Урок по русскому языку Указательные местоимения 6 класс

2
Учитель: Никифорова Анна Анатольевна
Класс: 6
Дата проведения: 14.03.2014г.
Учебный предмет: русский язык
Тема урока: «Указательные местоимения».
Цели: иметь понятие о значении, морфологических признаках, синтаксической роли указательных местоимений.
Задачи:
- обучающая: уметь находить указательные местоимения в речи;
- развивающие: способствовать обучению самостоятельно добывать информацию (анализировать лингвистический материал, действуя по предложенному плану; систематизировать знания, оформлять выводы); способствовать формированию умения видеть местоимения в тексте, отличать их от других самостоятельных частей речи, употреблять в речевой практике;
- воспитательная: воспитывать в себе культуру общения.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, частично-поисковый.
Приемы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Оборудование: раздаточный материал, интерактивная доска(экран), компьютер.

Ход урока.
- Как известно успешность любого урока зависит от его начала, от эмоционального настроя . Вот и я предлагаю начать наш урок с игры «Добрый день». Условия игры: я буду говорить слова «Добрый день» и назову кого-то из вас, а те, кого я назову, помашут мне рукой.
Добрый день всем у кого сейчас хорошее настроение.
Добрый день всем у кого день рождения зимой или весной.
Добрый день всем кто родился летом или осенью.
Добрый день всем учителям.
Метод «Дуэль».
-Какую часть речи мы изучаем?
-Что такое местоимение?
А сейчас проверим, научились ли вы писать местоимения? Проведём дуэль, слышали такое слово? К доске идут два человека, они записывают местоимения, кто больше напишет правильно, тот и победил. Все остальные переживают, только глазами: ребята слева - за 1, ребята справа - за 2.
( кто-то, кое-кого, некоторый, никто, ничей, кое-кто, не у кого, какой-нибудь и т.д.)
- Следующие два человека по очереди объясняют правописание.
- Какие разряды местоимений встретились?
Мы знаем, что у нас остались неизученные разряды, сегодня наша цель – познакомиться с новым разрядом. А поможет нам в этом весна. Она сегодня не только время года, но и художница.
Внимание на слайд. Слайд 3.
Работа с текстом.
1)Что  случилось  с  природой?  
2)Всё  вокруг  ожило, словно кто-то её раскрасил.  
3)Потрудилась Художница-Весна!
4)У  этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе.
5)Своим любимым зелёным она раскрасила растущую травку.  
6)Таким же цветом покрыла лес.
7)Голубым  она раскрасила небо, а белым – те далёкие облака.
 8)Разные краски понадобятся ей,  чтобы создать прекрасный  орнамент.
-Почему же весна – художница?
 Словарная работа. Какое слово вам незнакомо или мало знакомо? (орнамент) Что оно обозначает?
 Слайд 4.
(Орнамент - живописное, графическое или скульптурное  украшение из  сочетания  геометрических, растительных или  животных  элементов)
- Запишите его в Справочник.
- Выпишите из текста словосочетание со словарным словом, разберите его.
 ( у доски 1 человек) (прекрасный орнамент)
Подготовка к ЕГЭ.
  Слайд 5,
Из предложения 5  выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
растущую
Из предложения 8 выпишите слово, в котором написание приставки зависит от значения.
 прекрасный
Из  текста   выпишите все   изученные  местоимения, укажите  их  разряды.
(Правильный ответ: Слайд 6.
 Что - вопросительное
Кто-то – неопределённое
Свои – притяжательное
Она – личное
Ей - личное                                      
Которые – относительное)
- Какие разряды местоимений вам не попались? (возвратное, вопросительные, отрицательные)  
Метод «Инфо-угадайка»
- Обратите внимание на выделенные слова. Они что-то обозначают? (нет, только указывают) На что указывают? (на предмет, признак).
Вы произнесли слово – указывают – значит, как называются местоимения – указательные.
Тема нашего урока будет называться «Указательные местоимения»
Сегодня мы будем работать по-разному: и все вместе, и каждый самостоятельно, и в группах.
- Давайте сначала попробуем определить, какие цели мы поставим перед собой.
(определять значение указательных местоимений, познакомиться с их морфологическими признаками, синтаксической ролью, уметь находить указательные местоимения в тексте и употреблять их в речи.)
А сейчас я прочитаю вам стихотворение А.Фета «Это утро..». Ваша задача выписать все указательные местоимения.
Стих. «Это утро»
- Указательных местоимений не так много в русском языке, запишем их в наш справочник: учебник стр. 178
Слайд 7
ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО, СЕЙ, а также в сочетаниях ДО СЕЙ ПОРЫ, ДО СИХ ПОР, НА СЕЙ РАЗ.
Самостоятельная работа.
- А сейчас работа в группах. Каждая группа выполнит задание, а потом сделает вывод..
1 группа:
1)Подберите однокоренные слова к слову УКАЗАТЕЛЬНЫЕ. Запишите их.
2) Выделите в этих словах корень.
3) Ответьте на вопрос: как вы думаете, в чём секрет названия этих местоимений
Указательные_________________________________________________________________________________________________________________________________
-Просклоняйте местоимение ТАКОЙ.
Падежи
Единственное число
Множественное число

Именительный падеж



Родительный падеж



Дательный падеж



Винительный падеж



Творительный падеж



Предложный падеж



-Сделайте вывод по склонению.

