План урока по ОБЖПравила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера»
План-конспект урока ОБЖ в 10-ом классе на тему «Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера»
Цель урока: знакомство с видами ЧС техногенного характера, общими правилами поведения в ситуации подобного характера.
Учебно-наглядный комплекс: федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, презентация «Потенциально опасные объекты»
Методы: Иллюстративно-объяснительный, беседа, частично-поисковый.
Ход урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания. Обсуждение возможных ЧС природного характера в нашей местности, правил поведения в подобных ситуациях.
Изучение нового материала.
а) Изучение основных положений текста федерального закона «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера» с определением техногенных чрезвычайных ситуаций. К ним относятся:
Аварии на промышленных объектах и магистральных трубопроводах;
Химические аварии;
Аварии с выбросом радиоактивных веществ;
Аварии в зданиях жилого и социально-бытового назначения.
Какие из перечисленных ЧС могут случиться в нашей местности?
в) Анализ ЧС техногенного характера .- Человек рождается и живёт в условиях постоянных радиоактивных излучений. Складывается естественный радиационный фон, включающий космическое излучение и излучение естественных радиоактивных элементов земной коры. Определённую опасность для человека представляет радиоактивное загрязнение окружающей среды в результате его собственной деятельности. (Где у нас в Тофаларии возможно радиоактивное загрязнение?)
Несложными, но достаточно эффективными способами защиты от ионизирующих излучений являются: укрытие в загерметизированных помещениях. Профилактический приём стабильного йода, защита органов дыхания и кожных покровов от попадания радиоактивных веществ.
Задание: определите ваши действия при радиоактивном заражении. Какие существуют источники радиоактивного загрязнения?
- Кроме того, в настоящее время хозяйственная деятельность человека всё чаще становится источником загрязнения окружающей среды. Наиболее сильное химическое загрязнение среды может произойти в результате аварий на крупных промышленных, нефтеперерабатывающих и других предприятиях, а также в случаях применения химического оружия. В этом случае может возникнуть острое отравление. (Приведите примеры. Заслушиваются сообщения учащихся).- Пожары - одно из опаснейших бедствий, несущих угрозу жизни людей и их материальным ценностям. Причинами возникновения пожаров являются :неосторожное обращение с огнём, нарушение правил техники пожарной безопасности, самовозгорание сухой растительности и торфа, а также молнии. Как справиться с пожаром в доме?
Даются подробные инструкции о пожаре в доме, если пожар небольшой, что делать, если произошло возгорание телевизора или компьютера, мебели.
- Отдельно рассмотрим ваши действия, если произошло возгорание одежды на человеке. Почему, если на пострадавшем есть обширные раны, его нельзя засыпать землёй или песком?
4. Итог урока.
Каковы причины, источники и виды загрязнения окружающей среды? Что вы понимаете под экологической безопасностью?
Какова реальность опасности радиоактивного загрязнения местности?
Какие источники загрязнения окружающей среды есть в нашей местности? Какую угрозу для населения они представляют?
Какую угрозу для природы Тофаларии представляют золотодобывающие предприятия и разработки никеля и тантала?
Домашнее задание: Составить таблицу возможных ЧС на территории нашего посёлка. Меры по предупреждению ЧС.