План-конспект по русскому языку на тему Указательные местоимения (6 класс)
Тема. Указательные местоимения.
Цели урока:
Обучающая цель:
1) сформировать понятие об указательных местоимениях;
2) вырабатывать умение употреблять указательные местоимения в речи;
3) расширить лексический запас учащихся;
4) отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.
2.Развивающая цель:
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
3.Воспитательная цель:
- вызвать интерес к урокам русского языка.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.
Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде.
Коммуникативные: при необходимости
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Фронтальный опрос.
- Какую часть речи мы изучаем?
- Что такое местоимение?
- Какие разряды местоимений вы знаете? Приведите примеры.
Словарная работа стр.72.
III. Актуализация знаний.
-Но мы знаем, что остались неизученные разряды, сегодня наша цель – познакомиться с новым разрядом. А поможет нам в этом весна. Она сегодня не только время года, но и художница. Как же это?
1. Работа с текстом.
1)Что случилось с природой? 2)Всё вокруг ожило, словно кто-то её раскрасил. 3)Потрудилась Художница-Весна! 4)У этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе.
5)Своим любимым зелёным она раскрасила растущую травку. 6)Таким же цветом покрыла лес.
7)Голубым она раскрасила небо, а белым – те далёкие облака. 8)Будто по голубому озеру плывут белые лебеди – облака.
9)Но впереди у Весны ещё столько работы. 10)Разные краски понадобятся ей, чтобы создать прекрасный орнамент.
-Почему же весна – художница?
IV. Объяснение нового материала.
- Обратите внимание на выделенные слова. Они что-то обозначают? (нет, только указывают) На что указывают? (на предмет, признак и количество)
Вы произнесли слово – указывают – и местоимения – указательные.
Работаем по учебнику. С.72
Перспектива.
В этом тексте есть ещё одно местоимение, разряд которого мы будем изучать позже – всё.
V. Первичное закрепление.
- Итак, с какими местоимениями мы познакомились?
- Перечислите их, как они изменяются?
- Определите морфологические признаки у местоимений в тексте.
( у этой - ж.р., Р.п., ед.ч.; таким – м.р., Т.п., ед.ч., те – И.п., мн.ч., столько – В.п.)
VI. Закрепление.
Русский народ с уважением и любовью говорил о весне, об этом свидетельствую многочисленные пословицы и поговорки.
Если в пословице услышите указательное местоимение, поднимите руки вверх, если их не услышите – вытяните руки перед собой:
Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.
Март морозом на нос садится.
Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.
Кто весной не пролежит, тот весь год будет сыт.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Прилетел кулик из-за моря, вывел весну из затворья.
Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.
Одна ласточка весны не делает.
Весна красна цветами, а осень снопами.
2. Весна пробуждает в наших душах самые хорошие чувства, пробуждает нас к жизни. Послушайте, как о весне сказал поэт 19 века А.А.Фет.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий небосвод,
Этот крик и вереницы
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти капли – эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – ВЕСНА.
3. Из стихотворения выпишите 3 - 4 словосочетания с указательными местоимениями, определяя грамматические признаки местоимения.
Коллективная работа.
- Найдите указательные местоимения, подчеркните как член предложения.
Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. (М.Лермонтов).
Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам (А.Грибоедов)
Природа – мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру, заглохла б нива жизни (Н.Некрасов)
Кто живет не для кого, тот не живет и ради себя (Сенека)
Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.Ключевский)
Добродетель состоит не в том, чтобы удерживаться от порока, а в том, чтобы не стремиться к нему (Б.Шоу)
Диктант с заданием.
- Запишите словосочетания, определите разряд местоимений.
Такой большой, какой маленький, твой карандаш, наше дело, с некоторых пор, нисколько не жалко, никто не придет, никогда не говори никогда, никто не услышит, ты да я, да мы с тобой, который час, сколько стоит, произошло нечто интересное, несколько раз, мы приедем.
- Расположите предложения так, чтобы получился текст. Найдите в них указательные местоимения, заключите их в овал.
А.Прилетели в этот край грачи к своим старым гнёздам
Б. Вот и наступила в северном крае весна.
В. В этих гнёздах они выведут своё потомство.
Г. Нужно будет отремонтировать эти прошлогодние гнёзда.
VII. Рефлексия.
Интерес – Что интересно было на уроке?
Творчество – Какие творческие работы вы выполняли?
Обучение – Чему вы научились?
Главное – Что принёс мне сегодняшний урок?
-Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
VIII. Домашнее задание пр. стр.72, упр.455.