Воспитание гражданских компетенций в кружке «Рукоделия»
Доклад по теме:
Воспитание гражданских компетенций в кружке «Рукоделия»
-346710130175
Подготовила ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНия 1 категории
Саган Екатерина Васильевна
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом. Трудно представить себе человека, сведущего в какой-либо области, но не имеющего знаний, умений и навыков, позволяющих ему достичь профессионализма в этой области. Однако наличие определённых знаний, умений и навыков не даёт право говорить о наличии у человека компетенций. Для этого необходимы условия, в которых данные категории будут развиваться и благодаря которым они будут трансформироваться в категории гораздо более высокого уровня. Общеизвестно, что единого определения термина «компетентность» пока нет; причем не только в нашей стране, но и за рубежом.
Компетентность - это способность человека результативно действовать в нестандартных ситуациях. При этом следует обратить внимание, что компетентность - интегративная характеристика. Два человека могут одинаково успешно решить какую-либо проблему, но использовать при этом совершенно разные средства и способы действий. Одно умение может компенсировать другое. С другой стороны, одни и те же умения и способности не гарантируют одинаково успешный результат. В качестве иллюстрации можно привести сюжет с двумя россиянами, которые договариваются с иностранцем. Один знает 50 слов, а второй 2000, но первого почему-то понимают, а второго - нет! Ясно, что в такой ситуации важен не только и не столько лексический запас, сколько некая интегративная характеристика - компетентность, включающая, помимо собственно словарного запаса, и коммуникативную составляющую, и актерские, и суггестивные способности и т.д. Процессы, происходящие в последнее время в гражданско-патриотическом воспитании, все больше выдвигают на первый план такие его направления, как гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, историко-патриотическое. Это способствует обогащению содержания гражданско-патриотического воспитания и повышению его возможностей в формировании гражданских и патриотических компетенций .
Термин «компетенции гражданственности» был введен И.А. Зимней в результате транслитерации термина “competence of citizenship”. Под «компетенциями гражданственности» принято понимать знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободу и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн) Одной из задач современной педагогической науки является поиск средств формирования гражданской компетентности у школьников. Главные ключевые компетенции, которые формирует педагог: общекультурные; учебно-познавательные; коммуникативные; ценностно-смысловые; социальные; информационные; компетенции личностного самосовершенствования. Внеурочная деятельность в значительной мере зависит от личности педагога, от его интересов, склонностей , т.е .типа профессионального педагогического характера
В.Ш. Масленникова считает, что эффективность процесса формирования гражданской компетентности у обучаемых зависит от правильности подбора методов обучения и воспитания. К таким методам возможно отнести убеждение и разъяснение, положительный пример (демонстрация положительной модели поведения), проблемные ситуации и ситуации достижения успеха поведения и принятия решений, педагогический менеджмент, ролевые игры, методику коллективных творческих дел, традиций, средств народной педагогики. Особую роль в процессе формирования гражданской компетентности также играет гражданская деятельность (природоохранного, экономического, правового, политического, патриотического и т.д. характера) Как помочь ребёнку стать компетентным? Этого можно добиться при использовании новых технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность, где педагог выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр. Большое влияние на развитие ключевых компетенций у учащихся оказывает использование разнообразных ролевых игр. Игра – один из ведущих видов деятельности для обучающегося в дополнительном образовании. Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели. Процессе формирования гражданской компетентности крайне важно использовать метод беседы. Беседы с элементами игры "Я - гражданин…(России)", Беседа – викторина « Символы России ». Дети узнают ,что главными государственными символами являются "Герб, флаг и гимн России"
Главная цель беседы – вызвать у детей увлечение, которое нужно превратить в стремление и подвести к мыслям, что главное в жизни – оставить после себя след на земле – извечная мечта настоящего человека .
Уделяется большое внимание патриотическому воспитанию. Учащиеся кружка принимали участие в благотворительной акции «Белый цветок». Участвуют в дистанционных конкурсах в 2014 – 2015 учебном году конкурс посвящается 70 – летию Дня Победы. Где дети стали победителями Всероссийском конкурсе декоративно - прикладного творчества «9мая День
Победы», а также в конкурсе «Союз поколений» были приглашены 9 мая 2015 г. Поклонная гора г. Москва на праздник «Союз поколений» принимают участие в конкурсах «Дорога глазами детей», «Космические фантазии», «Новогодний сувенир», «Крымский сувенир» «Крым в моём сердце» где заняли l место Всероссийском конкурсе декоративно - прикладного творчества «Твори! Участвуй! Побеждай!». Беседы «Многонациональный Крым». «История и родословная моей семьи". Главное узнать насколько хорошо дети и взрослые знают свой край и традиции населяющих Крым народов. Главный шаг к изучению культуры народов Крыма — это приобщение к истории Крыма. Важно, чтобы учащиеся знали свои корни и понимали важность толерантного отношения к разным религиозным и культурны традициям народов, населяющих Крым.
Крым переживает подлинное возрождение и становится неотъемлемой частью России. Знания о народах Крыма выполняют теперь, новую функцию: они становится живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Всякая деятельность школьников в той мере, в какой она связана с общественными интересами окружающих, с жизнью общества, является нравственной. Решающее значение для воспитания имеет положительный нравственный опыт, который получают дети, узнавая о том, насколько тесно взаимосвязаны люди различных культур в Крыму и в их семье. Таким образом, формируется гуманистическое, толерантное отношение между детьми, расширяет кругозор, углубляет знания по истории Крыма, религии, декоративно-прикладному искусству.
Рассказывая и узнавая больше о своей семье, близких и знакомых людях, ребенок ощущает взрослую ответственность за свои действия по отношению к людям других национальностей. Проникает в понятие «культурные взаимосвязи». Несет ответственность за свою жизнь, слова, поведение, подготовка и проведение праздников, мероприятий. Обучающиеся осваивают различные способы выполнение работы на кружках, а затем могут выполнить такую работу в других условиях. Например, при подготовке кабинета к новому году, оформили кабинет своими поделками – снежинками. На занятии провели мастер-класс по изготовлению больших снежинок, обучающиеся сами по образцу смастерили подобные украшения. В домашних условиях они также выполнили это задание. Разнообразные виды заданий на внимательность, смекалку, скорость, использование знаний по предмету способствовали формированию навыков групповой работы, взаимовыручки, творческого подхода, а также способствовали повышению интереса к занятиям. Компетентность проявляется в различных видах деятельности, сочетая в себе знания, умения, навыки, социальный опыт и личностные качества обучаемого. Внеурочная деятельность способствует формированию потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Таким образом, внеурочная деятельность – необходимое условие формирования социальных компетенций, вооружение учащихся навыками адаптации к социальным ролям в изменяющейся экономической среде, воспитания ценностных установок в поведении.
Обобщая всё вышесказанное, можно прийти к тому выводу, что на сегодняшний день формирование гражданской компетентности в учебном процессе происходит не столько благодаря содержанию учебных дисциплин гуманитарного цикла, сколько благодаря оптимальному подбору педагогом методов обучения, направленных именно на развитие гражданских знаний, качеств, навыков, ценностей. Определение таких методов, а также организационных форм обучения и является одной из важнейших задач современной отечественной и зарубежной педагогики . Как научить детей не просто жить, а жить достойно? Этому, безусловно, должно помочь гражданско- патриотическое образование и воспитание как одно из основных направлений гуманитарного воспитания школьника. Ребенок не готовится к жизни, он в ней действует, развивается, участвует. Гражданско-патриотическое воспитание в школе имеет обозначенную линию: родной дом – родная школа – родное село – родная страна.