2 группа.
Употребите местоимение ТАКОЙ в нужном роде и числе.
__________________ звук
__________________ красота
__________________ разочарование
__________________ краски
- Сделай вывод: как же изменяется местоимение ТАКОЙ, а следовательно, и остальные указательные местоимения.
Прочитайте текст и выполните задания.
1). Найдите в тексте указательные местоимения.
2). Определите, каким членом предложения они являются. Подчеркните их в тексте как члены предложения.
Кто весной не пролежит, тот весь год будет сыт.
Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.
Хорошо того учить, кто слушает.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

-Выступление каждой группы: Слайд 8,9,10,11.
1). Однокоренные слова: указательные, указ, указать, указка, указывать..
Указательные местоимения так называются, потому что они указывают на какое-либо лицо, предмет(тот, этот, такой) или количество(столько)
2). Местоимение ТАКОЙ и другие указательные местоимения изменяются по падежам и имеют окончания как у прилагательных.
3). Указательные местоимения изменяются по родам и числам.
4). Большинство указательных местоимений являются в предложении определением, дополнением.
Метод релаксации. Упражнение "Четыре стихии"
- Упражнение называется "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем.
Метод «Мозговой штурм»
Русский народ с уважением и любовью говорил о весне, об этом свидетельствуют многочисленные пословицы, поговорки, стихи, сказки, рассказы.
Весна пробуждает в наших душах самые хорошие чувства, пробуждает нас к жизни.
А сейчас игра «Наведи порядок». Слайд 12.
- Расположите предложения так, чтобы получился текст. Найдите в них указательные местоимения, заключите их в овал.
А. Прилетели в этот край грачи к своим старым гнёздам
Б. Вот и наступила в северном крае весна.
В. В этих гнёздах они выведут своё потомство.
Г) Нужно будет отремонтировать эти прошлогодние гнёзда.
Ответ__________________

Итоги урока: Слайд 13
С каким разрядом местоимений мы познакомились?
Перечислите их, как они изменяются?
Оценки за работу на уроке.
Домашнее задание: Слайд 14
Работа с учебником упр. 437 (письменно), 443 (устно).


Приложение.

Стихотворение А.А.Фета «Это утро»

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий небосвод,
Этот крик и вереницы
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти капли – эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – ВЕСНА.



Стихотворение А.А.Фета «Это утро»

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий небосвод,
Этот крик и вереницы
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти капли – эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – ВЕСНА.





Работа с текстом.

1)Что  случилось  с  природой?  
2)Всё  вокруг  ожило, словно кто-то её раскрасил.  
3)Потрудилась Художница-Весна!
4)У  этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе.
5)Своим любимым зелёным она раскрасила растущую травку.  
6)Таким же цветом покрыла лес.
7)Голубым  она раскрасила небо, а белым – те далёкие облака.
8)Разные краски понадобятся ей,  чтобы создать прекрасный  орнамент.
-Почему же весна – художница?

Работа с текстом.

1)Что  случилось  с  природой?  
2)Всё  вокруг  ожило, словно кто-то её раскрасил.  
3)Потрудилась Художница-Весна!
4)У  этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе.
5)Своим любимым зелёным она раскрасила растущую травку.  
6)Таким же цветом покрыла лес.
7)Голубым  она раскрасила небо, а белым – те далёкие облака.
8)Разные краски понадобятся ей,  чтобы создать прекрасный  орнамент.
-Почему же весна – художница?

Работа с текстом.

1)Что  случилось  с  природой?  
2)Всё  вокруг  ожило, словно кто-то её раскрасил.  
3)Потрудилась Художница-Весна!
4)У  этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе.
5)Своим любимым зелёным она раскрасила растущую травку.  
6)Таким же цветом покрыла лес.
7)Голубым  она раскрасила небо, а белым – те далёкие облака.
8)Разные краски понадобятся ей,  чтобы создать прекрасный  орнамент.
-Почему же весна – художница



1 группа.

1. Подберите однокоренные слова к слову УКАЗАТЕЛЬНЫЕ. Запишите их.
- Выделите в этих словах корень.
- Ответьте на вопрос: как вы думаете, в чём секрет названия этих местоимений
Указательные_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Просклоняйте местоимение ТАКОЙ.

Падежи
Единственное число
Множественное число

Именительный падеж



Родительный падеж



Дательный падеж



Винительный падеж



Творительный падеж



Предложный падеж




-Сделайте вывод по склонению.


2 группа.

1. Употребите местоимение ТАКОЙ в нужном роде и числе.
__________________ звук
__________________ красота
__________________ разочарование
__________________ краски
- Сделай вывод: как же изменяется местоимение ТАКОЙ, а следовательно, и остальные указательные местоимения.

2. Прочитайте текст и выполните задания.
1) Найдите в тексте указательные местоимения.
2) Определите, каким членом предложения они являются. Подчеркните их в тексте как члены предложения.

Кто весной не пролежит, тот весь год будет сыт.

Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.

Хорошо того учить, кто слушает.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




15