статья по биологии. формирование биологических специфических компетенций у старшеклассников
Формирование биологических специфических компетенций у старшеклассников
на уроках биологии на занятиях экоклуба «ЖИЗНЬ»
В условиях снижения интереса у детей к обучению по известным нам всем причинам и в Молдове, и за ее пределами, развитие познавательных способностей учащихся- это основная компетенция, которую я , как и многие из вас, формирую у учащихся и на уроках, и во внеурочное время. А для ее реализации использую - такие специфические компетенции, как
1. Использование в различных ситуациях биологических знаний. И знание роли жизненных процессов в выживании организмов.
2. Исследование биологических процессов с помощью лабораторного оборудования
3. Использование интерактивных методов сбора информации о живых организмах.
4. Активное участие в поддержании собственного здоровья и окружающих. И охраны окружающей среды.
Каждый урок биологии мы начинаем с пяти минут интересного. Ребята приносят все, что им понравилось, что их поразило, удивило, что нового они для себя узнали в области биологии, медицины или обществознания, психологии.
На каждом уроке почти в каждом классе при изучении темы я задаю «вопросы на 10 баллов», на которые можно ответить, зная изучаемый материал и используя логическое и творческое мышление. Например, в 7 классе при изучении темы «Полет» я спрашиваю: почему у курицы на груди мясо белое, а на ногах красное? В 8 классе при изучении темы «Голосеменные» я спрашиваю: почему в каменноугольном периоде папоротники вырастали до 35 метров, а сейчас таких нет? В 10 классе при изучении вирусов могу спросить: Почему вирусные болезни возникают периодически, эпидемиями? Или при изучении бактерий: Почему бациллы бывают очень большими, а кокки таких размеров достичь не могут? Бывает, что ребенок так здорово отвечает, что не жалко и двух десяток за один ответ. А как они ждут этих вопросов! И бесконечно спрашивают: « А вопросы на 10 баллов будут?» Вот так и раскрываются творческие личности. А ведь подчас мы- учителя так и не успеваем раскрыть творческий потенциал ребенка за весь период его обучения в школе. Как ни грустно это звучит.
Для 11-х классов в курсе « Человек и его здоровье» я разработала итоговые контрольные по всем темам типа «купи-продай». Заготавливаю индивидуальные карточки для всего класса. Вопросы на 5-6 , вопросы на 7-8 и вопросы на 9-10. Иногда раздаю их сама, иногда они сами выбирают их себе по силам. Они разложены на столе текстом вниз по трем категориям. И каждый «тащит» вопрос на ту оценку, которую хотел бы получить. Пользоваться в классе ничем нельзя, да это и бесполезно. Готовых ответов в учебнике нет. Например, по теме « Кровообращение» вопросы на итоговой контрольной могут быть такие:
1. Вопрос на 5-6: Бывает, что человек, раненый в ногу погибает только от потери крови, даже если все внутренние органы остаются целыми.Почему? Или: Почему при переливании крови пострадавшим в древности, они часто умирали? Чем обусловлено различие разных групп крови, какова их совместимость?
2. вопрос на 7-8: Через очень тонкие капилляры эритроциты проходят, складываясь пополам. Какое свойство эритроцитов способствует этому? Каковы физиологическая необходимость в таком ничтожном просвете сосуда, что даже клетка в нем не помещается? Или : Объясни почему труп животного уже через сутки начинает разлагаться, хотя в живом организме этого не происходит? Какой процесс составляет основу защитных функций организма?
3. вопрос на 9-10: Как изменяется скорость пульсовой волны при старении организма и почему, от чего зависит тот факт, что пульс у стариков слабее и реже? Или: Если змею в течение получаса держать в вертикальном положении головой вверх, то она погибнет. Объясни почему? Что изменяется в кровообращении животного при таком положении?
Можно пользоваться только знаниями друг друга. Но их нужно «купить». Для этого каждый получает фишку. Если ему требуется помощь, он выбирает в классе человека, который, по его мнению, смог бы ему помочь и идет к нему. Если ему оказали действенную помощь, он отдает свою фишку, оформляет ответ на свой вопрос и в результате получает на балл меньше, чем «стоит» этот вопрос. Ученик, который оказал эту помощь, получает дополнительный балл к своей контрольной работе. Вот здесь отличники не плошают. Не надо даже следить, чтобы с ними расплатились. Здесь срабатывает дух соревнования - кто больше фишек заработает.
Сегодня для развития ученика разработана целая сеть компьютерных обучающих программ. Поэтому я очень часто провожу компьютерные уроки, где разработаны тесты разного уровня сложности и творческие задания. Интересно и познавательно. Ведь в компьютере все двигается, изменяется и ошибаться запрещено. Можно только вернуться на прежние позиции и все снова изучить, чтобы ответить на поставленные вопросы. Например, при изучении темы «Экологические взаимоотношения» в 9 классе, компьютерный урок может выглядеть так:
Компьютерный урок « Экологические взаимоотношения»
Откройте урок №25. Привлечение внимания. Ответьте на вопрос: Как называются пищевые взаимоотношения между живыми организмами? Нарисуйте пищевую цепь, увиденную вами.
Экосистема- определение. Рассмотрите картинки. Дайте определение экосистемы. Опишите основные компоненты биотопа и основные компоненты биоценоза дельты Дуная.
Откройте урок № 26.Животные и растения в разных средах. Опишите основных продуцентов экосистемы. Почему они названы продуцентами? Что является консументами данной экосистемы? Почему они « консументы»? Составьте трофическую цепь данной экосистемы?
Рассмотрите трофические взаимоотношения на берегу дельты. Какие организмы здесь являются продуцентами, консументами I , II и III порядков? Запишите трофическую цепь экосистемы и попробуйте сделать так, чтобы кузнечик остался жив.
