Формирование гражданских компетенций на занятиях кружка Мир игрушки
Выступление на методическом совещании 10.02.2016 года
Формирование гражданских компетенций на занятиях кружка
«Мир игрушки»
Педагог дополнительного образования,
руководитель кружка «Мир игрушки»
Хаведжи-Пона Э.А.
Образование в современном мире выступает важнейшим фактором государственной безопасности и социальной стабильности. Система дополнительного образования располагает многообразными, но не полностью используемыми возможностями воспитания гражданственности у детей и подростков. Положение о том, что дополнительное образование является для подрастающего поколения школой гражданского становления в современных условиях, а для общества возможностью и способностью влиять на становление и развитие его молодых граждан, является весьма принципиальным.
Показательно в данном отношении то, что воспитание гражданственности и любви к Родине выступает одним из основных принципов государственной политики в области образования, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков в государственных образовательных учреждениях, в том числе и в дополнительном образовании.
На занятиях кружка «Мир игрушки» воспитательная работа по формированию гражданственности основывается на следующих принципах: включение воспитанников в опыт гражданского действия, единства гражданского и морально-нравственного воспитания, приоритетности групповых форм работы, гуманистической направленности гражданского воспитания, систематичности и последовательности, актуализации норм и самоактуализации правил гражданского поведения, выбора, вариативности многообразия социально и личностно значимой деятельности.
При подготовке к каждому занятию, я уделяю особое внимание составлению воспитательных бесед на различные темы гражданско-патриотической направленности, содержащие в себе: приоритетность общественно-государственных интересов над личными; преемственность исторического и культурного наследия России, в том числе Крыма, их духовно-нравственных ценностей и традиций, гуманизм, адаптивность, постоянное самосовершенствование, толерантность.
Кружковцы принимают активное участие в обсуждении данных вопросов, проводятся викторины, обучающие игры.
Учащиеся в течение всего учебного года участвуют в выставках и конкурсах декоративно-прикладного искусства (городских, районных, республиканских и Всероссийских), темой которых является патриотизм, любовь и уважение к своей Родине (в том числе и родному краю - Крыму) и изучению ее исторических и культурных событий, изучению различных национальных особенностей, обычаев и искусств нашей многонациональной Родины, уважения и бережного отношения к окружающей среде и родной природе, достижений в науке и много другое.
Так в 2015-2016 гг. воспитанники кружка принимали участие в конкурсах, посвященных Крыму, его памятникам, природе и обычаям народов: «Крым в моем сердце» и «Крымский сувенир» (городской и республиканский этапы), Всероссийский конкурс «Золотая осень. Родной край», Всероссийский конкурс «Твори! Участвуй! Побеждай!».
Кружковцы принимали участие в конкурсах, посвященных Дню Победы – «Прикосновение к истокам. Посвящение 70-летию Победы» (городской и республиканский этап), Всероссийский конкурс «Достижения страны. «70 лет Великой Победы», Всероссийский конкурс декоративно-прикладного творчества «9 мая – День Победы».
Воспитательная работа также проводится на открытых уроках посредством презентаций на различные темы, включающие в себя также элементы гражданственности: так ребятам, была представлена презентация на тему толерантности, после которой активно обсуждалась позиция каждого члена кружка в данном вопросе; был претворен в жизнь проект «Игрушки наших предков», позволяющий раскрыть не только творческий потенциал каждого ребенка, но и позволивший познакомиться учащимся с народным искусством и историей возникновения народных ремесел, а также с народами и обычаями нашей страны; в декабре 2015 года был проведен открытый урок по изготовлению сувенира из бросового материала (по сути отходов строительства),в ходе которого с воспитанниками кружка была проведена воспитательная беседа о катастрофическом экологическом загрязнении нашей планеты, в том числе и различными отходами, были проведены игры и викторины на данную тему, с целью разъяснить детям, как мы можем внести свой посильный вклад в спасение нашей планеты.
По моему мнению, чтобы донести до учащихся всю суть гражданственных компетенций недостаточно сухо преподносить им факты о гражданственности, но и несомненно педагог дополнительного образования должен являться примером и отвечать современным требованиям: быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые тенденции в образовании. В связи с этим остро стоит задача повышения педагогической культуры, как совокупности личностных и профессиональных качеств. Специфика профессиональной деятельности педагогов данной категории, ее практико-ориентированная направленность, требует особого подхода к организации и содержанию процесса повышения квалификации.