Воспитание гражданских компетенций в сувенирном кружке Цветик — семицветик.
Воспитание гражданских компетенций в сувенирном кружке «Цветик-семицветик».
Компетенция или компетентность в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
В современной педагогической науке встречается ряд достаточно близких по своему содержанию терминов – «гражданская компетентность», «гражданская компетенция», «компетенции гражданственности».
В условиях поликультурного общества, которое обусловливается не только особенностями исторического пути нашей страны, но и интенсивностью миграционных процессов последних лет, которая в будущем будет только возрастать, способность человека к социокультурному взаимодействию становится едва ли не главным фактором индивидуального развития. Гражданская компетентность складывается из четырёх структурных компонентов.
1. Когнитивный блок связан со знаниями и способами их получения.
2. Деятельностный компонент включает в себя готовность выполнять роль избирателя, общественного и политического деятеля и т.п.
3. Аксиологический компонент предполагает наличие у человека таких ценностей, как гуманизм, патриотизм, уважение прав и свобод человека, национальных традиций и культур.
4. Индивидуальный компонент предполагает, что гражданские и патриотические чувства не могут быть навязаны, они должны быть продуктом осознанного свободного выбора на основе гуманистических ценностей.
Определены следующие группы ключевых компетенций: - Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия
С окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе,
коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Приобщение школьников к произведениям изобразительного и декоративно-прикладного искусства пробуждает и воспитывает у них мировоззренческие, эстетические, нравственные, патриотические чувства и убеждения, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему, выполнить свой долг и обязанности перед Родиной и обществом. Искусство, особенно декоративно-прикладное творчество, активно помогает воспитывать школьников добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, высококультурными, то есть гражданами и патриотами своей страны. Оно помогает им увидеть большую реальную и потенциальную силу нерушимой дружбы народов и их сплоченности.
Большое значение для патриотического воспитания в кружке имеют беседы. В
начале учебного года проводится беседа о России и её государственной символике.
Дети узнают, что главными государственными символами России являются гимн, герб и флаг.
Государственный флаг России придумал Пётр Первый в 1705 году. Три цвета – триколор. Красный цвет на Руси является самым торжественным. Этот цвет считается в народе символом отваги, мужества, героизма. Верхняя полоска флага – белая. Белый цвет символ свободы, величия, порядка. И наконец, средняя полоска. Она синяя. Синий цвет символ неба и воды.
Государственный герб России красив и величествен. На золотом фоне герба изображён двуглавый орёл, увенчанный сверху большой короной. На голове орла малые короны. В лапах он держит символы власти- скипетр и державу. Орёл символизирует сильное и независимое государство. А также свободных и гордых как птица людей, живущих в нём.
Гимн – в переводе с греческого означает «хвалебная песня», торжественное, музыкальное произведение, мелодия которого помогает сплотить людей, живущих в государстве, вызывает чувство гордости за свою страну и вдохновляет на защиту Родины. Когда звучит гимн любой страны- граждане этой страны всегда встают.
Не менее важным является и воспитание у детей любви к своей малой родины Крыму, к родному городу, своим родителям. Крым многонациональный, пёстрый – как ковёр, в котором сплелись разные народы: татары, русские, греки, армяне, караимы. Очень важным является воспитание у детей культуры добрососедства, воспитание уважительного, толерантного отношения к людям других национальностей, религий, культур. В кружке проводятся беседы о народах Крыма, их традициях. Дети выполняют работы к ежегодному республиканскому конкурсу «Крым в сердце моём», посещают концерты - вокальных и хореографических коллективов посвящённые Крыму.
В сентябре воспитанники кружка приняли участие в благотворительной акции «Белый цветок». Продавали изготовленные на занятиях поделки и сувениры и все заработанные деньги передали нуждающимся и больным людям.
Большое значение для патриотического воспитания детей имеет поэзия. В октябре занятие кружка посетила группа театрального кружка под руководством Ивановой В.А. Дети смогли познакомиться с творчеством и биографией великого русского поэта С. Есенина. Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, так как все в ней — о России. “Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”, — говорил поэт. Образ России в лирике
Есенина меняется, как сама жизнь в стране, как ее облик. Но остаются незыблемыми те ценности, из которых и складывалось для Есенина понятие России: деревня, русская природа, люди, живущие вокруг, счастье “дышать и жить”, — и одно сокровенное чувство не исчезает, несмотря, ни на что, — “чувство Родины”.Темы родины и природы в есенинской поэзии тесно взаимосвязаны, потому что, воспевая родину, поэт не может быть равнодушным к ее полям, лугам, рекам, описывая природу, поэт тем самым описывает и родину, так как природа — часть родины. Огромная любовь к России дала Сергею Есенину право сказать:Я буду воспеватьВсем существом в поэтеШестую часть землиС названьем кратким “Русь”.
А Русь — это русский народ, неповторимая природа, история страны, это все, что относится к этой части земли…
В годы Великой Отечественной войны крымчане мужественно боролись с врагом. Вторая героическая оборона Севастополя, длившаяся 250 дней, Керченско-Феодосийская десантная операция, Огненная земля Эльтигена, подвиг подпольщиков и партизан стали страницами военной летописи. За стойкость и мужество защитников двум крымским городам - Севастополю и Керчи - присвоено звание город-герой. Воспитанники кружка принимаю участие в конкурсам посвящённым Великой отечественной войне .Главный результат гражданского образования - это то, что оно формирует уважение к людям, терпимость к противоположной точке зрения, учит правилам общественной полемики. Тем самым оно способствует цивилизованному диалогу в обществе, а также дает каждому гражданину возможность участвовать в обсуждении и выработке важных для общества решений.