 Запись неполных произведений. 6 Сложение неполных произведений. 7 Умножение многозначных чисел, оканчивающихся на ноль. рефлексивная табличка № Я умею Обучение грамоте Месяцы 9 10 11 12 1 2 3 1 Различать звуки и буквы русского языка 2 Различать гласные и согласные 3 Определять на слух ударные и безударные гласные 4 Делить слово на слоги 5 Определять согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие 6 Выделять звук в слове, давать ему характеристику 7 Создавать звуковую модель слова 8 Обозначать звуки буквами 9 Правильно сидеть за столом 10 Правильно писать буквы 11 Выполнять три вида соединений букв 12 Различать слова, которые обозначают предметы, их признаки, действия, слова-помощники 13 Правильно записывать предложение и собственные имена при списывании и диктанте 14 Читать печатный и письменный текст 15 Отвечать на вопросы по содержанию 16 Пересказывать отдельные части текста 17 Озаглавливать прослушанный текст 18 Связно писать слова при списывании, по памяти, под диктовку 19 Выполнять правила записи предложений 20 Правильно писать слова с сочетаниями ЧК, чн, жи, ши, ча, ща, чу, щу 21 Анализировать звучащую и письменную речь Дневник достижений Способность рефлексии не сформирована Способность сформирована, но не всегда адекватна Сформирована адекватная рефлексивная способность. Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. Рефлексия деятельности. Лестница успеха. 1сегодня я узнал… 2было интересно… 3было трудно… 4я выполнял задания… 5я понял, что… 6теперь я могу… 7я почувствовал, что… 8я приобрел… 9я научился… 10у меня получилось … 11я смог… 12я попробую… 13меня удивило… 14урок дал мне для жизни… 15мне захотелось… Устное обсуждение. Рефлексивный экран. Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в. Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности. Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их. Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно. Заключение. Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. пе