Откройте урок № 27. Поле- цепь питания почвы. К какому семейству в основном относятся продуценты данной экосистемы? Какие еще животные, кроме увиденных здесь, можно найти в поле? Напишите трофическую цепь взаимоотношений экосистемы поле.
Образуйте в компьютерном варианте полевую экосистему, подобрав нужные живые организмы. Какие злаковые растения живут в поле? Какие цветущие растения? Какие насекомые? Какие земноводные и пресмыкающиеся? Какие птицы? Какие млекопитающие?
Тест для фотографа. Сфотографируйте 7-8 живых организмов, расставьте их в нужные клетки альбома и правильно ответьте на тестовые вопросы.
Сдайте тетрадь!
С этой же целью я создала в кабинете биологии фильмотеку.
В арсенале кабинета около 200 фильмов. Учебных, научно- популярных и мультипликационных. Я расписала их все по минутам. Составила каталог этих фильмов и сделала распечатки. Каждому фильму отводится отдельный диск. Так их легче искать. В плане урока расписано на каком этапе какой фильм демонстрируется с какой по какую минуту. Здесь нужен всего один компьютер. Но материал воспринимается ярче, полновеснее и долго не забывается.
Для поддержания потенциала своих детей мы создали на базе лицея интеллектуальный клуб, куда приглашаются все, кто может и хочет мыслить творчески. Игры проводим и между равнозначными командами, и между школьниками и выпускниками разных лет, и между учениками и учителями. Один раз в году обязательно проводим конкурс «самый умный» по всем предметам и по биологии в частности.
А главная работа с детьми по формированию специфических компетенций, конечно, происходит после уроков. Я уже много лет руковожу в лицее экологическим клубом «Жизнь», где мы с ребятами « творим великие дела». В клуб приходят все, кому это интересно. И по интересам каждому, обязательно находится работа. Если мальчишкам интересно наблюдать за животными, они ставят эксперимент по зрительному восприятию у хомяков или интеллектуальным способностям крыс. Если девчонки решили узнать больше по внутриутробному развитию плода, мы идем в кабинет УЗИ в ближайшую поликлинику, разговариваем с будущими мамочками, в виварии наблюдаем за рождением крысят. Если ребенку интересны процессы происходящие в его собственном организме, мы проводим эксперименты на одноклассниках. Заставляем их решать интеллектуальные задачи, определяем их тип темперамента, узнаем их биоритмическую принадлежность. Несколько раз ребятам посчастливилось делать доклады на настоящих международных экологических конгрессах в г. Одесса. А летом в походах выясняем изменения в собственном организме в зависимости от нагрузок, физической подготовки, времен года и т.д. Пишем научно- исследовательские работы на конкурсы и статьи в газеты и журналы. А в 2009 на озере Валя Морилор под руководством молдавских палеонтологов мы откопали кости 5-ти мамонтов, некогда живших на территории Молдовы и нашли становище древнего человека и даже древние орудия труда и про нас сняли два фильма и показали на канале СТС.
Очень часто мы проводим занятия нашего клуба на базе наших молдавских музеев- палеонтологического, зоологического, анатомического, на базе ботанического сада и парка- дендрария, в заповеднике Ягорлык и Кодры, где мои дети видят и животных, и растения, и внутренние органы человека, общаются с учеными и многому у них учатся.
И какое счастье видеть на лицах детей довольную и гордую улыбку, когда их творческие работы и статьи печатаются в газетах, журналах и научных сборниках. А ведь нам и здесь есть чем гордиться. Работы ребят регулярно печатает газета «Гутта», есть наши статьи в «Комсомольской правде», сборниках научных статей экологической неправительственной организации хранителей Днестра « Экотирас», в сборнике научных статей- выступлений в г. Одесса, в сборнике победителей конкурса « Барвы Днестра».
Мы стараемся участвовать во всевозможных биологических конкурсах и конференциях. Ведь ничто так не стимулирует творческую личность, как соревнование с достойным противником. Каждый год мы обязательно участвуем в конкурсах по программе « Spare», где умнейшие дети нашей страны ищут способы противостоять глобальному изменению климата на Земле. Для этого мы сняли рекламный фильм « Есть ли будущее у этих глаз», в котором рассказали о необходимости рационального пользования земных ресурсов доступным языком для населения страны, в этом году разрабатываем рекламную акцию « Не бери лишний целлофановый пакет!». Мы подсчитали, что средняя семья из 3-4 человек в Кишиневе в год на ненужные кулечки, которые нам подчас «подсовывают» в магазинах и на базарах фактически затрачивает около ОДНОЙ ТЫСЯЧИ леев, а ведь эти деньги можно пустить в дело и сохранить климат планеты. Постоянно принимаем активнейшее участие в работе экологической организации «Экотирас» по спасению рек и речушек Молдовы, в 2010 и 2011 годах участвовали с творческими проектами в международном конкурсе « Акварели Днестра» во Львове. Победители каждый год награждаются поездками в летний экологический лагерь «Spare» и «Экотирас». А уж здесь работы творческому человеку непочатый край. Здесь и конференции с учеными Молдовы, и творческие и ролевые игры , и походы в музеи, и пешие походы по изучению флоры и фауны родного края, и экологический ликбез с местными жителями. И еще много- много других интересных дел.
А научить детей быть неравнодушными, ищущими и без конца задающими вопросы можем только мы, взрослые. Только для такой важной миссии мы и сами должны быть творческими и легкими на подъем . И тогда учителю открывается одна простая истина- что одаренных детей очень много. Гораздо больше, чем мы привыкли думать. Мы с ними вместе творим, а они делают нашу жизнь интересной, наполненной глубокого смысла, яркой и праздничной.
15