Методический материал Формирование универсальных учебных действий (в помощь учителю)

Формирование универсальных учебных действий

Познавательные УД
Регулятивные УД
Коммуникативные УД
Личностные УД

Включают в себя: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные УД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности;
работа с текстом:
- ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
- определение главной темы, общей цели и назначения текста;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
Логические УД:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей;
сравнение; обобщение и классификация объектов;
определение понятий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство и опровержение.
УД постановки и решения проблемы:
формулирование проблемы;
выдвижение гипотез; их обоснование;
самостоятельное создание способов решения, алгоритмов деятельности при реализации проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных УД составляют знаково-символические действия, использование знаково-символических средств, общих схем решения:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графические или знаково-символические);
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Выпускник научится (начальная школа):
осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи с использованием учебной литературы;
использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
основам смыслового чтения и выделению существенной информации;
осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщать;
устанавливать причинно-следственные связи.
Получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Развитие учебных и познавательных мотивов в школе требует от учителя организации следующих условий:
создание проблемных ситуаций, активизации творческого отношения учащихся к учебе;
формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения;
обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач;
оценивание знаний обучающегося с учетом его основных достижений;
организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.
Включают в себя:
управление своей деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и самостоятельность.
К ним относятся:
целеполагание – постановка учебной задачи;
планирование – составление плана и последовательности действий по достижению поставленной цели;
контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия в случае расхождения с эталоном для достижения реального ожидаемого результата;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
Выпускник научится (нач. школа):
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя.
Выпускник получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия и т.д.


Включают в себя:
речевую деятельность;
навыки сотрудничества.
К коммуникативным УД относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии нормами родного языка.
Коммуникативные УД обеспечивают
социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению и деятельности;
умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Выпускник научится (начальная школа):
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т. ч. и не совпадающих с его собственной, и учитывать их в работе;
формировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению;
строить понятные высказывания, задавать вопросы, контролировать действия партнера.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при сотрудничестве;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь и.т.


Включают в себя:
самоопределение (внутренняя позиция школьника), самоиндификация (самоуважение и самооценка);
смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»);
морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков).
Личностные УД обеспечивают знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, гражданская идентичность).
Гражданская идентичность трактуется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе.
У выпускника будут сформированы (начальная школа):
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
широкая мотивационная основа учебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России;
развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
установка на здоровый образ жизни;
чувство прекрасного и этические чувства на основе знакомства с мировой художественной культурой;
эмпатия как понимание чувства других людей и сопереживание им.
Выпускники получат возможность для формирования:
положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивиции;
установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.