Создание интеллект-карты в начальной школе
МБОУ гимназия № 4 г.Пушкино
Нехаева Е.Е., учитель начальных классов
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
С каждым днем увеличивается объем информации, который необходим современному человеку для успешной деятельности. В связи с этим преподаватель должен вводить в практику новые формы обучения, которые позволяют «разбудить» дремлющую в каждом обучающемся жажду познания. Как сделать так , чтобы понимание и запоминание предмета стало максимальным?
Чтобы научить учиться всех обучающихся, и сильных, и слабых, существует множество современных технологий. Сегодня я предлагаю познакомиться с универсальным методом интеллект – карт, в основу которого положены исследования английского психолога Тони Бьюзена и профессора Санкт – Петербургского университета Бершадской Елены Александровны.
Одним из основателей интеллект – карт является Тони Бьюзен. Окончив школу на двойки, он всерьез задумался над вопросом «Почему я хуже других?». Узнав, что человек использует всего 5% головного мозга, он решил «заставить свой мозг работать». Он написал 82 бестселлера на данную тему.
Интеллект – карта – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.
Интеллект – карта или карта мышления – это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать. Иногда в русских переводах термин может переводиться как карта ума, карта разума, интеллект – карта, карта памяти. Наиболее удобный перевод – карта мышления.
Большую часть информации о мире мы воспринимаем визуально, и поэтому, интеллект – карта – это хороший наглядный материал, который проще запомнить и с которым проще работать.
Чтобы создать собственную интеллект – карта, необходимо знать основные принципы построения.
Начинать надо с центра листа. ПОЧЕМУ? Потому что таким образом мысль сможет развиваться во всех направлениях без ограничений. Основная идея передается рисунком. ПОЧЕМУ? Потому что одним рисунком можно выразить тысячу слов. Рисунок в центре листа привлекает внимание, активизирует мыслительный процесс, воображение.
От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
От веток первого уровня при необходимости отходят ветки второго уровня , раскрывающие идеи, написанные на ветках первого уровня. На каждой линии должно быть по одному ключевому слову. По возможности используем максимальное количество цветов, не менее трех. ПОЧЕМУ? Потому что цвета активизируют мыслительный процесс не меньше, чем рисунки.
Везде, где можно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами. При рисовании интеллект – карт вместо длинного поясняющего текста стараемся чаще использовать сокращения и аббревиатуру, их легче записать и легче запомнить, что ускоряет составление интеллект – карт.
При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках. Для большей выразительности нумеруем ветки и добавляем ореолы.
Опыт моей работы показывает, что применение интеллект – карты дает целостную картину изучаемого предмета, привлекает внимание детей, позволяет ученикам быстрее вносить коррективы в свою работу, улучшат память, развивает творческое мышление, снимает стресс, позволяет увеличить объем и эффективность усвоения материала.
Кроме того, по мнению Бьюзена, на основе данного метода можно создать систему обучения, которая вооружит учащегося самым важным умением – умением самостоятельно приобретать знания и использовать их в своей деятельности.
Список использованных источников
1. Бершадская Е., Соколова И. Мыслить системно с первого класса //интернет – журнал Лицей [Электронный ресурс] – 2014. – URL: http://gazeta-licey.ru/flight-scientific-and-pedagogical-gazette/approachs-systems-technologies/metod-intellekt-kart/6485-uchimsya-myslit-sistemno-s-pervogo-klassa
2. Борискина Ю.М., Грибова Е.В. Ментальные карты как современная информационно-педагогическая технология в системе образования // Современные информационные технологии и ИТ-образование [Электронный ресурс] / Сборник научных трудов VIII Международной научно-практической конференции / под ред. В.А. Сухомлина.
3. Бьюзен Т., Бьюзен Б., Супермышление /Т. Бьюзен; пер. с англ. Самсонов Е.А. Минск:ООО «Попурри», 2003. 304 с.
4. Зайцева М.А., Скачкова М.Б. Интеллект-карта как фактор развития познавательных учебных действий младших школьников. //СибАК: Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием. 2012. URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/1996-2012-04-17-09-26-34 (дата обращения: 12.05.2014).